Меня зовут Анастасия Скрипаль, я из города Новосибирска. Несмотря на то, что я гуманитарий, уже 12 лет успешно работаю в IT. Работаю в 1С-франчайзинге, в компании Infosoft. Сейчас я – скрам-мастер, занимаюсь развитием эффективности технических команд в проектном департаменте. “Для души” еще и психолог. Знание психологии и понимание людей очень сильно помогают мне в работе. В этой статье мы разберем, что такое эмоциональный интеллект, из чего он состоит и как его можно прокачивать.
Почему сейчас важно говорить о софт-скиллах
Мы живем в мире страшных акронимов. Кто-то считает, что мы уже перешли в «BANI-мир», а кто-то утверждает, что он закончился и наступил «SHIVA-мир».
Как бы там ни было, мир находится в постоянной турбулентности: все трясет, все меняется. И, скорее всего, уже не будет так, как раньше – понятно, стабильно, прозрачно. При постоянных изменениях нам нужно уметь адаптироваться. В пандемию мы уже прошли этот этап: если холодно – одеваемся, если страшно – прячемся, защищаемся. Когда происходят изменения в мире – в бизнесе, работе, деятельности – нужно адаптироваться и на организационном уровне.
Для того, чтобы качественно провести организационные изменения в ответ на внешние вызовы, важно быть психологически готовым к этим изменениям и уметь быстро адаптироваться. Практика показывает: люди с развитыми софт-скиллами легче справляются со стрессом, быстрее приходят в себя, гибче реагируют на перемены и эффективнее реализуют изменения. Этого нельзя сказать о более ригидных людях – по мышлению и поведению. Им сложнее дается такой процесс.
Перед вами схема со сравнением хард- и софт-скиллов. Хочу акцентировать внимание на том, что хард-скиллы в среднем формируются примерно за год. То есть за этот срок вы можете освоить профессиональный навык и уже начать применять его на практике. Софт-скиллы же развиваются от года до десятилетий – а порой и на протяжении всей жизни, потому что это личностные качества, а личность формируется постепенно.
И еще один важный момент: софт-скиллы без постоянной проработки и подкрепления могут регрессировать. Этого, как правило, не скажешь о хард-скиллах. Кстати, еще 100 лет назад в Гарварде провели исследование, которое показало: 85% успеха в профессиональной деятельности зависит от софт-скиллов – и эмоциональный интеллект здесь является базовым. Остальные 15% обусловлены техническими (профессиональными) навыками.
Баланс хард- и софт-скиллов в разных профессиях
Я считаю, что нельзя однозначно утверждать одно и то же о всех видах деятельности. Есть сферы, где действительно ключевое значение имеют жесткие навыки – например, химия, астрофизика, биоинженерия. В таких профессиях не так важно, насколько специалист с гениальными мозгами умеет общаться с людьми. Гораздо важнее то, что он создает – лекарства от рака или сверхмощные ракеты, которые запускают в космос.
Существуют и такие профессии, где важен баланс и того, и другого – например, следователь, бухгалтер, психолог. Конечно, важно профессиональное образование и технические навыки, чтобы качественно выполнять свою работу. Но не менее важна и коммуникация: от того, как человек взаимодействует с другими, зависит успех его деятельности. И, наконец, есть сферы, где мягкие навыки выходят на первый план – где важнее не столько профессиональная квалификация, сколько харизма, умение убеждать, презентовать себя и выстраивать контакты. Примеры – политика и шоу-бизнес.
Эмоциональный интеллект в IT-сфере
Как вы считаете, в нашей сфере – возьмем, например, кодинг или разработку – какие навыки важнее? Я убеждена, что здесь важен баланс. Потому что хороший разработчик – это не только человек, который сидит сутками за компьютером. Он активно коммуницирует: с заказчиком, с клиентами, с коллегами и так далее.
Я нашла одну табличку по нашей сфере – в контексте 1С: здесь перечислены харды и софты. Но, по-моему, софт-скиллы представлены однобоко – cловно разработчик общается только с заказчиком.
