В России начала действовать система маркировки отдельных групп товаров. Нас на данном этапе касаются маркировка обуви и одежды.
Продажа обуви без кода маркировки станет невозможна с 01.07.2020. К этому необходимо заранее подготовиться, и времени осталось не так много.
В целом требуется:
- зарегистрироваться в национальной системе маркировки "Честный знак", предварительно приобретя для этого у одного из операторов ЭЦП – усиленную квалифицированную электронную подпись;
- наладить ЭДО с оптовым поставщиком для получения в рамках электронного документооборота вместе с документами на поставку товара уникальных кодов маркировки на каждую единицу товара (обращаем внимание на то, что ЭДО желателен к использованию, потому что коды маркировки электронные, а не "физические", хотя в итоге на товар наклеиваются этикетки);
- зарегистрировать в системе существующие товарные остатки и самостоятельно (то есть не через оптового поставщика) получить коды маркировки на эти остатки - данная процедура возможна только по 01.09.2020, позже "старые" остатки регистрироваться не будут;
- подготовиться к розничной продаже маркированного товара - ККТ должна будет передавать ОФД уникальный код маркировки данной единицы товара.
Кроме того, обращаем внимание на то, что с 01.01.2010 если организация или ИП хотя бы раз продаёт товара, ПОДЛЕЖАЩЕГО МАРКИРОВКЕ, она ТЕРЯЕТ возможность применения ЕНВД. То есть нельзя продавать маркированный товар в рамках УСН или ОСН, а всё или что-то остальное - в рамках ЕНВД (раздельный учёт не допускается).
========================================================================================
Теперь рассмотрим подробнее каждый из перечисленных пунктов. В описаниях мы будем ссылаться на сайты различных операторов и на отдельные инструкции - как универсальные от операторов, так и наши собственные. Большая часть инструкций прикреплена к данному сообщению в виде отдельных файлов, которые легко найти по названию.
Регистрация в системе цифровой маркировки "Честный знак".
Предварительно необходимо иметь действующую ЭЦП. Если мы пользуемся электронной системой сдачи отчётности (в ФНС, ФСС, ПФР и Росстат), то у нас такая ЭЦП уже есть. Она полностью пригодна для системы маркировки. Если ЭЦП нет, её придётся получить, т.е. приобрести у одного из операторов. Например заказать такую подпись можно здесь: https://portal.1c.ru/applications/31 . Стоимость ее составит 600 руб.
После получения собственно ключа ЭЦП следует настроить компьютер для работы с этим ключом. Удобнее всего это сделать через техподдержку оператора. Если ЭЦП мы ранее уже использовали, то компьютер у нас уже настроен и вполне готов для взаимодействия с сайтом системы маркировки.
Теперь следует произвести собственно регистрацию в системе. Для этого обратимся к стандартной инструкции системы ЧЗ «Регистрация участника-ЦРПТ» (см. https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/upload/Registraciia_uchastnika.pdf).
После завершения регистрации и подтверждения соответствующей заявки мы получаем доступ к личному кабинету системы ЧЗ, в котором возможны следующие действия:
- маркировка «входящих» остатков немаркированных товаров, приобретённых до ввода в действие системы маркировки;
- покупка/возврат маркированного товара от оптового поставщика (в частности, производителя или импортёра);
- продажа/возврат маркированного товара оптовому покупателю;
- продажа/возврат маркированного товара конечному (розничному) покупателю;
- вывод маркированного товара из оборота по различным причинам (собственное потребление, списание и т.д.)
Все эти действия, вообще говоря, могут быть выполнены полностью с помощью внутреннего инструментария ЛК ЧЗ (имеются в виду соответствующие официальные манипуляции с маркированным товаром в базе данных ЧЗ). Однако взаимодействие с оптовым поставщиком удобнее производить посредством ЭДО, а взаимодействие с розничным покупателем – через модифицированную ККТ.
Однако маркировку остатков, возврат товара от розничного покупателя и оформление выбытия можно на сегодняшний день выполнить только в ЛК ЧЗ непосредственно.
Обращаем внимание, что поддержка системы ЧЗ работает как посредством телефонной связи с колл-центром, так и через электронную почту. Однако операторы колл-центра в состоянии отвечать сразу только на элементарные вопросы, а по более сложным ими создаётся специальный запрос, на который клиенту отвечают через некоторое время (несколько часов или несколько дней) по электронной почте.
