Модели soft skills для тимлида

25.09.23

Команда

Можно просто писать код, а можно знать и использовать шаблоны. Так и с командами: можно просто строить совместную работу людей, а можно – знать и применять при этом модели, учитывающие их сильные и слабые стороны. О моделях типов личности и командообразования, применимых в работе тимлида, будет рассказано в статье.

Я – Максим Цепков. У меня 25 с лишним лет опыта в «кровавом» Enterprise. Я архитектор, аналитик, разработчик и до сих пор веду проекты.

Когда делаешь проекты «под ключ», включая внедрение, очень много работаешь «в поле» – с заказчиками, со стейкхолдерами. Нужно быстро понимать людей и договариваться с ними, чтобы они для нас были не злобные непонятные орки. А, наоборот, дружественные, причем разные – орки, тролли, гномы, со своими особенностями.

 

Модели soft skills

 

 

Типологии и модели soft skills тем и ценны, что позволяют понять непохожего на тебя. Ты же не можешь прочитать напрямую, что в голове у другого человека – а с помощью модели можно понять его логику, ценности и картину мира.

А модели команд еще показывают, как это все развивается в динамике.

Можно работать и без моделей, подходить персонально, но это как писать код без шаблонов – будет тратиться больше времени.

При этом применение моделей не значит рационализацию или манипуляции. Рационализировать и манипулировать можно и без моделей. А можно с моделями этого не делать. Это ваш баланс, который вы должны держать самостоятельно.

 

 

В моем докладе будет несколько моделей. И по каждой из них могут быть полудневные, двухдневные, недельные тренинги, курсы, книги. Это будет обзор по небольшой части моделей, в реальности их еще больше.

Я рассказываю о тех моделях, которые отобрались у меня за мой опыт. Может они и не лучшие, но мне они подходят. А ваша задача – создать свой набор.

 

 

Очень важно понимать, что все модели – это не наука, а инженерная эмпирика. Это как модели реального газа, которые использовались в конце XIX – начале XX века. До появления молекулярно-кинетической теории, которая сейчас рассчитывает газодинамику всякими хитрыми методами, изначально была только эмпирика.

Эмпирика бывает двух видов:

  • Первая: умный гуру придумал классификацию и подогнал под нее статистику, если он хороший ученый. А если он не ученый, он опубликовал книгу, что мир устроен так, а вы в это можете верить или не верить. Нужно различать, насколько модели статистически подтверждены и всерьез обоснованы. В этом нужно разбираться вам самим, когда вы их выбираете.

  • Вторая (более симпатичная мне): когда на основании исследований реального мира выделяются кластеры, типы людей. Эти модели мне нравятся больше, у меня они тоже есть.

О механизмах, которые стоят за моделями, есть лишь гипотезы – через 10-30-50 лет наука, может быть, разберется в функционировании этих механизмов. Например, сейчас научились рассчитывать обтекание самолета, так же, с помощью персонализированной модели, будут рассчитывать поведение человека.

Критерий полезности модели – работоспособность социальных систем, разработанных на их основе. Предсказательная сила. Если есть предсказательная сила – используйте. Если есть только объяснительная сила, в смысле объяснить фейл, зачем тогда такая модель нужна?

 

Типология Майерс-Бриггс

 

Первый класс моделей – для понимания разных людей, потому что люди мыслят по-разному.

 

Индивидуальные особенности людей показывают типы личности Майерс-Бриггс (MBTI).

Это достаточно старая модель, которая построена, чтобы помогать организовывать командную работу. Она очень репрезентативная и достаточно простая. Возникла в 60-е годы на основе типологии Юнга.

Интересно, что в 60-х годах получили известность еще несколько похожих моделей, но ориентированных на лидерство. По сути, это частные случаи типологии Майерс-Бриггс, но возникшие как независимые ветви развития от Юнга и прочих.

 

 

Типология Майерс-Бриггс применяется, чтобы понять разных людей. Метод заключается в следующем:

  • Консультанты заходят в большую компанию и делят людей на группы схожих типов.

  • Каждой группе дают их производственные задачи, чтобы люди между собой договорились и приняли решение.

  • А потом эти разные решения от групп людей разных типов вываливают на стратегическую сессию, где все офигевают от того, как люди по-разному смотрят на мир.

