Разработка методологии в финансовых проектах на 1С: как построить взаимодействие команд и снизить риски

07.08.24

Бизнес-анализ - Анализ потребностей и поиск решений

Для сближения всех видов учета и в целом финансовых проектов крайне важна методологическая разработка. В статье расскажем про опыт участия в проектах внедрения «1С:Управление холдингом» департамента 1С ГК «КОРУС Консалтинг». Разберем конфигурации взаимодействия команд, неудачные кейсы и поделимся чек-листами, которые помогают нам снизить риски на этапе разработки методологии.

В проектной практике последних лет прослеживается тренд на сближение налогового, бухгалтерского, управленческого и МСФО учетов. Начнем с базы: как так сложилось, что учеты отличаются? Есть несколько групп пользователей, и у каждой свои требования к отчетности. Для ФНС и регуляторов, бухгалтерии, менеджмента, а также акционеров, собственников и банков системе приходится вести четыре версии учета одной и той же хозяйственной операции.

Сближение необходимо в первую очередь, чтобы минимизировать корректировки, сверки разных видов отчетности и расшифровки расхождений, которые вынуждено проводить финансовое подразделение компании. Они отнимают время на расчеты и проверку, раздувают штат и снижают качество работы. Триггером для старта проекта сближения может послужить несколько факторов: от проектов Fast Close и смены ключевых пользователей до изменений внешних условий и выхода на IPO.

Для ускорения подготовки отчетности, сокращения расходов и рутинных операций финансистов необходимо провести глубокие методологические работы. Затем готовую методологию важно качественно приземлить на учетную систему: максимально использовать коробочные инструменты и исключить дублирование работы пользователей. Мы выделяем три основных роли в проекте автоматизации:

Функциональные заказчики — это пользователи отчетности: менеджмент, руководители подразделений, финансовый департамент, внешние пользователи. Их задача — сформулировать функциональные требования к отчетности, учету и контролю, то есть определить, какие показатели и с какой детализацией они хотят видеть в системе.

Методологи разрабатывают варианты отражения требований в учете и порядок организации бизнес-процессов. Они сравнивают запросы пользователей с лучшими практиками и согласуют противоречивые требования между подразделениями заказчика. В результате деятельности методологов мы получаем учетные политики, положения, методики, согласованные и формализованные функциональные требования.

Интегратор реализует функциональные требования в ИТ-системах с учетом их возможностей и ограничений. В его обязанности входит составление технического задания, проектирование интеграций и разработка. Специалисты интегратора подготавливают все для ввода новой платформы в действие и проводят запуск.

Ключевое значение в успехе ИТ-проекта имеет организация качественного взаимодействия всех сторон. Разберем, кем роли могут быть закрыты, варианты конфигураций и их особенности.

  1. Методологи и интеграторы являются частью ИТ-команды компании-заказчика. Это редкая ситуация, так как проект — временное предприятие, требующее большого количества ресурсов. Оперативно выделить на долгий срок специалистов из штата, причем профессионально занимающихся внедрением, трудная задача.
    Нередко в корпорациях существует специальное проектное подразделение, а крупнейшие группы компаний создают дочернее предприятие в качестве отдельного бизнес-направления для решения ИТ-задач. Успешные кейсы на рынке есть, но даже так чаще всего привлекаются подрядчики.
     
  2. Подрядчик одновременно закрывает методологические и внедренческие задачи. Это один из наиболее удобных вариантов для заказчика, так как такая конфигурация позволяет получить сервис из одних рук. Кроме того, снижается вероятность многих рисков: несостыковка методологии и системы, банальные недопонимания и разногласия между командами.
     
  3. Два одноранговых подрядчика: один отвечает за методологию, другой — за запуск системы. Довольно сложная конфигурация, которая требует наличия особых компетенций у функционального заказчика. Он должен взять на себя организацию совместной работы: необходимо синхронизировать методологов и интеграторов, контролировать качество, бюджет и сроки. Этот вариант взаимодействия подходит компаниям с сильными командами по ИТ и финансам.
     
  4. Методолог выступает в качестве генерального подрядчика и организует работу с одним или несколькими интеграторами. В этом случае все риски ложатся на методолога. Именно он сдает систему «под ключ» и полностью отвечает за итоговый результат.
     
  5. Генеральным подрядчиком является интегратор. Главный риск заключается в том, что разработка методологии может растянуться по срокам. Тогда генеральному подрядчику приходится пересматривать договоренности и в некоторых случаях даже менять методолога.
 
