Что раньше: ресурсы или сделка?

05.02.25

Команда - Коммуникации

Есть два варианта, как начать работать над проектом – подбирать проект под выстроенную команду или собирать команду под подтвержденный проект. Подискутируем о плюсах и минусах каждого варианта, чтобы прийти к гибкости в работе над проектом.

Сначала проект, а потом команда или наоборот

 

Предлагаю рассмотреть два варианта работы над проектом и подискутировать, какой подход вам ближе.

 

 

Первый вариант – у нас есть фиксированная команда из разработчиков и один продажник, который ищет проекты под эти ресурсы. Преимущества этого варианта:

  • Быстрый старт в проекте. Мы оперативно реагируем на новые запросы, можем сразу внедриться в бизнес-домен, можем сразу сделать классное коммерческое предложение, потому что в нашу бизнес-модель заложено то, что сотрудники уже находятся в режиме ожидания нового проекта

  • У свободных игроков между проектами появляется время на обучение и развитие – они могут реализовывать планы индивидуального развития, посещать конференции без ущерба текущим проектам и т.д.

  • Минимальный онбординг на новом проекте. Сотрудник знает, что он делает, знает, что нужно сделать, у него есть понимание работы в команде.

  • Компетенции команды уже подтверждены – мы можем прийти к клиенту и сказать: наш разработчик делал это уже 100 раз, и в 101-й раз он это сделает для вас.

Недостатки этого варианта:

  • Это дорого.

  • Если проект начнет задерживаться, ресурсы никуда не будут задействованы. В другой проект их тоже не кинешь, потому что сотрудник не успеет погрузиться и что-то сделать.

  • Можно кинуть только на какую-то мелкую техподдержку, но если человек другого профиля, он выгорит без интересных задач и уйдет к тому, кто способен обеспечить для него загрузку.

 

 

Второй вариант – у нас есть небольшая команда менеджеров и аналитиков, которая заточена на пресейл. И есть минимальная часть разработчиков, которые поддерживают текущие проекты, но на новые мы постоянно кого-то ищем. Преимущества в этом случае:

  • Есть подтвержденные планы по загрузке команды, сроки и бюджет. Мы можем сказать, что мы стартуем проект 1 июля и к этому сроку HR-менеджеру нужно найти сеньора-разработчика с такими-то компетенциями и трех новых джунов.

  • У нас есть возможность собрать команду под проект с нужным опытом в конкретном домене – требования уже более-менее определены, поэтому не придется тратить время на погружение.

  • Не тратим ресурсы на время простоя сотрудников без активных проектов.

У этого варианта тоже есть минусы:

  • Самый большой минус этого варианта – это время поиска сотрудника. На поиск специалиста среднего уровня может потребоваться порядка трех месяцев – причем вне зависимости от специализации. Это может быть аналитик, разработчик, руководитель проекта – кто угодно.

  • Даже если мы найдем человека за пару недель, мы можем потратить много времени на онбординг – это тоже долго.

С такими вводными переходим к обсуждению – как это работает у вас?

 

Дискуссия

 

Владислав Дмитриев, «1С»: Я выступаю за компромисс между первым и вторым вариантом, потому что мало где востребованы сотрудники, заточенные только под определенные навыки и технологии. И наоборот, найти специалиста с нужными навыками под проект достаточно сложно – компании держатся за хороших сотрудников и никому их не отдают.

На практике выживают гибкие – те, кто готов разбираться в любой проблеме и подстраиваться под имеющиеся ресурсы.

Для клиента очень важно видеть команду, которая с ним работает напрямую. Потому что если ему приходится общаться с автоответчиком, он помощи не получает. Только качественные компании могут дать прямой контакт с людьми, чтобы с ними можно было обсудить свою боль, и они помогли. Если есть клиент, у которого есть проблемы, и он готов платить за их решение, правильно эти деньги взять и помочь ему.

При этом нужно, чтобы технологии, которые вы будете использовать для помощи клиенту, были легкими для освоения вашим ресурсом хороших специалистов – чтобы они могли быстро доосвоить нужные технологии и предоставить решение. Не вам не нужно было искать гениев со стороны, а вы могли иметь пул хороших специалистов, способных гибко перестраиваться.

Самое главное – вам не нужно заставлять их перестраиваться под какую-то сложную технологию, которую нужно несколько лет изучать, проверять, накапливать опыт. Важно иметь возможность брать гибкие технологии, быстрые в освоении и эффективные в работе.

Я считаю, что платформа 1С – удивительный инструмент, который позволяет легко делать сложные вещи. Я не знаю более эффективного инструмента для построения бизнес-приложений. Платформа 1С – это чудо, которое нужно использовать. Наши решения, такие как 1С:Аналитика, можно за месяц освоить, сделать проработку проекта и внедрить.

Я считаю, что это хороший пример такого подхода, когда вначале клиент с деньгами и головной болью, а партнер быстро осваивает технологию, быстро внедряет, а после внедрения еще продолжает развивать и тоже на этом зарабатывает.

Николай Медведев, Билайн: Мне кажется, что необязательно собирать на проект сразу всех 20-30 специалистов. Проект может стартовать и с небольшим количеством специалистов – достаточно 2-3 аналитика. Разработчики в любом случае вступают в проект позже.

Таким образом, мы сначала подключаем 2-3 человека и затем подтягиваем остальных. А потом из проекта можно так же кого-то постепенно выводить. Это хорошая практика.