  • И дальше в процессе учатся договариваться.

По этой модели есть две хороших книги, переведенные на русский:

  • Отто Крегер, Дженет Тьюсон, «Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»

  • Отто Крегер, Дженет Тьюсон, Хайл Ратледж, «Типы людей и бизнес».

 

 

Это очень простая модель.

Берем деятельность.

Начинаем с того, что для принятия решений нужна мотивация (источник энергии).

  • Есть люди, у которых мотивация внутри, как двигатель – интроверты.

  • Есть люди, у которых мотивация через социальное одобрение – экстраверты.

Для принятия решений запускается анализ – ты смотришь на мир, анализируешь картину мира:

  • Здесь можно смотреть на мозаику деталей – сенсорик;

  • А можно быстро делать концепты и обобщения – интуит.

Дальше принимаем решение на основе этого:

  • Есть люди, которые думают о результате («У меня есть цель, и я хочу этого достигнуть») – мыслящий тип,

  • А есть те, которые думают о людях в процессе («Как мы туда будем идти? Будет ли нам по пути больно? Или не будет больно?) – чувствующий тип.

Интересно, что чувствующие люди, заботясь о нанесении пользы сотрудникам, запросто принимают жесткие решения. И наоборот: те, кто думают о результатах, понимают, что дойти до цели сможет только отдохнувший человек в хороших условиях. Здесь все не примитивно, связь непрямая.

И дальше начинаем действовать:

  • Всем известный способ действия – «Планирую и иду по плану», так действуют решающие.

  • Но есть альтернативный способ: ищем подходящие возможности и действуем спонтанно – это воспринимающий тип, так действуют предприниматели.

В разных ситуациях нужны и те и другие.

Такая вот простая модель. Если люди плохо понимают друг друга, берем на вооружение 4 дихотомии (16 типов), и разбираемся, как именно ваш коллега мыслит и действует.

 

 

Если посмотреть на ИТ через призму MBTI, то можно объяснить себе много ситуаций:

  • Архитекторы и разработчики мыслят концептами – они интуиты (N). И в коммуникации с сенсориками (S) – бухгалтерами, юристами, в работе которых никаких концептов нет, им сложно.

  • Часть эффективных сотрудников – воспринимающие (P). Они видят: «О! У нас здесь есть новый стек технологий! Ну-ка мы его сюда запилим!» и придумывают, как бы это обосновать. Но добиться от них планирования (J) или следования по плану бесполезно. На следующий день они план забывают, потому что у них появляются новые вводные, новые возможности. При взаимодействии с ними надо учитывать эту логику.

  • Больше всего мне эта модель помогла, когда к нам пришел руководитель экстраверт (E). У экстравертов есть такая фишка, что им не бывает мало похвалы. Их нужно хвалить и хвалить.

  • А интроверт (I) наоборот: когда его много хвалят, он чувствует подвох. И это непонимание в обе стороны.

Таких примеров очень много. В треде к моему посту Владимир Фёдоров делится наблюдениями, как люди разных типов пишут код. Можно почитать.

Это хорошие репрезентативные примеры, но нужно понимать ограничения, потому что эту модель в свое время попробовали использовать за пределами действия – для профориентации. Там она не сработала, был грандиозный фейл в Штатах, она себя скомпрометировала на этом поле.

Модель очень неплохая, но не нужно выходить за пределы ее использования.

Можно пользоваться и другими моделями про разнообразие людей – их очень много. Есть психологические и прочие.

 

Модель Хелен Фишер

 

 

Следующая типология – модель Хелен Фишер. Она, что интересно, нейрофизиологическая, выделяет типы в зависимости от того, от чего у человека драйв.

Есть четыре нейрофизиологических гормональных механизма мотивации и счастья:

  • Дофамин – счастье поиска исследований;

  • Тестостерон – счастье победы и достижения цели;

  • Серотонин – счастье регулярной повседневной жизни;

  • Окситоцин/эстроген – счастье эмпатии и взаимоотношений.

Пройти тестирование по этой модели можно по ссылке.

  • Поскольку это нейрофизиология, у каждого человека есть все четыре механизма мотивации.
    Но разные механизмы имеет разную силу у разных людей – это зависит от воспитания, поощрения (в малом возрасте, еще до года) и любопытства. Например, дофамин – это счастье поиска. Ребенок, когда хватал все подряд, одни мамы его поощряли, а другие говорили «не лезь» и т.д.

  • С течением жизни количество гормонов изменяется и мотивация поведения изменяется, в том числе это связано с созданием семьи и рождением детей – природа закладывала механизмы именно для этого.

  • Важно, что работа должна включать деятельность, у которой есть твое счастье, иначе в ней нет смысла. И это уровень нейрофизиологии, рационально, через самоубеждение это не изменяется.

На базе нейрофизиологии у Анны Обуховой есть интересная теория про внутреннего крокодила, котика и кудрявого человечка. Она об этом рассказывала в выступлениях https://youtu.be/OCgxIMhsy60 и https://youtu.be/W_fK68KfXHg. Так вот, крокодил и котик сильнее, потому что они внизу – они, ежели что, человечку отрубают энергию. С ними можно договариваться, но нужно их учитывать.

 

Мотивация

 

 

Мотивация. «К каждой паре рук зачем-то прилагается голова…» – мне сказали, что это фраза Форда, но ссылку на его тексты мне найти не удалось.

По мотивации людей есть ряд исследований:

  • Первое приближение – пирамида Маслоу в 40-х годах.

  • В 60-е годы появилась теория МакГрегора о делении людей на X – исполнители, Y – предприниматели. То, что хорошо для одних, убивает других и наоборот. Только не путайте эту теорию с теорией поколений, где есть поколения X, Y, Z и так далее.

  • В 1991 году – «Мифы мотивации» Шпренгера о том, что все схемы мотивации в долгую работают деструктивно. А иногда и в короткую. С тех пор появились новые схемы мотивации, но вы можете проверить по критериям – может они не такие же, и произошел ребрендинг. Потому что желание мотивировать сотрудников – очень востребовано.

  • И в 1990 году Чиксентмихайи в «Состояние потока» написал, что работа должна быть организована так, чтобы люди входили в состояние потока и писали код примерно с таким же драйвом, с которым они проходят онлайн-игры.

На тему мотивации есть хороший доклад Алексея Пименова «Motivation 3.0: что вы должны знать для работы с командой» на AgileKitchen 12.10.2013 – доступны видео и мой конспект.

 

Еще пара моделей про разнообразие

 

 

Ханк Рейнвотер «Как пасти котов».

В этой книге есть распространенные типы, редкие породы, дворняги и т.п. Это так он классифицировал программистов. Можете посмотреть, книгу я рекомендую.

 

 

Интересная модель – Алексей Кулаков «Типология на основе игр».

Алексей Кулаков долго работал в Digital, Web- и онлайн-играх, потом основал Ridero. По этой модели он учил своих тимлидов.

В основе типологии шесть рас, у каждой свои ценности. Четыре расы заимствованы из типизации игроков Ричарда Бартла. И еще добавлены две расы про идеологию, которых нет в играх.

Онлайн-игры же делают так, чтобы всем людям было интересно, поэтому там есть разные типы миссий, разные типы активностей и прочее. И модель Бартла – одна из базовых. Она была создана на основе наблюдения за онлайн-игроками. Когда выяснилось, что почему-то не все игроки играют в шутеры, а есть игры, где всем интересно, начали исследовать этот вопрос, ведь создателям игр нужно, чтобы в онлайн-игры играли все.

Подробнее про эту типологию можно узнать из статьи Алексея, а также посмотреть обсуждение у меня и обсуждение у Алексея.

 

Спиральная динамика

 

Спиральная динамика – модель ценностей человека и культуры компании.

Эта модель, как и модель Бартла, и модель Белбина, о которой я еще буду говорить, создана на основе эмпирических исследований Клэра Грейвза. Грейвз вел их с 1950-х годов и до смерти, а книгу опубликовали уже его ученики.

 

Изначально целью исследований Грейвза было создать образ идеального коллеги – человека, с которым хорошо работать в бизнесе. Он думал, что это будет некоторый единственный образ и вариации вокруг него с нормальным распределением. Оказалось, не так просто:

  • Во-первых, проявилась дихотомия «я-мы», на которую делятся люди.

  • Во-вторых, этих образов восемь, они сложные, из них четыре – распространенные, а еще четыре – встречаются реже.

  • А еще, когда человек знакомится с чем-то новым или просто защищает свой образ перед другими, он меняется. Причем, меняет свой уровень последовательно – есть такая уровневая модель.

После того как образы были выявлены, возник вопрос – а откуда они взялись? Объяснение авторов в том, что это – закрепленные в культуре образы, соответствующие этапам развития общества. Например, когда мы читаем, смотрим фильмы про каких-нибудь Ермака, завоевателей и т.д., мы все это в себя впитываем.

Фишка модели спиральной динамики по сравнению с другими моделями корпоративной культуры состоит в том, что она отражает те культурные изменения, которые сейчас происходят в обществе:

  • начальные уровни соответствуют сельскохозяйственному обществу до красного;

  • на красном происходит переход к индустриальному, которому соответствуют четыре уровня с красного по зеленый;

  • и на зеленом происходит переход к современному цифровому миру, который сейчас происходит.

Другие же модели корпоративной культуры, в основном, построены на материале культуры индустриального мира и не описывают те изменения, которые сейчас происходят.

Человек проходит уровни спиральной динамике с рождения, потому что каждому из них соответствует своя, все более сложная картина мира. Но, помимо этого, попадая в новый контекст, например, на работу в новую компанию. Он каждый раз быстро проходит свой путь.

  • Бежевый уровень – он пришел на работу и там «орки», которые его съедят и выпихнут, чтобы он не прошел испытательный срок.

  • Фиолетовый – это племя, он нашел «своих».

  • Красный – он освоился и пошел изменять эти замшелые порядки так, как надо, или писать продукт, который завоюет мир.

  • Синий – он научился строить процессы, организовывать работу.

  • Оранжевый – он понял, что нужно не биться головой о стену, а искать слабые точки.

  • Зеленый – что надо идти вместе, а не одному.

  • Желтый – совместная работа и достижение цели.

  • И бирюзовый – кооперация на весь мир.

При этом первые уровни могут проходиться быстро и незаметно, например. Если вас привел знакомый, и вы уверены в безопасности, или компания заботится о том, чтобы вы освоили ее правила работы.

На моем сайте есть более подробное описание этих уровней с примерами и много других материалов на тему «Спиральной динамики».

 

 

Модель спиральной динамики – не отвлеченная теория. Она хорошо описывает повседневные вещи. Например, что значит «протестировать релиз».

 

 

Или то, как различаются представления людей об идеальной IT-компании. Прям сильно разные. И это стоит учитывать, когда к вам приходит новый сотрудник, выяснить его представления и принимать решение с учетом их. Важно, что эти представления – не странные, просто у него другой опыт и другие ценности, это – нормально.

 

 

Образ идеальной ИТ-компании – частный случай описания культуры организаций.
На слайде показана развитие культуры организаций в Спиральной динамике от Марка Розина.

 

Модели командообразования

 

Дальше расскажу о нескольких моделях командообразования.

Первая – модель Адизеса о четырех стилях руководства.

 

 

Модель о стилях руководства как раз нарисована умозрительно, причем оси совмещены произвольно – разные тренеры подписывают оси, как им нужно. И это типично: модели переинтерпретируются и изложение очень часто далеко от оригинала.

Этот слайд я взял на их официальном сайте, но сейчас они его почему-то убрали. Хорошо, что WEB-архив все помнит.

 

Следующая модель о командообразовании – жизненный цикл компании.

Важно, что модель жизненного цикла можно применить также к проекту или к продукту. Там тоже разные стили администрирования на разных фазах жизненного цикла, и нужно не стоять, чтобы не умереть. А нужно быстро развиваться, потому что есть побочные ветки, и на каждом этапе своя смерть.

 

 

Следующая модель командообразования – командные роли Белбина.

Как и спиральная динамика Грейвза, эта модель получена на основе эмпирических исследований – когда команды работали под наблюдением и соревновались.

Здесь Белбину удалось достичь настоящего научного критерия успеха – сделать типологию, по которой, зная состав команды по анкетам на входе, можно предсказать места команд на выходе.

 

 

В теории ролей Белбина описаны типовые роли. Важно, что она описывает еще и слабые команды.

