Эмоциональный интеллект (EQ) - определяющий фактор успеха в карьере разработчика

01.08.25

Саморазвитие - Личная эффективность

Разбираем природу деструктивных эмоций и практические способы прокачки эмоционального интеллекта. Статья будет полезна тем, кто чувствует, что испытывает трудности в общении, сталкивается с непониманием или конфликтами в команде.

Меня зовут Анастасия Скрипаль, я из города Новосибирска. Несмотря на то, что я гуманитарий, уже 12 лет успешно работаю в IT. Работаю в 1С-франчайзинге, в компании Infosoft. Сейчас я – скрам-мастер, занимаюсь развитием эффективности технических команд в проектном департаменте. “Для души” еще и психолог. Знание психологии и понимание людей очень сильно помогают мне в работе. В этой статье мы разберем, что такое эмоциональный интеллект, из чего он состоит и как его можно прокачивать.

 

Почему сейчас важно говорить о софт-скиллах

 

 

Мы живем в мире страшных акронимов. Кто-то считает, что мы уже перешли в «BANI-мир», а кто-то утверждает, что он закончился и наступил «SHIVA-мир».

 

 

Как бы там ни было, мир находится в постоянной турбулентности: все трясет, все меняется. И, скорее всего, уже не будет так, как раньше – понятно, стабильно, прозрачно. При постоянных изменениях нам нужно уметь адаптироваться. В пандемию мы уже прошли этот этап: если холодно – одеваемся, если страшно – прячемся, защищаемся. Когда происходят изменения в мире – в бизнесе, работе, деятельности – нужно адаптироваться и на организационном уровне.

Для того, чтобы качественно провести организационные изменения в ответ на внешние вызовы, важно быть психологически готовым к этим изменениям и уметь быстро адаптироваться. Практика показывает: люди с развитыми софт-скиллами легче справляются со стрессом, быстрее приходят в себя, гибче реагируют на перемены и эффективнее реализуют изменения. Этого нельзя сказать о более ригидных людях – по мышлению и поведению. Им сложнее дается такой процесс.

Перед вами схема со сравнением хард- и софт-скиллов. Хочу акцентировать внимание на том, что хард-скиллы в среднем формируются примерно за год. То есть за этот срок вы можете освоить профессиональный навык и уже начать применять его на практике. Софт-скиллы же развиваются от года до десятилетий – а порой и на протяжении всей жизни, потому что это личностные качества, а личность формируется постепенно.

 

 

И еще один важный момент: софт-скиллы без постоянной проработки и подкрепления могут регрессировать. Этого, как правило, не скажешь о хард-скиллах. Кстати, еще 100 лет назад в Гарварде провели исследование, которое показало: 85% успеха в профессиональной деятельности зависит от софт-скиллов – и эмоциональный интеллект здесь является базовым. Остальные 15% обусловлены техническими (профессиональными) навыками.

 

Баланс хард- и софт-скиллов в разных профессиях

 

Я считаю, что нельзя однозначно утверждать одно и то же о всех видах деятельности. Есть сферы, где действительно ключевое значение имеют жесткие навыки – например, химия, астрофизика, биоинженерия. В таких профессиях не так важно, насколько специалист с гениальными мозгами умеет общаться с людьми. Гораздо важнее то, что он создает – лекарства от рака или сверхмощные ракеты, которые запускают в космос.

Существуют и такие профессии, где важен баланс и того, и другого – например, следователь, бухгалтер, психолог. Конечно, важно профессиональное образование и технические навыки, чтобы качественно выполнять свою работу. Но не менее важна и коммуникация: от того, как человек взаимодействует с другими, зависит успех его деятельности. И, наконец, есть сферы, где мягкие навыки выходят на первый план – где важнее не столько профессиональная квалификация, сколько харизма, умение убеждать, презентовать себя и выстраивать контакты. Примеры – политика и шоу-бизнес.

 

Эмоциональный интеллект в IT-сфере

 

Как вы считаете, в нашей сфере – возьмем, например, кодинг или разработку – какие навыки важнее? Я убеждена, что здесь важен баланс. Потому что хороший разработчик – это не только человек, который сидит сутками за компьютером. Он активно коммуницирует: с заказчиком, с клиентами, с коллегами и так далее.

