Автоматизацию ради автоматизации, как долговременную стратегию могут позволить себе немногие неайтишные компании. В Амазоне, Додо пицце, Вкусвилле есть топ-менеджмент, с некоторым видением будущего, которого они и придерживаются. Долгосрочные усилия по автоматизации со временем конвертируются в сокращение штатов либо в освоение ниш, работа в которых без автоматизации была бы невозможна.
Обычные же предприниматели, многочисленные владельцы приземлённых бизнесов в автоматизации заинтересованы не сильно. На это есть довольно логичные причины.
В моей практике очень часто встречались моменты, когда выигрыш в скорости работы был очень значительным. Работа, на которую уходил целый рабочий день теперь делалась за полчаса. Несмотря на это, сильного восторга пользователей я не замечал. Причём в качестве критерия такого восторга я выбираю не оплату, благодарность или признание эффективности, а последующие идеи о том, что ещё можно упростить и автоматизировать. Или загоревшиеся глаза другого пользователя, которому я рассказываю об успехе предыдущего. Вместо восторга, большинство, напротив, соскакивало с разговора и инициативы не проявляло. В наибольшей степени это относится к конечным пользователям, именно тем, чья деятельность и упрощается. И в значительной мере к их руководителям — меньшинство из них было готово рассматривать и внедрять решения, упрощающие работу сотрудников.
Сейчас я поделюсь с вами своими соображениями о причинах этого. Мне кажется, узнав эту информацию на заре карьеры, я многие вещи продвигал бы иначе, не пытаясь зайти в закрытую дверь.
В статье я опираюсь на своей почти 20-летний опыт автоматизации торговых предприятий, в том числе пятилетний опыт автоматизации закупок на базе своего решения Min Max Assitant.
Так почему же время не аргумент?
Для сотрудника
Делает, например, сотрудник заказ поставщику на пополнение склада. К этой работе можно подойти по разному: можно заморочиться, перелопатить литературу, настроить сложное или не очень прогнозирование в Excel. Но как правило, менеджеры по закупкам не имеют математического образования, поэтому используют формулы не сильно сложные, либо не используются вообще. В большинстве случаев закупщик просто выводит список товаров с продажами и остатками, пробегает его взглядом и принимает решение на основании интуиции. Со временем эта работа делается на полном автомате, без особых раздумий. Эта деятельность может занимать у менеджера один-два часа в день.
Как по мне, это довольно монотонная и утомляющая работа. И я не стал бы ей заниматься. Но я программист, к тому же ленивый. Менеджеры не такие.
Для среднестатистического работника рутинная работа это халява. Возможность, не прилагая особых умственных усилий, отсидеть время и дождаться конца рабочего дня.
Плюс есть ещё несколько причин:
-
если никаких формул не использовалось, а сотрудник принимал решения из головы, то со стороны это выглядит как обладание сакральными знаниями. О таком сотруднике говорят, что он чувствует продажи и знает склад. И это так и есть. Нейросеть сотрудника обучилась делать заказ и делает его более-менее приемлемо. Но потерять такого сотрудника для руководителя большая проблема и он переходит в группу незаменимых. Сотрудник ситуацию прекрасно чувствует, для него она становится дополнительной страховкой, уверенностью в завтрашнем дне и рычагом воздействия на руководство. От такого бонуса самостоятельно не отказываются.
-
Проверять цифры за системой всё равно приходится, уж первое время точно. Т.е. несмотря на то, что времени потратится меньше, умственного труда прикладывается столько же. Или даже больше — ведь нужно ещё и обучиться работе с системой.
-
При этом нежелание прилагать усилия на обучение работе с системой (выучить куда и как нажимать), по моему мнению, не играет большой роли. Даже в тех случаях, когда никакого дополнительное обучения не требовалось, противодействие со стороны сотрудников ощущалось.
Мою догадку о том, что рутина это не проблема, а халява, подтверждают и опросы работников Walmart, часть работы которых забрали роботы. Они отмечают, что раньше могли позволить себе расслабиться, протирая полы на машинках-полотёрах или проверяя выкладку товаров. Теперь такой возможности у них нет, это время занято выполнением других обязанностей.
Итак, “меньше времени на работу” не равно “меньше работы”.
Поэтому, когда я перестал судить о пользователях по себе, и заменил слова “избавляем от рутины” на “избавляем от халявы”, всё встало на свои места.