Rob Thomsett адаптировал эту теорию для ИТ – об этом я прочел в книге Эдварда Йордана «Смертельный марш». Это очень хорошая книга про проекты, в которых имеющиеся сроки и ресурсы в два или более раз меньше, чем дают оптимистичные оценки. Книга написана давно, но такие проекты регулярно возникают вновь и вновь, и книга сохраняет свою актуальность. Поэтому если вы ее не читали – это стоит сделать.

Белбин говорит о том, что в команде есть девять ролей:

  • «Работник компании» по Белбину – это человек, который должен был быть в каждой успешной команде. Это человек, которому важен успех проекта. И он готов ради этого делать то, что нужно, несмотря на то, умеет он это или не умеет. Нужно поднять билд и continious intergration и некому? Он берет и делает. Не ищет отговорок, что чего-то не умеет или плохо понимает.

  • Есть две роли про идеи: «Генератор идей» и «Исследователь ресурсов».

  • И две роли про руководство (два стиля руководства). По Белбину они эквивалентны. Белбин очень хотел обосновать, что «Координатор» – это демократичное руководство, и что он лучше харизматичного «Шейпера». Статистически это не так, но существуют разные разбросы. Шейпер чаще ведет не туда, и команда дружно идет к провалу. А с координатором команда медленнее принимает решения, и это мешает принимать решение быстро.

  • И так далее, там много интересного.

О модели Белбина у меня есть отдельные доклады с кейсами в IT: PMclub.pro, TeamLead (есть расшифровка).

 

 

Особенно важным для меня оказалось применение ролевой модели Белбина – его «Образцы сильных команд» и «Осознание проблем».

Я сам по Белбину – генератор идей. На одном из проектов оказалось, что руководитель проекта тоже генератор. А по Белбину два генератора – это так же плохо, как и когда нет ни одного, потому что между ними возникают споры, чьи идеи круче, а от этого буксует проект. Когда я переключился в роль оппонента (аналитик-стратег) для того генератора, мы сделали замечательное решение, даже лучше, чем каждый из нас отдельно. Но было тяжело.

 

Динамика развития команды

 

И последние модели. Модель Брюса Такмана. Forming – Storming – Norming – Performing.

Эта модель также известна с 60-х годов (с 1965 года).

Идея тривиальная: чтобы получить в команде синергетический эффект, люди должны сработаться. Эффективнее всего они сработаются через жесткий конфликт. Поэтому сержанты в воспитании спецназа этот конфликт и провоцируют.

Но сейчас так в ИТ не работает: если сейчас на работе начинать делать конфликты, люди уйдут. Еще с применением этой модели в ИТ проблема, потому что проекты быстро заканчиваются. А в следующем проекте уже будут другие технологии, и вообще людям скучно, если проект аналогичный – происходит ротация персонала и прочее.

Та модель – часть групповой динамики, там много моделей и надо смотреть и понимать механику: люди приходят/уходят/что происходит? Лучше понимать это не на индивидуальном уровне, а на уровне командообразования.

 

И, наконец, модель ситуационного лидерства (wiki).

Слова известные: Directing – Coaching – Delegating.

На слайде, правда, четыре слова, но для четвертого слова есть два варианта. Т.е. это две разных модели от одних авторов.

Первая модель – о том, как из джунов сделать крутую команду. Ты набрал людей, даешь им поручения и надеешься, что они с ними справятся. Что ты сможешь им делегировать задачи, а они все сами будут делать.

Щщщазз. Это так не работает.

Чтобы они начали делать, нужно сначала перейти в режим коучинга, когда ты не рассказываешь, что делать, а задаешь вопросы. Спрашиваешь: «А как ты будешь делать?» и прочее. Они это придумывают, а ты их поправляешь, тоже вопросами.

Это гораздо сложнее, чем просто дать указания, ведь ты же знаешь, как правильно, а джун еще и возражает.

А потом, когда джун начинает все делать самостоятельно, ты еще перестаешь сам активно задавать вопросы, а только начинаешь поддерживать, когда у него проблемы.

Только после этого будет Delegating – счастье. Вот такой путь.

Второй вариант – когда мы руководим готовой командой. Т.е. у тебя не джуны, а готовая команда проекта, и этой командой нужно руководить, чтобы проект сделать.

Здесь координаты «хочет/не хочет» и «может/не может».