Я нашла одну табличку по нашей сфере – в контексте 1С: здесь перечислены харды и софты. Но, по-моему, софт-скиллы представлены однобоко – cловно разработчик общается только с заказчиком.

 

 

Мне кажется, нужно добавить, что подавляющую часть времени разработчик все-таки проводит в коммуникации внутри команды – с коллегами. Поэтому я дополнила эту схему тем, что пришло мне в голову. Список, конечно, не исчерпывающий – каждый из вас может его расширить по своему усмотрению.

 

 

Нам пора задуматься об эмоциональном интеллекте и, в целом, о софт-скиллах – особенно тем, кто до сих пор об этом не задумывался. Это уже не привилегия, а реальная необходимость, которая обеспечит нам эффективность в будущем в нашей сфере. Я посмотрела, где эмоциональный интеллект стоит в рейтингах софт-скиллов.

 

Например, T-банк ставит его на первое место. На TED есть выступления, где эмоциональный интеллект – на втором месте, после гибкости, и с этим я согласна. В моем личном рейтинге софт-скиллов – сначала гибкость, потом эмоциональный интеллект. Также я поискала на HeadHunter и увидела, что рынок теперь хочет «умных» разработчиков – не только технически сильных, но и интеллектуально развитых, в том числе в софт-компетенциях. Это скриншот моего поиска: «разработчик 1С».

 

 

Работодатели хотят умения слушать и слышать – то есть не просто молчать, а воспринимать. Требуется много коммуникативных навыков, эмоциональная устойчивость и так далее. Получается, что работодатели уже не хотят просто «хороших кодеров».

Все понимают важность софт-скиллов, все хотят их видеть – но где они? Почему их так трудно найти?

 

Почему люди недооценивают эмоциональный интеллект

 

Почему мы постоянно сталкиваемся с проблемами в эмоциональной сфере? Потому что мы сильно переоцениваем себя: считаем, что мы умные, рациональные, и что все наши решения основаны на логике. Это – самое большое заблуждение века. На самом деле люди принимают все решения с участием эмоций. Ни одно решение в вашей жизни не принимается без учета эмоций – это доказанный факт.

Ученые давно изучают работу человеческого мозга. И они уже доказали: зона мозга, отвечающая за эмоции – лимбическая система – напрямую связана с нашими органами чувств. Когда поступает какой-то сигнал, он сначала попадает в лимбическую систему. Она в десятки раз старше неокортекса – той части мозга, которая отвечает за логику и рациональное мышление. Таким образом, сигнал сначала обрабатывается на эмоциональном уровне.

Пока наш «умный» мозг выстраивает алгоритм правильных действий, эмоция уже пошла или пришла. Поэтому просто примите это: все мы – эмоциональные существа, и нас регулярно захватывают, накрывает эмоциями. И с этим нужно что-то делать.

 

Определение и модель эмоционального интеллекта

 

Определений у эмоционального интеллекта много – каждый уважающий себя ученый хочет внести свой вклад. Я выбрала максимально практико-ориентированные подходы.
Определение говорит нам, что эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, видеть намерения, желания и потребности собеседников и использовать эти знания для решения реальных, практических задач. Однако само по себе определение звучит сухо и абстрактно. Давайте перейдем к более наглядной модели. Эмоциональный интеллект состоит из четырех блоков – вот таких квадратиков – и связей между ними.

 

 

Сейчас мы пройдемся по каждому из них и расставим логические связи. И первый блок – это самосознание.

 

Самосознание: основа эмоционального интеллекта

 

Любые изменения начинаются с себя – это мы все знаем. Но, к сожалению, именно эта зона – самосознание – чаще всего оказывается самой слабой у большинства людей. Я, как психолог, в процессе обучения и в личной практике часто задаю простой вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» Как вы думаете, как на него отвечают? «Нормально». «Хорошо». А на самом деле таких чувств, как «нормально» или «хорошо», не существует. Это не эмоции, а скорее маски. Как только начинаешь просить назвать конкретную эмоцию словами, наступает ступор.

