Эмоциональный интеллект (EQ) - определяющий фактор успеха в карьере разработчика

01.08.25

Саморазвитие - Личная эффективность

Разбираем природу деструктивных эмоций и практические способы прокачки эмоционального интеллекта. Статья будет полезна тем, кто чувствует, что испытывает трудности в общении, сталкивается с непониманием или конфликтами в команде.

Меня зовут Анастасия Скрипаль, я из города Новосибирска. Несмотря на то, что я гуманитарий, уже 12 лет успешно работаю в IT. Работаю в 1С-франчайзинге, в компании Infosoft. Сейчас я – скрам-мастер, занимаюсь развитием эффективности технических команд в проектном департаменте. “Для души” еще и психолог. Знание психологии и понимание людей очень сильно помогают мне в работе. В этой статье мы разберем, что такое эмоциональный интеллект, из чего он состоит и как его можно прокачивать.

 

Почему сейчас важно говорить о софт-скиллах

 

 

Мы живем в мире страшных акронимов. Кто-то считает, что мы уже перешли в «BANI-мир», а кто-то утверждает, что он закончился и наступил «SHIVA-мир».

 

 

Как бы там ни было, мир находится в постоянной турбулентности: все трясет, все меняется. И, скорее всего, уже не будет так, как раньше – понятно, стабильно, прозрачно. При постоянных изменениях нам нужно уметь адаптироваться. В пандемию мы уже прошли этот этап: если холодно – одеваемся, если страшно – прячемся, защищаемся. Когда происходят изменения в мире – в бизнесе, работе, деятельности – нужно адаптироваться и на организационном уровне.

Для того, чтобы качественно провести организационные изменения в ответ на внешние вызовы, важно быть психологически готовым к этим изменениям и уметь быстро адаптироваться. Практика показывает: люди с развитыми софт-скиллами легче справляются со стрессом, быстрее приходят в себя, гибче реагируют на перемены и эффективнее реализуют изменения. Этого нельзя сказать о более ригидных людях – по мышлению и поведению. Им сложнее дается такой процесс.

Перед вами схема со сравнением хард- и софт-скиллов. Хочу акцентировать внимание на том, что хард-скиллы в среднем формируются примерно за год. То есть за этот срок вы можете освоить профессиональный навык и уже начать применять его на практике. Софт-скиллы же развиваются от года до десятилетий – а порой и на протяжении всей жизни, потому что это личностные качества, а личность формируется постепенно.

 

 

И еще один важный момент: софт-скиллы без постоянной проработки и подкрепления могут регрессировать. Этого, как правило, не скажешь о хард-скиллах. Кстати, еще 100 лет назад в Гарварде провели исследование, которое показало: 85% успеха в профессиональной деятельности зависит от софт-скиллов – и эмоциональный интеллект здесь является базовым. Остальные 15% обусловлены техническими (профессиональными) навыками.

 

Баланс хард- и софт-скиллов в разных профессиях

 

Я считаю, что нельзя однозначно утверждать одно и то же о всех видах деятельности. Есть сферы, где действительно ключевое значение имеют жесткие навыки – например, химия, астрофизика, биоинженерия. В таких профессиях не так важно, насколько специалист с гениальными мозгами умеет общаться с людьми. Гораздо важнее то, что он создает – лекарства от рака или сверхмощные ракеты, которые запускают в космос.

Существуют и такие профессии, где важен баланс и того, и другого – например, следователь, бухгалтер, психолог. Конечно, важно профессиональное образование и технические навыки, чтобы качественно выполнять свою работу. Но не менее важна и коммуникация: от того, как человек взаимодействует с другими, зависит успех его деятельности. И, наконец, есть сферы, где мягкие навыки выходят на первый план – где важнее не столько профессиональная квалификация, сколько харизма, умение убеждать, презентовать себя и выстраивать контакты. Примеры – политика и шоу-бизнес.

 

Эмоциональный интеллект в IT-сфере

 

Как вы считаете, в нашей сфере – возьмем, например, кодинг или разработку – какие навыки важнее? Я убеждена, что здесь важен баланс. Потому что хороший разработчик – это не только человек, который сидит сутками за компьютером. Он активно коммуницирует: с заказчиком, с клиентами, с коллегами и так далее.