И время на обучение я бы не стал выделять отдельно. Мне кажется, что обучение должно происходить вне зависимости от того, занят специалист на проекте или нет. Сфера ИТ развивается с такой скоростью, что без обучения через полгода можно оказаться «за бортом».

Алена Ивахнова: Я тоже считаю, что проекты всегда начинаются с фазы исследования, за которую отвечают аналитики. Причем аналитики имеют возможность одновременно работать не на одном проекте, и цикл работы аналитика на проекте меньше, чем цикл работы разработчика.

Выгодно иметь в команде аналитика, который детально и досконально проработает вопрос и передаст разработчикам четкое ТЗ за то время, пока другие члены команды будут заниматься наймом нужных специалистов и их подготовкой.

Хочу отметить еще один момент: в работе проектных команд применим принцип Парето – 20% усилий обеспечивают 80% результата. Мы берем одного сеньора, у которого уже есть определенный опыт, и даем ему двух джунов. Сеньор руководит верхнеуровнево и раздает задачи, а джуны развиваются и закрывают потребности в ресурсах.

Резюмируя, хочу сказать, что правильнее оба подхода комбинировать. С одной стороны – искать проект, с другой – иметь команду. Свободных специалистов можно загрузить работой над внутренними решениями, которые откладывали, или иметь проекты про запас.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART Анализ & Управление в ИТ-проектах.

См. также

Коммуникации Бесплатно (free)

«Надо было не так», «Переделай», «Это же очевидно!» – такие слова могут выбить почву из-под ног. Долго училась принимать обратную связь без паники и самокопания – и готова поделиться работающими методами.

11.08.2025    221    0    SerjoginaMaria    0    

2

Мотивация Удаленная команда Презентации и публичные выступления Радио Аналитик Бесплатно (free)

В двадцать четвертом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, кто такой амбассадор бренда, по каким критериям выбирают амбассадоров, как компании создать среду, в которой сотрудники захотят рассказывать о бренде и как сотрудникам, которые хотят рассказывать о бренде, донести до руководителей ценность этих активностей.

29.07.2025    221    0    Radio_Analyst    0    

3

Мотивация Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

24.07.2025    415    0    KovalevaEG    1    

2

Мотивация Внедрение изменений Бесплатно (free)

Представьте, что у вас есть идея или предложение для команды. Вы пытаетесь ее сформулировать и уверены, что сможете заинтересовать своих коллег. Но вместо этого первой реакцией часто возникает отторжение, нежелание пробовать новое. Расскажем о пяти-компонентной структуре, которая поможет сформулировать идею и предложение так, чтобы мозг активировал систему удовольствия от будущего и сам захотел меняться и пробовать новое.

22.07.2025    436    0    user1530824    0    

5

Коммуникации Бесплатно (free)

Взаимодействие аналитика и разработчика напоминает знаменитый дуэт Шерлока Холмса и доктора Ватсона: один видит детали, другой ищет решения. Но без слаженной работы даже гениальные идеи рискуют остаться нереализованными. В статье разберем, почему проблемы в общении аналитиков и разработчиков — две стороны одной медали. Узнаем, какие правила взаимодействия успешно работают в команде автора. А также подумаем, как настроить собственные процессы, чтобы коммуникация была эффективной и комфортной для всех.

15.07.2025    515    0    user2100900    0    

0

Управление конфликтами Коммуникации Бесплатно (free)

Обычная жизнь человека в ИТ – это много-много общения. С заказчиками, коллегами и руководством. Но иногда происходят разговоры, после которых внутри вскипает океан эмоций. Поддавшись эмоциям, люди способны натворить много странных вещей, от которых не будет пользы ни самому «творцу», ни окружающим, ни делу. Расскажем о принципах конструктивного общения и алгоритме переговоров, позволяющем обсудить возможные решения проблемы и прийти к согласию.

14.07.2025    543    0    klimdw    0    

4

Коммуникации Бесплатно (free)

Подбор «идеального» 1С-разработчика часто упирается в шаблонные матрицы компетенций, которые плохо работают на практике. В этой статье рассмотрим метод интервью критических инцидентов, который помогает определить, какие качества сотрудников важны именно для вашей компании. Уделим внимание искусству задавать правильные вопросы: какие формулировки помогают раскрыть истинный уровень компетенций и на какие детали в ответах стоит обращать особое внимание. Наконец, разберемся, как структурировать полученные данные, чтобы создать четкий и объективный профиль компетенций.

03.07.2025    622    0    DuyunElena    0    

3

Сопровождение Коммуникации Бесплатно (free)

В статье пойдет речь о том, как в управлении оценивается зрелость команд разработки. Несмотря на распространенное мнение, что 1С-разработчики работают по своим особым правилам, подход к оценке их зрелости ничем не отличается от подхода в других командах. Единая модель зрелости, применяемая ко всем командам, включает шесть ключевых направлений: разработка, эксплуатация, качество, процессы, управление персоналом и вклад в профессиональное сообщество. Каждое из них оценивается по трем уровням — начальному, стандартному и экспертному, причем для подтверждения уровня необходимы конкретные артефакты. Автор рассказывает, как начался путь к повышению зрелости в его команде, какие практики внедрялись, как развивались ключевые направления и каких результатов удалось достичь.

30.06.2025    893    0    a_borodavko    2    

6
Оставьте свое сообщение