 

 

«А где ты чувствуешь это ощущение в теле? Что происходит у тебя внутри?» – снова ступор. «Чего ты хочешь от жизни?» – «Не знаю». «Кем ты хочешь стать?» – «Не знаю». «Какие у тебя сейчас потребности?» – «Не знаю». Люди просто не знают себя. Они не знают своих чувств и потребностей, а значит, не могут управлять собой. А ведь мы – эмоциональные существа, и при любом триггере эмоции накатывают, как в детстве – резко, бурно, без контроля.

Поэтому все начинается с познания себя: нужно понять, какие у нас есть чувства, какие психологические потребности (не физиологические, а внутренние) у нас не удовлетворены, где и как эти чувства проявляются в теле. Да, на глубокое самопознание могут уйти годы терапии. Важно понимать: начать можно либо самостоятельно, либо с помощью профессионала.

Ключ к самопознанию – это эмоции. Они как дверь внутрь себя. Любая эмоция – это хорошо. Нет плохих эмоций. Забудьте, что «нельзя» злиться или грустить. Все эмоции полезны, потому что каждая из них сигнализирует о неудовлетворенной потребности. Поэтому первое, что нужно делать, – учиться идентифицировать свои чувства. И вот первый инструмент для этого – колесо чувств.

 

 

В центре вы видите базовые эмоции. Названия могут различаться в зависимости от источника – мне просто понравилась именно эта картинка. От центра расходятся оттенки – более точные и тонкие чувства. Когда вас «накрывает» какая-то эмоция, откройте это колесо, посмотрите и попробуйте выбрать то, что вы чувствуете максимально точно. Дальше я объясню, как с этим работать. Главное – хотя бы назовите эмоцию словами: «Я чувствую бешенство», «Я чувствую благодарность», «Я чувствую значимость» – и так далее.

 

Практические техники для развития самосознания

 

 

 

Техник по повышению самосознания существует много. Начинать нужно с саморефлексии и, при необходимости, с психотерапии. Далее в этой статье я поделюсь одной из них – анализом ABC. А пока – еще один полезный инструмент: дневник эмоций. Его можно скачать в интернете или просто завести тетрадь.

Попробуйте вести его примерно месяц: каждый день записывайте, какая эмоция у вас возникла, на какое событие она отреагировала, какой был конкретный триггер, если вы его заметили. Записывайте, как вы с этой эмоцией справились, где она ощущалась в теле – например, тяжесть в груди, боль в животе, напряжение в плечах, бурление внутри или что-то еще. У всех это проявляется по-разному.

Второе – устранение информационного шума. Когда мы едем на машине, слушаем подкаст. Бежим – включаем музыку. Моем посуду – смотрим телевизор». И так везде. А когда мы вообще бываем наедине со своими мыслями, хотя бы на приличный промежуток времени – кроме двух минут, пока переключаем трек на телефоне? Очень редко.

Мы сами себя заглушаем, потому что страшно остаться наедине с собой надолго. Почему так мало людей уходят в горы на две недели, чтобы побыть в тишине и молчании? Потому что, если выключить весь внешний шум – соцсети, новости, звук – внутри может открыться очень многое. Это и есть путь к самопознанию. Именно поэтому люди едут на ретриты в Индию, чтобы медитировать. Кстати, медитация – тоже отличный, хоть и сложный инструмент. Я сама, признаться, не умею медитировать, но вам очень советую научиться.

Следующее – выключайте бытовой автопилот. Мы делаем огромное количество действий на автомате: моем посуду, убираемся, учимся, работаем, даже вождение часто проходит в режиме «автопилота» – я имею в виду не коробку передач, а то, что вы доехали из пункта А в пункт Б и не помните, как, где и почему вы там оказались.

У меня такое бывает часто. Иногда доезжаю до работы на машине и понимаю, что вообще не следила за дорогой. Как только вы перестанете действовать на автопилоте и начнете осознанно выполнять даже простые действия – вы начнете замечать о себе много нового. Например, представьте, как вы моете посуду: теплая водичка, пенка, скрип тарелок. Я, кстати, недавно попробовала – и поняла, что мою посуду кипятком. Мне больно, а я все равно это делаю. Почему? Зачем я мучаю себя? Вот он – момент осознанности и открытия.

Попробуйте хотя бы один день проходить в режиме осознанности – и вы узнаете о себе много нового. А если соедините это с устранением информационного шума – вообще будет супер.