Я нашла одну табличку по нашей сфере – в контексте 1С: здесь перечислены харды и софты. Но, по-моему, софт-скиллы представлены однобоко – cловно разработчик общается только с заказчиком.

 

 

Мне кажется, нужно добавить, что подавляющую часть времени разработчик все-таки проводит в коммуникации внутри команды – с коллегами. Поэтому я дополнила эту схему тем, что пришло мне в голову. Список, конечно, не исчерпывающий – каждый из вас может его расширить по своему усмотрению.

 

 

Нам пора задуматься об эмоциональном интеллекте и, в целом, о софт-скиллах – особенно тем, кто до сих пор об этом не задумывался. Это уже не привилегия, а реальная необходимость, которая обеспечит нам эффективность в будущем в нашей сфере. Я посмотрела, где эмоциональный интеллект стоит в рейтингах софт-скиллов.

 

Например, T-банк ставит его на первое место. На TED есть выступления, где эмоциональный интеллект – на втором месте, после гибкости, и с этим я согласна. В моем личном рейтинге софт-скиллов – сначала гибкость, потом эмоциональный интеллект. Также я поискала на HeadHunter и увидела, что рынок теперь хочет «умных» разработчиков – не только технически сильных, но и интеллектуально развитых, в том числе в софт-компетенциях. Это скриншот моего поиска: «разработчик 1С».

 

 

Работодатели хотят умения слушать и слышать – то есть не просто молчать, а воспринимать. Требуется много коммуникативных навыков, эмоциональная устойчивость и так далее. Получается, что работодатели уже не хотят просто «хороших кодеров».

Все понимают важность софт-скиллов, все хотят их видеть – но где они? Почему их так трудно найти?

 

Почему люди недооценивают эмоциональный интеллект

 

Почему мы постоянно сталкиваемся с проблемами в эмоциональной сфере? Потому что мы сильно переоцениваем себя: считаем, что мы умные, рациональные, и что все наши решения основаны на логике. Это – самое большое заблуждение века. На самом деле люди принимают все решения с участием эмоций. Ни одно решение в вашей жизни не принимается без учета эмоций – это доказанный факт.

Ученые давно изучают работу человеческого мозга. И они уже доказали: зона мозга, отвечающая за эмоции – лимбическая система – напрямую связана с нашими органами чувств. Когда поступает какой-то сигнал, он сначала попадает в лимбическую систему. Она в десятки раз старше неокортекса – той части мозга, которая отвечает за логику и рациональное мышление. Таким образом, сигнал сначала обрабатывается на эмоциональном уровне.

Пока наш «умный» мозг выстраивает алгоритм правильных действий, эмоция уже пошла или пришла. Поэтому просто примите это: все мы – эмоциональные существа, и нас регулярно захватывают, накрывает эмоциями. И с этим нужно что-то делать.

 

Определение и модель эмоционального интеллекта

 

Определений у эмоционального интеллекта много – каждый уважающий себя ученый хочет внести свой вклад. Я выбрала максимально практико-ориентированные подходы.
Определение говорит нам, что эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, видеть намерения, желания и потребности собеседников и использовать эти знания для решения реальных, практических задач. Однако само по себе определение звучит сухо и абстрактно. Давайте перейдем к более наглядной модели. Эмоциональный интеллект состоит из четырех блоков – вот таких квадратиков – и связей между ними.

 

 

Сейчас мы пройдемся по каждому из них и расставим логические связи. И первый блок – это самосознание.

 

Самосознание: основа эмоционального интеллекта

 

Любые изменения начинаются с себя – это мы все знаем. Но, к сожалению, именно эта зона – самосознание – чаще всего оказывается самой слабой у большинства людей. Я, как психолог, в процессе обучения и в личной практике часто задаю простой вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» Как вы думаете, как на него отвечают? «Нормально». «Хорошо». А на самом деле таких чувств, как «нормально» или «хорошо», не существует. Это не эмоции, а скорее маски. Как только начинаешь просить назвать конкретную эмоцию словами, наступает ступор.

 

 

«А где ты чувствуешь это ощущение в теле? Что происходит у тебя внутри?» – снова ступор. «Чего ты хочешь от жизни?» – «Не знаю». «Кем ты хочешь стать?» – «Не знаю». «Какие у тебя сейчас потребности?» – «Не знаю». Люди просто не знают себя. Они не знают своих чувств и потребностей, а значит, не могут управлять собой. А ведь мы – эмоциональные существа, и при любом триггере эмоции накатывают, как в детстве – резко, бурно, без контроля.

