КОНЦЕПЦИЯ
Автоматизации планирования и учета производственной деятельности машиностроительного предприятия
Глобальная задача автоматизации - повышение эффективности компании: повышение внутренней управляемости, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям за счет предоставления оперативной информации о состоянии предприятия высшему менеджменту.
Цель автоматизации – оперативное обеспечение нормативно-справочной информацией о составе и нормативах изделий производственного и экономического комплексов за счет сокращение трудоемкости внесения и обработки информации на всех этапах конструкторско-технологической подготовки производства.
Путь автоматизации – создание комплексной автоматизированной системы управления (КАСУ).
Учитывая, что внедрение КАСУ – наиболее эффективный способ повышения производительности и качества всего производства, руководство созданием КАСУ осуществляет генеральный директор завода.
Организует внедрение и поддержание КАСУ директор по ИТ.
Ответственность за автоматизацию бизнес-процессов несут руководители подразделений в части их касающейся.
Принцип работы КАСУ: информация заносится в систему один раз и только! в месте ее возникновения. Остальные сотрудники используют ее при выполнении функциональных обязанностей.
1. Основа КАСУ – система управления данными о продукции 1С:PDM (PDM система - Product Data Management) – управление данными об изделиях, выпускаемых на предприятии, т.е. источник нормативно-справочной информации (НСИ) о том:
- Что делать;
- Из чего делать;
- На чем делать;
- Кому делать;
- Какие трудовые ресурсы необходимы.
Информация, собранная в PDM-системе обеспечивает функционирование всех структур и бизнес-процессов предприятия, является основой для планирования постройки корабля и материально-технического обеспечения.
Поэтому информацию в PDM систему должны заносить проектировщики, конструкторы, технологи и нормировщики.
Без решения задачи автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства автоматизация всех остальных участков бессмысленна!
При этом использование PDM уменьшает трудоемкость операций самих технологов и нормировщиков в десятки раз.
Процесс проектирования сложен и состоит из множества стадий.
Программные средства в настоящее время играют в нем важную роль, но пока еще не главную. Все-таки проектированием занимаются люди.
Поэтому, PDM система нужна и для организации совместного проектирования в трехмерном режиме, поскольку позволяет:
- всем видеть все;
- не потерять контроль над файловой системой, устраняя иерархию на уровне файлов и перенося ее на уровень состава изделия;
- осуществить распределение прав.
2. Повышение производительности труда проектировщиков и конструкторов достигается внедрением систем автоматизированного проектирования (САПР) на основе 3-х мерного моделирования. Наглядность 3D моделей влечет за собой повышение качества труда технологов и сборщиков, уменьшения ошибок при оформлении чертежей, автоматическое формирование спецификации.
3. Уменьшение трудоемкости заполнения НСИ в PDM-системе достигается электронным обменом структурой изделия между системами автоматизированного проектирования и PDM.
Автоматическая загрузка состава изделия, т.е. создание электронной структуры продукции, увеличивает скорость (в сотни раз) и достоверность (до 100%) внесения информации.
4. Наличие древовидной структуры продукции в PDM системе позволяет использовать методологию объемно-календарного планирования с визуализацией информации.
Использование ERP и MES (Manufacturing Enterprise Solutions — корпоративные системы управления производством) систем на базе 1С:Предприятие, когда задачи объемно-календарного планирования и выполнения экономических расчетов решаются на уровне ERP системы, а задачи пооперационной оптимизации и управления на MES – уровне
5. Графики объемно-календарного планирования с обозначенными потребными ресурсами позволяют осуществить:
- Планирования потребности в материальных ресурсах;
- Планирование производственных ресурсов;
- Планирование финансовых ресурсов;
- Планирование производства;
- Актуализация данных планирования путем:
- Учета материальных и нематериальных активов предприятия;
- Учета производственных, общепроизводственных и общехозяйственных издержек;
- Ведение управленческого, бухгалтерского и налогового учета.
При выборе системы ERP необходимо руководствоваться следующими принципами:
- имеются ли успешные внедрения системы в машиностроительной отрасли?
- ни одна из существующих систем в прямую не подходит для предприятия;
- имеет ли система возможность адаптироваться под требования предприятия?
- имеются ли на рынке ресурсы для адаптации системы?
- какие затраты необходимы для доработки системы под наши требования?
Система программ на платформе «1С:Предприятие 8» в наибольшей степени отвечает всем перечисленным требованиям.
Затраты на внедрение программы «1С:Управление производственным предприятием» будут значительными, но в любом случае меньше чем любой другой. «1С:Управление производственным предприятием» (1С:УПП) с существенными доработками (или использованием дополнительных блоков, специально для этого разработанными, например «1С:БИТ-Финанс», «Пооперационный оперативный учет в производстве» и т.д.) способно обеспечить решение задач посменного планирования, бюджетирования и казначейства, управленческого учета и производственного планирования.
6. Внедрение системы электронного документооборота должно заменить бумажный документооборот, высвободив 15% рабочего времени на разработку документов, их согласование, утверждение, доведение до исполнителей и контроля выполнения.
7. Инфраструктура, обеспечивающая создание КАСУ
Технические средства ИТ должны способствовать повышению производительности труда и удовлетворять функциональным требованиям рабочих мест.
Оборудование – компьютеры, серверы, сетевое оборудование, принтеры должны приобретаться с перспективой развития и под самое современное ПО.
Серверы баз данных – высокопроизводительные, с большим объемом памяти, с зеркальным резервированием.
Для повышения производительности программно-аппаратных комплексов внедрять перспективные технологии:
- Терминальные серверы;
- «Тонкий клиент»;
- WEB – клиент;
- «Облачные технологии».
Служба технической поддержки ИТ должна иметь инструменты оперативного оповещения о возникших проблемах пользователей, назначения исполнителей, контроля исполнения в виде программного обеспечения класса ITIL (Information Technology Infrastructure Library – библиотека наиболее эффективных методов организации и управления) и удаленного доступа к рабочим станциям.
8. Организационные вопросы
Внедрение автоматизированных систем неизбежно влечет за собой изменение бизнес-процессов, технологий учета и отчетности.
Поэтому: организует и руководит автоматизацией бизнес-процессов – руководитель подразделения.
Реализация этого положения предполагает включение в функциональные обязанности руководителей всех уровней требования: «Руководитель отвечает за снижение трудоемкости и повышение эффективности бизнес-процессов».
Сотрудники ИТ, аутсорсинга – только консультанты и проводники новых технологий, технические исполнители.
Необходимо предусмотреть мотивацию: материальное и моральное (награждение грамотами, освещение в местных СМИ) поощрение участников процесса автоматизации за увеличение показателей,
При планировании работ по внедрению программных комплексов необходимо опираться на накопленный опыт консалтинговых и внедренческих компаний, разумно сочетая использование внутренних и привлеченных ресурсов. Помнить, что «натуральное хозяйство» является отсталым способом ведения деятельности и не экономит, как кажется на первый взгляд, ресурсы. Более того, процесс внедрения программ из проекта превращается в вяло текущую нескончаемую деятельность.
Аутсорсинг целесообразно использовать на этапе стратегического планирования работ по автоматизации и на сложных участках автоматизации: бюджетирование, планирование производственной деятельности, автоматизации расчета себестоимости и т.д.
9. Кадровая политика.
Учитывая интенсивное развитие отрасли ИТ и, в связи с этим, огромную нехватку специалистов:
На рынке труда присутствуют только «сырые», т.е. не владеющие технологиями данного предприятия специалисты. Для того чтобы такой специалист стал полноценным нужны многие месяцы работы на данном предприятии, обучения и наставничества, а это - реальные потери темпа и качества развития ИТ и реальные затраты.
Значительная часть ИТ-специалистов на рынке труда является неспособной к качественному самостоятельному проектированию, модернизации и развитию серьезных информационных подсистем, а иногда даже и к их качественному сопровождению.
Кадровая политика должна строиться на принципах:
- Подбора сертифицированных специалистов (обучение и сертификация налажена у всех мировых брендов – Microsoft, Oracl, 1C).
- Сохранения кадрового потенциала.
- Эффективного стимулирование.
- Совершенствования профессионального уровня.
- Специализации.
- Взаимозаменяемости кадров.
- Формирования команды единомышленников.
Сохранение и взращивание кадрового потенциала ИТ-подразделений является одной из важнейших задач кадровой работы на предприятии. При этом затраты на удержание указанных специалистов будут, в любом случае, многократно меньшими, чем потери бизнеса от снижения темпов и качества развития информационных технологий при их замене. Однако, одной лишь зарплатой, регулировать эти процессы было бы ошибочным.
10. Планирование автоматизации деятельности предприятия
Планирование создания КАСУ должно вестись на основании принятой концепции и должно предусматривать:
- Определение автоматизируемых бизнес-процессов;
- Сроков реализации проектов;
- Определение ответственных за реализацию проектов;
- Определение потребных человеческих собственных и привлекаемых ресурсов;
- Развитие инфраструктуры (аппаратное, сетевое, программное и сервисное обеспечение);
- Финансирование всех этапов плана.
11. Финансовое обеспечение
Финансирование проектов внедрения КАСУ должно вестись на достаточном уровне для выполнения поставленных задач в строго определенные сроки.
Финансовое обеспечение должно предусматривать:
- закупку лицензий на программное обеспечение;
- модернизацию аппаратной части комплекса;
- затраты на консультационное обслуживание;
- материальное поощрение участников процесса внедрения.
Только при этом условии можно ожидать экономического эффекта от внедрения КАСУ.
11. Экономическая эффективность создания КАСУ
С экономической точки зрения рассмотрение ИТ-проекта в качестве инвестиционного означает необходимость экономического обоснования требуемых затрат и оценки эффективности предполагаемых инвестиций. Ведь развитие ИТ-технологий в коммерческой организации должно быть направлено на улучшение бизнеса, т.е. извлечение коммерческой выгоды. Если удается оценить эффективность инвестиций в ИТ в соответствии с общепризнанными критериями и показателями (ROI, NPV, IRR, BP), ИТ-департамент перестает быть просто "просителем" средств, а превращается в инициатора эффективного инвестиционного проекта, конкурирующего на равных с иными инвестиционными предложениями по развитию бизнеса.
Сложность заключается в том, что информационные технологии - это «посредники». Действительно, информационные технологии не непосредственно, а опосредовано, через бизнес-технологии, воздействуют на конечные финансово-экономические результаты деятельности компании.
Задача информационных технологий - поддержка и ускорение реализации бизнес-процессов предприятия.
Значит, информационные технологии сами по себе не улучшают положение организации на рынке, не сокращают материалоемкость конечной продукции и т.д., а вооружают управленческий персонал новым оружием - технологиями, а эффективность их использования напрямую зависит от того, насколько хорошо налажен мост от возможностей ИТ-технологий к бизнес-возможностям конкретной организации.
Однако некоторые технологии (CAD, PDM, СЭД) непосредственно участвуют в технологическом процессе (проектировании и конструировании, разработке и описании технологий, документообороте) и инвестиции в них легко оцениваются на основе сокращения трудозатрат процессов.