Следующий пункт – учите себя мотивировать. Мотивация и эмоция – однокоренные слова, и они тесно связаны. Мы часто думаем: «Сначала придет вдохновение – и тогда я сделаю». Но на самом деле работает наоборот: нужно просто начать – и тогда появится мотивация. Это факт. А если мотивация не пришла, появится эмоция, которая покажет, что вы на самом деле чувствуете по этому поводу. Попробуйте – это работает.

И последнее: книги и фильмы. Когда вы их смотрите или читаете, обращайте внимание не только на сюжет, но и на героев: что они чувствуют, какие у них эмоции, потребности, намерения. Попробуйте вжиться в роль какого-нибудь персонажа и понять, почему он так поступает.

Для меня, например, стало открытием последний фильм про Джокера. Казалось бы, отвратительный, жестокий персонаж, но когда я попыталась почувствовать его эмоции, его боль и одиночество – сразу возникло сочувствие, эмпатия.

 

Управление собой: возвращение ответственности за свои эмоции

 

Как только вы начнете лучше понимать себя, вы получите возможность управлять собой. Эта зона станет вам доступной.

 

 

Главная трудность в управлении собой в том, что мы часто воспринимаем свои эмоции как что-то внешнее, будто они приходят извне, навязываются нам. Говорим: «Меня разозлили пробки», «Она меня обидела», «Он меня вывел из себя». Кажется, будто мы – пассивные жертвы обстоятельств, а все вокруг влияют на нас, лишая контроля.

Но когда вы берете ответственность за свои эмоции на себя – когда говорите не «он меня разозлил», а «я разозлился», не «она меня обидела», а «я обиделся» – вы возвращаете себе эту ответственность. И именно с этого момента вы получаете возможность управлять своими чувствами. Потому что то, за что мы несем ответственность, мы можем изменить.

 

ABC-анализ: практический инструмент для работы с эмоциями

 

Мы подошли к одному важному инструменту – ABC-анализу. Это практика, которая помогает развивать самосознание и учиться управлять собой.

Часто мы думаем, что эмоции возникают напрямую: событие ? реакция. Как у собаки Павлова – дали стимул, получили ответную реакцию. Например: «Меня на совещании перебил коллега – и я взорвался от злости». Кажется, будто именно он и вызвал мою эмоцию.

Но на самом деле все не так просто. Мы сложнее, чем рефлекторные животные. Между событием и нашей реакцией есть промежуточный слой – личностный смысл, который мы придаем этому событию. Именно он порождает эмоцию.

 

 

Само по себе событие, как правило, нейтрально. Значимость ему придаем мы. Мы вкладываем в него определенный смысл – и уже от этого смысла возникает эмоция.

Возьмем тот же пример: коллега перебил. Почему это вызвало злость? Потому что вы подумали: «Он меня не уважает», «Он уронил мою значимость», «Меня никто не слушает», «Я не важен». Или даже: «Я говорю чушь, меня никто не любит».

Вариантов интерпретаций – тысячи. И если копнуть глубже, почти все они ведут к одной базовой потребности: хочется, чтобы меня любили, принимали, ценили.

Но ключевой момент: это вы сами придали событию такой смысл. Эта мысль пронеслась в голове, возможно, незаметно, автоматически. А эмоция – следствие этой мысли.

Чтобы понять, почему вы так остро отреагировали, нужно отследить: «Какая мысль возникла у меня перед эмоцией?» Именно с этой мыслью и нужно работать.

А помогает в этом – критическое мышление. Начните с простого: поставьте мысль под сомнение.

Допустим, у вас возникла мысль: «Он меня не уважает».

  • Что эта мысль говорит обо мне?

  • Почему мне важно его уважение?

  • Что это значит для меня?

  • Какая моя психологическая потребность оказалась задетой?

Это может быть потребность в уважении, признании, принадлежности, самоактуализации, любви, чувстве значимости – в чем угодно. Определите, что именно было нарушено.

Дальше задайте себе вопросы:

  • Какие факты подтверждают мою мысль?

Вспомните историю взаимодействия с этим человеком. Были ли другие случаи, когда он действительно вел себя неуважительно? Если да – возможно, ваша реакция не случайна.

  • А какие факты опровергают ее?

Может, он всех перебивает? Может, он просто импульсивный и не со зла? Может, вчера он как раз помог вам или похвалил вашу идею?