Мне кажется, нужно добавить, что подавляющую часть времени разработчик все-таки проводит в коммуникации внутри команды – с коллегами. Поэтому я дополнила эту схему тем, что пришло мне в голову. Список, конечно, не исчерпывающий – каждый из вас может его расширить по своему усмотрению.
Нам пора задуматься об эмоциональном интеллекте и, в целом, о софт-скиллах – особенно тем, кто до сих пор об этом не задумывался. Это уже не привилегия, а реальная необходимость, которая обеспечит нам эффективность в будущем в нашей сфере. Я посмотрела, где эмоциональный интеллект стоит в рейтингах софт-скиллов.
Например, T-банк ставит его на первое место. На TED есть выступления, где эмоциональный интеллект – на втором месте, после гибкости, и с этим я согласна. В моем личном рейтинге софт-скиллов – сначала гибкость, потом эмоциональный интеллект. Также я поискала на HeadHunter и увидела, что рынок теперь хочет «умных» разработчиков – не только технически сильных, но и интеллектуально развитых, в том числе в софт-компетенциях. Это скриншот моего поиска: «разработчик 1С».
Работодатели хотят умения слушать и слышать – то есть не просто молчать, а воспринимать. Требуется много коммуникативных навыков, эмоциональная устойчивость и так далее. Получается, что работодатели уже не хотят просто «хороших кодеров».
Все понимают важность софт-скиллов, все хотят их видеть – но где они? Почему их так трудно найти?
Почему люди недооценивают эмоциональный интеллект
Почему мы постоянно сталкиваемся с проблемами в эмоциональной сфере? Потому что мы сильно переоцениваем себя: считаем, что мы умные, рациональные, и что все наши решения основаны на логике. Это – самое большое заблуждение века. На самом деле люди принимают все решения с участием эмоций. Ни одно решение в вашей жизни не принимается без учета эмоций – это доказанный факт.
Ученые давно изучают работу человеческого мозга. И они уже доказали: зона мозга, отвечающая за эмоции – лимбическая система – напрямую связана с нашими органами чувств. Когда поступает какой-то сигнал, он сначала попадает в лимбическую систему. Она в десятки раз старше неокортекса – той части мозга, которая отвечает за логику и рациональное мышление. Таким образом, сигнал сначала обрабатывается на эмоциональном уровне.
Пока наш «умный» мозг выстраивает алгоритм правильных действий, эмоция уже пошла или пришла. Поэтому просто примите это: все мы – эмоциональные существа, и нас регулярно захватывают, накрывает эмоциями. И с этим нужно что-то делать.
Определение и модель эмоционального интеллекта
Определений у эмоционального интеллекта много – каждый уважающий себя ученый хочет внести свой вклад. Я выбрала максимально практико-ориентированные подходы.
Определение говорит нам, что эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, видеть намерения, желания и потребности собеседников и использовать эти знания для решения реальных, практических задач. Однако само по себе определение звучит сухо и абстрактно. Давайте перейдем к более наглядной модели. Эмоциональный интеллект состоит из четырех блоков – вот таких квадратиков – и связей между ними.
Сейчас мы пройдемся по каждому из них и расставим логические связи. И первый блок – это самосознание.
Самосознание: основа эмоционального интеллекта
Любые изменения начинаются с себя – это мы все знаем. Но, к сожалению, именно эта зона – самосознание – чаще всего оказывается самой слабой у большинства людей. Я, как психолог, в процессе обучения и в личной практике часто задаю простой вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» Как вы думаете, как на него отвечают? «Нормально». «Хорошо». А на самом деле таких чувств, как «нормально» или «хорошо», не существует. Это не эмоции, а скорее маски. Как только начинаешь просить назвать конкретную эмоцию словами, наступает ступор.
«А где ты чувствуешь это ощущение в теле? Что происходит у тебя внутри?» – снова ступор. «Чего ты хочешь от жизни?» – «Не знаю». «Кем ты хочешь стать?» – «Не знаю». «Какие у тебя сейчас потребности?» – «Не знаю». Люди просто не знают себя. Они не знают своих чувств и потребностей, а значит, не могут управлять собой. А ведь мы – эмоциональные существа, и при любом триггере эмоции накатывают, как в детстве – резко, бурно, без контроля.
Поэтому все начинается с познания себя: нужно понять, какие у нас есть чувства, какие психологические потребности (не физиологические, а внутренние) у нас не удовлетворены, где и как эти чувства проявляются в теле. Да, на глубокое самопознание могут уйти годы терапии. Важно понимать: начать можно либо самостоятельно, либо с помощью профессионала.
Ключ к самопознанию – это эмоции. Они как дверь внутрь себя. Любая эмоция – это хорошо. Нет плохих эмоций. Забудьте, что «нельзя» злиться или грустить. Все эмоции полезны, потому что каждая из них сигнализирует о неудовлетворенной потребности. Поэтому первое, что нужно делать, – учиться идентифицировать свои чувства. И вот первый инструмент для этого – колесо чувств.
В центре вы видите базовые эмоции. Названия могут различаться в зависимости от источника – мне просто понравилась именно эта картинка. От центра расходятся оттенки – более точные и тонкие чувства. Когда вас «накрывает» какая-то эмоция, откройте это колесо, посмотрите и попробуйте выбрать то, что вы чувствуете максимально точно. Дальше я объясню, как с этим работать. Главное – хотя бы назовите эмоцию словами: «Я чувствую бешенство», «Я чувствую благодарность», «Я чувствую значимость» – и так далее.
Практические техники для развития самосознания
Техник по повышению самосознания существует много. Начинать нужно с саморефлексии и, при необходимости, с психотерапии. Далее в этой статье я поделюсь одной из них – анализом ABC. А пока – еще один полезный инструмент: дневник эмоций. Его можно скачать в интернете или просто завести тетрадь.
Попробуйте вести его примерно месяц: каждый день записывайте, какая эмоция у вас возникла, на какое событие она отреагировала, какой был конкретный триггер, если вы его заметили. Записывайте, как вы с этой эмоцией справились, где она ощущалась в теле – например, тяжесть в груди, боль в животе, напряжение в плечах, бурление внутри или что-то еще. У всех это проявляется по-разному.
Второе – устранение информационного шума. Когда мы едем на машине, слушаем подкаст. Бежим – включаем музыку. Моем посуду – смотрим телевизор». И так везде. А когда мы вообще бываем наедине со своими мыслями, хотя бы на приличный промежуток времени – кроме двух минут, пока переключаем трек на телефоне? Очень редко.
Мы сами себя заглушаем, потому что страшно остаться наедине с собой надолго. Почему так мало людей уходят в горы на две недели, чтобы побыть в тишине и молчании? Потому что, если выключить весь внешний шум – соцсети, новости, звук – внутри может открыться очень многое. Это и есть путь к самопознанию. Именно поэтому люди едут на ретриты в Индию, чтобы медитировать. Кстати, медитация – тоже отличный, хоть и сложный инструмент. Я сама, признаться, не умею медитировать, но вам очень советую научиться.
Следующее – выключайте бытовой автопилот. Мы делаем огромное количество действий на автомате: моем посуду, убираемся, учимся, работаем, даже вождение часто проходит в режиме «автопилота» – я имею в виду не коробку передач, а то, что вы доехали из пункта А в пункт Б и не помните, как, где и почему вы там оказались.
У меня такое бывает часто. Иногда доезжаю до работы на машине и понимаю, что вообще не следила за дорогой. Как только вы перестанете действовать на автопилоте и начнете осознанно выполнять даже простые действия – вы начнете замечать о себе много нового. Например, представьте, как вы моете посуду: теплая водичка, пенка, скрип тарелок. Я, кстати, недавно попробовала – и поняла, что мою посуду кипятком. Мне больно, а я все равно это делаю. Почему? Зачем я мучаю себя? Вот он – момент осознанности и открытия.
Попробуйте хотя бы один день проходить в режиме осознанности – и вы узнаете о себе много нового. А если соедините это с устранением информационного шума – вообще будет супер.
Следующий пункт – учите себя мотивировать. Мотивация и эмоция – однокоренные слова, и они тесно связаны. Мы часто думаем: «Сначала придет вдохновение – и тогда я сделаю». Но на самом деле работает наоборот: нужно просто начать – и тогда появится мотивация. Это факт. А если мотивация не пришла, появится эмоция, которая покажет, что вы на самом деле чувствуете по этому поводу. Попробуйте – это работает.
И последнее: книги и фильмы. Когда вы их смотрите или читаете, обращайте внимание не только на сюжет, но и на героев: что они чувствуют, какие у них эмоции, потребности, намерения. Попробуйте вжиться в роль какого-нибудь персонажа и понять, почему он так поступает.
Для меня, например, стало открытием последний фильм про Джокера. Казалось бы, отвратительный, жестокий персонаж, но когда я попыталась почувствовать его эмоции, его боль и одиночество – сразу возникло сочувствие, эмпатия.
Управление собой: возвращение ответственности за свои эмоции
Как только вы начнете лучше понимать себя, вы получите возможность управлять собой. Эта зона станет вам доступной.
Главная трудность в управлении собой в том, что мы часто воспринимаем свои эмоции как что-то внешнее, будто они приходят извне, навязываются нам. Говорим: «Меня разозлили пробки», «Она меня обидела», «Он меня вывел из себя». Кажется, будто мы – пассивные жертвы обстоятельств, а все вокруг влияют на нас, лишая контроля.
Но когда вы берете ответственность за свои эмоции на себя – когда говорите не «он меня разозлил», а «я разозлился», не «она меня обидела», а «я обиделся» – вы возвращаете себе эту ответственность. И именно с этого момента вы получаете возможность управлять своими чувствами. Потому что то, за что мы несем ответственность, мы можем изменить.
ABC-анализ: практический инструмент для работы с эмоциями
Мы подошли к одному важному инструменту – ABC-анализу. Это практика, которая помогает развивать самосознание и учиться управлять собой.
Часто мы думаем, что эмоции возникают напрямую: событие ? реакция. Как у собаки Павлова – дали стимул, получили ответную реакцию. Например: «Меня на совещании перебил коллега – и я взорвался от злости». Кажется, будто именно он и вызвал мою эмоцию.
Но на самом деле все не так просто. Мы сложнее, чем рефлекторные животные. Между событием и нашей реакцией есть промежуточный слой – личностный смысл, который мы придаем этому событию. Именно он порождает эмоцию.
Само по себе событие, как правило, нейтрально. Значимость ему придаем мы. Мы вкладываем в него определенный смысл – и уже от этого смысла возникает эмоция.
Возьмем тот же пример: коллега перебил. Почему это вызвало злость? Потому что вы подумали: «Он меня не уважает», «Он уронил мою значимость», «Меня никто не слушает», «Я не важен». Или даже: «Я говорю чушь, меня никто не любит».
Вариантов интерпретаций – тысячи. И если копнуть глубже, почти все они ведут к одной базовой потребности: хочется, чтобы меня любили, принимали, ценили.
Но ключевой момент: это вы сами придали событию такой смысл. Эта мысль пронеслась в голове, возможно, незаметно, автоматически. А эмоция – следствие этой мысли.
Чтобы понять, почему вы так остро отреагировали, нужно отследить: «Какая мысль возникла у меня перед эмоцией?» Именно с этой мыслью и нужно работать.
А помогает в этом – критическое мышление. Начните с простого: поставьте мысль под сомнение.
Допустим, у вас возникла мысль: «Он меня не уважает».
-
Что эта мысль говорит обо мне?
-
Почему мне важно его уважение?
-
Что это значит для меня?
-
Какая моя психологическая потребность оказалась задетой?
Это может быть потребность в уважении, признании, принадлежности, самоактуализации, любви, чувстве значимости – в чем угодно. Определите, что именно было нарушено.
Дальше задайте себе вопросы:
-
Какие факты подтверждают мою мысль?
Вспомните историю взаимодействия с этим человеком. Были ли другие случаи, когда он действительно вел себя неуважительно? Если да – возможно, ваша реакция не случайна.
-
А какие факты опровергают ее?
Может, он всех перебивает? Может, он просто импульсивный и не со зла? Может, вчера он как раз помог вам или похвалил вашу идею?
Часто оказывается, что аргументов «против» больше, чем «за». И тогда вы приходите к выводу: «Возможно, я слишком быстро сделал вывод». Появляется альтернативная интерпретация: «Он не хотел меня обидеть – он просто такой по характеру».
И что происходит? Эмоция снижается по накалу – или даже меняется. Вы больше не в гневе, а, может быть, в раздражении или даже в легкой досаде. Вы начинаете понимать: «А может, я чего-то додумал?»
Вот так – через вопросы, сомнения, поиск фактов и переосмысление – вы берете контроль над своей реакцией. Вы понимаете, что не событие вызвало эмоцию, а ваша интерпретация события. И теперь вы можете с ней работать.
Этот инструмент – ABC-анализ – учит нас не реагировать автоматически, а осознанно выбирать, как на что-то смотреть. А значит, и как на это реагировать.
Понимание других: эмпатия и распознавание эмоций
Как только вы начинаете лучше понимать себя, вы автоматически становитесь способны понимать и других людей.
Вы знаете, какие бывают эмоции, как они проявляются у вас в теле, как отражаются в мимике, жестах, интонации. Вы замечаете, что большая часть общения – около 90% – передается невербально. А значит, вы можете научиться считывать эти сигналы у другого человека. Увидеть напряжение в плечах, дрожь в голосе, взгляд, полный тревоги – и понять: «Сейчас он чувствует обиду, страх, раздражение».
Когда вы это понимаете, вы можете прожить это чувство вместе с ним – не оценивая, не осуждая, а просто принимая. Это и есть эмпатия.
Эмпатия – ключ к здоровым, зрелым отношениям. Она позволяет выйти за пределы собственного восприятия и увидеть мир глазами другого.
Как только вы начинаете понимать, что чувствует человек, вы можете задуматься: «А каковы были его намерения? Зачем он это сделал?»
Заметьте: мы сами себя оцениваем по намерениям. Говорим: «Я хотел как лучше… Получилось, как всегда. Но я-то хороший!». А вот других – судим по поступкам. Сделал что-то не то – и сразу: «Он плохой!» – и ярлык повешен.
А что, если посмотреть не на поступок, а на намерение? Что, если попытаться понять: «А что он хотел этим добиться? Какая у него была мотивация?». Иногда оказывается, что за «плохим» поступком стоял страх, потребность в признании, желание быть услышанным или потребность в любви.
Когда вы видите глубинную потребность – вы перестаете видеть в человеке врага. Вы начинаете его понимать.
И тогда эмпатия + понимание потребности дают вам новый уровень – квадратик, который расширяет ваше понимание других. Это уже не просто осознание себя – это второй, а может, и третий элемент эмоционального интеллекта.
И он открывает дверь к настоящему, глубокому соединению с людьми.
Управление отношениями: практическое применение эмоционального интеллекта
Теперь посмотрим на общую картину. Наша модель складывается из нескольких ключевых элементов: самосознание лежит в основе. Оно дает возможность управлять собой и понимать других. А когда эти два навыка развиты – они вместе формируют третий, более сложный уровень: управление отношениями.
Что я вкладываю в понятие «управление отношениями»? Это способность:
-
мотивировать и вдохновлять,
-
поддерживать людей,
-
выстраивать эффективную и честную коммуникацию,
-
быть хорошим коллегой, другом, наставником,
-
мягко направлять, помогать принимать решения,
-
достигать общих целей в команде.
И да, можно сказать даже – «манипулировать» в положительном смысле: не обманывать, а влиять, ведя человека к лучшему выбору, поддерживая его рост.
На самом деле существует множество приемов и техник управления отношениями – от подражания и эмоционального заражения до активного слушания и обратной связи. Я не стала рассматривать их все в этой статье. Но если тема вас заинтересовала, обязательно посмотрите, какие стратегии существуют. Это очень полезно.
Если у вас возникают трудности в отношениях – не спешите искать проблему в других. Скорее всего, стоит заглянуть внутрь модели: где-то не хватает самосознания, не хватает управления собой или не хватает понимания другого. Проблема в одном из этих «квадратиков» – и тогда нужно копать именно там. Возвращайтесь к предыдущим этапам, прорабатывайте их.
А сейчас я приведу вам один кейс – он наглядно демонстрирует, насколько важен высокий уровень эмоционального интеллекта в реальной жизни.