Обеспечение электронного документооборота (ЭДО) с поставщиком товара
При регистрации в системе маркировки ЧЗ мы указываем данные системы электронного документооборота - ЭДО, который мы пользуемся. Как правило, если у нас имеется ЭЦП, то автоматически имеется тот или иной вариант доступа к ЭДО через оператора, выдавшего ЭЦП. Указав системы ЭДО при регистрации в ЛК ЧЗ, мы получаем возможность не вводить данные об определённых операциях с маркированными товарами непосредственно в ЛК ЧЗ, а просто обмениваться электронными документами со своими поставщиками/покупателями. В систему ЧЗ эти операции попадут автоматически.
В частности, так можно оформить покупку товара у оптового поставщика, возврат ему, собственную оптовую продажу и возврат от своего оптового покупателя. При этом стандартные электронные документы создаются или средствами оператора ЭДО, или в бухгалтерских программах, связанных с системой ЭДО.
Регистрация существующих (ранее полученных немаркированных) остатков товара
Необходимые действия описаны в нашей статье чуть ниже, в разделе «Инструкции по вводу остатков в систему маркировки» а также в стандартных инструкциях «Маркировка обувных товаров-ЦРПТ» (см. https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/upload/markirovka_tovarnih_ostatkov.pdf) и «Регистрация товарных остатков-ЦРПТ» (см. https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/upload/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2_2.pdf).
Изменения в работе ККТ для продажи маркированного товара
В идеальном случае ККТ может проставлять в чеке индивидуальный код маркировки (средствами ККТ, с помощью сканера кода либо средствами бухгалтерской программы) и передавать этот КМ через ОФД (оператора фискальных данных) в систему ЧЗ. При этом автоматически формируется документ на выбытие товара из «маркированного» оборота через розничную продажу.
Однако на сегодняшний день не все ОФД поддерживают передачу кода, тем более – не все аппараты ККТ могут вставлять его в «розничный» чек.
Можно оформить розничную продажу внутренними средствами ЛК ЧЗ. Это необходимо сделать в 30-дневный срок с момента физической продажи товара.
При предварительной оплате розничного товара (обычный аванс или дистанционная продажа, когда отгрузка покупателю происходит после дистанционной выдачи ему чека) у нас также есть 30 дней для оформления выбытия товара в ЛК ЧЗ. Дело в том, что при дистанционной отгрузке, как правило, неизвестен заранее (на момент формирования чека) КМ данного экземпляра товара, и его поэтому невозможно сразу внести в чек, даже если ККТ способна это сделать.
Манипуляции с маркированным товаром средствами ЛК ЧЗ.
Как уже отмечалось, оптовую покупку/возврат и оптовую продажу/возврат можно оформлять не через ЭДО, а средствами ЛК ЧЗ, хотя это менее удобно. Кроме того, выбытие товара по прочим основаниям (не в связи с продажей) можно оформить только в ЛК ЧЗ. Это необходимо сделать в течение 3-х дней с момента совершения соответствующей хозяйственной операции.
Инструкции по вводу остатков в систему маркировки
Итак, мы зарегистрировались в национальной системе маркировки «Честный знак» (далее – ЧЗ) и теперь хотим «официализировать» остатки подлежащих маркировке товаров, которые были получены нами от поставщика ДО ввода в действие системы маркировки. Напомним, что оформить эти остатки в ЧЗ по обуви можно только по 01.09.2020 включительно, а с 01.07.2020 продавать такой товар без маркировки уже нельзя.
Перовое, что необходимо сделать – сформировать КОД ТОВАРА в личном кабинете ЧЗ (далее - ЛК). При обычном обороте КОД ТОВАРА мы получаем вместе с КОДАМИ МАРКИРОВКИ (далее – КМ) через электронный документооборот от поставщика, однако для остатков это сделать невозможно. Поскольку мы непосредственно не являемся ни импортёром, ни производителем, нам придётся воспользоваться упрощённым порядком маркировки остатков товара и сформировать для остатков отдельные КОДЫ ТОВАРА, которые не будут совпадать с КОДАМИ того же самого ТОВАРА, когда мы начнём его получать от поставщика в рамках системы маркировки.
Заходим в ЛК.
