Измерение и развитие потенциала сотрудников

01.03.24

Саморазвитие - Обучение и наставничество

Тема измерения и развития потенциала сотрудников является ведущей последние два года в компании Proaction. Елена Дуюн, руководитель направления «Развитие корпоративной культуры», поделится с нами откровением, которое возникло в процессе исследовательского проекта на платформе Proaction. Елена расскажет о текущей кадровой ситуации, о видах потенциала сотрудников, о том, как оценивать этот потенциал и как мотивировать персонал на саморазвитие.

 

 

Кадровая ситуация: что с этим делать и как менять

 

Кризис рождаемости

Согласно исследованию 2020 года, в стране малое количество людей, которых можно отнести к возрастной группе 14-19 лет, а количество людей в возрасте 24-29 лет идет на уменьшение. При этом рождаемость продолжает падать.

Поэтому мы берем либо сотрудников в возрасте 38-42 года, либо совсем детей.

Отсюда возникает вопрос переквалификации персонала и поиска оригинальных ресурсов и решений.

Стремление к реализации интересов

Успех и процветание компании зависит от ее сотрудников – довольны ли они работой и могут ли полностью реализовываться в компании.

Массовая уникальность, массовая глобальность

Сейчас размываются границы, и у нас появляется все больше возможностей – как для человека, так и для бизнеса в целом. Это требует поиска новых талантов.

 

Оценка и развитие персонала в компании. Значения для бизнеса и бизнес-показателей

 

 

Цели оценки персонала

В первую очередь нам нужно проанализировать текущую ситуацию – с чем мы сейчас работаем? Далее выделить зоны развития – куда мы идем?

Развивать потенциал сотрудников нужно по плану и в том же направлении, в котором идет компания. Сначала мы стараемся определить стратегию компании, проекта и только потом решить, чему будем учить сотрудников.

 

 

Предпосылки для развития персонала

  • Появление инноваций и развитие технологий.

  • Изменения внутри бизнеса. Когда бизнес маленький – у него одни цели и потребности, когда бизнес растет – другие потребности, другой запрос к персоналу.

  • Рост бизнеса.

 

 

Развитие персонала

Еще 5 лет назад мы предполагали, что главное – развивать у персонала Hard skills. Учили профессиональным навыкам, а об эмоциональном состоянии работников не волновались.

Сейчас многое изменилось, и наконец до людей, до глобальных компаний доходит очень важная истина: человек – он целый. У него есть ручки, ножки, голова, и на работу они отдельно друг от друга не ходят.

И мы начали говорить о развитии как о развитии личности в целом и проводить обучение именно по Soft skills. Это те качества, которые помогают нам работать.

По статистике апреля 2023 года, более 37 тысяч компаний в России проводят при приеме на работу тестирование именно по Soft skills.

В наш век важны взаимодействие, отношения, важно выстраивать коммуникацию. Намного лучше мы обучаемся, взаимодействуя с кем-то: рождаются новые идеи, проекты.

Нужно концентрироваться на развитии личности в целом. Это отразится на работе всей компании и приблизит к достижению бизнес-целей.

Например:

Аналитик/разработчик хорошо выполняет свои обязанности и вдруг становится начальником отдела. И у него что-то не получается – остается допоздна, устает, выгорает. Ставит задачи, ходит на тренинги по управлению персоналом, но подчиненные им все равно недовольны.

В результате человек либо просит вернуть ему прошлую должность, и компания соглашается, либо он уходит.

Вывод: нельзя передавать человеку обязанности/должность, не спросив, готов ли он к этому.

 

Виды и оценка потенциала

 

Виды потенциала – это находка нашей компании.

Мы выделили три вида потенциала.

 

 

  1. Потенциал к управлению. Люди, которые хотят построить свою карьеру, хотят повышения и роста.

  2. Код таланта. Люди, которые хотят углублять свою экспертность. Они получают от этого истинное удовольствие, углубляясь в свои интересные задачи.