Как программист, я отбираю у сотрудника время отдыха, заменяя его на дополнительные обязанности за ту же з/п. Фактически предлагаю “давай эти 2 часа лёгкой работы заменим на 2 часа тяжёлой”. Ответная реакция неудивительна.
Для руководителя
Руководитель также не всегда заинтересован в экономии времени своих подчинённых.
Если у сотрудника высвободится два часа свободного времени, то, по-умолчанию, сотрудник эти два часа будет бездельничать. Поэтому его нужно прямо загрузить дополнительной работой. Которой, во-первых, может и не быть. Которую, во-вторых, нужно придумать и обдумать. И самое главное, которую нужно продать сотруднику, провести обучение, проконтролировать результаты. В том время как часто проще нанять нового сотрудника, чем повесить больше обязанностей на старого. Экономия времени выливается в дополнительную проблему, которых у руководителей и так хватает.
А что будет, если автоматизация приведёт к сокращению штата (хотя это очень редкий случай)?
Например у нас 5 закупщиков. Автоматизация высвобождает 2 часа в день у каждого. Т.е. одного можно уволить, перераспределив его товары остальным. Выгодно? Нет!
У оставшихся сотрудников лёгкая работа ушла, но думать нужно столько же, ответственность выросла, требуется разбираться в новых товарных группах. Т.е. работы по факту прибавилось, а з/п осталась той же. Неудивительно, что менеджеры будут против или, как минимум, не станут проявлять особенного энтузиазма.
Кому же нужна экономия времени?
Экономия времени нужна только тем, кто заинтересован в эффективной работе компании в целом. Это собственник, топ-менеджмент и отдельные сотрудники.
С одной стороны, собственник вроде бы кровно заинтересован в искоренении непродуктивно затрачиваемого времени и повышении производительности труда. Однако, не все из них обладают достаточными компетенциями, чтобы делать это эффективно. На волне хайпа они вкладываются в какой-нибудь проект автоматизации и не получив быстрого результата (или вообще никакого) теряют к автоматизации интерес. Те, кому удалось достаточно глубоко погрузиться в тему, имеют больше положительного опыта и продолжают автоматизировать одно направление за другим. С ними можно вести разговор об автоматизации с позиций экономии рабочего времени сотрудников.
К топ-менеджменту это тоже относится, но в меньшей степени.
Кстати, в небольших бизнесах собственник крайне заинтересован в экономии своего личного времени. У предпринимателей тотальный перегруз, они завалены обязанностями выше крыши. Поэтому они рады любому избавлению от рутины за разумную плату.
Также в природе существуют реально замотивированные работники, которые хотят приносить предприятию больше пользы. Они могут проявить инициативу и попросить об автоматизации. Часть таких сотрудников безусловно попадает под поговорку хуже дурака может быть только дурак с инициативой. Ведь если об автоматизации просит человек без достаточных компетенций, добра ждать не приходится. Если же сотрудник компетентен и замотивирован — это чудо, работодателям советую поощрять и удерживать их. И с ними тоже можно разговаривать об автоматизации.
Что делать с остальными?
Очевидно, если нельзя войти в дверь, нужно лезть в окно и использовать другую аргументацию. Если выгода от сэкономленного времени не ощущается как выгода, нужно искать другие выгоды.
Например, для закупщика мы стараемся обратить его внимание на то, что стоит научиться обращаться с инструментом автоматизации, чтобы поднять свою собственную ценность на рынке труда и попросить руководство о повышении з/п. Опять же, сотрудник, освоивший наш “Помощник закупок”, вполне может считаться незаменимым, т.к. его освоение занимает некоторое ощутимое время.
Также и в рекламе можно использовать совсем другие месседжи, вместо экономии времени:
-
Как менеджеру по закупкам попросить о повышении зарплаты?
-
Как закупщику повысить свою привлекательность на рынке труда?
Для руководителей мы обращаем внимание на качество работы сотрудника, выполняемой на автомате. Причём слова здесь бесполезны. Гораздо лучше заходит наша разработка “Поиск неликвидов”. Она выводит список проблемных товаров, из объема которого можно делать вывод о качестве работы закупщика.
Полезно также рассказать о кейсах, где удалось снизить издержки, получить дополнительную прибыль или любой другой реально ощутимый результат.