Поэтому все начинается с познания себя: нужно понять, какие у нас есть чувства, какие психологические потребности (не физиологические, а внутренние) у нас не удовлетворены, где и как эти чувства проявляются в теле. Да, на глубокое самопознание могут уйти годы терапии. Важно понимать: начать можно либо самостоятельно, либо с помощью профессионала.

Ключ к самопознанию – это эмоции. Они как дверь внутрь себя. Любая эмоция – это хорошо. Нет плохих эмоций. Забудьте, что «нельзя» злиться или грустить. Все эмоции полезны, потому что каждая из них сигнализирует о неудовлетворенной потребности. Поэтому первое, что нужно делать, – учиться идентифицировать свои чувства. И вот первый инструмент для этого – колесо чувств.

 

 

В центре вы видите базовые эмоции. Названия могут различаться в зависимости от источника – мне просто понравилась именно эта картинка. От центра расходятся оттенки – более точные и тонкие чувства. Когда вас «накрывает» какая-то эмоция, откройте это колесо, посмотрите и попробуйте выбрать то, что вы чувствуете максимально точно. Дальше я объясню, как с этим работать. Главное – хотя бы назовите эмоцию словами: «Я чувствую бешенство», «Я чувствую благодарность», «Я чувствую значимость» – и так далее.

 

Практические техники для развития самосознания

 

 

 

Техник по повышению самосознания существует много. Начинать нужно с саморефлексии и, при необходимости, с психотерапии. Далее в этой статье я поделюсь одной из них – анализом ABC. А пока – еще один полезный инструмент: дневник эмоций. Его можно скачать в интернете или просто завести тетрадь.

Попробуйте вести его примерно месяц: каждый день записывайте, какая эмоция у вас возникла, на какое событие она отреагировала, какой был конкретный триггер, если вы его заметили. Записывайте, как вы с этой эмоцией справились, где она ощущалась в теле – например, тяжесть в груди, боль в животе, напряжение в плечах, бурление внутри или что-то еще. У всех это проявляется по-разному.

Второе – устранение информационного шума. Когда мы едем на машине, слушаем подкаст. Бежим – включаем музыку. Моем посуду – смотрим телевизор». И так везде. А когда мы вообще бываем наедине со своими мыслями, хотя бы на приличный промежуток времени – кроме двух минут, пока переключаем трек на телефоне? Очень редко.

Мы сами себя заглушаем, потому что страшно остаться наедине с собой надолго. Почему так мало людей уходят в горы на две недели, чтобы побыть в тишине и молчании? Потому что, если выключить весь внешний шум – соцсети, новости, звук – внутри может открыться очень многое. Это и есть путь к самопознанию. Именно поэтому люди едут на ретриты в Индию, чтобы медитировать. Кстати, медитация – тоже отличный, хоть и сложный инструмент. Я сама, признаться, не умею медитировать, но вам очень советую научиться.

Следующее – выключайте бытовой автопилот. Мы делаем огромное количество действий на автомате: моем посуду, убираемся, учимся, работаем, даже вождение часто проходит в режиме «автопилота» – я имею в виду не коробку передач, а то, что вы доехали из пункта А в пункт Б и не помните, как, где и почему вы там оказались.

У меня такое бывает часто. Иногда доезжаю до работы на машине и понимаю, что вообще не следила за дорогой. Как только вы перестанете действовать на автопилоте и начнете осознанно выполнять даже простые действия – вы начнете замечать о себе много нового. Например, представьте, как вы моете посуду: теплая водичка, пенка, скрип тарелок. Я, кстати, недавно попробовала – и поняла, что мою посуду кипятком. Мне больно, а я все равно это делаю. Почему? Зачем я мучаю себя? Вот он – момент осознанности и открытия.

Попробуйте хотя бы один день проходить в режиме осознанности – и вы узнаете о себе много нового. А если соедините это с устранением информационного шума – вообще будет супер.

Следующий пункт – учите себя мотивировать. Мотивация и эмоция – однокоренные слова, и они тесно связаны. Мы часто думаем: «Сначала придет вдохновение – и тогда я сделаю». Но на самом деле работает наоборот: нужно просто начать – и тогда появится мотивация. Это факт. А если мотивация не пришла, появится эмоция, которая покажет, что вы на самом деле чувствуете по этому поводу. Попробуйте – это работает.

