СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
(Виды отраслевых конфигураций, виды систем лицензирования)
Пример 1. Конфигурация фирмы КАМИН "Расчет заработной платы".
(Особенности конфигурации и системы лицензирования)
Пример 2. Конфигурация фирмы Агрософт "Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия".
(Особенности конфигурации, особенности работы СЛК)
Заключение.
(Что будет нужно для успешного изучения и работы)
Введение.
Всем привет. Работая в 1С франчайзи, я столкнулся с отраслевыми конфигурациями едва ли не с первых месяцев работы. И по моим наблюдениям, в той или иной степени с ними сталкивались почти все сотрудники нашей фирмы. Кто-то мельком и скорее это было исключение из правил, а кто-то стал очень активно и плодотворно их обслуживать, можно сказать, закрыл собой определенную нишу, и стал получать в дальнейшем большинство заявок по определенным видам конфигураций.
Рассматривая особенности отраслевых конфигураций (ОК) можно выделить несколько критериев их классификации.
В первую очередь я бы разбил их на следующие два вида:
1) Конфигурации, которые разработаны с нуля.
2) Конфигурации, сделанные на основе типовых.
Также можно их классифицировать по особенностям функционирования системы проверки на лицензионность:
1) Конфигурации, которые проверяют соответствие учетным данным организации некого введенного в саму информационную базу ключа. Это когда фирма-франчайзи, которая разработала и продает некую ОК, присылает в ответ на наш запрос определенный буквенно-цифровой ключ. Это обычно происходит следующим образом. Мы присылаем им наименование нашего юр. лица, его ИНН и КПП, а они исходя из этих данных генерируют ключ. Ключ обычно дают на один год, и разумеется, эта процедура платная. А далее мы заходим в базу и вводим его в форме специальной обработки, которая тут же его и проверяет.
2) Конфигурации, которые используют дополнительную систему защиты, аналогичную стандартно 1С-кой. То есть это или дополнительные аппаратные ключи (если конфигурация покупалась давно) или программные.
Рассмотрим на примерах.
1) Конфигурации формы КАМИН (Расчет заработной платы).
Конфигураций разработанных с нуля конечно меньше. Я сталкивался с расчетом заработной платы от фирмы "КАМИН". Работал с двумя версиями семерки и с первой версией восьмерки. Как вообще она появилась и зачем собственно говоря она нужна, раз есть стандартный ЗУП от фирмы 1С. Насколько я понял, основной причиной использования КАМИН 1.2 (это версия на 1с7) была ее простота, по сравнению со стандартной 1с7.7, а далее уже по привычке организации переходили на более новые версии.
Вот такая обработка для получения ключа есть в КАМИН "Расчет заработной платы" 3.0. Находится в меню пользовательского режима работы:
С ее помощью готовим нужные данные и отправляем разработчикам. А после получаем и вводим ключ, это также один из пунктов меню:
Эту лицензию обычно дают на год. То есть раз в год мы ее оплачиваем, заносим в программу, а далее все как обычно, обновляем на текущие релизы. Единственное что ни в коем случае делать не надо, так это обновлять программу на релиз, дата выхода которого за пределами вашей лицензии, если вы еще не купили продление.
Если отвечать на вопрос стоит ли брать клиентов с подобной отраслевой программой, то тут есть и плюсы и минусы, которые зависят от конкретной ситуации. В первую очередь вам придется потратить время на ее изучение. Поэтому тут выбор между потраченным личным временем временем и пользой от приобретения потенциальных клиентов. Если рассматривать мой случай и конкретно программы КАМИН, то мне их стали давать практически сразу после устройства на работу во франчайзи. На тот момент у меня было очень мало клиентов и много свободного времени. Да и выбора тоже не было, ставить какие-то условия руководству но тот момент я не мог.
Да и необходимости сопротивляться смысла не было. В моем случае баланс между потраченным временем и полученными клиентами был положительный. А далее почти все заявки по программам КАМИН прилетали уже мне, то есть получилось занять определенную нишу. Даже разовые клиенты, которым просто нужно было ввести в базу лицензионный ключ на новый год, скидывались мне. Но со временем, то ли популярность КАМИН упала, толи еще что, новых заявок уже практически не было, а лично мне больше нравился ЗУП, который был у большинства моих клиентов. КАМИН для меня стал в тягость и я практически всех своих клиентов на него перетащил. Сейчас остался один давний клиент, которого перетащить очень проблемно, слишком большие консерваторы, нововведения не любят от слова совсем.
2) Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия от "АГРОСОФТ". Это моя любимая отраслевая конфигурация. Вот ее решил привести как пример конфигураций, разработанных на основе стандартной бухгалтерии предприятия.
КАМИН все же не так сильно повлиял на мою работу во франчайзи 1С. А вот бухгалтерия сельхоз повлияла достаточно сильно, как по объему клиентов, которые ее применяли и применяют, так и по характеру работы. Именно благодаря ней сильно изменился характер моей работы. На начало мое работы во франчайзи удаленное подключение к клиенту не использовалось. Приходилось "бегать" по городу. А с первыми клиентами, у которых была бухгалтерия сельхоз у меня добавились выезды в область. По началу то было достаточно непривычно. Ведь обычно у клиента в городе я проводил максимум пару часов, и то в основном длительное присутствие было вызвано необходимостью обновления большого количества баз, или сложными обновлениями нетиповых. А тут приходилось приезжать к клиенту на целый день и в основном заниматься обучением (консультированием) на их рабочем месте. Первые поездки были в какой-то мере "забавны", это были электрички, автобусы, к одному из клиентов за мной приезжала от них машина и отвозила назад. Чуть позже стал уже ездить к клиентам на своем авто, некоторые сельские дороги тогда были как после бомбежки.
Но вернемся к самой конфигурации. По сути своей это обычная бухгалтерия, но она дополнена несколькими разделами, в которых отраслевые справочники, документы и отчеты. Плюсом есть отдельные настройки в учетной политике и немного изменен план счетов.
Для успешного применения достаточно немного понять отраслевую специфику и изучить принципы работы с отраслевыми документами и настройками. В принципе сейчас это намного проще сделать чем тогда, как я начинал. Сейчас есть каналы в сети с вебинарами и уроками от разработчиков, там все достаточно хорошо объясняется на примерах. Когда я начинал была лишь небольшая книжечка в дополнение к стандартным книжкам, которые входили в комплект поставки.
Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия защищена дополнительной системой лицензирования и защиты конфигурации (СЛК). Это значит, что в комплекте поставки идет дополнительный ключ. На сегодняшний момент это программный ключ, а ранее были USB-ключи, вот такие:
А вот так электронная лицензия, практически все так же, как и стандартная 1С, только код активации один:
При первоначальной установке нужно будет поставить СЛК, а в дальнейшем все будет зависеть от разработчиков. Периодически они обновляют компоненты защиты, и когда это происходит нам также придется это делать, база с новым релизом может не заработать. Вернее на практике может быть по разному, компоненты СЛК могут выйти новые, но база работает и на старой версии СЛК, не знаю как там у них осуществляется контроль. Компонента СЛК у них содержится и в общем макете конфигурации. В общем кому интересны тонкости, можно изучить руководство администратора. На практике наверно лучше всегда обновлять. Я по свое лени делаю это не всегда. Было пару раз, что обновил конфигурацию, вроде работает, СЛК обновлять не стал, потом звонит клиент жалуется, что не работает, приходится обновлять. Поэтому, если не хотите сюрпризов, обновляйте все целиком, и компоненту и драйвера ключей. Это на самом деле отнимет не так много времени.
Компоненты системы защиты можно скачать отдельно:
А также они могут находиться в составе релиза (но не всегда), папка protection:
Внутри Protection нас интересует папка с дистрибутивом от сервера лицензий, заходим в нее и устанавливаем сервер лицензий на компьютер, на котором находится основной ключ:
Драйвера ключей можно не ставить, если у вас нет физических USB-ключей, а все лицензии программные. Остальные галочки оставляем, будет установлена в том числе и документация, включая руководство администратора, в котором можно будет посмотреть все тонкости работы СЛК. Вот такое подменю появится у вас в меню "ПУСК":
У меня была один "забавный случай" на установке. Добрая тетенька бухгалтер очень внимательно следила за всеми моими действиями, и когда увидела, что я не снял галочку с драйвера ключа, а лицензия у нее была программная, она потребовала, чтобы я немедленно удалил драйвер)
Далее запускаем консоль сервера СЛК, она откроется в браузере:
У меня в списке ключей присутствует ключ, у вас его не будет изначально. Обратите внимание, в право части консоли есть меню, в том числе там есть "Установка лицензий", вот нам в этот пункт, там как раз и вводится код активации и активируется программная лицензия. Консоль очень полезная вещь, если есть какие-то проблемы с ключами, то это в ней отобразится. Сейчас у нас все нормально, поэтому напротив ключа слово "Доступен".
