Менторинг в 1С. Зачем он нужен?

18.07.25

Саморазвитие - Обучение и наставничество

Менторинг — это персональное сопровождение, где опытный специалист помогает менее опытному коллеге осваивать тонкости работы. В отличие от стандартного обучения, здесь упор делается на практику, индивидуальные задачи и профессиональное развитие. Если вы хотите стать ментором, важно уметь понятно объяснять, мотивировать и выстраивать доверительный диалог. В статье разберем, как эффективно выстроить процесс менторинга и какие преимущества он дает всем участникам.

Бесплатные

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Наименование Скачано Бесплатно
Solvery Шаблон пространства для менторинга
.xlsx 32,98Kb
1 Скачать бесплатно

 

Меня зовут Павел Королев, я в IT с 2010 года. Работаю техническим архитектором. За последние два года провел порядка 400 менторских сессий на платформе Solvery и в рамках отдельных консультаций. Занимаюсь обучением более 10 лет. Начинал с адаптации стажеров, что позже переросло в системный менторинг.

Я рад, что в экосистеме 1С официально закрепили позицию «Сертифицированный специалист-наставник». Ранее были только «специалисты», «специалисты-консультанты» и «преподаватели», но роль наставника, развивающего кадры, оставалась невидимой.

В этой статье я хочу рассказать о том, что такое менторинг, как он работает и какие документы для него существуют.

Многим знакомы инструменты вроде планов развития и матриц компетенций. Но, по моему мнению, их недостаточно. Я поддерживаю их необходимость, однако матрицы часто сводятся к Excel-файлам со списками навыков: «умение работать в СКД», «запросы», «знание регламентированного учета». Что делать, если нужного навыка нет в матрице? Перевод сотрудника между должностями выглядит как инструкция: «изучи пункты – перейдешь на следующий грейд».

Матрицы компетенций требуют времени. Лет десять назад в моей матрице было порядка 50 пунктов. Сейчас мы с коллегами разрабатываем новую матрицу и пытаемся сократить ее с 180 до 100 позиций. В ней указано: «получить сертификат Х», «пройти курс Y». Если бы это можно было делать параллельно – это было бы проще. Но дело в том, что требования должны выполняться последовательно.

Кто инициатор обсуждения матрицы компетенций? Чаще – HR или куратор, который назначает формальные срезы раз в месяц или полгода. На мой взгляд, матрица – это конвейер. И это неплохо: она является необходимым инструментом для оценки уровня сотрудников по балльной системе. Однако связь с человеком слабая, так как общение происходит по регламенту. За полгода с сотрудником может произойти многое, но времени на глубокие обсуждения нет. Матрица измеряет технические «харды» (hard skills), но не отражает личностное развитие.

 

Кто такой ментор?


 

Ментор – это совокупность ролей: учитель, коуч, консультант. Представьте три пересекающихся круга – ментор будет там, где их свойства объединяются.

 

 

Ключевые задачи ментора

 

  1. Заинтересовать ученика (менти)

    • Показывать личный пример: к чему можно прийти, осваивая технологии.

    • Делиться опытом собеседований (как проводить, как проходить) – то, что не описать в матрице.

    • Предлагать интересные практические задания: например, автоматизировать личную библиотеку, спортивный график. Важно, чтобы менти видел ощутимый результат. Без этого теряется мотивация.

  2. Слушать и слышать

    • Поймите его «боль». Чаще всего это точечные запросы, где порой необходимо просто поддержать человека психологически. Зачастую таких консультаций достаточно. Бывают айтишники-интроверты, которые сталкиваются с неуверенностью в себе. Ментор, имея опыт, помогает им «выговориться».

    • Важно общаться с менти на его языке. Это ключевое отличие от учителя с методичкой. Не все воспринимают информацию одинаково. Если менти не понимает тему – это не значит, что он «плохой сотрудник». Нужно искать альтернативные объяснения.

  3. Фокусироваться на конкретной цели

    • Менти может «петлять», углубляясь в смежные темы. Роль ментора – возвращать дискуссию к исходной задаче.

  4. Уметь «зафиналивать» встречи

    • Каждая встреча должна завершаться четкими выводами: что сделано, план на будущее, домашнее задание. Чаще всего менторские сессии длятся ~1 час, однако важно выделить 5–10 минут на финальную конкретику.

  5. Идти навстречу, но не инициировать процесс

    • Ментор не инициирует процесс. К нему обращаются мотивированные люди. Если менти ожидает «руководства за ручку» – это репетиторство, а не менторинг. Инициатива встреч и запросов – на стороне менти.

  6. Быть готовым к переменам

    • Менторинг строится на эмпатии и отношениях. Если нет коннекта – нормально прекратить сотрудничество.

Ментор – это человек с богатым опытом в определенной области или смежных сферах, который делится знаниями и мудростью. Ценно именно умение «скорректировать курс развития» на основе практики.

 

Зачем заниматься менторингом

 

  1. Чтобы влиять на сообщество. Создаем среду для сильных специалистов.

  2. Для нетворкинга. Знакомимся с новыми людьми и компаниями.

  3. Для сохранения собственных знаний. Через запросы менти актуализируем свои знания.

  4. Чтобы быть «в тренде». Изучаем актуальные технологии.

  5. Для расширения кругозора. Узнаем о том, как работают другие компании. Общаясь с разными людьми, учимся видеть разные взгляды на проблемы.

 

Мой путь в менторинге

 

Мой путь начался в 2012–2014 гг. с обучения стажеров. Также у меня есть опыт развития сотрудников уровня middle, которые не понимали, куда расти дальше, я давал консультации знакомым и друзьям и общался с молодежью (студентами и школьниками).

Я выделяю внутренний и внешний менторинг. Менторинг внутри компании – это работа со стажерами или переквалификация специалистов (например, в связи с импортозамещением вендоров). Внешний менторинг – это сотрудничество с вузами, публичная активность в чатах, сервисы вроде Solvery (где менторю я).

 

 

В нашей компании более 1000 сотрудников. Любой, включая директора, может стать ментором. Мотивация менторов – внутренняя валюта для покупки мерча. Если 1С-специалист хочет больше узнать про бизнес, или маркетолог хочет узнать про какую-нибудь технологию поподробнее, они отправляют заявки. Расписание формируется на 3 месяца.

 

Типичные запросы, с которыми ко мне обращаются

 

  • Рабочий вопрос. Это могут быть проблемы с обновлениями, разработка веб-сервисов или отчетов. То есть что-то хардовое.

  • Подготовка к сертификации. Я стал отказываться от запросов на подготовку к сертификации, так как люди часто воспринимают это как репетиторство.

  • Поиск «белых пятен». Один из моих любимых кейсов – когда коллеги просят помощь в оценке их компетенций по определенной технологии с целью определения зон развития.

  • Собеседование. Как правило, это собеседования в компанию. Чаще всего это закрытые беседы, в которых человек тренируется перед предстоящим интервью.

  • Code review.

  • Разбор офферов. Когда приходят с запросом: есть 10 предложений о работе, но человек не знает, куда лучше пойти.

К ментору, прежде всего, приходят за его опытом. Поэтому ментором становится специалист, который работает не первый год и который побывал в разных ситуациях и проектах.

 

Рекомендации менторам

 

  1. Регламент и время. Обязательно договаривайтесь о длительности сессий. В процессе менторинга встречу инициирует менти. Контролируйте свое время: менти подстраивается под вас.

  2. Настроение и комфорт. Если вы чувствуете раздражительность при общении, то я рекомендую вам расстаться, желательно на хорошей ноте.

  3. Усталость. Если вы устали, то переносите сессию. Берегите себя.

  4. Понимание цели менти. Уточняйте запрос менти. Фиксируйте цель и ожидаемый результат.

  5. Это не репетиторство. История с обучением – это хороший первый шаг для входа в менторинг. Так начинал я: брал технические задачи. Последние полтора года я от них отказываюсь и беру больше задания на развитие и поддержку.

  6. К чему быть готовым. Человек может в какой-то момент пропасть. В таком случае не следует за ним бегать и просить прийти на занятие.

  7. Технический менторинг. В случае технического менторства давайте домашнее задание и обязательно его проверяйте. Это хороший способ для того, чтобы менти развивался.

 

Что делать на первой встрече

 

На первой встрече необходимо определить, что хочет менти. Какая у него цель? Какого результата он ожидает? Лучше всего зафиксировать ответы.

Сформируйте план: как часто вы будете встречаться. В моей практике это часовая встреча 1 раз в 1-2 недели. Определите формат встреч (онлайн или офлайн) и их периодичность.

 

Принципы эффективного общения с менти

 

Говорите о конкретных вещах. Приводите примеры. Следите за тем, чтобы менти осознавал то, о чем вы говорите.

Давайте возможность высказаться. Оказывайте поддержку. Даже если собеседник начнет уходить в сторону и ошибаться в своих высказываниях – дайте ему договорить. Возможно, в моменте он сам осознает свою неправоту.

Умейте вовлечь в рассуждение. Общение в менторинге – это важный момент. Слушайте и слышьте.

 

Как мы работаем

 

 

Мы составляем запрос на менторинг, описываем текущий уровень и то, как идет процесс, в специальной таблице. Вы можете скачать ее (см. Приложение) и адаптировать под себя.

 

Истории, которые греют душу

 

Студент и бег

Я считаю, что менторинг должен быть платным, однако для студентов и школьников я провожу сессии либо бесплатно, либо за 50% стоимости, либо в обмен на пробежку. Один студент с моего университета после совместной пробежки и занятия сказал: «Теперь мне понятно, зачем в университете преподают эти технологии». Самое грустное в этом то, что он мне это сказал два года назад, а университет я закончил в 2010 году с тем же вопросом.

Из прораба в айтишника

Человек захотел сменить сферу. За 2–3 месяца занятий, которые включали изучение технологий 1С и подготовку к собеседованиям, он устроился в крупную IT-компанию. Осенью 2022 года мне пришла фотография с подписью: «Спасибо, я теперь айтишник». На фото ноутбук на фоне моря. Через несколько месяцев он сообщил: «Стал тимлидом тестирования, у тебя нет тестировщика?»

Военный пенсионер

За 1,5 месяца мы прошли путь от нуля до 1С-специалиста. На одном из заключительных занятий он рассказал, что реализовал в УНФ загрузку прайс-листов из Excel, и спросил у меня, как передать данные на сайт на WordPress. Я ему все объяснил и уже на следующем занятии он сообщил, что смог реализовать требуемый функционал.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Личная эффективность Обучение и наставничество 1С v8.3 ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

Здесь я рассказал, как я со временем сформировал свой взгляд, кем хочу стать и как вижу себя в будущем.

02.06.2025    786    0    user2148151    4    

3

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Технический архитектор (ТА) — востребованная специальность в большинстве ИТ-компаний. Однако на сегодняшний день не существует точного определения этой роли. Как следствие, специалисты, которые хотят вырасти до ТА, зачастую не понимают, с чего начинать и какие навыки прокачивать. Причём это касается не только джунов, но и сеньоров. В КРОК мы выстроили последовательный карьерный трек для разработчиков, которые хотят стать техническими архитекторами, развиваться в сильной команде и решать интересные задачи. Делюсь нашим опытом.

23.04.2025    1285    0    Libelle    2    

15

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Обучение взрослых (или если по-профессиональному – андрагогика) – это такой же сложный и творческий процесс, как и обучение детей. И два главных барьера тут похожие – вовлечение и мотивация («Мне это интересно?» и «Мне это нужно?»). Отсюда не просто игровые методы обучения имеют большую популярность, но и те, которые будут вызывать интерес. И я вам расскажу о нескольких дидактических формах, которые уж интерес явно могут вызвать. Это первый ответ на вопрос – откуда появилась идея этой статьи.

31.03.2025    969    0    ashtey    4    

8

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Тема самостоятельной подготовки специалистов внутри компании за счет непрерывного обучения актуальна не только для стажеров, но и при найме любых разработчиков. Расскажем об отборе и мотивации кандидатов, роли наставничества, обучении через практику и формировании у джунов инженерного мышления.

26.03.2025    716    0    Бэнни    2    

5

Личная эффективность Обучение и наставничество Россия Бесплатно (free)

Я закончил экономический вуз, проработал более 15 лет в управлении недвижимостью... Однажды решил стать программистом 1С! Статья о том, чего это стоило? Стоило ли начинать этот путь? Удалось ли? Что удалось? А что нет? Статья для тех, кто работает управленцем, экономистом и прочим офисным работником, но не удовлетворен такой жизнью. Статья для тех, кто уже взрослый, но хочет стать разработчиком или аналитиком.

26.03.2025    732    0    kiselevin    3    

1

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Работа со стажерами часто вызывает у руководителей сомнения: где искать лучших и сколько брать, как адаптировать и обучать, окупится ли это и как быстро. В статье я расскажу, как мы построили эффективную систему отбора и обучения стажеров, внедрили новые инструменты работы и мотивации наставников.

18.03.2025    960    0    KChebykina    9    

5

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Представьте себе ситуацию: ещё год назад в отделе 6 разработчиков, а сегодня их уже 20, и это не предел – руководство говорит, что еще через год команда должна стать 30 человек. Но очередь из желающих учить новичков почему-то не выстраивается… Расскажем о том, как подобрать ключики к мотивации проектных команд брать новеньких, выявить потенциальных наставников и преодолеть сопротивление заниматься обучением новичков.

17.02.2025    875    0    user1989772    3    

4

Коммуникации Удаленная команда Обучение и наставничество Бесплатно (free)

На примере реального кейса группы аналитиков отдела Инфостарт.Сопровождение расскажем о том, как мы набирали специалистов в команду. Поговорим об управлении процессами в работе, выборе между опытными и молодыми специалистами, а также о поисках баланса между универсальностью и качеством. Расскажем о том, как оптимизация процессов и внедрение систематических подходов помогли навести порядок даже в условиях высокой нагрузки.

20.01.2025    985    0    arepin    0    

4
Оставьте свое сообщение