  • Не могут и не хотят – давать прямые указания, Directing, тогда сделают.

  • Не могут, но хотят – применяйте Coaching, они хотят, поэтому будут учиться.

  • Хотят и могут – применяйте Delegating, пусть делают.

  • А еще есть ситуация «не хотят, но могут» – это когда у вас работают крутые спецы, но им по каким-то причинам на проект наплевать. Тогда нужны самые жесткие методы – Controlling.

Подробнее о применении модели ситуационного лидерства можно прочитать в блоге Дениса Петелина.

 

Модели – работают

 

В заключение хочу сказать:

  • Знание моделей помогает понять людей – легче представить, насколько люди могут от тебя отличаться;

  • Модели дают места потенциальных конфликтов и способы их решения;

  • Модели помогают формировать эффективные команды;

  • Взгляд через модели не уничтожает уникальности людей, так же как разложение в ряды не нарушает уникальности функций…

  • Сейчас эпоха перемен – разнообразие людей и компаний выше, поэтому знание моделей людей необходимо в повседневной жизни…

На сайте много материалов по анализу и архитектуре, Agile и ведению проектов,
мои доклады, статьи и конспекты книг.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Infostart Event.

 

30 мая - 1 июня 2024 года состоится конференция Анализ & Управление в ИТ-проектах, на которой прозвучит 130+ докладов.

Темы конференции:

  • Программная инженерия.
  • Инструментарий аналитика.
  • Решения 1С: архитектура, учет и кейсы автоматизации на 1С.
  • Управление проектом.
  • Управление продуктом.
  • Soft skills, управление командой проекта.

Конференция для аналитиков и руководителей проектов, а также других специалистов из мира 1С, которые занимаются системным и бизнес-анализом, работают с требованиями, управляют проектами и продуктами!

Подробнее о конференции.

 


См. также

Курс молодого 1С-бойца, инженерная методика производственной стажировки

Обучение и наставничество Россия Бесплатно (free)

Способность специалистов к саморазвитию – это конкурентное преимущество, позволяющее усиливать команду за счёт внутренних резервов. Но чтобы создать этот внутренний резерв, нужно очень тщательно отработать поток входящего трудового ресурса в процессе стажировки. Статья представляет собой наглядное описание инженерной/управленческой методики, которая была разработана автором и подтверждена его личной практикой. Выступление планировалось на осенней конференции 2023, но поскольку прочитать его вживую не получилось, доклад был записан и теперь публикуется.

14.11.2023    1595    0    WildHare    4    

7

Детский сад, штаны на лямках

Лидерство Бесплатно (free)

Все хотят управлять профессионалами и ожидают от них не только профессиональных навыков кодирования/администрирования и т.д., но и элементарных вещей: дисциплины, собранности, умения расставлять приоритеты, да и просто взрослого подхода к своей работе... О том, что происходит в реальности в большинстве команд и как с этим жить, расскажем в статье.

27.10.2023    3436    0    a.doroshkevich    27    

64

«Нам надо больше золота», или Как договариваться с командой in-House разработки

Команда Управление ИТ Бесплатно (free)

Когда запросы команды ИТ-подразделения начинают расти, руководителю все сложнее балансировать между интересами бизнеса и конфликтами внутри коллектива. О том, как мотивировать немотивируемых на совершение подвигов и не допустить превращения людей в орков, расскажем в статье.

29.09.2023    968    0    korchemkinma    0    

7

О чем думает специалист, или каким должен быть текст идеальной вакансии

Саморазвитие Бесплатно (free)

Советы рекрутерам по составлению описания вакансий, цепляющих нужных специалистов.

19.09.2023    2465    0    barelpro    32    

39

Аналитик – птица гордая, пока не пнешь – не полетит. Как вырастить сотрудника, готового к самостоятельному решению задач, используя план индивидуального развития

Саморазвитие Бесплатно (free)

Найти готового специалиста-аналитика нелегко, и часто команда решается взять на работу сотрудника со знаниями на уровне джуна. Рассмотрим, как оценить компетенции аналитика на входе, подготовить для него план индивидуального развития (ПИР), корректно передавать ему задачи от заказчика, мотивировать и направлять.