Часто оказывается, что аргументов «против» больше, чем «за». И тогда вы приходите к выводу: «Возможно, я слишком быстро сделал вывод». Появляется альтернативная интерпретация: «Он не хотел меня обидеть – он просто такой по характеру».

И что происходит? Эмоция снижается по накалу – или даже меняется. Вы больше не в гневе, а, может быть, в раздражении или даже в легкой досаде. Вы начинаете понимать: «А может, я чего-то додумал?»

Вот так – через вопросы, сомнения, поиск фактов и переосмысление – вы берете контроль над своей реакцией. Вы понимаете, что не событие вызвало эмоцию, а ваша интерпретация события. И теперь вы можете с ней работать.

Этот инструмент – ABC-анализ – учит нас не реагировать автоматически, а осознанно выбирать, как на что-то смотреть. А значит, и как на это реагировать.

 

Понимание других: эмпатия и распознавание эмоций

 

Как только вы начинаете лучше понимать себя, вы автоматически становитесь способны понимать и других людей.

 

Вы знаете, какие бывают эмоции, как они проявляются у вас в теле, как отражаются в мимике, жестах, интонации. Вы замечаете, что большая часть общения – около 90% – передается невербально. А значит, вы можете научиться считывать эти сигналы у другого человека. Увидеть напряжение в плечах, дрожь в голосе, взгляд, полный тревоги – и понять: «Сейчас он чувствует обиду, страх, раздражение».

Когда вы это понимаете, вы можете прожить это чувство вместе с ним – не оценивая, не осуждая, а просто принимая. Это и есть эмпатия.

Эмпатия – ключ к здоровым, зрелым отношениям. Она позволяет выйти за пределы собственного восприятия и увидеть мир глазами другого.

Как только вы начинаете понимать, что чувствует человек, вы можете задуматься: «А каковы были его намерения? Зачем он это сделал?»

Заметьте: мы сами себя оцениваем по намерениям. Говорим: «Я хотел как лучше… Получилось, как всегда. Но я-то хороший!». А вот других – судим по поступкам. Сделал что-то не то – и сразу: «Он плохой!» – и ярлык повешен.

А что, если посмотреть не на поступок, а на намерение? Что, если попытаться понять: «А что он хотел этим добиться? Какая у него была мотивация?». Иногда оказывается, что за «плохим» поступком стоял страх, потребность в признании, желание быть услышанным или потребность в любви.

Когда вы видите глубинную потребность – вы перестаете видеть в человеке врага. Вы начинаете его понимать.

И тогда эмпатия + понимание потребности дают вам новый уровень – квадратик, который расширяет ваше понимание других. Это уже не просто осознание себя – это второй, а может, и третий элемент эмоционального интеллекта.

 

 

И он открывает дверь к настоящему, глубокому соединению с людьми.

 

Управление отношениями: практическое применение эмоционального интеллекта

 

Теперь посмотрим на общую картину. Наша модель складывается из нескольких ключевых элементов: самосознание лежит в основе. Оно дает возможность управлять собой и понимать других. А когда эти два навыка развиты – они вместе формируют третий, более сложный уровень: управление отношениями.

 

 

Что я вкладываю в понятие «управление отношениями»? Это способность:

  • мотивировать и вдохновлять,

  • поддерживать людей,

  • выстраивать эффективную и честную коммуникацию,

  • быть хорошим коллегой, другом, наставником,

  • мягко направлять, помогать принимать решения,

  • достигать общих целей в команде.

И да, можно сказать даже – «манипулировать» в положительном смысле: не обманывать, а влиять, ведя человека к лучшему выбору, поддерживая его рост.

На самом деле существует множество приемов и техник управления отношениями – от подражания и эмоционального заражения до активного слушания и обратной связи. Я не стала рассматривать их все в этой статье. Но если тема вас заинтересовала, обязательно посмотрите, какие стратегии существуют. Это очень полезно.

Если у вас возникают трудности в отношениях – не спешите искать проблему в других. Скорее всего, стоит заглянуть внутрь модели: где-то не хватает самосознания, не хватает управления собой или не хватает понимания другого. Проблема в одном из этих «квадратиков» – и тогда нужно копать именно там. Возвращайтесь к предыдущим этапам, прорабатывайте их.

А сейчас я приведу вам один кейс – он наглядно демонстрирует, насколько важен высокий уровень эмоционального интеллекта в реальной жизни.

Представьте: два человека – один с развитым эмоциональным интеллектом, другой – с неразвитым. Что будет происходить в их взаимодействии?

 

Кейс: Саша – разработчик с высоким уровнем хард-скиллов, но низким эмоциональным интеллектом

 

Представим Сашу – талантливого разработчика. Код у него безупречный, чистый, лаконичный – настоящий образец мастерства. На код-ревью к нему выстраиваются очереди: никто не разберет чужой код так глубоко и точно, как он. Просто умница.

Но вот в общении – совсем другая история. Саша груб, закрыт, избегает командной работы. Говорит: «Отвяжитесь от меня со своим развитием», «Не пойду я на эти встречи», «Клиент дурак – дайте нормальное ТЗ и опытного аналитика», «Не буду работать с этими малышами – они ничего не понимают».

 

 

С ним тяжело работать. Он «закидывает какашками» коллег, не замечая, как это влияет на атмосферу в команде. При этом сам Саша тоже недоволен происходящим.

Руководители все реже хотят брать его в новые проекты – все знают: как только требования изменятся, Саша вспылит. Он расшатывает командный климат, подавляет инициативу. Младшие разработчики боятся к нему обращаться – после общения с ним они чувствуют себя еще более неуверенными, чем и так были.

В итоге возникает замкнутый круг. Командные проблемы, которые он провоцирует, возвращаются к нему же. Его реже включают в проекты с высокой динамикой – он остается в простое. А простой его раздражает.

Это выливается в долгие монологи на обратной связи: о несправедливости мира, тщетности всего сущего, ужасах системы, в которой мы работаем.

Казалось бы, все ясно – Саша «плохой»: талантлив, но мешает команде. Но тут появляется скрам-мастер с высоким эмоциональным интеллектом.

Он замечает: у Саши есть глубокое намерение – улучшить систему, в которой он работает. У него есть своя картина мира, выстроенная годами опыта. Да, она жесткая, резкая, но она искренняя. Это взрослый человек, 40+ лет, проживший свою жизнь. Его взгляды – результат его опыта. Можно не разделять его позицию, его картину мира. Но это не мешает уважать его.

Скрам-мастер видит, что Саше дико некомфортно. Тот чувствует себя одиноким, непонятым, будто стоит один на баррикадах. Он пытается докричаться – хоть как-то донести свои ценности, которые, по его ощущениям, никто не видит, не принимает и не разделяет.

Тогда он говорит: «Ты имеешь право на свои ценности. Ты имеешь право на свое видение. Ты имеешь право не ходить на встречи и не общаться. Это твой выбор».

И в этот момент он начинает видеть настоящие потребности Саши:

  • быть услышанным,

  • чувствовать безопасность,

  • получить признание,

  • почувствовать, что его ценят,

  • быть частью чего-то значимого,

  • ощутить любовь и принятие.

Если заглянуть в биографию Саши, многое становится понятным: возможно, он рос в среде, где уважали только результат, а не личность. Где чувства замалчивались, а слабость – каралась.

Как только Саше говорят: «Ты нормальный. С тобой все ок. Мы тебя уважаем. Спасибо, что делишься своей картиной мира», – он начинает оттаивать. Тогда скрам-мастер предлагает: «А давай подумаем, как твое видение можно применить здесь и сейчас?»

И Саша – уже без агрессии, на нормальном языке – начинает давать конструктивные, ценные советы. Процессы в команде начинают улучшаться – во многом благодаря ему. Его вклад замечают, благодарят. Саша чувствует: его услышали. Он начинает чуть больше открываться. И однажды говорит: «Ладно, возьмите кого-нибудь стажером. Только отберите нормального».

Вот он – поворот. Теперь с Сашей можно работать.

 

Сравнение Саши и Пети: выбор между хард- и софт-скиллами

 

Что произошло в этом кейсе? Человек с высоким эмоциональным интеллектом смог не просто наладить контакт с Сашей – он помог ему раскрыться, направил его талант в полезное русло. Он показал, как можно применять свои сильные стороны даже в среде, которая, на первый взгляд, противоречит личным ценностям специалиста.

Теперь представим другого персонажа – Петю. Молодой, неопытный, пока что пишет код с косяками (лучше Саше не показывать – а то упадет в обморок). Зато Петя – коммуникабельный, горит работой, легко налаживает контакт с коллегами и заказчиками.

На первой встрече с клиентом он не просто разобрался в задаче – он его очаровал. Говорит: «Пойду, разберусь, сделаю» – и делает. Он – настоящий «лапочка».

А теперь представьте: вы – архитектор, тимлид, и вам нужно собрать команду на проект. Перед вами выбор:

  • Саша – до встречи со скрам-мастером. Гениальный кодер, но закрытый, агрессивный, избегает коммуникации.

  • Петя – с неидеальным кодом, зато с открытостью, мотивацией и готовностью расти.

Кого вы возьмете? Если нужен человек, который «закодит и отвалится» – да, Саша. Но такие проекты – редкость.

Сегодня почти нигде нет жесткой, неизменной спецификации, по которой можно работать полгода без единого уточнения. Мир меняется быстро: требования у заказчика – завтра одни, послезавтра – другие. Нужно общаться, уточнять, договариваться, адаптироваться.

И в этих условиях Петя – гораздо более выгодный выбор. Он не просто выполняет задачи – он включается в процесс, помогает команде, растет сам и поднимает других.

И самое главное – Пети быстро растут. Потому что они хотят учиться, хотят вкладываться, хотят быть частью чего-то большего.

Саша сильнее в техническом плане. Но Петя сильнее в будущем.

 

Рефлексия: кто эффективнее – с высоким или низким эмоциональным интеллектом?

 

Вспомните – есть ли в вашем окружении люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта? Те, кто:

  • открыт и доброжелателен,

  • умеет справляться со своими эмоциями,

  • легко устанавливает контакт,

  • может выйти из себя – но потом осознает это и, как минимум, извиняется.

А теперь вспомните и тех, у кого, возможно, низкий эмоциональный интеллект.

 

 

Теперь задайте себе вопрос, кто из них более эффективен в работе?
А кто в жизни? Что именно помогает им достигать результатов?

Пройдитесь по своим ассоциациям, вспомните конкретных людей, ситуации. Возможно, у вас возникла какая-то картинка в голове – образ, пример, случай, когда эмоциональный интеллект проявился явно.

Можете прямо сейчас оценить себя: насколько вы понимаете свои эмоции, управляете ими, видите других, строите отношения.

Иногда самое важное – просто начать замечать.

 

Практические шаги и ресурсы для развития эмоционального интеллекта

 

Эмоциональный интеллект – это навык. А навык формируется через повторение и практику.

Поэтому:

  • Читайте книги – в конце статьи будет подборка.

  • Проходите тренинги – есть даже выездные программы, специально направленные на развитие эмоционального интеллекта.

  • Играйте – например, у Ирины Шишкиной есть авторская игра по эмоциональному интеллекту.

Также помогают:

  • Психотерапия – если есть глубокие блоки,

  • Рефлексия – регулярное осмысление своих реакций,

  • Медитация – для развития осознанности,

  • Самостоятельные техники – например, АВС-дневник.

Начните с него. Каждый раз, когда эмоция «зашкаливает»:

  1. Зафиксируйте событие (А – Activating event),

  2. Запишите мысль (В – Belief),

  3. Отметьте эмоцию и поведение (С – Consequence).
    Затем спросите себя: «Какая потребность была задета? Как я могу отреагировать иначе?»

Даже если сначала будете делать это неуклюже – не беда. Главное – начать. Каждый раз, прорабатывая эмоцию, вы формируете новую нейронную связь. Сначала она тонкая, еле заметная. Но со временем она укрепляется – и однажды вы вдруг сделаете все правильно, даже не задумываясь.

Только так и вырабатывается устойчивый навык. Пока вы не пройдете этот путь – автоматического правильного реагирования не будет. Даже если вы знаете теорию идеально, на практике все равно будете «косячить». Но это нормально.

Главное – практиковаться. На кошках, на коллегах, на домашних, на случайных собеседниках – везде, где есть живое общение.