И последнее: книги и фильмы. Когда вы их смотрите или читаете, обращайте внимание не только на сюжет, но и на героев: что они чувствуют, какие у них эмоции, потребности, намерения. Попробуйте вжиться в роль какого-нибудь персонажа и понять, почему он так поступает.

Для меня, например, стало открытием последний фильм про Джокера. Казалось бы, отвратительный, жестокий персонаж, но когда я попыталась почувствовать его эмоции, его боль и одиночество – сразу возникло сочувствие, эмпатия.

 

Управление собой: возвращение ответственности за свои эмоции

 

Как только вы начнете лучше понимать себя, вы получите возможность управлять собой. Эта зона станет вам доступной.

 

 

Главная трудность в управлении собой в том, что мы часто воспринимаем свои эмоции как что-то внешнее, будто они приходят извне, навязываются нам. Говорим: «Меня разозлили пробки», «Она меня обидела», «Он меня вывел из себя». Кажется, будто мы – пассивные жертвы обстоятельств, а все вокруг влияют на нас, лишая контроля.

Но когда вы берете ответственность за свои эмоции на себя – когда говорите не «он меня разозлил», а «я разозлился», не «она меня обидела», а «я обиделся» – вы возвращаете себе эту ответственность. И именно с этого момента вы получаете возможность управлять своими чувствами. Потому что то, за что мы несем ответственность, мы можем изменить.

 

ABC-анализ: практический инструмент для работы с эмоциями

 

Мы подошли к одному важному инструменту – ABC-анализу. Это практика, которая помогает развивать самосознание и учиться управлять собой.

Часто мы думаем, что эмоции возникают напрямую: событие ? реакция. Как у собаки Павлова – дали стимул, получили ответную реакцию. Например: «Меня на совещании перебил коллега – и я взорвался от злости». Кажется, будто именно он и вызвал мою эмоцию.

Но на самом деле все не так просто. Мы сложнее, чем рефлекторные животные. Между событием и нашей реакцией есть промежуточный слой – личностный смысл, который мы придаем этому событию. Именно он порождает эмоцию.

 

 

Само по себе событие, как правило, нейтрально. Значимость ему придаем мы. Мы вкладываем в него определенный смысл – и уже от этого смысла возникает эмоция.

Возьмем тот же пример: коллега перебил. Почему это вызвало злость? Потому что вы подумали: «Он меня не уважает», «Он уронил мою значимость», «Меня никто не слушает», «Я не важен». Или даже: «Я говорю чушь, меня никто не любит».

Вариантов интерпретаций – тысячи. И если копнуть глубже, почти все они ведут к одной базовой потребности: хочется, чтобы меня любили, принимали, ценили.

Но ключевой момент: это вы сами придали событию такой смысл. Эта мысль пронеслась в голове, возможно, незаметно, автоматически. А эмоция – следствие этой мысли.

Чтобы понять, почему вы так остро отреагировали, нужно отследить: «Какая мысль возникла у меня перед эмоцией?» Именно с этой мыслью и нужно работать.

А помогает в этом – критическое мышление. Начните с простого: поставьте мысль под сомнение.

Допустим, у вас возникла мысль: «Он меня не уважает».

  • Что эта мысль говорит обо мне?

  • Почему мне важно его уважение?

  • Что это значит для меня?

  • Какая моя психологическая потребность оказалась задетой?

Это может быть потребность в уважении, признании, принадлежности, самоактуализации, любви, чувстве значимости – в чем угодно. Определите, что именно было нарушено.

Дальше задайте себе вопросы:

  • Какие факты подтверждают мою мысль?

Вспомните историю взаимодействия с этим человеком. Были ли другие случаи, когда он действительно вел себя неуважительно? Если да – возможно, ваша реакция не случайна.

  • А какие факты опровергают ее?

Может, он всех перебивает? Может, он просто импульсивный и не со зла? Может, вчера он как раз помог вам или похвалил вашу идею?

Часто оказывается, что аргументов «против» больше, чем «за». И тогда вы приходите к выводу: «Возможно, я слишком быстро сделал вывод». Появляется альтернативная интерпретация: «Он не хотел меня обидеть – он просто такой по характеру».