24.08.2023    1225    0    ashtey    1    

8

Как мы перестали нанимать готовых программистов, и как это повлияло на зарабатывание денег

Команда Управление ИТ Бесплатно (free)

Не все компании могут позволить себе привлекать крутые кадры, переплачивая за людей выше рынка. Как поставить подготовку джунов на поток и не перестать при этом зарабатывать?

01.08.2023    2736    0    nelatontsev@webgk.ru    4    

12

Как превратить человека в литеру – техника быстрой и качественной оценки уровня профессиональной квалификации

Саморазвитие Управление ИТ Бесплатно (free)

В ИТ невозможно стоять на месте, нужно развиваться и постоянно усиливать команду. Но качественное усиление невозможно без внутренних резервов. А чтобы их вскрыть, необходима точная информация о том, что есть в нашем распоряжении – с каким уровнем квалификации мы имеем дело. Как составить профессиональный профиль для 1С-специалистов и какие решения можно принимать, основываясь на этой информации?

07.07.2023    2115    0    WildHare    0    

11

Три косых взгляда в сторону соискателя – практическая методика найма/оценки программистов

Команда Бесплатно (free)

Чтобы сформировать сбалансированную команду профессиональных программистов, нужно профессионально оценивать навыки кандидатов на этапе найма, анализировать квалификацию каждого сотрудника в динамике и правильно позиционировать членов команды на проектах. Расскажем о том, как три инженерные методики: собеседование, профилирование, позиционирование – помогают при найме и профессиональной оценке программистов.

07.07.2023    3168    0    WildHare    3    

12
Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Steelvan 298 25.09.23 11:47 Сейчас в теме
Модели мягкого опыта для ведущего ?

Дальше заголовка даже не рискнул читать, поберег свой разум.
3. mtsepkov 11 26.09.23 10:55 Сейчас в теме
Правильно! Многие знания - многие печали. Не читайте, пусть другие люди люди будут для вас загадочными
2. Diversus 2298 25.09.23 17:39 Сейчас в теме
(1) Ну не рискнули читать, зачем об этом писать?
Автор старался, готовил материал (и на мой взгляд достаточно неплохо подготовил). Приходит человек и пишет абсолютно не по делу. Если есть что сказать, пишите по теме, не нравятся такие статьи - идем дальше.
Зачем эти мусорные комментарии? Уважайте чужой труд, даже если вы с ним не согласны.
mtsepkov; +1 Ответить
4. mtsepkov 11 26.09.23 10:57 Сейчас в теме
(2) Спасибо за поддержку и оценку!
5. ITEkb 27.09.23 12:15 Сейчас в теме
Максим, благодарю за интересную подборку.
Месяцем ранее увлекся векторной психологией, которая дает градацию людей в повседневной жизни.
Очень понравилась, начал применять в бытовом общении.

Подумалось, есть ли что-то подобное в сфере работы.
Оказывается, есть и много!

Изобилие подействовало слегка отталкивающе.
Большие сложные объемы пугают.

Посоветуйте самый must have для первоначального ознакомления.
Чтобы есть лягушку по частям.

Типы личности Майерс-Бриггс заинтересовали, единственное, с 60 годов многое изменилось.
Возможно есть более современные действенные схемы?

Еще раз, благодарность вам за проделанный труд.
6. mtsepkov 11 29.09.23 23:01 Сейчас в теме
(5) Спасибо за оценку. Что касается выбора, с чего начать, то тут зависит от задач, которые сейчас перед вами стоят. Я в выступлении, по которому написана статья, пытался держать этот фокус - для чего предназначена конкретная система. И выбирать стоит то, что сразу применишь.

Системы все старые, не только Майерс-Бриггс: в 60-е ученые вели исследования, а сейчас нацелены на то, чтобы как можно быстрее вывести практический метод. Конкретно к Майерс-Бриггс еще много претензий, я критику читал, но по моим оценкам, это просто разные школы борются. Из современных типологий говорят про Big Five https://en.wikipedia.org/wiki/Big_Five_personality_traits у него истоки тоже в 60-х, но в 90-е были проведены массовые исследования. Но, с моей точки зрения, он больше про психологию человека, чем про применение в рабочей среде.

И тут еще вопрос - что именно вам зайдет. На мой взгляд, поскольку это не основная деятельность, то выбирать надо то, что получается хорошо использовать.
Оставьте свое сообщение