Кейс: как разобраться с технологиями от 1С

11.02.25

Итак, вот вы решаете реализовать небольшой/средний проект внедрения 1С. Вам важно сохранять контроль над процессом и хочется быть уверенным в успехе, поэтому важно все сделать грамотно. Какую технологию выбрать?

Как выбрать - какая технология лучше подойдет?

В преддверии мастер-класса по 1С:ТКЛ на Инфостарте, который планируется на следующей неделе, продолжаю публиковать материалы по технологиям от 1С.   

 

На мой взгляд, у вас есть два основных варианта:

 

Делать проект по Agile - по 1С:ТБР (технология быстрого результата). Этот подход хорош, если:

  • Можно разделить проект на несколько независимых модулей, и выдавать каждый в продакшн не реже, чем раз в месяц. Важный момент - что каждый из модулей должен иметь для Заказчика независимую ценность, и работы по проекту можно остановить в любой момент.
  • Требования размыты и уточняются по ходу проекта.
  • Есть рабочая команда из представителей Заказчика и Исполнителя, где вопросы решаются в рабочем порядке (а не в режиме “мы сейчас отправим этот запрос на изменение на согласование со всеми представителями руководства”)

 

 

Делать проект по классическим/гибридным методам - 1С:ТКЛ (технология корпоративного внедрения - ЛАЙТ). Для какой ситуации подходит:

  • Разделить систему на небольшие независимые модули не получится -  в любом случае, система будет запускаться в работу целиком (в лучшем случае - в несколько очередей)
  • Даже если делить этого слона на кусочки, Заказчик не готов к внедрению системы по частям: им удобнее пока работать в старой системе, а потом единомоментно запустить ОПЭ и перейти на новую. Возможно разделение системы на несколько очередей, но эти блоки будут довольно большими.
  • Руководство Заказчика привыкло работать в парадигме “сначала делаем ТЗ и понимаем общий бюджет”.
  • Есть запрос (у Заказчика, у руководства Исполнители, по регламентам компании и т. п.) на документирование всех этапов: фиксация бизнес-требований на старте, подписание актов по итогам каждого этапа и т. п.

 

 

Разбираем кейс: проект внедрения CRM-системы. После того, как мы помогли заказчику перейти с 1С:УПП на 1С:ERP, возникла задача встроить CRM-систему в ERP-систему. Было принято решение внедрять 1С:CRM. Как будет выглядеть работа по каждой из технологий?

 

Работа по 1С:ТКЛ - привычнее и понятнее:

  • Практически всегда Заказчику важно понимать общий объем проекта и (хотя бы примерно) бюджет. История, что “сначала ТЗ, потом разработка, потом внедрение” - более привычная и простая. 
  • Не всегда есть возможность внедрять продукт по кусочкам - это могут не позволять бизнес-процессы компании и архитектура решения. В нашей практике были случаи, когда пользователи были категорически против небольших релизов -  “нам надоело каждый месяц переучиваться - давайте вы подготовите все изменения сразу, и тогда уже перейдем на новую систему”.
  • Набор документов, предлагаемый 1С:ТКЛ отлично подходит, чтобы, с одной стороны, согласовать ожидания с Заказчиком на старте, с другой стороны, четко фиксировать всё происходящее, а с третьей “успокоить” его в процессе, показывая ход работы. 
  • Процесс работы над проектом предельно четкий и понятный (обратите внимание - сами названия фаз подчеркивают, что мы не разрабатываем принципиально новый функционал, а просто дорабатываем типовой).

 

 

 

Работа по 1С:ТБР - едим слона по кусочкам:

 

Здесь мы не пытаемся “допилить” продукт целиком, прежде чем выпускать на опытно-промышленную эксплуатацию. А выпускаем в реальную работу сразу по кусочкам: описание доработок, доработка функционала, подготовка к ОПЭ и проведение ОПЭ - делаются сначала по одному модулю, потом по следующему и т. п. Примерно вот так:

 

 

 

То есть в нашем случае, данный проект может выглядеть следующим образом:

 

 

 

 

Внедрение по 1С:ТБР подойдет для нашего проекта в случае, если:

  • Заказчику “надо было вчера”, и он готов запустить CRM-систему по частям - главное, чтобы самый критичный функционал заработал в ближайшее время.
  • Сама система и организация рабочего процесса позволяет начать работать в не до конца готовой системе (возможно, придется делать промежуточные интеграции, но в любом случае - результат будет рабочим) 
  • На старте требования понятны только приблизительно, и планируется все пожелания уточнять “по ходу” - когда первые модули внедрены - понятнее, что делать со следующими. 
  • Между Заказчиком и Исполнителем отношения неформальные и доверительные - изменения принимаются и согласуются в рабочем порядке. Не возникает подозрений, что Исполнитель специально затягивает работы, опасений, что Заказчик будет подавать на Исполнителя в суд за несоответствие первоначальному ТЗ и т. п.
  • У представителей Заказчика высокая мотивация на достижение результата, и они готовы активно включаться в работу проектной команды и оперативно принимать необходимые решения.

 

 

 

Особенности документов, которые предстоит использовать в случае работы по разным технологиям:

 

1С:ТКЛ - Лёгкая

Устав проекта - основной документ, который расписывает, каковы цели проекта, основные требования, как будет организована работа, каковы этапы проекта, допущения и ограничения и т. п.

Договор - при работе по “классическому подходу” важно, чтобы у Заказчика была уверенность, что он в конце получит имеющий ценность результат, и Исполнитель отвечает за него. Это и должно быть прописано в договоре. Сами себе договоры могут быть и в формате “FixPrice” и в формате “Время и материалы” (для второго варианта нужно несколько больше взаимопонимания и доверия, но в конечном итоге он может оказаться более выгодным для Заказчика)

По нашему опыту, ключевые документы в ходе проекта: 

  • Реестр заинтересованных сторон (внутренний документ команды, где важно не просто перечислить стейкхолдеров, а сразу продумать план коммуникации и план вовлечения)
  • Реестр рисков (очень важно заполнять его не формально “для галочки”, а в привязке к контексту проекта
  • Отчет об обследовании (кстати, в ТБР подобный документ называется более скромно - отчет об экспресс-обследовании). 
  • Протоколы (ПСИ, загрузки НСИ,  готовности к ОПЭ, о начале ОПЭ и т. п.) 
  • ЛУРВы, статус-отчеты, различные журналы - актуальны при работе по любой технологии.

 

1С:ТБР - Гибкая

🔹 Соглашение о проекте - лаконичный документ, где (кроме целей, организации работы и т. п.) в общих чертах описывается содержание релизов (детали по релизам могут быть определены уже после старта проекта)  

🔹 Договора - ключевое условие работы по ТБР - сдача и актирование работ по каждому модулю. Скорее всего, для этого будет заключаться рамочный договор на всё внедрение и доп. соглашения по каждому модулю.

🔹 Проектные документы - важно, чтобы проектные документы закрывали основные вопросы и помогали  выстроить работу даже в сложном окружении. 

🔹 На этапах внедрения - комплект промежуточных проектных документов должен быть минимальным. 

🔹 Отдельно хочу упомянуть в первую очередь ЛУРВ (листы учета рабочего времени), статус-отчеты и журналы по регистрации вопросов/дефектов/запросов на изменения. Эти документы очень важны для уверенной и предсказуемой работы команды.

🔹 Перед закрытием проекта важно подготовить отчет по завершению. Отдельный важный момент - это отдельная презентация для внутреннего совещания по завершению проекта. Это очень важный момент, необходимый, чтобы в полной мере учиться на своих ошибках - зафиксировать “для своих” косяки и извлеченные уроки. Не все из которых касаются Заказчика…

🔹 Для завершения проекта - предлагается использовать готовый чеклист - что необходимо проверить перед завершением проекта? Не забудьте подготовить такой чеклист заранее (а не в формате “пока гром не грянет - мужик не перекрестится”)

 

 

Вам, наверное, интересно, какая технология лучше всего подошла в описанном кейсе? 

В принципе, можно было бы использовать любую. Но самым выигрышным оказался гибридный вариант: между гибким и “классическим”: 

С одной стороны, хотелось запустить систему как можно скорее, хотя бы частично - старая CRM-система (SalesForce) уже была отключена, а работать надо. 

С другой, при этом Заказчику важно было четко иметь общую картинку уже на старте, а потом проходить все фазы проекта. Ну и согласовывать результаты по итогам уточнения требований, моделирования отдельной процедурой, а не “в рабочем порядке”.  и т. п. Так что ответом стала - “легкая технология” 1С:ТКЛ с разделением внедрения на три “очереди”, и прохождения всех фаз внутри каждой очереди. При этом хочется избежать излишней бюрократизации и подписания кучи бумажек (не всегда нужных и полезных в данном конкретном случае). Для этого в каждой очереди 7 фаз 1С:ТКЛ “склеиваются” в несколько этапов, и акты подписываются уже по итогам каждого этапа:

 

 

 

 

P.S. В этой статье мы оставили за кадром несколько вариантов:

  • У вас не средний, а большой (или просто сложный - какой-то функционал нужно фактически пилить “с нуля”) проект внедрения. Тогда вам скорее подойдет 1С:ТКВ (технология корпоративного внедрения)
  • У вас простой проект - по сути, внедрение “коробочного” решения, практически без доработок. Тогда, если вам нужна технология - вы можете ограничиться 1С:ТСВ (технологией стандартного внедрения) - где всё просто.

 

 

P.P.S. Если вам интересно подробнее разобраться в технологии 1С - приходите на мастер-класс Марии Темчиной про применение 1С:ТКЛ на практике.

См. также

Программист Бизнес-аналитик Руководитель проекта Россия Платные (руб)

Практическая конференция для аналитиков и руководителей проектов 1С 29-31 мая 2025 г. Санкт-Петербург, отель Cosmos Saint-Petersburg Pribaltiyskaya Hotel

50400 руб.

28.08.2024    13969    657    0    

188

Инструментарий разработчика Чистка данных Свертка базы Инструменты администратора БД Системный администратор Программист Руководитель проекта Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Россия Платные (руб)

Инструмент представляет собой обработку для проведения свёртки или обрезки баз данных. Работает на ЛЮБЫХ конфигурациях (УТ, БП, ERP, УНФ, КА и т.д.). Поддерживаются серверные и файловые базы, управляемые и обычные формы. Может выполнять свертку одновременно в несколько потоков. А так же автоматически, без непосредственного участия пользователя. Решение в Реестре отечественного ПО

8400 руб.

20.08.2024    24745    163    86    

161

1C:Бухгалтерия Россия Платные (руб)

Создавайте точные образы будущей программы с помощью современного инструмента для прототипирования и дизайна проектов на 1С - онлайн-сервиса “Maker”.

6473 руб.

25.05.2023    57395    249    0    

239

Пользователь Руководитель проекта 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:ERP. Управление холдингом Платные (руб)

Уникальный курс для комплексного освоения «1С:ERP Управление предприятием 2» от настоящих гуру. Вы не только получите знания и навыки по 1С:ERP, но и подготовитесь к сдаче экзамена 1С:Профессионал.

122700 руб.

29.01.2025    1201    10    0    

5

Системный администратор Программист Бизнес-аналитик 1C:Бухгалтерия

Оркестратор 1С – мощный инструмент для мониторинга и управления системами 1С. Решение обеспечивает оперативный мониторинг данных в режиме реального времени, предоставляет наглядные графические показатели и позволяет управлять базами и сеансами. Отечественное ПО с регулярными обновлениями и сопровождением гарантирует стабильность и безопасность вашей инфраструктуры. Заказывайте 1С-Оркестратор и получайте центр наблюдения для эффективного управления и контроля, даже за высоконагруженными системами 1С!

28000 руб.

04.12.2023    9109    0    0    

33

Платные (руб)

1С:Элемент позволяет управлять множеством приложений, использовать готовые решения для типовых задач, а также гибко настраиваться под ваши потребности

500 руб.

20.03.2024    5945    4    0    

6

Регламентированный учет и отчетность Бухгалтер Платформа 1С v8.3 1С:Бухгалтерия 3.0 Россия Бухгалтерский учет НДС Платные (руб)

Комплект помощников для работы с возмещением НДС по остаткам на конец года. Внешние обработки для создания остатков НДС для товаров, по которым предполагается возмещение. Возмещение НДС по остаткам на сч. 19.03. Предназначены для организаций, которые ранее работали на УСН, и в 2025 становятся плательщиками НДС и планируют возместить НДС по остаткам товаров.

28000 руб.

27.12.2024    1637    4    0    

5
Оставьте свое сообщение