И что происходит? Эмоция снижается по накалу – или даже меняется. Вы больше не в гневе, а, может быть, в раздражении или даже в легкой досаде. Вы начинаете понимать: «А может, я чего-то додумал?»

Вот так – через вопросы, сомнения, поиск фактов и переосмысление – вы берете контроль над своей реакцией. Вы понимаете, что не событие вызвало эмоцию, а ваша интерпретация события. И теперь вы можете с ней работать.

Этот инструмент – ABC-анализ – учит нас не реагировать автоматически, а осознанно выбирать, как на что-то смотреть. А значит, и как на это реагировать.

 

Понимание других: эмпатия и распознавание эмоций

 

Как только вы начинаете лучше понимать себя, вы автоматически становитесь способны понимать и других людей.

 

Вы знаете, какие бывают эмоции, как они проявляются у вас в теле, как отражаются в мимике, жестах, интонации. Вы замечаете, что большая часть общения – около 90% – передается невербально. А значит, вы можете научиться считывать эти сигналы у другого человека. Увидеть напряжение в плечах, дрожь в голосе, взгляд, полный тревоги – и понять: «Сейчас он чувствует обиду, страх, раздражение».

Когда вы это понимаете, вы можете прожить это чувство вместе с ним – не оценивая, не осуждая, а просто принимая. Это и есть эмпатия.

Эмпатия – ключ к здоровым, зрелым отношениям. Она позволяет выйти за пределы собственного восприятия и увидеть мир глазами другого.

Как только вы начинаете понимать, что чувствует человек, вы можете задуматься: «А каковы были его намерения? Зачем он это сделал?»

Заметьте: мы сами себя оцениваем по намерениям. Говорим: «Я хотел как лучше… Получилось, как всегда. Но я-то хороший!». А вот других – судим по поступкам. Сделал что-то не то – и сразу: «Он плохой!» – и ярлык повешен.

А что, если посмотреть не на поступок, а на намерение? Что, если попытаться понять: «А что он хотел этим добиться? Какая у него была мотивация?». Иногда оказывается, что за «плохим» поступком стоял страх, потребность в признании, желание быть услышанным или потребность в любви.

Когда вы видите глубинную потребность – вы перестаете видеть в человеке врага. Вы начинаете его понимать.

И тогда эмпатия + понимание потребности дают вам новый уровень – квадратик, который расширяет ваше понимание других. Это уже не просто осознание себя – это второй, а может, и третий элемент эмоционального интеллекта.

 

 

И он открывает дверь к настоящему, глубокому соединению с людьми.

 

Управление отношениями: практическое применение эмоционального интеллекта

 

Теперь посмотрим на общую картину. Наша модель складывается из нескольких ключевых элементов: самосознание лежит в основе. Оно дает возможность управлять собой и понимать других. А когда эти два навыка развиты – они вместе формируют третий, более сложный уровень: управление отношениями.

 

 

Что я вкладываю в понятие «управление отношениями»? Это способность:

  • мотивировать и вдохновлять,

  • поддерживать людей,

  • выстраивать эффективную и честную коммуникацию,

  • быть хорошим коллегой, другом, наставником,

  • мягко направлять, помогать принимать решения,

  • достигать общих целей в команде.

И да, можно сказать даже – «манипулировать» в положительном смысле: не обманывать, а влиять, ведя человека к лучшему выбору, поддерживая его рост.

На самом деле существует множество приемов и техник управления отношениями – от подражания и эмоционального заражения до активного слушания и обратной связи. Я не стала рассматривать их все в этой статье. Но если тема вас заинтересовала, обязательно посмотрите, какие стратегии существуют. Это очень полезно.

Если у вас возникают трудности в отношениях – не спешите искать проблему в других. Скорее всего, стоит заглянуть внутрь модели: где-то не хватает самосознания, не хватает управления собой или не хватает понимания другого. Проблема в одном из этих «квадратиков» – и тогда нужно копать именно там. Возвращайтесь к предыдущим этапам, прорабатывайте их.

А сейчас я приведу вам один кейс – он наглядно демонстрирует, насколько важен высокий уровень эмоционального интеллекта в реальной жизни.

Представьте: два человека – один с развитым эмоциональным интеллектом, другой – с неразвитым. Что будет происходить в их взаимодействии?

