Данная статья появилась потому, что в конфигурации УНФ передача товаров между организациями стандартными методами не предусмотрена. Между складами и подразделениями, пожалуйста, это делается документом «Перемещение запасов», а между организациями – нет. Дело в том, что в этом документе предусмотрено только одно поле – «Организация», тогда как полей для подразделений – два, для отправителя и получателя.
В каких случаях это может стать проблемой? Когда на предприятии используется система ограничения доступа пользователей на уровне записей – RLS. Она работает только для организаций. Это ограничение заставляет использовать «костыль» - отражать структуру предприятия не так, как задумано разработчиками, в виде подразделений и складов, а в виде организаций:
Другого варианта решения, к сожалению, не видно – либо RLS, либо передача между организациями. На просторах Интернета советы сводятся к отправке пожелания разработчикам о включении в УНФ опции «Интеркампани», присущей пока только «старшим» конфигурациям.
Простой вариант оприходования товара на другую компанию через передачу их на ответственное хранение не срабатывает, так как в УНФ предусмотрен контроль движения товаров не только по складам, но и по организациям. Следовательно, вернуть товары можно только туда, откуда они были получены. Что, в общем-то, достаточно логично, потому что позволяет сохранять баланс организации, который был бы нарушен в другом случае.
Тем не менее, решение есть и, как мне представляется, присущие этому решению издержки (всё же, «костыль») значительно меньше получаемых преимуществ.
Если вкратце, а дальше будет много скриншотов для тех, кто желает разобраться подробнее, то решение сводится к организации операции передачи товаров с помощью «фиктивного» контрагента. Ему, на время, будут передаваться товары от одной компании и от него же эти товары оприходуются на другую компанию.
Рассмотрим подробнее.
Для корректной работы в УНФ требуется создать для этого контрагента несколько договоров, по 2 - на каждую организацию (подразделение). Соответственно, с поставщиком и покупателем.
Важно, чтобы у всех договоров был установлен один и тот же вид цен.
На этом подготовительный этап закончен и можно приступать к работе.
Рассмотрим перемещение между компаниями А и Б материала 1 из А в Б и товара 1 в обратном направлении. Ситуация не так уж далека от реальности – напомню, что организации в данном случае представляют собой подразделения. Иначе говоря, со склада отправляем материал в цех, где из него производится изделие, которое возвращается обратно на склад. А склад один, это же УНФ, а не ERP, где есть отдельные склады под материалы и готовую продукцию, они зонированы и т.д.
Рассмотрим пример, в котором некий материал поступил на компанию А (и на склад компании А) по Приходной накладной:
А производство – в компании Б. Отправим его туда через созданного выше контрагента:
В схеме везде используется механизм ввода на основании, на мой взгляд, один из наиболее удобных в продуктах 1С.
И всё. Товар отправлен.
Далее, на основании Расходной накладной, нужно оформить Приходную накладную на другую организацию:
И вот тут требуется внимание - важнейший момент!
Казалось бы, самое простое решение – использовать в «Приходной накладной» тип операции «Возврат от покупателя», что УНФ и предлагает сделать автоматически:
Если пойти на поводу у стандартных схем УНФ, то в отчёте по Движению товаров откроется неожиданная картина:
Минус в расходах по движению товара и нулевая себестоимость! Сюрприз? Отнюдь, если вдуматься, то понятно, что разработчики здесь вовсе не ошиблись – при возврате от покупателя расход, действительно, уменьшается. В этом и есть смысл операции возврата – уменьшение количества в расходной накладной. Очевидно, что с нулевой себестоимостью прихода все последующие цифры будут неверны. Поэтому такой вариант не годится!
Используем другой - изменим тип операции на «Поступление от поставщика» (вот зачем и нужны были 2 договора):
Что в отчёте?
Красота! Сколько ушло, столько и пришло. И себестоимость неизменна!
Взаиморасчёты тоже в порядке, потому что контрагент один и тот же:
Есть и ещё один плюс у данной схемы – она позволяет легко контролировать товары в пути, что представляет собой проблему при использовании только одного документа – Перемещение товаров. Что там у нас с этим контрагентом при разнице в датах? То, что на него отправлено и есть товары в пути.
Бочка мёда? Куда же без ложки дёгтя - обороты в продажах будут завышены на сумму этих перемещений:
Но не хочется заканчивать на грустной ноте – в доходах и расходах (валовой прибыли) картина также хороша, как и во взаиморасчётах:
Вот с такими, на мой взгляд, минимальными издержками в УНФ можно реализовать схему передачи товаров между организациями. Более того, если отгружать товары по одной цене, а принимать их по другой, отличающейся на некоторый процент, то это уже будет приближено к опции Интеркампани в УТ. Естественно, что и издержки вырастут – во взаиморасчётах и доходах цифры изменятся, но, всё же, они останутся на этом фиктивном контрагенте, данные по которому можно легко отфильтровать и сделать на них поправку. В конце концов, пользователи УНФ, как правило, не используют конфигурацию для отчётов перед инвесторами, отсылая отчёты автоматически, без комментариев к ним. Внутри же своей компании отфильтровать изменённые вследствие применения этой схемы данные, понимая, где они находятся, особого труда не представляет.
Для тех, кто может посчитать эту схему сложной, предлагается расширение, которое выполнит действия автоматически. У пользователя появится дополнительная операция, которую можно выбрать при создании документов Расходная накладная и Приходная накладная:
Эта операция будет отражаться и в формах списков упомянутых документов:
наряду с другими стандартными операциями УНФ. Также будут работать фильтры форм списка:
При проведении документов с этой операцией не будут производиться движения в регистрах Продажи, что уберёт упомянутую выше "ложку дёгтя" и все отчёты будут корректными. Если в справочнике "Хозяйственные операции" будет создана операция "Передача товаров другой организации", то она отразится в тех отчётах УНФ, где предусмотрен вывод операции.
Для работы расширения требуется только создание дополнительных реквизитов документов Приходная накладная и Расходная накладная с наименованием "ПередачаТоваров" :
Как видно из данной статьи, УНФ достаточно гибкая конфигурация, позволяющая с небольшими издержками реализовывать особенности, присущие более дорогим продуктам 1С. Причём подходы к реализации могут быть разными. Данное решение претендует не на простоту, а на корректность в отношении стандартных механизмов УНФ.
Расширение разработано на конфигурации версии 1.6.15.65, платформа 8.3.11.2867. Обновлено до конфигурации 1.6.18.88, платформа 8.3.15.1565.
Обновлено до версий УНФ 1.6.19.243 и 1.6.20.178, платформа 8.3.16.1148.
Всем успехов в работе с УНФ!