Документ имеет следующую структуру:
Кратко об управлении проектами
Анализ методологий
PMBOK
ISO 21500
ГОСТ (Россия)
PRINCE2
P2M
ASAP (Accelerated SAP) (ValueSAP)
Кратко об управлении проектами
Это описание составлено на базе PMBOK.Вот что пишет Wikipedia о проектах:
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность...
Сам по себе проект не имеет никакой ценности, если его не внедрять в жизнь. Для того чтобы проект был успешно реализован и воплощен в реальности а не только на бумаге проектом необходимо управлять. Проектами управляет менеджер проектами.
Чтобы управлять проектами необходимо выполнять некоторые действия и операции. Эти действия и операции называются Процессы
Процессы проекта осуществляются командой проекта, и их можно разделить на две основные категории:
• Процессы управления проектом, обеспечивающие результативное выполнение проекта в течение всего времени его существования. Эти процессы охватывают инструменты и методы, связанные с применением навыков и знаний, описанных в областях знаний.
• Процессы, ориентированные на продукт, определяют и создают продукт проекта. Процессы, ориентированные на продукт, обычно определяются жизненным циклом продукта и могут различаться в зависимости от предметной области. Содержание проекта не может быть определено без общего понимания того, как создать заданный продукт. Например, при определении общей сложности здания, которое необходимо построить, следует учитывать разнообразные строительные технологии и инструменты.
Другими словами есть процессы, которые направлены на получения требуемого результата (цель проекта) (ориентированные на продукт, т.е направленные на получение продукта) и есть процессы, которые необходимы для управления процессами по получению продукта.
Стандарт управления проектами описывает только процессы управления проектами. Хотя процессы,
ориентированные на продукт, не входят в содержание данного стандарта, менеджер
проектов не должен их игнорировать. Процессы управления проектами и процессы,
ориентированные на продукт, пересекаются и взаимодействуют в течение жизненного
цикла проекта.
Определение
Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции логически сгруппированных 42 процессов управления проектами, объединенных в 5 групп процессов. Эти 5 групп процессов следующие:
- инициация;
- планирование;
- исполнение;
- мониторинг и управление;
- завершение.
В управление проектами, как правило, входит:
- определение требований;
- удовлетворение различных потребностей, решение проблем и удовлетворение ожиданий различных заинтересованных сторон проекта в ходе планирования и выполнения проекта;
- уравновешивание конкурирующих ограничений проекта, среди прочих:
- содержание;
- качество;
- расписание;
- бюджет;
- ресурсы;
- риски
Стандарт управления проектами описывает суть процессов управления проектами в терминах интеграции процессов, их взаимодействия и целей, которым они служат. Процессы управления проектами разделяются на пять категорий, известных как группы процессов управления проектами (или группы процессов):
- Группа процессов инициации. Процессы, которые выполняются для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения разрешения для начала проекта или фазы.
- Группа процессов планирования. Процессы, требуемые для определения общего содержания проекта, уточнения целей и определения последовательности действий, требуемых для достижения целей проекта.
- Группа процессов исполнения. Процессы, применяемые для выполнения работ, определенных в плане управления проектом, для удовлетворения спецификаций проекта.
- Группа процессов мониторинга и управления. Процессы, требуемые для отслеживания, анализа и регулирования хода и эффективности исполнения проекта, выявления тех областей, в которых требуется внесение изменений в план, и инициации соответствующих изменений.
- Группа процессов завершения. Процессы, выполняемые для завершения всех действий в рамках всех групп процессов и формального завершения проекта или фазы.
Анализ методологий
PMBOK
PMBOK это национальный стандарт ANSI в США.
Книгу по PMBOk можно скачать по ссылке:
http://espace.library.uq.edu.au/eserv.php?pid=UQ:13418&dsID=_THE_PM_BOK_CODE.pdf
Преимущества – стандарт для управления проектами в США. Наиболее проработанная технология управления проектами, довольно много документации, но чтобы получить полный комплект документов надо платить, есть сертификация и обучение. Поддерживается в Microsoft Project.
Недостатки – очень сложный, ввиду большой универсальности есть много «воды», которая нужна в очень специфических случаях, сложный для внедрения.
ISO 21500
Согласно заключению Гашика из 42х процессов PMBOK прямо скопировано ("имеет идентичный аналог") 40, т.е. ISO на 95% повторяет оглавление PMBOK. Гашик отметил, что только 4 процесса иначе раскрыты как в PMBOK: извлечение уроков, определение оргструктуры, управление коммуникаций и управление ресурсами. (http://www.projectprofy.ru/articles.phtml?aid=457)
Вот выдержки из статьи касательно преимуществ ISO:
1. «ISO 21500 сохраняет 95% структуры PMBOK, при этом как раз те самые "пимиизмы" авторы стандарта сожгли напалмом и тело знаний о проектном менеджменте существенно очищено от устаревших академических абстракций. Следствие простое. Если будет сделана сертификация по ISO 21500, то большинство опытных менежеров могут пройти такой сертификационный экзамен без подготовки, просто на базе здравого смысла и своего успешного опыта, т.к. ISO их и отождествляет. Но с сертификацией PMP сейчас это не так. »
2. ISO/ANSI куда более авторитетная и влиятельная структура, чем PMI. Традиционно ISO старается работать с государственными регуляторами. Не удивительно поэтому приглашение комитета по ГОСТу от России и игнорирование Московского отделения PMI со стороны ISO. В ISO понимают, что реальные стандарты делаются через чиновников. Пускай даже это будет не закон как ГОСТ, но для чиновников ГОСТ это хотя бы предмет уважения, для многих чиновников из России PMI - это скорее корпорация организующая скандальные концерты, а не сообщество волонтеров в управлении проектами.
3. Третий момент. ISO, как мегагигант стандартизации, имеет преимущество перед PMI в области интеграции разных стандартов. Очевидно, что стандарт качества ISO будет хорошо стыковаться со стандартом управления проектами ISO. А вот такая интеграция между стандартом качества ISO и методиками PMI совсем не гарантируется.
Сам ISO 21500 можно посмотреть здесь: http://haensch-qe.ru/assets/files/ISO%2021500.pdf
или на русском перевод: http://www.projectprofy.ru/articles.phtml?aid=473
Преимущества – стандарт будущего для управления проектами, включает передовую технологию на сегодня PMBOK.
«Базовые знания по управлению проектами упрощаются и становятся более доступны. Однако одновременно происходит резкое повышение требование к знанию отраслевой специфики проектов, которые должны составлять 80% знаний современного профессионала в УП.»
( http://www.projectprofy.ru/articles.phtml?aid=457 (в конце))
«В ISO 21500:2012 детально описаны концепции и процессы, формирующие хорошую практику в управлении проектами. Проекты размещены в контексте программ и портфелей проектов, однако ISO 21500:2012 не дает подробные указания по управлению программами и портфелями проектов. Темы, относящиеся к общему управлению, рассматриваются только в контексте управления проектами.»
(http://www.pmexpert.ru/press-center/news/detail.php?ID=6663)
Недостатки – достаточно новый стандарт, документации в свободном виде довольно немного, довольно громоздкий и сложный для небольших проектов.
ГОСТ (Россия)
ГОСТ рассматривают как минимальный набор обязательных процессов из PMBOK для малых проектов (http://www.projectprofy.ru/articles.phtml?aid=456).
Преимущества – существует в свободном доступе в электронном виде и является стандартом для России.
Недостатки – все тот же PMBOK со всеми своими сложностями, хотя и очень урезанный.
PRINCE2
PRojects IN Controlled Environments 2 (PRINCE2) представляет собой структурированный метод управления проектами, одобренный правительством Великобритании в качестве стандарта управления проектами в социальной сфере. Методология PRINCE2 включает в себя подходы к менеджменту, контролю и организации проектов.
Первоначально метод был разработан в 1989 году Central Computer and Telecommunications Agency (CCTA) в Великобритании как стандарт для руководства проектами в сфере информационных технологий. В настоящее время широко используется и является «de facto» стандартом для руководства проектами в Великобритании. (http://ru.wikipedia.org/wiki/PRINCE2)
Методология описывается «сверху — вниз». От абстрактных уровней, к конкретному их наполнению.
Состоит из трех важных компонентов (Планирование, управление изменениями и управление качеством).
Весь процесс состоит из стадий, подстадий и связей.
При этом важно заметить, что описание стадий и подстадий не являются чистыми критериями, как например, в CMM. Они отвечают не на вопрос чего надо добиться, а на вопрос как этого добиться. Просто делают это не вдаваясь в конкретные детали. Например, утверждается, что должен быть написан план и выявлен критический путь, но не указывается, как именно план составлять (это описано уже в технике).
Преимущества:
«Рекурсивный» подход, продвигаемый авторами PRINCE. Например, вместо выделения скажем прототипирования в отдельный этап проекта, утверждается, что проекты могут состоять из проектов и прототипирование — отдельный проект, который можно делать по методологии PRINCE. Как отдельный проект может быть выделен проект по пониманию, а нужно ли вообще наш проект делать и тп. Явно прослеживается стремление к обобщению и борьба с расползанием, которого так много в PMBOK
При планировании, вместо традиционного WBS используют PBS — Product Breakdown Structure, которая разбивает целевой продукт на не пересекающиеся подпродукты (в том числе и проектная документация туда входит)
Недостатки:
Не дописанный для 5-ти из 8-ми компонентов: Business case, Organisation, Controls, Management of Risk, Configuration management.
Хотя первые три «разжеваны» очень хорошо, а вторые две сильно зависят от характера проекта. Для остальных трех техники описаны: Plans, Quality Management, Change control.
Достаточно сложно найти актуальную документацию.
http://blog-of-roman.blogspot.com/2008/06/blog-post_29.html
P2M
«A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation» — стандарт по управлению проектами, базирующийся на опыте Японии с 1999 года, который позволил визуализировать проекты с большей добавленной стоимостью и инновационные программы.
Сокращение от Project and Program Management for Enterprise Innovation.
P2M — это система знаний, представленная в форме «Руководства по управлению инновационными проектами и программами предприятий».
(http://ru.wikipedia.org/wiki/P2M)
В настоящее время методология P2M пользуется всесторонней поддержкой со стороны правительства на Украине.
Есть литература: http://petrovka.ua/product.php?code=130070
Отличие этой методологии заключается в ориентированности не на продукт, а на улучшение организации в результате выполнения проектов. Иными словами, методология описывает, как сочетать выполняемые проекты и программы с бизнес-стратегией компании и использовать полученный в результате выполнения проектов опыт для развития и продвижения к стратегическим целям.
http://www.pmprofy.ru/content/rus/166/1662-article.asp
Описание на английском: http://www.pmprofy.ru/files/756/p2m.pdf
Краткое описание здесь (на англ.): http://www.pmprofy.ru/files/872/377.asp
Описание на русском: http://учком.рф/p2m-kak-innovatsionnaya-platforma-izmeneniy-v-organizatsii
Преимущества:
Если в PMBoK понятие проекта осталось неизменным, то в P2M акцент делается на таких особенностях проекта, как создание ценности в результате выполнения проекта и неопределенности как одного из условий проекта. Кроме того, в P2M к ограничениям проекта относятся не только ресурсы, но отмечается и то, что одно из ограничений проекта - это внешние обстоятельства.
Как резюме, P2M отмечает, что проект описывается рядом характеристик:
проект - это активность по созданию ценного конечного продукта для выполнения определенной миссии;
при успешном завершении проекта формируется инновация или отличие в существующем продукте либо новый продукт или услуга;
проект характеризуется временной природой с определенными датами начала и окончания;
на проект влияют факторы неопределенности.
http://www.pmprofy.ru/content/rus/166/1662-article.asp
Недостатки:
Пока что мало используемый стандарт в коммерческих структурах (мало информации о применении).
ASAP (Accelerated SAP) (ValueSAP)
Программный продукт и методология внедрения программного обеспечения фирмы SAP AG.
ValueSAP являет собой внедрение и методологии жизненного цикла, которая оптимизирует сроки, качество и эффективность использования ресурсов. ASAP используется для оптимизации времени, качества и эффективного использования ресурсов в ходе осуществление проектов. Эта технология включает три компонента, ASAP карту, инструменты и R / 3 сервис и обучение, которые совместно работают для поддержки быстрого и эффективного внедрения системы R/3.
Преимущества – достаточно документированная технология, очень практична, особенно при внедрении продуктов SAP.
Недостатки – написана исключительно для внедрения системы SAP R/3, возможно можно использовать и для других программных продуктов.