  3. Лидерский потенциал, интегратор команды. Это люди, вокруг которых все идет в рост. Он не руководитель, но он классный наставник, ментор. Он передает свои знания, и кого бы ни посадили с ним в один кабинет, через какое-то время он очень подрастает в навыках, пойдет выше, а этот интегратор может сидеть на этой позиции 10 лет. Он развивает отношения, развивает людей рядом с собой.

Это разные виды потенциала, и это нормально, что мы имеем вот такие особенности. Мы все с вами разные и делаем разные задачи.

Профили Proaction для оценки потенциала

 

 

HiPo – высокий потенциал, потенциал управления:

  • когнитивные навыки – память, мышление, речь

  • некогнитивные навыки – социальные, эмоциональные взаимодействия

  • самообразование – высокое стремление к познанию, гибкость в обучении, проблемно-ориентированный метод обучения

  • мотивация

Лидерство на местах

  • социальные навыки

  • эмоциональные навыки

  • вовлеченность – вовлечен в процессы

  • инициативность – инициирует внутри процесса

  • мотивация – мотивирован на познание, изучение

Код таланта

  • осознанная практика

  • озарение

  • наставник

 

Развитие потенциала

 

Ключевой момент в развитии потенциала – это повышение эффективности конкретного сотрудника и максимальное раскрытие его возможностей через функции и задачи.

Что дает нам знание потенциала сотрудников?

  • Эффективное использование денежных средств

  • Понимание, в какой роли сотрудник будет эффективен

  • Снижение текучести, снижение кадрового голода

 

 

Оценка потенциала проходит на любой стадии жизни сотрудника в компании. Все мы проходим этот путь, и наша задача – сделать его более длинным и комфортным.

 

Управление мотивацией развития

 

Как же нам мотивировать персонал и себя на развитие потенциала? Есть несколько способов:

  • Личные мотивы. Чего ты хочешь на самом деле: карьерные перспективы, участие в стратегии компании

  • Ценности компании. Их нужно транслировать. Потому что ценности – это привлечение персонала (HR-бренд), осознанная корпоративная культура и четкое использование денежных средств

  • Общественные ценности. Если человеку значимы общественные ценности, то мы это поддерживаем. Например, благотворительность на уровне компании.

Такими простыми способами можно помогать сотрудникам расти в карьерном плане.

 

 

Аналитика развития

 

Как мы можем анализировать качественное развитие персонала?

  • Процент назначенных резервистов на вакантные должности в компании. Если компания растет, то нужно понимать, кто и какие должности займет, как будет происходить перемещение, взаимодействие.

  • Процент сотрудников, получивших повышение за текущий год

  • Процент сотрудников, охваченных индивидуальным планом развития. План развития – это четкие регламентированные мероприятия, участие в которых – вклад в ваше будущее. Для руководителей – 70-80 часов в год на человека, не считая книг; для сотрудников – 35-38 часов в год на человека, не считая книг.

  • Коэффициент выполнения индивидуальных планов развития

  • Общая удовлетворенность карьерным ростом

  • Общая удовлетворенность развитием

  • Уровень удержания ключевых сотрудников

В компаниях важно проводить исследование, насколько люди удовлетворены, вовлечены в процессы.

 

Вопросы:

 

Вопрос по поводу развития. Вы сказали, руководителю нужно посвятить этому 70 часов в год. А кроме Инфостарта, какие еще есть мероприятия или способы развития?

По классической схеме – 70/20/10. 10% идет на книги, 20% – учимся у других (семинары, лекции, онлайн-обучения, курсы, тренинги или обучение с наставником, ментором) и 70% – развиваюсь на рабочем месте, применяю полученные знания на проектах.

А что касается именно 1С-ников, программистов, консультантов? Куда таких сотрудников отправлять?

В Инфостарт. На сайте infostart.ru есть лекции, семинары, статьи, очень интересное общение с модераторами. Там есть очень много узкоспециализированных тем, которые могут вам помочь.

Вы говорите про мотивацию персонала, а почему вы не учитываете стимуляцию персонала? Сложился такой стереотип, что программисты и ИТ-специалисты – это некая элита, которая занимается чем-то непонятным. Они говорят много разных неизвестных терминов. Но практика показывает, что они такой же рабочий персонал. Есть также люди, которые любят «пожестче», и их нужно стимулировать, а не мотивировать. И таких людей больше. Почему вы не уделяете внимание именно стимулированию сотрудников?

Я уделяю этому внимание, особенно как HR-директор, потому что вся система мотивации в компании называется системой стимулирования. Но мы называем ее мотивацией, потому что мы исследуем мотивы людей перед проведением неких стимулирующих мероприятий. Надо сначала провести исследование, какие мотивы сотрудников побудят – пинок или пряник, а после этого уже выбирать методы.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции "Анализ & Управление в ИТ-проектах".

См. также

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Рассказываем, как быстро отобрать одного перспективного кандидата из сотни выпускников онлайн-школ, как научить его решать реальные задачи в сжатые сроки, и какой набор знаний позволяет сразу подключить новичка к проекту.

26.08.2025    1078    51    Odinesnitsa    17    

4

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Когда компания растет, наставничество перестает справляться с нагрузкой – индивидуальный подход сталкивается с проблемой масштаба. Рассказываем, как перейти от разрозненных практик к системному обучению более чем 100 разработчиков, построив единую матрицу компетенций, систему оценки уровней знаний, обучающие треки и механизм закрепления навыков. Вы узнаете, почему этот путь привел от наставников к экспертам, как избежать хаоса и на какие «грабли» успела наступить команда.

20.08.2025    744    0    user1033350    5    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Наставничество – это не просто помощь другим, это путь к пониманию себя и своего профессионального предназначения. Что делает наставника по-настоящему эффективным, какие качества стоит искать при выборе наставника, а также как самому начать выступать в этой роли? Через личный опыт и кейсы показываем, как сделать наставничество инструментом для улучшения продуктов и команд. А также раскрываем его суть как практики глубокого профессионального и личностного роста.

20.08.2025    803    0    TSIvanova    0    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Чтобы быстро и без лишних рисков ввести нового руководителя проекта в работу, для него нужно организовать подробную программу адаптации, сочетающую теорию, практические задачи и регулярную обратную связь с куратором. Расскажем о том, как помочь РП качественно освоить корпоративную технологию и начать применять её на практике.

18.08.2025    456    0    cybrat    0    

3

Лидерство Обучение и наставничество Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье – практические советы для тимлидов, как выстроить процессы так, чтобы команда росла, а нагрузка на лидов снижалась. Ключ – в отказе от привычки делать все самому, делегировании, системности и культуре передачи знаний. Это не теория – это опыт управления большой командой новичков в реальной продуктовой компании.

14.08.2025    620    0    ScaNNer    1    

3

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Разберем разные форматы стажировок и их эффективность, а также типичные проблемы, с которыми сталкиваются стажеры, и способы их решения. Обсудим, существует ли идеальная тактика проведения стажировки, и почему фидбек от менторов играет ключевую роль в развитии начинающих специалистов. Отдельное внимание уделим системам контроля прогресса и важности регулярной обратной связи. Кроме технических навыков, стажеру необходимы soft skills – расскажем, какие из них критически важны для разработчиков 1С и как их развивать в рамках стажировки. Статья будет полезна как тем, кто только начинает путь в профессии, так и компаниям, стремящимся сделать свои программы обучения более эффективными.

14.08.2025    474    0    mifewa    0    

2

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В статье разберем, как понять, что команда нуждается в обучении, и почему своевременное повышение квалификации – это не роскошь, а необходимость.

12.08.2025    556    0    user2088746    0    

2

Мотивация Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

24.07.2025    549    0    KovalevaEG    1    

2
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация