«А мы его с краюшку…»
Итерационная технология позволяет решать текущие задачи в текущем их понимании и возможностях сотрудников Заказчика. Обычно на таких фирмах я начинаю внедрение с рассказа притчи о Александре Васильевиче Суворове, гениальном русском полководце.
Накануне больших сражений у Суворова была привычка с солдатами встречаться попросту. Так было и накануне сражения с французами. Молодой солдат поинтересовался у Суворова, как же он планирует разбить знаменитого противника. Вместо прямого ответа, Александр Васильевич предложил солдату наперегонки с ним кашу съесть. Тот, конечно, согласился: трудно ли ему, молодцу, одолеть пожилого командующего?! Положили каждому горячей каши. Молодой солдат сразу из середины тарелки полный рот горячей каши натолкал, обжегся, закашлялся. А Суворов свою кашу по краям тарелки размазывает, остывшую в рот кладет и приговаривает: «А мы его с краюшку». Так Суворов и спор выиграл, а потом и сражение.
Стоит ли объяснять, что внедрения по итерационной технологии должны придерживаться того же принципа. Какие «краюшки» сразу видны? Это зависит от времени начала работы. Если работа с клиентом началась в ноябре-декабре, январе, то придется в первую очередь делать блоки Зарплаты и Регламентный учет. Если работа начата позже, то лучше заняться Производством.
«Картина маслом»
После выхода статьи «УПП: история одного внедрения» с нами связался начальник ИТ-отдела одного завода. Завод небольшой — 700 человек сотрудников. ИТ-отдел состоит из начальника (он же 1С-ник) и сетевика. Правда, 1С-ник УПП никогда не внедрял. Он раньше был постановщиком задач по одной западной ИТ-системе . План счетов товарищ «в общем, знал», но из затратных счетов с ходу не смог назвать ни один.
На предприятии учетная система представлена классическим «лоскутным одеялом»: «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Торговля и склад 8», «1С:Зарплата и кадры 7.7». Производственные отчеты заполняются вручную или в Excel. Людям вообще свойственно создавать группы разной степени элитарности. Учетные системы в этом смысле не являются исключением. Поэтому УПП может служить средством для объединения разных групп на производстве: бухгалтеров, производственников, снабженцев, технологов и прочее, и прочее.
Акционер захотел видеть картинку целиком, поэтому в конце2011 г. они купили УПП. Из экономии и питая недоверие к франчам, акционер приказал внедрять новую систему самостоятельно. Поэтому в заявке на продажу УПП клиент подписался, что внедрение он будет осуществлять собственными силами.
На основе примера из Интернета сделали Предпроектное обследование, но не закончили. Сделали приказ о создании рабочей группы и назначили ответственным за внедрение зам. генерального директора по общим вопросам (?!), в подчинении которого находились АХЧ и столовая. На деле ни одного собрания по 1С не было, сроки все давно прошли, зам. гендира по общим вопросам «ушли». База УПП абсолютно пуста.
Вот такая «картина маслом».
Скажу честно, писать статьи на Инфостарте я стала, когда очередной проект слишком долго оказался в стадии согласования и подписания. Комментарии к статьям показали, что тема представляет некоторый интерес. Поэтому, может быть, рискнуть и попробовать помочь коллеге?
На начальном этапе важно выработать приемлемые для обеих сторон формы работы. Визит к потенциальному клиенту исключен: далеко и дорого. Хотя лично мне очень помогает во внедрении увидеть весь процесс производства. Поэтому договорились об общении по Skype по одному часу 1 раз в неделю.
«У меня приказ за номером 5»
Просмотрев документы, присланные по несостоявшемуся внедрению, я вспомнила слова товарища Саахова из «Кавказской пленницы»: «Все это, конечно, так. Все это верно, да. Бумага написана правильно, всё хорошо. Так это с одной стороны, да? Но есть и другая сторона медали». От документов веяло забюрокрачиванием. Чего стоит маленький кусочек из приказа об аттестации:
Руководителям и специалистам следующих подразделений:
Юридический отдел;
Производственный отдел;
КТО;
Снабжение;
Бухгалтерия;
Цех №1;
Цех №2;
Цех №3
согласовать перечень операций подлежащих регистрации в производственном учете (приход-расход материалов, отчеты по использованию материалов, задания на смену и т.п.) по форме приложения №1
***
Не знаю, как вам, а мне абсолютно непонятно о каком перечне операций производственного учета должен отчитаться юридический отдел.
Но приказ — это сила. В фильме «Начальник Чукотки» молодой комсомолец успешно боролся с бывшим царским таможенником именно приказами, которые сам и печатал. «У меня приказ за номером 5», — прекрасное орудие внедренца, не имеющего управленческого ресурса.
Мы с 1С-ником согласовали, что начинать сейчас нужно с производственного учета, вернее с обучения мастеров и начальников смен. И начинать надо с минимума: три документа и отчет. На такое обучение без отрыва от работы можно отводить срок от месяца до двух. Два месяца — летом, в период отпусков. Текст приказа привожу в скрин-шоте.
«А Вы сами сможете сделать Отчет производства за смену, Требование-накладную и Перемещение товаров?» — на всякий случай поинтересовалась я.
«Не знаю, не пробовал, думаю, сумею», — последовал ответ.
Да, прежде чем учить, всегда нужно сначала попробовать самому. Начало моей деятельности с программами 1С так и начиналось: вечером муж учил меня очередному куску, а утром я шла учить клиента. Это было пятнадцать лет назад. «Нет ничего невозможного для человека с интеллектом!» — говорила секретарша Верочка и была права.
Садизм учителя и точки роста
Аристотелю приписывают высказывание: «Каждый учитель — немного садист». Важно, чтобы этого садизма было меньше. Поэтому я предложила 1С-нику согласовать некоторые подходы к обучению.
1. Многие взрослые люди боятся учиться, поэтому находят причины не делать этого. «Да, — подтвердил 1С-ник, — у меня один кент полтора месяца «не мог» компьютер забрать». Задача первая — снять этот страх. В ход могут пойти анекдоты, прибаутки, копии основной базы и прочее.
2. Первое занятие должно быть коротким, не более 15-30 минут, типа экскурсии: «Посмотрите налево, посмотрите направо. Вот документ, вот отчет». Задача первого занятия — показать связь между справочниками, документами и отчетами.
3. Второе занятие и последующие должны проходить на собственных данных. Только профессиональные 1С-ники спокойно относятся к демо-примерам с креслами-качалками. Обычный человек лучше понимает материал с примерами из своей деятельности.
4. Положительное стимульное подкрепление. Если обучаемый делает что-то правильно, не молчите загадочно, скажите хотя бы: «Угу». А вот если он находится в поиске правильного решения, наберитесь немного терпения, не демонстрируйте сразу все свои познания. Поначалу мой муж показывал мне что-то новенькое так: молча простучав по клавиатуре пальцами с техникой Ван Клиберна, он спрашивал: «Понятно?».
— Нет, — честно сознавалась я.
Поэтому показывать нужно небольшими кусками и давать возможность тут же повторять показанный материал.
5. После занятия обязательно задавать задание на самостоятельную работу. Следующее занятие начинать с разбора и исправления ошибок по самостоятельной работе.
6. Каждое занятие записывать в Лист учета обучения (ФИО, Дата, время, подпись обучаемого).
7. Важно найти тех, кто легче обучается. Уделите сначала внимание им. Потом будет легче на положительных примерах преодолеть сопротивление оставшихся. Это и будут «точки роста».
В данном случае ситуация облегчается тем, что 1С-ник когда-то был преподавателем.
На этой позитивной ноте мы закончили первый сеанс связи. До скорого!