Представьте: два человека – один с развитым эмоциональным интеллектом, другой – с неразвитым. Что будет происходить в их взаимодействии?
Кейс: Саша – разработчик с высоким уровнем хард-скиллов, но низким эмоциональным интеллектом
Представим Сашу – талантливого разработчика. Код у него безупречный, чистый, лаконичный – настоящий образец мастерства. На код-ревью к нему выстраиваются очереди: никто не разберет чужой код так глубоко и точно, как он. Просто умница.
Но вот в общении – совсем другая история. Саша груб, закрыт, избегает командной работы. Говорит: «Отвяжитесь от меня со своим развитием», «Не пойду я на эти встречи», «Клиент дурак – дайте нормальное ТЗ и опытного аналитика», «Не буду работать с этими малышами – они ничего не понимают».
С ним тяжело работать. Он «закидывает какашками» коллег, не замечая, как это влияет на атмосферу в команде. При этом сам Саша тоже недоволен происходящим.
Руководители все реже хотят брать его в новые проекты – все знают: как только требования изменятся, Саша вспылит. Он расшатывает командный климат, подавляет инициативу. Младшие разработчики боятся к нему обращаться – после общения с ним они чувствуют себя еще более неуверенными, чем и так были.
В итоге возникает замкнутый круг. Командные проблемы, которые он провоцирует, возвращаются к нему же. Его реже включают в проекты с высокой динамикой – он остается в простое. А простой его раздражает.
Это выливается в долгие монологи на обратной связи: о несправедливости мира, тщетности всего сущего, ужасах системы, в которой мы работаем.
Казалось бы, все ясно – Саша «плохой»: талантлив, но мешает команде. Но тут появляется скрам-мастер с высоким эмоциональным интеллектом.
Он замечает: у Саши есть глубокое намерение – улучшить систему, в которой он работает. У него есть своя картина мира, выстроенная годами опыта. Да, она жесткая, резкая, но она искренняя. Это взрослый человек, 40+ лет, проживший свою жизнь. Его взгляды – результат его опыта. Можно не разделять его позицию, его картину мира. Но это не мешает уважать его.
Скрам-мастер видит, что Саше дико некомфортно. Тот чувствует себя одиноким, непонятым, будто стоит один на баррикадах. Он пытается докричаться – хоть как-то донести свои ценности, которые, по его ощущениям, никто не видит, не принимает и не разделяет.
Тогда он говорит: «Ты имеешь право на свои ценности. Ты имеешь право на свое видение. Ты имеешь право не ходить на встречи и не общаться. Это твой выбор».
И в этот момент он начинает видеть настоящие потребности Саши:
-
быть услышанным,
-
чувствовать безопасность,
-
получить признание,
-
почувствовать, что его ценят,
-
быть частью чего-то значимого,
-
ощутить любовь и принятие.
Если заглянуть в биографию Саши, многое становится понятным: возможно, он рос в среде, где уважали только результат, а не личность. Где чувства замалчивались, а слабость – каралась.
Как только Саше говорят: «Ты нормальный. С тобой все ок. Мы тебя уважаем. Спасибо, что делишься своей картиной мира», – он начинает оттаивать. Тогда скрам-мастер предлагает: «А давай подумаем, как твое видение можно применить здесь и сейчас?»
И Саша – уже без агрессии, на нормальном языке – начинает давать конструктивные, ценные советы. Процессы в команде начинают улучшаться – во многом благодаря ему. Его вклад замечают, благодарят. Саша чувствует: его услышали. Он начинает чуть больше открываться. И однажды говорит: «Ладно, возьмите кого-нибудь стажером. Только отберите нормального».
Вот он – поворот. Теперь с Сашей можно работать.
Сравнение Саши и Пети: выбор между хард- и софт-скиллами
Что произошло в этом кейсе? Человек с высоким эмоциональным интеллектом смог не просто наладить контакт с Сашей – он помог ему раскрыться, направил его талант в полезное русло. Он показал, как можно применять свои сильные стороны даже в среде, которая, на первый взгляд, противоречит личным ценностям специалиста.
Теперь представим другого персонажа – Петю. Молодой, неопытный, пока что пишет код с косяками (лучше Саше не показывать – а то упадет в обморок). Зато Петя – коммуникабельный, горит работой, легко налаживает контакт с коллегами и заказчиками.
На первой встрече с клиентом он не просто разобрался в задаче – он его очаровал. Говорит: «Пойду, разберусь, сделаю» – и делает. Он – настоящий «лапочка».
А теперь представьте: вы – архитектор, тимлид, и вам нужно собрать команду на проект. Перед вами выбор:
-
Саша – до встречи со скрам-мастером. Гениальный кодер, но закрытый, агрессивный, избегает коммуникации.
-
Петя – с неидеальным кодом, зато с открытостью, мотивацией и готовностью расти.
Кого вы возьмете? Если нужен человек, который «закодит и отвалится» – да, Саша. Но такие проекты – редкость.
Сегодня почти нигде нет жесткой, неизменной спецификации, по которой можно работать полгода без единого уточнения. Мир меняется быстро: требования у заказчика – завтра одни, послезавтра – другие. Нужно общаться, уточнять, договариваться, адаптироваться.
И в этих условиях Петя – гораздо более выгодный выбор. Он не просто выполняет задачи – он включается в процесс, помогает команде, растет сам и поднимает других.
И самое главное – Пети быстро растут. Потому что они хотят учиться, хотят вкладываться, хотят быть частью чего-то большего.
Саша сильнее в техническом плане. Но Петя сильнее в будущем.
Рефлексия: кто эффективнее – с высоким или низким эмоциональным интеллектом?
Вспомните – есть ли в вашем окружении люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта? Те, кто:
-
открыт и доброжелателен,
-
умеет справляться со своими эмоциями,
-
легко устанавливает контакт,
-
может выйти из себя – но потом осознает это и, как минимум, извиняется.
А теперь вспомните и тех, у кого, возможно, низкий эмоциональный интеллект.
Теперь задайте себе вопрос, кто из них более эффективен в работе?
А кто в жизни? Что именно помогает им достигать результатов?
Пройдитесь по своим ассоциациям, вспомните конкретных людей, ситуации. Возможно, у вас возникла какая-то картинка в голове – образ, пример, случай, когда эмоциональный интеллект проявился явно.
Можете прямо сейчас оценить себя: насколько вы понимаете свои эмоции, управляете ими, видите других, строите отношения.
Иногда самое важное – просто начать замечать.
Практические шаги и ресурсы для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект – это навык. А навык формируется через повторение и практику.
Поэтому:
-
Читайте книги – в конце статьи будет подборка.
-
Проходите тренинги – есть даже выездные программы, специально направленные на развитие эмоционального интеллекта.
-
Играйте – например, у Ирины Шишкиной есть авторская игра по эмоциональному интеллекту.
Также помогают:
-
Психотерапия – если есть глубокие блоки,
-
Рефлексия – регулярное осмысление своих реакций,
-
Медитация – для развития осознанности,
-
Самостоятельные техники – например, АВС-дневник.
Начните с него. Каждый раз, когда эмоция «зашкаливает»:
-
Зафиксируйте событие (А – Activating event),
-
Запишите мысль (В – Belief),
-
Отметьте эмоцию и поведение (С – Consequence).
Затем спросите себя: «Какая потребность была задета? Как я могу отреагировать иначе?»
Даже если сначала будете делать это неуклюже – не беда. Главное – начать. Каждый раз, прорабатывая эмоцию, вы формируете новую нейронную связь. Сначала она тонкая, еле заметная. Но со временем она укрепляется – и однажды вы вдруг сделаете все правильно, даже не задумываясь.
Только так и вырабатывается устойчивый навык. Пока вы не пройдете этот путь – автоматического правильного реагирования не будет. Даже если вы знаете теорию идеально, на практике все равно будете «косячить». Но это нормально.
Главное – практиковаться. На кошках, на коллегах, на домашних, на случайных собеседниках – везде, где есть живое общение.
Книги
-
Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» и книга «Эмоциональный интеллект в работе»
-
Тревис Бредберри и Джин Гривз «Эмоциональный интеллект 2.0»
-
Сьюзен Дэвид «Эмоциональная гибкость»
-
Энтони Мерсио практическое руководство «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов»
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.