Место ИТ-службы (отдела АСУ) в структуре предприятия. Где оно? Судя по практике, вариантов положений умудрились найти больше, чем описано в Кама Сутре. «Вместе с...», «Над...», «Среди...» и еще куча возможных предлогов и местоуказаний.
Мне, по некоторым причинам, стали интересны два основных варианта, это: ИТ-служба, интегрированная в структуре организации, находящаяся в прямом административном подчинении, и вариант имитации «аутсортинга». Вот со вторым вариантом мне довелось несколько раз столкнуться. Заодно возник повод задуматься — так ли это удачно получилось. Мой вывод — неважно получилось. Теперь поясню, почему я так думаю.
Откуда возникла такая идея — выделить своих ИТ-шников в какое-то отдельное, даже не подразделение, а отдельный хозяйствующий субъект, точно никто не сказал, у меня есть только подозрения и догадки, которыми и поделюсь. Топ-менеджеры с тем или иным успехом научились руководить энергетиками, транспортниками, механиками, «продажниками» и «снабженцами». А вот «рулить яйцеголовыми умниками» терпения хватает не у всех. Выслушивать на очередном совещании тезисы матерого Ит-шника и при этом, делать вид, что всё понимаешь, смогут (по меткому выражению выдающегося украинского лингвиста) «не только лишь все». Это одна из причин, на мой взгляд. Следующая ощутимая причина — затраты на ИТ-содержание. Когда покупают новый станок для механиков или инструмент для электриков (запчасти для транспортников и т. п.), менеджмент относительно спокоен. Он потом видит, как вокруг этих вновь приобретенных предметов радостно суетится их персонал, эти предметы и устройства оказываются в рабочих руках и сразу появляется уверенность, что комбинация рабочих рук и новых предметов даст предприятию какой-то осязаемый материализуемый эффект. Новые станки сразу начнут что-то пилить, точить, резать и варить, и это сразу можно будет продавать, как готовую продукцию. А что просят ИТ-шники? Сразу и не поймешь... Стоит этажерка с пятью моргающими и жужжащими ящиками. И высоколобый умник безапелляционно заявляет шефу, что «моргать и жужжать должны еще три таких же ящика»! При этом менеджер никак не складывает в голове картинку, как эти нарядные ящики выдают из себя хоть какие-то мелкие составляющие (запчасти) для того, что можно записать в активы предприятия и потом продать. Отдельная песня — это оплата труда ИТ-шников. Менеджмент ревниво наблюдает, как рядовой Ит-шник смело «наступает на пятки» по размеру желаемой зарплаты начальникам цехов или других солидных отделов и служб предприятия. При этом, что можно спросить с такого высокооплачиваемого персонажа, опять же знают «не только лишь все».
При желании можно еще надумать поводы для выделения ИТ-шников в какую-то хозяйственную структуру со своим балансом и расчетным счетом, но вышеперечисленного вполне хватит.
Итак, состоялось. ИТ-шникам выделили отдельное «гнездо». Теперь у них есть свой расчетный счет, свой директор и бухгалтер, даже печать своя есть, не принтер, а именно — печать!
А теперь посчитаем ништяки и профиты, которые хотели и реально получили обе стороны. Да, менеджмент облегченно вздохнул на короткое время, ИТ-шники стали реже появляться на совещаниях, более того, если хочется провести собрание без нервотрепки, то этих умников вообще теперь приглашать необязательно! Слова на совещаниях стали гораздо понятнее, а косяки и залёты отдельных подразделений вполне успешно вешаются на тех же ИТ-шников, благо, они теперь не всё слышат про себя. По ощущениям стало легче. А по сути? Это немного напоминает попытку родителей отселить великовозрастное чадо в отдельное жильё. Уже усатый и бородатый «лялька» теперь обретается в отдельном жилье, которое купят (или оплатят найм) те же самые родители. И мамочка теперь не стол будет у себя дома накрывать, а таскать по новому адресу котомки с готовым пропитанием, забирая обратно тючки белья на стирку. Если кому-то нравится решение проблем путем замены на другие проблемы, то вышеописанный рецепт вполне подойдёт. Создана иллюзия «самостоятельности и самоокупаемости». По факту же на виду следующее. Головное предприятие абсолютно так же продолжает оплачивать все те же счета, что и раньше. Плюсом к ним добавляется содержание возросшего административного аппарата, какой ни есть, а директор ИТ нужен, и он вряд ли будет иметь зарплату ниже, чем его подчиненные. Бухгалтерия подразумевается. Прочий несуразный персонал (секретари, помощники и т. п.) возникают самопроизвольно и никто не знает — как это происходит! Сэкономить на «отселении» ИТ-шников не получится по одной простой причине — современные предприятия просто не могут без них обойтись. А вот при отделении их в отдельную структуру контроль над ИТ-службой, и без того низкий, исчезает почти совсем. Плюсом добавятся возросшие затраты на лишний административно-хозяйственный персонал, который производительному ИТ-шнику совершенно не нужен. Я уверен, что это одна из немногих профессий, где требуется минимум административного руководства. Но это еще не самая главная потеря для предприятия. На моё мнение, самым негативным эффектом от иллюзорной «самостоятельности» ИТ-служб становится их отсутствие как раз на тех самых совещаниях. Поясню. Ни один проект невозможен силами одних лишь ИТ-шников. По этой причине приказ о создании (приобретении, внедрении) какой-либо информационной системы начинался с приказа по предприятию, где перечислялись (равно по полномочиям и обязанностям!) все подразделения и службы предприятия, кого этот проект затрагивает. И получится либо сразу у них — всех, либо не получится ни у кого, как бы ни пыхтели и ни старались очень дорогостоящие, выделенные в самостоятельный хозяйствующий субъект, программисты (аналитики, эрпэшники, архитекторы и т. п.). Я считаю, что основой качественного (само собой!) и, что немаловажно, быстрого и недорогого внедрения проекта является единство административной вертикали, этим проектом управляющей. Когда на каждом рабочем проектном совещании голос ИТ-шников будет равен мнениям всех остальных служб и отделов при таком же равенстве ответственности за конечный результат. Желание головного предприятия избавить себя от «проектных ломок» тоже понятно. «Мы живем, как раньше жили, вы, ИТ-шники наши дорогие, теперь самостоятельные, так что приходите и сделайте нам — красиво!» При том, что само у себя предприятие-родитель менять не всегда и хочет что-либо. Вот так в погоне за мнимой простотой и кажущейся понятностью отношений обе стороны выпускают из рук последние рычаги управления теми процессами, которыми необходимо заниматься в пределах одного хозяйствующего субъекта.
Я бы сказал, что наличие собственного компактного отдела в штате основного предприятия будет гораздо дешевле в содержании и, что ещё важнее, эффективнее в применении, чем дистанцированная структура, которая абсолютно так же будет содержаться исключительно на средства «родителя», просто контролироваться будет хуже, а стоить — дороже. В моем представлении ИТ-служба предприятия может иметь некоторые специфические полномочия по рекрутированию на временные работы тех же фрилансеров в период какого-то объемного проекта. С последующим обслуживанием этого реализованного проекта уже силами своего компактного постоянного подразделения. То есть, вместо «отселения» всех надо просто оставить полезный необходимый минимум с небольшим резервированием и «газончиком для новой травы — джуниорчиков», при этом предусмотреть право руководителя ИТ-службы на заключение временных договоров ГПХ с физлицами или иными сторонними исполнителями. На мой взгляд, такая конструкция была бы оптимальнее.