Мифы о зумерах. Кто их ... придумывает?

13.10.25

Команда - Мотивация

Существует множество мифов о зумерах. Насколько это правда? Надо подумать...

Я долго отбрыкивался от темы поколений, так как не считал ее достоверной. Эдакая астрология. Ну, судите сами: в каждом из поколений есть, и много, людей, которые стабильно проявляют признаки как более ранних, так и поздних годов рождения, если отталкиваться от “теории поколений”. Бумеры, иксы какие-то, миллениалы, зумеры, альфы… Человек неистощим на различные классификации. Кто такие “зумеры”? Это поколение Z, родившееся примерно после 1997 года. Т.е. “молодежь” 18-28 лет. Самая активная и перспективная для работодателя. Очень часто - вполне себе сформировавшиеся личности, довольно четко понимающие чего и как они хотят.

Мы часто слышим ( а некоторые и думают и вслух говорят!): «Они не хотят учиться», «у них клиповое мышление», «им нельзя доверить сложную задачу», «они увольняются через полгода».
А что, если я скажу, что проблема не в них, а в нас?

В неумении руководителей, выросших в иной парадигме, адаптировать управление под новую реальность.

“Я сам по учебнику Радченко всё освоил!”, “Без умения самостоятельно разбираться со сложными темами в 1С (типа в других легче?) делать нечего!”, “Я не нянька, носы им подтирать!”... И еще 100500 причин, почему “зумер” - не пригоден к употреблению в современном бизнесе. Это уже дедовщина какая-то в позе страуса: “Ничего не вижу, ничего не слышу и делать ничего не буду”.

Это не статья-обвинение. Это приглашение к рефлексии для опытных и умных профессионалов.

Я сам столкнулся с тем, что все услышанные мифы о зумерах - натянутая сова на глобус. Столкнулся с подразделениями из зумеров, которые работают на одном месте больше 3-х лет. С зумерами, которые четко объясняют, что, на каких условиях и как они готовы делать дольше мифического “полгода-год” (и делают!). С руководителями, которые “умеют готовить молодежь” и которых зумеры уважают (!). Что и послужило поводом к этой статье.

Давайте разберемся, почему мифы о зумерах – это чаще всего зеркало, отражающее наши управленческие пробелы.

 

Миф 1: «Клиповое мышление. Не могут сконцентрироваться на сложном»

Ошибка руководителя: Давать им 30-страничное ТЗ без четкой структуры и визуализации, ожидая, что они будут вникать в него неделю.

Почему это ошибка? Зумеры выросли в мире, где информация – это быстрый поток. Их мозг не деградировал, как считают некоторые “иксы”-”миллениалы”, которых довольно много сегодня именно в среднем и высшем звене управленцев. У зумеров мозг адаптировался для фильтрации огромных объемов данных. Они не умеют концентрироваться хуже, они умеют концентрироваться иначе. Их сила – в быстром переключении между контекстами и выделении сути из шума. Да, и этому их часто нужно учить. Но знаете что? Зумера научить выделять суть куда проще, чем миллениала. Миллениал умеет “брать задницей” (простите за грубую аналогию, но в мое время :) так называли навык усидчивости) почти любую проблему, высиживать в библиотеках, найти глазками на 1086-й странице поисковой выдачи решение… Зумер найдет способ оцифровать поиск. Миллениал будет копаться в частностях, зумер - построит 15 гипотез и проверит каждую. И высока вероятность, что решение найдет быстрее кропотливого миллениала.

Каких скиллов не хватает руководителю?

  • Навык «упаковки» сложного: Разбивать монолитные задачи на серию четких, осязаемых «спринтов» с быстрыми результатами. Вместо «допили модуль» – «на этой неделе реализуй 3 конкретных метода API, чтобы они проходили вот эти 5 автотестов».

  • Визуальное мышление: Использовать схемы, ментальные карты, канбан-доски (Trello, Jira), скриншоты с аннотациями. Для зумера одна понятная диаграмма стоит десяти абзацев текста.

  • Управление вниманием: Четко обозначать, какие задачи требуют глубокого погружения («заглушить уведомления на 2 часа»), а какие – быстрого реагирования.

Пример: Вместо гигантского ТЗ на доработку сложного отчета в 1С – создайте схему данных в Miro, пропишите user story («Как пользователь, я хочу видеть в этом отчете колонку Х, чтобы понимать Y»), дайте доступ к аналогу и попросите сделать прототип за 2 дня. Вы увидите, как концентрация и глубина проработки возрастут. Причем, не только у зумера :)

 

Миф 2: «Не хотят учиться и разбираться сами»

Ошибка руководителя: Бросать в свободное плавание со словами «вот документация, разбирайся, мы сами так учились».

Почему это ошибка? Опыт поколения 35+ («выживал сильнейший») сформировал установку: «Пусть побарахтается, это закалит характер». Но зумеры выросли в среде, где ответ находится за 3 клика. Для них «разбираться самому» не означает «изобретать велосипед», а означает «эффективно найти и применить готовое решение». Их инстинкт – не копать совочком, а найти экскаватор. Да, и тут соглашусь, что надо учить их правильно выбирать “калибр” инструмента под задачу. А кого не надо учить? Да, готовое решение - не равно новое/свежее решение. А как часто нужны такие свежие решения? Вот, положа лапу на сердце - как часто вы от джуна (стажера, младшего разработчика) ждете прорывных идей и реализаций? Ему бы научиться управляться с теми гениальностями, которые придумало ваше (наше) поколение. Но нет, “вот Радченко, вот комп - роди мне что-то новое”. Сам. Без ансамбля. А зумеру нужен ансамбль. Ансамбль правил, первых шагов и поддержки от человека, который может его понять и показать азимут для решения.

Какие установки мешают это осознать?

  • Установка на «заслуженность»: «Я прошел тернистый путь, и ты пройди». Это не педагогика, а месть. Бизнес платит за результат, а не за воспроизведение вашего боевого опыта.

  • Страх показать, что ты чего-то не знаешь: Руководитель боится признаться, что не может объяснить просто, и прячется за сложными терминами.

Каких скиллов не хватает?

  • Навык менторства, а не наставничества: не давать ответы, а давать инструменты для поиска. «Вот ссылка на стек технологий, вот внутренний форум, вот чат senior-разработчиков. Сначала поищи тут 20 минут, если не найдешь – приходи, вместе глянем».

  • Создание «быстрых петель обратной связи»: Зумеру критически важно понимать, движется ли он в верном направлении. Короткие ежедневные стендапы, code-review не как критика, а как обсуждение – это не контроль, это кислород для их обучения.

 

Миф 3: «Неответственные. Уйдут при первой возможности»

Ошибка руководителя: Считать, что ответственность = 8 часов в кресле с 9 до 18. Игнорировать их потребность в смысле и балансе.

Почему это ошибка? Для зумера лояльность, как сущность, привязана не к компании, а к проекту, команде и собственному росту. Они не безответственны. Они по-другому расставляют приоритеты. Если работа перестает давать развитие, смысл и уважение к личному времени – они уходят. Не потому что легкомысленны, а потому что расчетливы. Сюрприз…

Кроме того, представители поколений старше 35 лет часто несут в себе опыт, сформированный в условиях, где информация была менее доступна и обучение шло преимущественно через формальные курсы и длительные тренинги, а то и строго “по книгам”-первоисточникам. Для зумеров характерно самостоятельное и быстрое получение знаний через интернет, microlearning и практический опыт, что многими руководителями воспринимается как «нежелание учиться» или поверхностность. Это отражение различий в методах обучения, а не в отношении к работе. Сидеть месяцами в теме, последовательно разгребая теоретические завалы, или составлять общую, довольно подробную, картинку, листая разные источники, собирая лего-конструктор. Да,да! И тут надо учить выбирать правильные сочетания кубиков, проверять и верифицировать. Это не “ошибка поколения” - это иной набор знаний-умений, который надо учитывать от момента найма до подробностей ИПР и постановки задач. И знаете что? Скажу крамолу: Этот подход лучше нашего, старческого: “вот Библия Радченко и больше ничего не нужно”.

Что мешает руководителю?

  • Опыт дефицита: Ваше поколение помнит времена, когда хорошая работа была на вес золота. Их поколение живет в мире изобилия возможностей. Их не удержать страхом, их можно удержать интересом.

  • Сравнение зумеров с собственным опытом без учета контекста изменений в мире.

  • Ожидание постоянного присутствия в офисе и жесткого подчинения расписанию.

  • Вера в «одинарное» решение задач с помощью инструкции без использования коллективного интеллекта.

  • Ожидание, что мотивация должна происходить через угрозы или давление

 

Так в каких же условиях зумер «оседлает» проект на годы?

Коллеги, они не монстры, они – ваши будущие архитекторы и ведущие разработчики. Они останутся, если вы создадите среду, которая их мотивирует. Как?

  1. Режим работы и задачи: «Гибрид смысла и свободы»

    • Гибкий график и удаленка. Доверьте. Контроль по результату, а не по времени в кресле. Показал на выходе работающий код и закрытые задачи – что еще нужно?

    • Чередование задач. Давайте не только «поддерживать типовые конфигурации», но и R&D-задачи: «Поисследуй, как можно интегрировать 1С с Python для ML-аналитики», «Сделай прототип мобильного приложения на основе нашей базы». Это противовес «рутине», который дает вкус к инновациям.

    • Проектная работа из конца в конец. Поручите зумеру не просто «написать отчет», а пройти весь цикл: от сбора требований, через проектирование к реализации, тестированию с пользователем и презентовать результат, например. Это дает чувство ownership (причастности и владения).

  2. Технологический стек: «Дай им современные инструменты и широту подходов»

    • Развивайте смежные скиллы. Разрешите и поощряйте эксперименты, в том числе во вне 1С. Покажите, что 1С – это не замкнутый мирок, а часть большого IT-океана.

    • Давайте задачи на стыке. Например, аналитику-зумеру – задачу не просто выгрузить данные, а написать скрипт на SQL/Python для их предобработки и визуализировать в Power BI. Это то самое «обучение через делание», которое они обожают.

  3. Культура управления: «Прозрачность и диалог, а не иерархия»

    • Понятная карьерная траектория. Четко обозначьте, какие скиллы и результаты приведут его с позиции junior-разработчика до middle и senior. Что нужно выучить, какие проекты завершить. Разумные и выполнимые грейды.

    • Признание и обратная связь. Хвалите публично за успехи, давайте конструктивную обратную связь один на один. Для них «спасибо» и «почему это сделано так» – одинаково важны.

    • Открытость к их идеям. Они могут предложить неочевидное решение для старой проблемы в вашей 1С, подсмотренное в другом цифровом сегменте. Выслушайте. Это золото.

Главное, что ищут зумеры:

  • Смысл и уважение. Им важно, чтобы работа была интересной, имела возможности для обучения и профессионального развития. Они предъявляют высокие требования к ценностям работодателя: например, ожидают, что компания будет идти на уступки и предложит гибкое расписание для совмещения с учебой.
  • Позитивную атмосферу и комфортный микроклимат в коллективе. Они выросли в цифровой среде с постоянной обратной связью и привыкли получать мгновенное признание через лайки – поэтому ждут регулярного фидбэка от руководства.
  • Голос и долю влияния на процессы. Если решения принимаются за закрытыми дверями без их участия, мотивация поколения Z падает. Например, члены команды могут сами выбрать место для корпоратива, его тематику и выбор униформы. Команда может влиять и на сам продукт – бэклог корректируется не только «сверху». 

Заключение

Коллеги 35+. Ваша сила – в логике и умении работать со сложными системами. Примените этот же подход к управлению новым поколением.

Зумеры – это не «баг» в системе, это «новый апдейт».

Они принесли с собой запрос на скорость, гибкость, смысл и цифровой комфорт. Игнорировать это – значит бороться с ветром, теряя лучшие таланты. Принять и адаптировать свои методы – значит получить мотивированную, эффективную и, что главное, лояльную команду будущего.

Ваша задача – не переломить их, а направить их энергию и иное мышление в конструктивное русло. И тогда мифы развеются, как дым, а в вашем отделе появятся специалисты, которые не просто отсиживают часы, а горят общим делом. Готовы ли вы к этому апдейту?

PS Коллеги, не забывайте, что буквально через 6-7 лет к нам начнут приходить представители поколения “альфа”, а там своих мифов уже хватает. И, поверьте, работать с ними будут только те, кто научится сегодня работать с зумерами. Почему? Потому что остальные вымрут, как неэффективные…

См. также

Коммуникации Мотивация Россия Бесплатно (free)

Поддержка — это не красивые слова и не «сохранить видимость сплочённости». Это умение быть рядом, вовремя подставить плечо и при этом не мешать двигаться вперёд. В статье — 11 ключевых направлений: от защиты от давления и вовлечённости в задачи до признания заслуг и уважения к простым бытовым условиям. Без лишней романтики — только о том, что реально помогает команде быть сильнее.

15.08.2025    987    0    izidavld    0    

10

Коммуникации Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Как руководитель, вы можете добиваться большего — и сами, и через команду. Коучинг учит не давать готовые ответы, а помогать находить их. В статье покажем, как с помощью правильных вопросов и искреннего интереса к собеседнику раскрывать потенциал сотрудников, ставить ясные цели и достигать их без лишнего давления.

14.08.2025    838    0    worker1c    1    

4

Мотивация Удаленная команда Презентации и публичные выступления Радио Аналитик Бесплатно (free)

В двадцать четвертом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, кто такой амбассадор бренда, по каким критериям выбирают амбассадоров, как компании создать среду, в которой сотрудники захотят рассказывать о бренде и как сотрудникам, которые хотят рассказывать о бренде, донести до руководителей ценность этих активностей.

29.07.2025    516    0    Radio_Analyst    0    

4

Мотивация Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Автор этой статьи начинала свою карьеру в бухгалтерии. С должности главного бухгалтера она перешла в сферу ИТ, где за 16 лет выросла до функционального архитектора. У нее большой опыт внедрения 1С на крупных предприятиях с фокусом на регламентированный учет и МСФО.

24.07.2025    672    0    KovalevaEG    1    

2

Мотивация Внедрение изменений Бесплатно (free)

Представьте, что у вас есть идея или предложение для команды. Вы пытаетесь ее сформулировать и уверены, что сможете заинтересовать своих коллег. Но вместо этого первой реакцией часто возникает отторжение, нежелание пробовать новое. Расскажем о пяти-компонентной структуре, которая поможет сформулировать идею и предложение так, чтобы мозг активировал систему удовольствия от будущего и сам захотел меняться и пробовать новое.

22.07.2025    823    0    user1530824    0    

5

Мотивация Бесплатно (free)

Системы грейдов – фундамент управления персоналом, но их реализация поражает разнообразием. Почему системы грейдов такие разные? Почему внутри одной компании возникают разногласия? Как система мотивации влияет на сотрудников? Эта статья – глубокий разбор парадоксов грейдинга. Мы исследуем, какие факторы и задачи бизнеса формируют принципиально разные системы в разных компаниях. Разберем корни внутренних разногласий по оценке уровня специалистов. Затронем тему мотивации и теории, объясняющие, почему грейды критически важны. И, наконец, поделимся практическим опытом внедрения: с какими вызовами пришлось столкнуться, какие инструменты сработали и какие уроки легли в основу планов на будущее.

23.06.2025    2069    0    user1270271    24    

7

Мотивация Бесплатно (free)

Недавно столкнулся с мнением, что контроффер: “устаревший метод работы, который вредит компании на любом горизонте событий” (цитата одного HR).

09.06.2025    803    0    klimdw    5    

5

Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Разрабатывая открытые решения, мы внимательнее относимся к коду, интерфейсу, документации и оформлению. А изучение чужого кода вдохновляет и открывает новые подходы. Расскажем об опыте создания открытых решений для 1С, ценности open-source и роли сообщества.

05.06.2025    3013    0    vandalsvq    18    

45
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. alex_sayan 66 13.10.25 21:04 Сейчас в теме
ИТ-руководители (35+) в их молодость:
Прикрепленные файлы:
2. klimdw 39 13.10.25 21:48 Сейчас в теме
3. gybson 13.10.25 22:28 Сейчас в теме
Можно поменять "зумер" на "молодой специалист" и выдавать статью за "еще древние греки". Т.е. на самом деле вообще ничего не произошло такого, о чем стоило бы говорить. Включая некие "потоки информации". Компьютер поставляет нам 0.1% информации об окружающем мире.

Видеть в возрасте 18-23 что-то, кроме поисков половых партнеров не надо. Ну это прям наивно.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация