Меня зовут Павел Королев, я в IT с 2010 года. Работаю техническим архитектором. За последние два года провел порядка 400 менторских сессий на платформе Solvery и в рамках отдельных консультаций. Занимаюсь обучением более 10 лет. Начинал с адаптации стажеров, что позже переросло в системный менторинг.
Я рад, что в экосистеме 1С официально закрепили позицию «Сертифицированный специалист-наставник». Ранее были только «специалисты», «специалисты-консультанты» и «преподаватели», но роль наставника, развивающего кадры, оставалась невидимой.
В этой статье я хочу рассказать о том, что такое менторинг, как он работает и какие документы для него существуют.
Многим знакомы инструменты вроде планов развития и матриц компетенций. Но, по моему мнению, их недостаточно. Я поддерживаю их необходимость, однако матрицы часто сводятся к Excel-файлам со списками навыков: «умение работать в СКД», «запросы», «знание регламентированного учета». Что делать, если нужного навыка нет в матрице? Перевод сотрудника между должностями выглядит как инструкция: «изучи пункты – перейдешь на следующий грейд».
Матрицы компетенций требуют времени. Лет десять назад в моей матрице было порядка 50 пунктов. Сейчас мы с коллегами разрабатываем новую матрицу и пытаемся сократить ее с 180 до 100 позиций. В ней указано: «получить сертификат Х», «пройти курс Y». Если бы это можно было делать параллельно – это было бы проще. Но дело в том, что требования должны выполняться последовательно.
Кто инициатор обсуждения матрицы компетенций? Чаще – HR или куратор, который назначает формальные срезы раз в месяц или полгода. На мой взгляд, матрица – это конвейер. И это неплохо: она является необходимым инструментом для оценки уровня сотрудников по балльной системе. Однако связь с человеком слабая, так как общение происходит по регламенту. За полгода с сотрудником может произойти многое, но времени на глубокие обсуждения нет. Матрица измеряет технические «харды» (hard skills), но не отражает личностное развитие.
Кто такой ментор?
Ментор – это совокупность ролей: учитель, коуч, консультант. Представьте три пересекающихся круга – ментор будет там, где их свойства объединяются.
Ключевые задачи ментора
-
Заинтересовать ученика (менти)
-
Показывать личный пример: к чему можно прийти, осваивая технологии.
-
Делиться опытом собеседований (как проводить, как проходить) – то, что не описать в матрице.
-
Предлагать интересные практические задания: например, автоматизировать личную библиотеку, спортивный график. Важно, чтобы менти видел ощутимый результат. Без этого теряется мотивация.
-
-
Слушать и слышать
-
Поймите его «боль». Чаще всего это точечные запросы, где порой необходимо просто поддержать человека психологически. Зачастую таких консультаций достаточно. Бывают айтишники-интроверты, которые сталкиваются с неуверенностью в себе. Ментор, имея опыт, помогает им «выговориться».
-
Важно общаться с менти на его языке. Это ключевое отличие от учителя с методичкой. Не все воспринимают информацию одинаково. Если менти не понимает тему – это не значит, что он «плохой сотрудник». Нужно искать альтернативные объяснения.
-
-
Фокусироваться на конкретной цели
-
Менти может «петлять», углубляясь в смежные темы. Роль ментора – возвращать дискуссию к исходной задаче.
-
-
Уметь «зафиналивать» встречи
-
Каждая встреча должна завершаться четкими выводами: что сделано, план на будущее, домашнее задание. Чаще всего менторские сессии длятся ~1 час, однако важно выделить 5–10 минут на финальную конкретику.
-
-
Идти навстречу, но не инициировать процесс
-
Ментор не инициирует процесс. К нему обращаются мотивированные люди. Если менти ожидает «руководства за ручку» – это репетиторство, а не менторинг. Инициатива встреч и запросов – на стороне менти.
-
-
Быть готовым к переменам
-
Менторинг строится на эмпатии и отношениях. Если нет коннекта – нормально прекратить сотрудничество.
-
Ментор – это человек с богатым опытом в определенной области или смежных сферах, который делится знаниями и мудростью. Ценно именно умение «скорректировать курс развития» на основе практики.
Зачем заниматься менторингом
-
Чтобы влиять на сообщество. Создаем среду для сильных специалистов.
-
Для нетворкинга. Знакомимся с новыми людьми и компаниями.
-
Для сохранения собственных знаний. Через запросы менти актуализируем свои знания.
-
Чтобы быть «в тренде». Изучаем актуальные технологии.
-
Для расширения кругозора. Узнаем о том, как работают другие компании. Общаясь с разными людьми, учимся видеть разные взгляды на проблемы.
Мой путь в менторинге
Мой путь начался в 2012–2014 гг. с обучения стажеров. Также у меня есть опыт развития сотрудников уровня middle, которые не понимали, куда расти дальше, я давал консультации знакомым и друзьям и общался с молодежью (студентами и школьниками).
Я выделяю внутренний и внешний менторинг. Менторинг внутри компании – это работа со стажерами или переквалификация специалистов (например, в связи с импортозамещением вендоров). Внешний менторинг – это сотрудничество с вузами, публичная активность в чатах, сервисы вроде Solvery (где менторю я).
В нашей компании более 1000 сотрудников. Любой, включая директора, может стать ментором. Мотивация менторов – внутренняя валюта для покупки мерча. Если 1С-специалист хочет больше узнать про бизнес, или маркетолог хочет узнать про какую-нибудь технологию поподробнее, они отправляют заявки. Расписание формируется на 3 месяца.
Типичные запросы, с которыми ко мне обращаются
-
Рабочий вопрос. Это могут быть проблемы с обновлениями, разработка веб-сервисов или отчетов. То есть что-то хардовое.
-
Подготовка к сертификации. Я стал отказываться от запросов на подготовку к сертификации, так как люди часто воспринимают это как репетиторство.
-
Поиск «белых пятен». Один из моих любимых кейсов – когда коллеги просят помощь в оценке их компетенций по определенной технологии с целью определения зон развития.
-
Собеседование. Как правило, это собеседования в компанию. Чаще всего это закрытые беседы, в которых человек тренируется перед предстоящим интервью.
-
Code review.
-
Разбор офферов. Когда приходят с запросом: есть 10 предложений о работе, но человек не знает, куда лучше пойти.
К ментору, прежде всего, приходят за его опытом. Поэтому ментором становится специалист, который работает не первый год и который побывал в разных ситуациях и проектах.
Рекомендации менторам
-
Регламент и время. Обязательно договаривайтесь о длительности сессий. В процессе менторинга встречу инициирует менти. Контролируйте свое время: менти подстраивается под вас.
-
Настроение и комфорт. Если вы чувствуете раздражительность при общении, то я рекомендую вам расстаться, желательно на хорошей ноте.
-
Усталость. Если вы устали, то переносите сессию. Берегите себя.
-
Понимание цели менти. Уточняйте запрос менти. Фиксируйте цель и ожидаемый результат.
-
Это не репетиторство. История с обучением – это хороший первый шаг для входа в менторинг. Так начинал я: брал технические задачи. Последние полтора года я от них отказываюсь и беру больше задания на развитие и поддержку.
-
К чему быть готовым. Человек может в какой-то момент пропасть. В таком случае не следует за ним бегать и просить прийти на занятие.
-
Технический менторинг. В случае технического менторства давайте домашнее задание и обязательно его проверяйте. Это хороший способ для того, чтобы менти развивался.
Что делать на первой встрече
На первой встрече необходимо определить, что хочет менти. Какая у него цель? Какого результата он ожидает? Лучше всего зафиксировать ответы.
Сформируйте план: как часто вы будете встречаться. В моей практике это часовая встреча 1 раз в 1-2 недели. Определите формат встреч (онлайн или офлайн) и их периодичность.
Принципы эффективного общения с менти
Говорите о конкретных вещах. Приводите примеры. Следите за тем, чтобы менти осознавал то, о чем вы говорите.
Давайте возможность высказаться. Оказывайте поддержку. Даже если собеседник начнет уходить в сторону и ошибаться в своих высказываниях – дайте ему договорить. Возможно, в моменте он сам осознает свою неправоту.
Умейте вовлечь в рассуждение. Общение в менторинге – это важный момент. Слушайте и слышьте.
Как мы работаем
Мы составляем запрос на менторинг, описываем текущий уровень и то, как идет процесс, в специальной таблице. Вы можете скачать ее (см. Приложение) и адаптировать под себя.
Истории, которые греют душу
Студент и бег
Я считаю, что менторинг должен быть платным, однако для студентов и школьников я провожу сессии либо бесплатно, либо за 50% стоимости, либо в обмен на пробежку. Один студент с моего университета после совместной пробежки и занятия сказал: «Теперь мне понятно, зачем в университете преподают эти технологии». Самое грустное в этом то, что он мне это сказал два года назад, а университет я закончил в 2010 году с тем же вопросом.
Из прораба в айтишника
Человек захотел сменить сферу. За 2–3 месяца занятий, которые включали изучение технологий 1С и подготовку к собеседованиям, он устроился в крупную IT-компанию. Осенью 2022 года мне пришла фотография с подписью: «Спасибо, я теперь айтишник». На фото ноутбук на фоне моря. Через несколько месяцев он сообщил: «Стал тимлидом тестирования, у тебя нет тестировщика?»
Военный пенсионер
За 1,5 месяца мы прошли путь от нуля до 1С-специалиста. На одном из заключительных занятий он рассказал, что реализовал в УНФ загрузку прайс-листов из Excel, и спросил у меня, как передать данные на сайт на WordPress. Я ему все объяснил и уже на следующем занятии он сообщил, что смог реализовать требуемый функционал.
*************
Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.