Организационные и технические ошибки при разработке методологии финансового учета могут привести к увеличению бюджета и сроков. В некоторых кейсах система может вообще не заработать. На примере трех проектов разберем, какие ошибки нельзя допускать.
 
  • Автоматизация финансового учета в крупном алкогольном производстве превратилась в огромное количество доработок и затягивание сроков, а также потребовала от заказчика увеличения бюджета. Все потому что методология была разработана в отрыве от системы и не учитывала ее особенностей и ограничений.
  • Команда методологов приняла решение считать себестоимость продукции внутри финансовой системы для сети кафе. Однако «1С:Управление холдингом» не предназначена для таких расчетов в отличие от «1С:ERP». Система не взлетела по производительности, и проект был закрыт.
  • В кейсе крупного производства с несколькими фабриками заказчик включил 300 человек в рабочую группу по формированию требований. Отсутствовали четкие сроки задач методологии, а подразделения не были готовы договариваться между собой. В итоге процессы согласования занимали месяцы. Несмотря на то, что качество не пострадало, методологическая разработка длилась в 2 раза дольше плана.
 
Что может сделать методолог, чтобы снизить эти риски? Во-первых, пройдитесь по нашему чек-листу. Собрали на одной страничке все, что сами вынесли для себя из проектного опыта.
 
 
Во-вторых, сверьтесь со списком документов, которые методолог должен предоставить интегратору на проекте автоматизации финансового учета.
 
 

 

Мы рекомендуем подойти к задаче разработки методологии в финансовом проекте с максимальной отдачей со стороны заказчика и партнера на каждом этапе. Доработки неизбежны, но некоторые фишки, а также вовлеченность, внимательность и настойчивость участников позволят значительно сократить их количество.

Методология 1С:УХ Сближение учетов Отчетность Финансовые проекты

См. также

Коммуникации Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Для аналитика 1С коммуникация – это важный элемент работы. Поэтому я предлагаю ознакомиться со следующими 12 методиками и практиками, которые помогут в рабочем процессе. Для тех, кто дочитает до конца (ну или пролистнет до конца статьи) – ожидает сюрприз 😊 Приятного прочтения!

18.02.2025    243    0    ashtey    0    

2

Коммуникации Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

В двенадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, когда, для чего и как можно применять истории в рабочих коммуникациях.

10.02.2025    200    0    Radio_Analyst    0    

2

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Анализ предметной области Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Искусственный интеллект (ИИ) уже достаточно сильно проникает во все области. Не исключена и область работы аналитиков 1С. В этой статье я порассуждала, как ИИ может положительно повлиять на его работу. Но начну я с сентиментального рассказа «Маленький Аналитик 1С и Планеты Софт-Скиллов».

07.02.2025    2535    0    ashtey    7    

18

Анализ предметной области Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Есть мнение, что аналитик 1С – это не системный и не бизнес-аналитик, а универсальный специалист, который в целом выполняет определенный пул задач. Расскажем о том, почему в проектной разработке актуальна роль фуллстек-аналитика, и в чем ее плюсы и минусы.

03.02.2025    387    0    G_113632731684988669149    0    

4

Удобство использования (UX) Продуктовый подход Анализ предметной области Бесплатно (free)

В одиннадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, какие задачи решают продуктовые аналитики в BigTech, какие знания и навыки необходимы для работы с продуктами, ориентированными на клиентов и сотрудников.

27.01.2025    240    0    Radio_Analyst    0    

2

Анализ предметной области Бесплатно (free)

В десятом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, какие задачи решают аналитики в сфере страхования, какие знания и навыки необходимы для работы в этом домене.

13.01.2025    229    0    Radio_Analyst    0    

3

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Requirements Modeling Language (RML) - язык, разработанный специально для визуального моделирования требований. При разработке RML существующие модели были модифицированы для упрощения восприятия информации заинтересованными сторонами. В RML используются только простые и интуитивно понятные символы.

12.12.2024    852    0    SerjoginaMaria    5    

5

Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Еще в начале года у меня возникло желание сделать что-то наподобие гайда для начинающих аналитиков, но смена работы, проекты, курсы и конференции отодвинули эту идею в сторонку. Я долго думала, как к ней вернуться, потому что длинные тексты - моя слабая сторона. Решила идти маленькими шагами и публиковать в ТГ канале небольшие посты, а тут собрать их в полноценный гайд. Буду благодарна, если поделитесь этими статьями с начинающими аналитиками. Мне бы очень хотелось, чтобы этот контент принес как можно больше пользы.

11.12.2024    678    0    SerjoginaMaria    2    

4
Оставьте свое сообщение