Нажмём теперь на прямоугольник «Обувные товары» либо же в верхней строке из меню «Категории товара» выберем «Обувь». В обоих случаях мы окажемся в перечне документов по обуви, а этот перечень у нас вначале пуст. В нижней части экрана слева нажмём на кнопку «Добавить», а в меню выберем первый пункт – «описание остатков». Откроется документ описания остатков, который необходимо заполнить:
Поскольку это упрощённый вариант ввода остатков, то заполнять нужно немногое. Вид обуви подразделяется на «Мужская», «Женская», «Унисекс» и «Детская», а способ ввода в оборот – «Произведён в РФ» или «Ввезён в РФ». Никакие другие более детальные характеристики товара при упрощённом вводе мы ввести не сможем, и это не очень удобно. Но полным вводом мы не сможем воспользоваться по причине, описанной в начале текста. Выберем нужные пункты:
и нажмём кнопку «Отправить». Практически мгновенно документ будет обработан и появится в перечне документов:
Одновременно в реестре КОДОВ ТОВАРОВ (для перехода туда в левом столбце нажмём вторую снизу пиктограмму со взаимно-обратными стрелочками) появится сформированный КОД ТОВАРА для наших остатков:
Теперь можно заказывать КМ! Обратите внимание, что процедура заказа КМ для остатков почти не отличается от заказа КМ производителем или импортёром, разница лишь в деталях. Но, кроме того, КМ на остатки заказываются БЕСПЛАТНО. Если мы - не производитель и не импортёр, то почти не будем использовать заказ КМ, кроме как при вводе остатков – в дальнейшем мы получим КМ от поставщика. Правда, возможны ещё ситуации перемаркировки при потере КМ или новой маркировке при возврате товара от розничного покупателя.
Для заказа КМ в верхней части экрана слева нажмём на кнопку с четырьмя маленькими квадратиками и в меню выберем пункт «Станция управления заказами»:
И мы попадаем в перечень бизнес-заказов:
Нажмём на кнопку «Создать» - и после выбора вида товаров (в нашем случае – обувь) и подтверждения откроется форма бизнес-заказа (на формирование КМ):
Заполняем пункты формы. В меню «Способ выпуска товаров в оборот» ОБЯЗАТЕЛЬНО выбираем пункт «Маркировка остатков». Номер договора с Оператором ГИС МТ можно посмотреть в профиле – в перечне документов. Это договор на предоставление КМ. Дата договора – это дата регистрации в системе.
Ниже заполняем ВРУЧНУЮ (не из меню, его нет) КОД ТОВАРА. Это тот код, который нам ранее предоставили, и он есть в реестре кодов. Также выбираем, СКОЛЬКО нам нужно КМ – по количеству отдельных единиц товара – ведь КМ уникален для данного экземпляра, а не просто для вида товара. И закрываем заказ, подписываем, либо сохраняем в черновик, а затем (после возможных уточнений) подписываем и отправляем оператору системы.
КМ состоит из непрерывной строки символов, включающих общий КОДА ТОВАРА и уникальный СЕРИЙНЫЙ НОМЕР. Серийный номер можно формировать не только автоматически, но и загружать из файла, однако при этом должны быть соблюдены условия относительной уникальности номера. Они указаны в инструкции ЧЗ. Но, скорее всего, удобнее воспользоваться автоматической генерацией оператором системы.
Бизнес-заказ очень быстро обрабатывается, и мы видим в перечне бизнес-заказов соответствующую строку:
Поскольку КМ на остатки не оплачиваются, их можно получить (эмитировать) сразу же. Для этого мы нажимаем на плюсик слева, бизнес-заказ раскрывается:
Теперь выбираем нужный код и нажимаем кнопку «Напечатать». В открывшейся форме печати выбираем вариант этикетки, распечатываем. Эмиссия КМ завершена.
Можем размечать остатки товара – наклеивать этикетки. Но для продажи сначала нужно ввести товар в оборот. А перед этим – дождаться появления КМ в перечне. После эмиссии (когда мы распечатывали КМ) КМ появляется в перечне и становится доступен для дальнейших манипуляций (перехода к новому собственнику или вывода из оборота) НЕ СРАЗУ. С момента распечатки может пройти несколько десятков минут, возможно и больше. Когда КМ полностью проведётся в системе ЧЗ, мы увидим его в ЛК:
В системе КМ называется КИ – «код идентификации» / КИТУ – «код идентификации товарной упаковки».
Теперь необходимо последнее действие с остатками – ввод нового КМ в оборот. Для этого в перечне документов создаём документ о вводе в оборот. В перечне документов нажимаем в нижней части экрана слева кнопку «Добавить» и в меню выбираем пункт «Ввод в оборот»:
В открывшемся документе отмечаем вид документа – «Маркировка остатков» и переходим к товарам:
Добавляем наш товар с соответствующим КМ, подписываем и отправляем.
Практически сразу товар с КМ появляется в перечне ЛК – можно с этим товаром производить необходимые операции:
На этом маркировка остатков заканчивается!