Так же обратите внимание на слово "Основной". Дело в том что первоначально все ключи были равноценны, как сейчас стандартные ключи 1С. Понятно, что ключи могут быть на разное количество пользователей, но к примеру можно поставить на любой отдельно стоящий компьютер дополнительную лицензию и программа запустится. Сейчас с бухгалтерией сельхоз не так, у вас в сети обязательно должен быть основной ключ. Кроме основного есть еще дополнительные, и если в сети не будет виден основной, а только дополнительные, то программа у вас не запустится.
1С проверяет наличие отраслевых ключей в пользовательском режиме, то есть вы зайдете в базу, а дальше, если есть какие-то проблемы, у вас сразу высветится окошко
Как в данном случае, я вытащил ключ и программа об этом сообщает, что ключи не обнаружены. Обратите внимание, что ключи по умолчанию программа ищет на текущем компьютере "localhost". Соответственно если вы все лицензии (и основную и дополнительные) установите на один компьютер-сервер, то она лицензию первоначально не найдет, вместо localhost нужно будет указать имя сервера в сети или его сетевой адрес. Это сделаете один раз, а далее программа запомнит.
Кстати, если бухгалтерия сельскохозяйственной организации не увидит ключ, то при закрытии окошка "Соединение с сервером" разработчики предоставят нам выбор, закрыть программу или продолжить работу в демо-режиме. Если продолжим работу, то проблемы будут лишь с отраслевой частью. Там в момент проведения документов есть контроль, то есть пользователи их даже смогут записать, а вот провести уже не смогут, как не смогут и выполнить регламентные операции при закрытии месяца.
К слову, другие отраслевые конфигурации при каких-то проблемах с ключами и при закрытии окна соединения с сервером, они тут же закроются без какого-либо выбора.
На что обратить внимание при изучении.
Также хотелось бы коснуться процесса освоения отраслевых конфигураций. Если планируете активно заниматься внедрением какой-нибудь конфигурации, первоначально нужно изучить материалы от разработчиков. Все конечно зависит от конфигурации, но сейчас, как правило, проблем с этим нет. Есть видео уроки и на сайтах разработчиков, есть каналы и группы разработчиков на различных ресурсах. Вебинары и видеоуроки, этого вам хватит, чтобы в общих чертах понять особенности отраслевого учета. А далее уже пробовать на месте.
Также нужно будет решить как-то вопрос с отраслевыми ключами. Скорее всего вы будите самостоятельно разбираться с какими-то вопросами, отражать определенные операции, разбираться с документами. Если это программа с системой лицензирования, как в случае с программами КАМИН, то проблем вообще нет, просто договариваетесь с клиентом, чтобы дал вам копию базы. Но в большинстве случаев у программы система лицензирования как в бухгалтерии сельхоз, то есть вам или нужен будет доступ к компьютеру, где стоят отраслевые ключи. Или можно приобрести NFR-версию ключа. Стоит она около 4000, в принципе, это не дорого. Единственное приобретать NFR только фирмы-франчайзи. Кстати не бойтесь спрашивать у руководства, может ключи уже куплены. В свое время у нас был куплен даже какой-то набор отраслевых программ, там была целая россыпь ключей и установочных дисков.
Кроме того у всех фирм-разработчиков обычно есть своя линия консультаций, причем неплохая. Они могут консультировать по телефону или у них будет специальный раздел на их сайте. Регистрируйте там клиента и его программу и у вас появится возможность задавать вопросы по отраслевому учету. На моей практике отвечают они достаточно оперативно, и много раз мне помогали.