 

Кейс: Саша – разработчик с высоким уровнем хард-скиллов, но низким эмоциональным интеллектом

 

Представим Сашу – талантливого разработчика. Код у него безупречный, чистый, лаконичный – настоящий образец мастерства. На код-ревью к нему выстраиваются очереди: никто не разберет чужой код так глубоко и точно, как он. Просто умница.

Но вот в общении – совсем другая история. Саша груб, закрыт, избегает командной работы. Говорит: «Отвяжитесь от меня со своим развитием», «Не пойду я на эти встречи», «Клиент дурак – дайте нормальное ТЗ и опытного аналитика», «Не буду работать с этими малышами – они ничего не понимают».

 

 

С ним тяжело работать. Он «закидывает какашками» коллег, не замечая, как это влияет на атмосферу в команде. При этом сам Саша тоже недоволен происходящим.

Руководители все реже хотят брать его в новые проекты – все знают: как только требования изменятся, Саша вспылит. Он расшатывает командный климат, подавляет инициативу. Младшие разработчики боятся к нему обращаться – после общения с ним они чувствуют себя еще более неуверенными, чем и так были.

В итоге возникает замкнутый круг. Командные проблемы, которые он провоцирует, возвращаются к нему же. Его реже включают в проекты с высокой динамикой – он остается в простое. А простой его раздражает.

Это выливается в долгие монологи на обратной связи: о несправедливости мира, тщетности всего сущего, ужасах системы, в которой мы работаем.

Казалось бы, все ясно – Саша «плохой»: талантлив, но мешает команде. Но тут появляется скрам-мастер с высоким эмоциональным интеллектом.

Он замечает: у Саши есть глубокое намерение – улучшить систему, в которой он работает. У него есть своя картина мира, выстроенная годами опыта. Да, она жесткая, резкая, но она искренняя. Это взрослый человек, 40+ лет, проживший свою жизнь. Его взгляды – результат его опыта. Можно не разделять его позицию, его картину мира. Но это не мешает уважать его.

Скрам-мастер видит, что Саше дико некомфортно. Тот чувствует себя одиноким, непонятым, будто стоит один на баррикадах. Он пытается докричаться – хоть как-то донести свои ценности, которые, по его ощущениям, никто не видит, не принимает и не разделяет.

Тогда он говорит: «Ты имеешь право на свои ценности. Ты имеешь право на свое видение. Ты имеешь право не ходить на встречи и не общаться. Это твой выбор».

И в этот момент он начинает видеть настоящие потребности Саши:

  • быть услышанным,

  • чувствовать безопасность,

  • получить признание,

  • почувствовать, что его ценят,

  • быть частью чего-то значимого,

  • ощутить любовь и принятие.

Если заглянуть в биографию Саши, многое становится понятным: возможно, он рос в среде, где уважали только результат, а не личность. Где чувства замалчивались, а слабость – каралась.

Как только Саше говорят: «Ты нормальный. С тобой все ок. Мы тебя уважаем. Спасибо, что делишься своей картиной мира», – он начинает оттаивать. Тогда скрам-мастер предлагает: «А давай подумаем, как твое видение можно применить здесь и сейчас?»

И Саша – уже без агрессии, на нормальном языке – начинает давать конструктивные, ценные советы. Процессы в команде начинают улучшаться – во многом благодаря ему. Его вклад замечают, благодарят. Саша чувствует: его услышали. Он начинает чуть больше открываться. И однажды говорит: «Ладно, возьмите кого-нибудь стажером. Только отберите нормального».

Вот он – поворот. Теперь с Сашей можно работать.

 

Сравнение Саши и Пети: выбор между хард- и софт-скиллами

 

Что произошло в этом кейсе? Человек с высоким эмоциональным интеллектом смог не просто наладить контакт с Сашей – он помог ему раскрыться, направил его талант в полезное русло. Он показал, как можно применять свои сильные стороны даже в среде, которая, на первый взгляд, противоречит личным ценностям специалиста.

Теперь представим другого персонажа – Петю. Молодой, неопытный, пока что пишет код с косяками (лучше Саше не показывать – а то упадет в обморок). Зато Петя – коммуникабельный, горит работой, легко налаживает контакт с коллегами и заказчиками.

На первой встрече с клиентом он не просто разобрался в задаче – он его очаровал. Говорит: «Пойду, разберусь, сделаю» – и делает. Он – настоящий «лапочка».