 

Книги

 

  • Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и книга «Эмоциональный интеллект в работе»

  • Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»

  • Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»

  • Энтони Мерсио практическое руководство «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов»

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Личная эффективность Бесплатно (free)

Иногда даже опытный разработчик смотрит на код и… не может заставить себя нажимать на клавиши. Мозг будто специально включает «режим ожидания» – откладывает задачу, предлагает проверить почту, сделать кофе или почистить клавиатуру. Почему это происходит и как с этим быть? В этой статье разберём, как работает прокрастинация на уровне мозга, и почему программисты особенно подвержены ей. Расскажу, как маленькие «трюки» помогают войти в поток, почему иногда стоит «сдаться» и посмотреть на задачу под другим углом, и какие привычки действительно помогают не просто начать, а продолжать.

28.10.2025    1443    0    Oksana_Makr    10    

27

Личная эффективность 1C:Бухгалтерия Бесплатно (free)

Статья посвящена актуальным вопросам эффективного распределения рабочего времени в условиях интенсивной нагрузки на команду разработчиков программного обеспечения на платформе 1С. Рассматриваются причины возникновения временных перегрузок, приводятся конкретные методики и инструменты, позволяющие рационализировать использование времени и снизить уровень стресса. Особое внимание уделено принципам правильного планирования задач, методикам тайм-менеджмента и рекомендациям по организации эффективной командной работы. Статья ориентирована на руководителей команд, менеджеров проектов и самих разработчиков, стремящихся повысить личную и общую производительность труда.

15.10.2025    535    0    Gigantrop    1    

2

Личная эффективность Бесплатно (free)

Эргономичные клавиатуры – это не экзотика для энтузиастов, а инструмент, способный заметно улучшить продуктивность и самочувствие специалистов, которые много работают с текстом. Расскажем о причинах ограничений стандартных клавиатур, опыте перехода на «сплит»-клавиатуру и советах для тех, кто хочет попробовать этот путь.

08.10.2025    1240    0    sleemp    17    

17

Личная эффективность Подбор персонала и собеседования Радио Аналитик Бесплатно (free)

В первом выпуске четвертого сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, чем отличаются рывковый и линейный типы производительности, как отличить рывковый тип от лени и прокрастинации и как сотруднику с рывковым типом приспособиться к работе в линейной команде.

02.09.2025    943    0    Radio_Analyst    0    

2

Личная эффективность Россия Бесплатно (free)

Личный опыт директора по развитию компании АДАПТА: как выстроить систему планирования, которая помогает держать фокус и не выгорать.

20.08.2025    1296    0    Adapta    0    

2

Личная эффективность Бесплатно (free)

Статья рассматривает ключевые стратегии принятия изменений и методы эффективного выхода из зоны комфорта для специалистов по разработке на платформе 1С. Приводятся советы по поддержанию профессионального роста, освоению новых технологий и развитию гибкости мышления, необходимые для успешной карьеры в динамично развивающейся IT-индустрии.

20.08.2025    1831    0    IseGold    7    

7

Коммуникации Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Как руководитель, вы можете добиваться большего — и сами, и через команду. Коучинг учит не давать готовые ответы, а помогать находить их. В статье покажем, как с помощью правильных вопросов и искреннего интереса к собеседнику раскрывать потенциал сотрудников, ставить ясные цели и достигать их без лишнего давления.

14.08.2025    1036    0    worker1c    1    

5

Личная эффективность Бесплатно (free)

Статья посвящена исследованию психосоматики и её влиянию на состояние здоровья программистов. Рассматриваются особенности рабочей среды программистов, характеризующиеся интенсивностью умственной нагрузки, постоянным напряжением внимания, низким уровнем физической активности и хроническими стрессорами. Особое внимание уделено выявлению механизмов взаимодействия эмоционального и физиологического компонентов здоровья программистов.

12.08.2025    935    0    IseGold    1    

1
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. NeLenin 14 30.10.25 15:34 Сейчас в теме
Есть проблема. Человек с высоким эмоциональным интеллектом по определению не является невротиком. А невроз - главный локомотив человека на пути к его успешному успеху.

В интернетах бродит цитата, ошибочно приписываемая Ганнушкину, но в целом неплохо отражающая суть проблемы:

Всё самое прекрасное в мире сделано нарциссами.
Сaмое интересное — шизоидами.
Сaмое доброе — депрессивными.
Невозможное — психопатами.
Здоровые почти не вносят вклад в историю.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация