Цель данной статьи – обозначить современные тренды развития менеджмента в условиях неопределенности и макроэкономических вызовов.
Современный мир похож на калейдоскоп: одно движение приводит к неминуемой смене всей картины. Бурное развитие науки и техники создало небывалую коммуникационную сферу, благодаря которой практически каждый член общества вовлечен в информационный поток. Ежедневно каждому из нас доступны новости практически из любой точки мира. «Знание-сила» и эта сила доступна сегодня каждому. Но такой небывалый прогресс повлек за собой не только позитивные изменения в жизни человечества, но и новые адаптационные требования к нему.
Преобразования коснулись всех систем, в особенности экономической. Во все времена финансовое благополучие служило залогом успеха любого предприятия. Сменялись эпохи, политические режимы и даже религиозные воззрения, но все они требовали эффективного финансового обеспечения.
Современный менеджмент в корне отличается от классического, поскольку очевидно противоречие не только поколений людей, но и подходов к методам управления. Ярким примером служит разница во взглядах на способы управления СССР и России двадцать первого века.
Известно, что работа профессионального руководителя-лидера сопряжена с решением таких проблем, как интеграция фирмы с окружающим миром, непрерывный контроль «самочувствия» предприятия в условиях свободного рынка, поиск конкурентных преимуществ.
Вышеперечисленные проблемы привели к необходимости создания и развития новых концепций в сфере финансового управления, способных помочь предприятию осуществлять эффективную деятельность.
Менеджмент - наука сравнительно молодая и берет свое начало из других дисциплин. Однако на пути своего становления изобрела собственную систему принципов и методов.
На смену целостному подходу пришла «теория хаоса». В двадцатом веке декомпозиция целого на отдельные части считалась наилучшим подходом в управлении. Поскольку это упрощало работу и позволяло концентрировать внимание на отдельно взятых направлениях деятельности. Однако, особенно в условиях современных реалий, профицит внимания к отдельно взятым сферам приводит к острому дефициту видения общей картины развития любых систем управления, независимо от форм собственности и масштаба. Современный менеджмент одушевляет предприятие, рассматривая его как живой организм. Обзор концепций современного менеджмента позволяет автору статьи выделить несколько ключевых моментов.
Научная мысль выявила и подвергла серьезному изучению такие явления как, как открытая и закрытая системы, энтропия, синергизм и взаимозависимость подсистем, проектное управление.
Для начала нужно понять базовое отличие в подходах к системе как таковой. В классическом научном менеджменте организации обычно рассматривались как закрытые системы, что означало полную независимость от условий внешней среды. Это значительно упрощало методы анализа. Но с развитием научной мысли стало очевидно, что в действительности каждая организация является открытой системой, и пренебрежение факторами влияния внешней среды может стать причиной ее разрушения.
Административно-командная система управления экономикой СССР игнорировала равновесие спроса и предложения, тем самым наряду с избытком одних товаров наблюдалась острая нехватка других.
Энтропия — универсальное свойство всех систем, характеризующее их стремление к постепенному угнетению и гибели. С истощением потока ресурсов из внешней среды неминуемо наступает не только кадровый, но и финансовый голод и прекращается существование организации. Поэтому фирмы обязаны непрерывно отслеживать амплитуду контура внешнего радиуса рынка, в котором они функционируют, подстраиваться к происходящим в нем переменам с целью генерации новых идей и привлечения новых ресурсов.
На наш взгляд, задача менеджмента состоит в создании тесной эффективной связи между внутренней и внешней средой для минимизации энтропии.
«Рука на пульсе» - это не просто удачное выражение, это стиль жизни конкурентоспособного руководителя.
Важно отметить, что теория хаоса привела так же к более глубокому пониманию такого явления как синергия. Совершенно отрицать положительный эффект от декомпозиции системы управления и разделения организации на структурные составляющие нельзя, но это разделение должно сохранять принцип синергии.
Синергия предполагает, что с появлением новых, до этого момента неизвестных функций управления, отдельные подразделения, работая сообща, могут достигнуть большего эффекта, чем, если бы они вели самостоятельную деятельность. Формула «разделяй и властвуй» была составлена еще македонским царем Филиппом (359-336 г. до н. э.), но в современных условиях органично вплетается в другой постулат «пока мы едины, мы непобедимы».
Главный постулат современного менеджмента, стремящегося увидеть картину всецело, заключается в том, что изменения, происходящие на микро-уровнях, приводят в движение и изменение всю систему в целом.
Еще одной инновационной концепцией является концепция сопряженных обстоятельств.
Отметим, что в классическом менеджменте главенствовала идея универсальности, согласно которой вне зависимости от стиля управления, есть базовые модели поведения и они применимы ко всем предприятиям. Однако в противовес этому принципу получил известность принцип конкретных ситуаций, согласно которому каждая вновь рассматриваемая ситуация не имеет аналогичных прецедентов.
В этом случае, в противовес идее стилевой универсальности, менеджер брал на себя обязательства, ответственность за собственное мнение в выборе альтернатив и самостоятельное принятие управленческих решений.
В свою очередь, концепция сопряженных обстоятельств допускает установление баланса между двумя воззрениями. Ее последователи считают, что успешное решение сложившейся проблемы зависит от умения руководителя найти компромисс между научными знаниями и собственным мнением (Рис. 1).
Рис.1 Менеджмент и концепция сопряженных обстоятельств.
С точки зрения зафиксированной цели данной статьи, задача современного менеджмента сводится к учету не столько исходных экономических и производственных параметров функционирования систем управления, но и к поиску новых инструментов проектирования (программирования) конкурентоспособного развития в перспективе.
Можно допустить, что концепция комплексного управления качеством – инновационный способ решения обозначенной задачи. Любая экономическая деятельность своей конечной целью видит потребителя. Именно его благосклонность гарантирует стабильность и развитие.
Данная концепция включает методы менеджмента, направленные на предоставление потребителям возможности получать наиболее качественные продукты, услуги, соответствующие потребительским предпочтениям.
В этой связи именно сотрудники, отвечающие за работу с клиентами, играют ведущую роль с технологической точки зрения управления процессом. В управлении качеством выделяют четыре основных элемента: вовлечение работников в процесс производства, отведение главенствующей роли покупателю, постоянный мониторинг и безостановочное самосовершенствование системы управления. При продекларированном главенстве покупателя просматривается ведомая роль потребителя.
Главные цели концепции всеобщего (комплексного) менеджмента заключаются в следующем:
- направленность деятельности организации на удовлетворение текущих потребностей клиента;
- качество продукта - основа деятельности;
- рачительное и эффективное распоряжение ресурсами.
Говоря о современном менеджменте и его прогрессивных концепциях нельзя обойти стороной и проблемы, с которыми ему тоже приходится не просто бороться, но и выбирать конкретные методы и инструментарий не просто устойчивости, но и конкурентоспособности системы управления.
Важно учитывать, что высокие темпы научно-технического и социального прогресса служат главным критерием в «естественном» экономическом отборе. Не все предприятия могут выдержать «факторную атаку» и вовремя перестроится под обстоятельства. Успех гарантирован организации готовой на постоянное обновление и совершенствование.
При этом, следует признать, глобализация, в широком смысле, подстегивает интеграционные процессы практически во всех сферах человеческой деятельности. Интеграция выступает связующим звеном между производством и социальным развитием.
Можно допустить, что интеграция организации и личности — также одно из направлений интеграции. Фирма рассматривается как живая система, строительный материал для которой - люди, связанные едиными целями и взглядами. В условиях быстрых перемен в управлении, особую ценность начинают обретать такие явления как коллективизм, команда, коммуникация. Ценный работник не просто профессионал в своем деле, а многогранная личность, активно взаимодействующая с коллегами и внешним миром.
Важным аспектом исследования новых взглядов теории и технологии менеджмента считаем вопросы интернационализации. Процесс интернационализации сам по себе не нов, но в наши дни достиг небывалого масштаба. Мировое сообщество стремиться к увеличению числа взаимосвязей на национальном и региональном уровнях. Принцип международного разделения труда довольно прогрессивен, и направлен на увеличение производительности мировых экономических гигантов. Но, зачастую это приводит не к сотрудничеству, а усилению конкуренции на рынке, появлению монополий и запуску обратного процесса деградации.
Особняком стоит такая проблема как, признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом. До сих пор невозможно четко определить на чье благополучие направлены усилия менеджмента: потребителя, владельцев бизнеса или человеческое сообщество в целом. Споры не умолкают, но бесконечное количество примеров доказывают одно: направленность строго на определенную категорию «выгодоприобретателей» ведет к нарушению баланса. А, как мы уже знаем, изменения в одной сфере ведут к изменению системы в целом.
Очевидно, что современная наука об управлении делает упор на хаос и сложность окружающего мира. По сути, определены две новейшие тенденции: переход к обучающейся (самообучающейся) организации и управление технологически ориентированной проектной деятельностью.
Основополагающие различия в самообучающейся и традиционной организации представлены в виде таблицы. В данном случае видно, как менеджмент в борьбе с проблемой интеграции приспосабливает фирму к новым условиям, делая ее стабильней, а значит, конкурентоспособной.
Основополагающие различия в самообучающейся и традиционной организации представлены в виде таблицы. В данном случае видно, как менеджмент в борьбе с проблемой интеграции приспосабливает фирму к новым условиям, делая ее стабильней. На основании проведенного сравнения можно сделать вывод, что в традиционной организации опора делается на безоговорочную иерархически выстроенную вертикаль власти, а в самообучающейся в приоритете лидерство в управлении проектами.
Таблица 1. Отличия самообучающейся и традиционной организаций
|
||||
Развитие обучающихся (самообучающихся) организаций неразрывно связано развитием "проектного управления". Прогрессивные предприятия стремятся к формированию проектно ориентированного контура системы менеджмента. Стремительное совершенствование интернет - технологий очевидно способствует реализации одного из двенадцати стратегических направлений развития Российской Федерации: цифровая экономика.
Сегодня мир уже невозможно представить без этого достижения науки. Большая часть жизни проходит в виртуальном мире, целые сектора и отрасли функционируют только в нем. Рабочее место сегодня - это место, где не только происходит непосредственный процесс формирования продукта, а самостоятельна точка получения и приема информации. Будь то отдельно взятый сотрудник фирмы или сторонний заказчик. Невидимая сеть окутывает и соединяет подчас невзаимодействующих лично контрагентов.
Цель данной статьи – обозначить современные тренды развития менеджмента в условиях неопределенности раскрыта обзорно, поскольку менеджмент, как наука и сфера практической деятельности следует за стремительно меняющимся миром. Современный менеджер - это не просто руководитель, это творец и провидец. От его креативности, мобильности, а главное позитивного мышления зависит не только развитие предприятия, но и общий эмоциональный фон команды. Хороший настрой каждого отдельного сотрудника, его доверие к лидеру и вовлеченность в процесс служат гарантом конкурентоспособности предприятия в целом.