А теперь представьте: вы – архитектор, тимлид, и вам нужно собрать команду на проект. Перед вами выбор:

  • Саша – до встречи со скрам-мастером. Гениальный кодер, но закрытый, агрессивный, избегает коммуникации.

  • Петя – с неидеальным кодом, зато с открытостью, мотивацией и готовностью расти.

Кого вы возьмете? Если нужен человек, который «закодит и отвалится» – да, Саша. Но такие проекты – редкость.

Сегодня почти нигде нет жесткой, неизменной спецификации, по которой можно работать полгода без единого уточнения. Мир меняется быстро: требования у заказчика – завтра одни, послезавтра – другие. Нужно общаться, уточнять, договариваться, адаптироваться.

И в этих условиях Петя – гораздо более выгодный выбор. Он не просто выполняет задачи – он включается в процесс, помогает команде, растет сам и поднимает других.

И самое главное – Пети быстро растут. Потому что они хотят учиться, хотят вкладываться, хотят быть частью чего-то большего.

Саша сильнее в техническом плане. Но Петя сильнее в будущем.

 

Рефлексия: кто эффективнее – с высоким или низким эмоциональным интеллектом?

 

Вспомните – есть ли в вашем окружении люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта? Те, кто:

  • открыт и доброжелателен,

  • умеет справляться со своими эмоциями,

  • легко устанавливает контакт,

  • может выйти из себя – но потом осознает это и, как минимум, извиняется.

А теперь вспомните и тех, у кого, возможно, низкий эмоциональный интеллект.

 

 

Теперь задайте себе вопрос, кто из них более эффективен в работе?
А кто в жизни? Что именно помогает им достигать результатов?

Пройдитесь по своим ассоциациям, вспомните конкретных людей, ситуации. Возможно, у вас возникла какая-то картинка в голове – образ, пример, случай, когда эмоциональный интеллект проявился явно.

Можете прямо сейчас оценить себя: насколько вы понимаете свои эмоции, управляете ими, видите других, строите отношения.

Иногда самое важное – просто начать замечать.

 

Практические шаги и ресурсы для развития эмоционального интеллекта

 

Эмоциональный интеллект – это навык. А навык формируется через повторение и практику.

Поэтому:

  • Читайте книги – в конце статьи будет подборка.

  • Проходите тренинги – есть даже выездные программы, специально направленные на развитие эмоционального интеллекта.

  • Играйте – например, у Ирины Шишкиной есть авторская игра по эмоциональному интеллекту.

Также помогают:

  • Психотерапия – если есть глубокие блоки,

  • Рефлексия – регулярное осмысление своих реакций,

  • Медитация – для развития осознанности,

  • Самостоятельные техники – например, АВС-дневник.

Начните с него. Каждый раз, когда эмоция «зашкаливает»:

  1. Зафиксируйте событие (А – Activating event),

  2. Запишите мысль (В – Belief),

  3. Отметьте эмоцию и поведение (С – Consequence).
    Затем спросите себя: «Какая потребность была задета? Как я могу отреагировать иначе?»

Даже если сначала будете делать это неуклюже – не беда. Главное – начать. Каждый раз, прорабатывая эмоцию, вы формируете новую нейронную связь. Сначала она тонкая, еле заметная. Но со временем она укрепляется – и однажды вы вдруг сделаете все правильно, даже не задумываясь.

Только так и вырабатывается устойчивый навык. Пока вы не пройдете этот путь – автоматического правильного реагирования не будет. Даже если вы знаете теорию идеально, на практике все равно будете «косячить». Но это нормально.

Главное – практиковаться. На кошках, на коллегах, на домашних, на случайных собеседниках – везде, где есть живое общение.

 

Книги

 

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и книга «Эмоциональный интеллект в работе»

  • Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»

  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»

  • Энтони Мерсио практическое руководство «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов»

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Личная эффективность Бесплатно (free)

В мире разработки за каждой строчкой кода стоит не только логика, но и эмоции. Мы почти все сталкиваемся с одними и теми же внутренними состояниями. Синдром самозванца шепчет, что ты – мошенник, перфекционизм не дает закрыть задачу, а прокрастинация превращает «завтра» в бесконечную отсрочку. Эта статья – про то, как распознать и принять эти синдромы.

