Введение.
По статистике, больше половины проектов завершаются провалом. Для оценки вероятности провала проекта и последствий этого, нам поможет управление рисками. Оценив все риски на этапе планирования проекта, мы сможем заранее определить, стоит ли «игра свеч», а так же какие ресурсы нам понадобятся в случае самых неблагоприятных обстоятельств.
Что такое управление рисками.
Управление рисками, он же риск-менеджмент (risk management) — процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Для того чтобы построить математическую модель рисков нашего проекта, необходимо рассмотреть сами понятия.
При построение математической модели рисков и их влияния следует принять одно допущение – будем считать, что все риски не зависят друг от друга. А те риски, которые имеют связи, будем стараться объединять в один риск.
Словарь.
Проект - это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта в условиях ограниченных ресурсов (время, финансы, персонал).
Риск - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий.
Вероятность - степень (мера, количественная оценка) возможности наступления некоторого события.
Способы управления рисками.
Работа с рисками можно разделить на следующие этапы:
Выявление рисков. Перед тем как начать работу с рисками, необходимо составить весь список рисков, которые могут быть актуальны для этого проекта. Составить список рисков можно несколькими способами - метод мозгового шторма, используя классификатор рисков или любой другой способ. Чем больше людей Вы задействуете в выявлении рисков, тем более полной будет карта риска и тем легче определить приоритет рисков.
Оценка рисков. Оценка вероятности и ущербов рисков. Для оценки вероятности риска берется статистика по совершению рисков в прошлые периоды для подобных проектов и/или экспертная оценка специалистов. Ущерб риска всегда оценивается как максимальный ущерб при свершении данного риска. И самое главное – оценка приоритетов рисков.
Выбор методов управления выявленными рисками.
- Метод Отказа. Отказ от рискованной деятельности. Если по результатам оценки рисков, были выявлены такие риски, которые принесут чрезмерный ущерб, иногда проще отказаться от этих действий в пользу менее рискованных действий. Например: Закупка запчастей с угнанных автомобилей для автосервиса слишком рискованно, поэтому резко возрастает риск получить судебный иск, если закупать запчасти у официальных дилеров, то вероятность получить судебный иск от продажи краденных деталей будет очень мал.
- Метод Снижения. Профилактика рисковых ситуаций. Ряд действий, направленных на снижение вероятности рисков. Например в случае риска, что данные в информационную базу будут внесены не верно. Не давая оператором информационных баз работать сверхурочно, мы снижаем риск ошибки при усталости работника.
- Метод передачи. Аутсорсинг. Главный принцип данного метода – передача ответственности на 3-х лиц. В некоторых случаях это может быть страхование недвижимости или операций или передача обязанностей разработки ПО на стороннюю компанию.
- Метод принятия. Формирование резервов или запасов. Этот метод применяется в случае если затраты на устранения ниже чем затраты на снижения вероятности риска или ущерба. Так же этот метод может применяться когда снизить вероятность риска невозможно. Например: для борьбы с негативными последствиями риска того что посевы пострадают при заморозках лучше всего организовать запас семян для создания новых посевов.
Разработка и реализация риск-стратегии. Разработка плана действий по выбранным методам управления рисками.
Оценка результатов и корректировка стратегии. На данном этапе необходимо рассмотреть результаты стратегии, изменить те методы стратегии, которые дали наименьшей результат. Так происходит пересмотр приоритетов рисков, так как и вероятности и возможные ущербы рисков должны измениться. При изменении приоритетов рисков, следует выбирать именно те риски, наивысший приоритет.
Пример расчета рисков для проекта Перевод розничных точек на работу в централизованной базе на тонком клиенте. Допустим, что у нас есть несколько точек розничных продаж, где ранее продажи выполнялись только при помощи счетов и тетрадок. Теперь мы поставили им компьютеры, которые по тонкому клиенту подключаются к центральной базе и все операции отражают там.
- Первым делом нам надо выявить риски. Путем совещаний нам получилось выявить следующие риски:
- Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи.
- Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части.
- Выход из строя компьютера.
- Ввод ошибочных данных пользователем ПК.
- Теперь когда у нас есть риски, мы можем оценить их вероятность и ущерб каждого из риска. Использую статистику наших коллег из подобной сети и мнение экспертов.
Размерность вероятности будем использовать [(количество свершенных рисков) / (год)]
Риск |
Вероятность |
Ущерб |
Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи. |
20.5 |
1500 |
Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части. |
10 |
15000 |
Выход из строя компьютера. |
0.5 |
30000 |
Ввод ошибочных данных пользователем ПК. |
30 |
200 |
Теперь когда у нас есть вероятность и ущерб, может подсчитать во сколько нам может обойтись последствия рисков, если мы не будем применять никаких методов по их управлению.
Рассчитаем ущерб в год по формуле: Ущерб в год = (Вероятность риска) * (Ущерб риска).
Риск |
Ущерб в год |
Приоритет |
Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи. |
30750 |
3 |
Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части. |
150000 |
4 |
Выход из строя компьютера. |
15000 |
2 |
Ввод ошибочных данных пользователем ПК. |
6000 |
1 |
Общий ущерб в год |
201750 |
- |
Теперь мы можем выделить те риски, над которыми следует работать более усердно, для уменьшения ущербов от их свершений или для уменьшения их вероятности.
- Выбор методов управления рисками.
- Для риска «Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи» используем метод «принятия». Для того чтобы снизить этот риск, поставим запасной 4G модем в магазин, который будет автоматически подключаться каждый раз когда обрывается соединение. Тем самым вероятность данного риска упадет до вероятности риска что кабельный интернет перестанет функционировать и 4G модем окажется не работоспособным.
- Для риска «Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части» используем метод «передачи», то есть передадим разработку/доработку клиентской части сторонней фирме, так же укажем в контракте, что фирма разрабатывающая ПО полностью компенсирует ущерб по причине не работоспособного ПО, тем самым уменьшим ущерб до 0, а величину вероятности соберем по отзывам компаний имеющих дело с разработчиком ПО.
- Для риска «Выход из строя компьютера» опять же используем метод «принятия», оставив в магазине запасной компьютер, который сможет заменить рабочий. Вероятность отказа обоих составит (Вероятность отказа компьютера) ^ 2.
- Для риска «Ввод ошибочных данных пользователем ПК» используем метод «снижения». Для того чтобы отлавливать ошибки заранее будем программно проверять суммы продаж с другими документами, тем самым снизив вероятность опечатки в документов до низкой вероятности.
- Разработаем и применим риск-стратегию, доставим можем и компьютер в магазин, заключим договоры по разработки ПО, доработаем необходимые моменты.
- Проведем анализ результатов нашей работы. По ходу работы мы получили следующие вероятности и ущербы для наших розничных точек:
Риск |
Вероятность |
Ущерб |
Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи. |
0.5 |
1500 |
Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части. |
5 |
7500 |
Выход из строя компьютера. |
0.025 |
30000 |
Ввод ошибочных данных пользователем ПК. |
5 |
200 |
Подсчитаем новые приоритеты для будущей работы над рисками и оценим результат нашей работы.
Риск |
Ущерб в год |
Приоритет |
Отсутствие интернет соединения в розничной сети во время продажи. |
750 |
1 |
Ошибка в выполнении программного обеспечения в клиентской части. |
37500 |
4 |
Выход из строя компьютера. |
750 |
2 |
Ввод ошибочных данных пользователем ПК. |
1000 |
3 |
Общий ущерб в год |
40000 |
- |
Как видно, по результатам работ над рисками, получилось снизить риски более чем на 160 тыс. р. Так же приоритеты изменились, и теперь в зону внимания следует взять другие риски с более высоким приоритетом, повторяя те же действия по работе над рисками еще раз.
Для экономии времени можно откинуть те риски, которые имеют очень низкий приоритет.