31.07.2025    223    0    user1605998    0    

3

Личная эффективность Компетенции и навыки Бесплатно (free)

В статье поговорим о том, как из специалиста, погруженного в технические задачи, вырасти в руководителя. Выясним, какие этапы и навыки на этом пути – ключевые. Разберем, где и как развивать управленческие компетенции и на что обращают внимание топ-менеджеры, выбирая будущих лидеров. И главное: как понять, действительно ли управление – это ваше, или лучше остановиться на роли эксперта?

23.07.2025    423    0    kosmonavtka    0    

7

Личная эффективность Бесплатно (free)

Специально для занятых программистов и офисных сотрудников подготовили уникальный гид по эффективному отдыху после тяжелых рабочих дней. Здесь собраны лучшие техники релаксации, которые помогут избежать выгорания и поддержать высокую работоспособность. Узнайте, как быстро восстанавливать энергию, создавая комфортные условия для отдыха и улучшая качество жизни. Вас ждут советы по физическому восстановлению, дыхательным практикам, медитации и созданию идеальной атмосферы в офисе. Готовьтесь встретить новый день полными свежих идей и готовностью покорять вершины программирования!

22.07.2025    752    0    Gigantrop    2    

10

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

Хотите стать настоящим асом в среде 1С и всегда быть впереди конкурентов? Эта статья расскажет, как регулярно повышать свою квалификацию, эффективно использовать вебинары и онлайн-конференции, извлекать максимум пользы из каждого мероприятия и достигать впечатляющих карьерных высот. Узнайте, какие инструменты необходимы специалисту 1С для непрерывного развития и стабильного роста на современном рынке труда!

16.07.2025    704    0    IseGold    1    

2

Личная эффективность Бесплатно (free)

Статья знакомит читателей с концепцией «Deep Work» (глубокая работа), предложенной известным исследователем Каленом Ньюпортом, и демонстрирует, каким образом этот подход способен кардинально изменить повседневную жизнь программиста 1С. Основное внимание уделяется вопросам устранения отвлекающих факторов, формированию правильной рабочей среды и развитию навыков глубокой концентрации. Читатели узнают, как побороть вредные привычки, такие как постоянное зависание в социальных сетях и реакция на каждое уведомление, и начнут применять проверенные методики для повышения личной продуктивности. В завершение рассматриваются реальные случаи и научные подтверждения пользы глубокой работы, подчеркивающие её значимость для успеха в профессии и личного удовлетворения от труда.

11.07.2025    1020    0    IseGold    5    

9

Личная эффективность Бесплатно (free)

Мидлы часто сталкиваются с «невидимым потолком»: задачи решаются, а до сеньора не вырасти. Секрет часто не в знаниях, а в неготовности брать ответственность за проект и команду, неумении декомпозировать проблемы и страхе выйти из зоны комфорта. Автор статьи, который прошел этот непростой, но увлекательный этап профессионального роста, делится своими «путевыми заметками». Разбираемся, как страх вопросов ведет к «качелям вместо качели», зачем браться за «неблагодарные» задачи и почему отдых – инвестиция в продуктивность.

07.07.2025    842    37    DoctorLambo    11    

3

Личная эффективность Бесплатно (free)

Синдром самозванца — частый, но малообсуждаемый спутник 1С-специалистов. Он подтачивает уверенность, мешает делиться опытом, заставляет обесценивать собственные знания и достижения. Почему именно в мире 1С он проявляется особенно остро? Как отличить здоровую самокритику от внутреннего самобичевания? И что делать, чтобы не жить с ощущением, что «просто повезло»? В этой статье — типичные симптомы и практичные способы, как вернуть себе ощущение профессиональной ценности. Подходит для тех, кто работает в одиночку, чувствует, что «все вокруг умнее», или просто устал чувствовать себя «не тем самым специалистом».

25.06.2025    9249    0    Sherbakov_Alexandr    43    

50

Коммуникации Личная эффективность Бесплатно (free)

Работа 1С-специалиста часто ассоциируется с конкретными техническими заданиями, строгими регламентами и минимальной необходимостью в общении. Но в современном IT-мире одних технических навыков становится недостаточно – всё большее значение приобретают soft skills, или «мягкие навыки»: коммуникация, критическое мышление, гибкость, умение работать с людьми. В этой статье рассказывается, как прокачивать «мягкие навыки» прямо в рамках типовой 1С-рутины, на обычных задачах и в общении с заказчиком.

23.06.2025    757    0    user2151211    1    

3
Оставьте свое сообщение