Рабство программиста

Публикация № 82592

Разработка - Математика и алгоритмы

7
Каждый из тех, кто знаком с принципами ООП, прекрасно знает о тех преимуществах, удобствах и больших плюсах, которые оно представляет программистам. Но так ли это на самом деле? Все познается в сравнении, преимущества по сравнению с чем?

ООПрограммист — рядовой муравей, увеличивающий всемирную энтропию путем написания никому не нужного кода. Каждый из тех, кто знаком с принципами ООП, прекрасно знает о тех преимуществах, удобствах и больших плюсах, которые оно представляет программистам. Но так ли это на самом деле? Все познается в сравнении, преимущества по сравнению с чем?

Что такое ООП?

Да, что такое ООП? Несмотря на значительное время существования данной концепции точного определения ООП не существует и по сей день. Есть определения ООП в рамках конкретных языков программирования, но все они различны, имеют свою терминологию, механизмы использования, особенности реализации и т.д. Любой учебник по ООП даст Вам либо определение в привязке к языку программирования, либо весьма туманное объяснение или же вовсе, с места в карьер, речь пойдет о принципах, определениях класса и объекта и т.д. Не имея точного определения обучаемый, словно Алиса проваливается в кроличью нору нового для него мира. Особенно остро это ощущается, если уже имел навыки программирования. Но ощущения субъективны, рассмотрим основные концепции ООП под другим углом зрения.

 

Базовые понятия ООП

Их все знают, это:

  • инкапсуляция
  • наследование
  • полиморфизм

Сейчас также добавляют еще понятие абстракции данных. Рассмотрим их всех по порядку…

Инкапсуляция – это принцип, согласно которому любой класс должен рассматриваться как чёрный ящик — пользователь класса должен видеть и использовать только интерфейсную часть класса (т. е. список декларируемых свойств и методов класса) и не вникать в его внутреннюю реализацию. Поэтому данные принято инкапсулировать в классе таким образом, чтобы доступ к ним по чтению или записи осуществлялся не напрямую, а с помощью методов. Принцип инкапсуляции (теоретически) позволяет минимизировать число связей между классами и, соответственно, упростить независимую реализацию и модификацию классов (определение взято из Википедии «Объектно-ориентированное_программирование»). Но, инкапсуляция не ноу-хау ООП, она существовала и ранее – это обычное описание функций и процедур. Пример на Паскале:

	Function Sum (a, b: Integer): Integer;
	Begin
	Result := a+b
	End;

Чтобы использовать функцию мне не обязательно знать, как она устроена (и в ряде случаев такое знание даже противопоказано), достаточно лишь описание интерфейса Function Sum (a, b: Integer): Integer; Я должен знать, что имя функции Sum, она принимает два параметра типа Integer (важен также порядок их следования), возвращает также Integer, а вот каким образом проводится сложение это уже совершенно безразлично. Еще пример:

	Type
	TMas = record
	Data: Array of Integer;
	Count: Integer;
	End;
	Procedure Sort (var Mas: TMas);

Теперь чтобы отсортировать такой вот массив, мне не нужно знать, как он устроен, сколько в нем элементов и т.д. Я просто передам его процедуре Sort. Так чем же примечательна инкапсуляция? Справедливости ради, надо отметить, что инкапсуляция как описание указанного выше явления получило признание только в ООП. Потому что такое определение там является одним из главных особенностей построения программ. Никаких преимуществ, в сравнении с теми же структурным или функциональным программированиями, инкапсуляция в ООП не несет.

Однако на этом инкапсуляция не заканчивается: cокрытие данных (взят из книги Тимоти Бадд «ООП в действии») — неотделимая часть ООП, управляющая областями видимости. Является логическим продолжением инкапсуляции. Целью сокрытия является невозможность для пользователя узнать или испортить внутреннее состояние объекта. Но это тоже существует в структурном программировании:

	Function fact(x: integer): integer;
	var
	i, n: Integer;
	begin
	n:=1;
	for i:=1 to x do
	begin
	n:=n*i;
	end;
	fact:=n;
	end;

Разве я могу получить доступ к i и n не в рамках данной функции? Также стоит еще раз внимательно почитать определение – невозможность для пользователя. Если речь идет о программисте, то он испортить может все и вся и никакое сокрытие данных Вам не поможет, по одной простой причине – раз имеются данные, то также и имеются некоторые механизмы для их использования. Поэтому область видимости не защищает данные от ошибок в методах данного класса. Пример на Дельфи:

	Type
	MyClass = class (TObject)
	Protected
	MyData: TStringList;
	Private
	Public
	Constructor Create;
	Destructor Destroy;
	End;
	Constructor MyClass.Create;
	Begin
	Inherited Create
	End;
	Destructor MyClass.Destroy;
	Begin
	Inherited Destroy
	End;

Опытный программист уже догадался, о чем идет речь – любое обращение к MyData вызовет ошибку, поскольку перед использованием такие объекты нуждаются в инициализации (между прочим одна из распространенных ошибок начинающих программистов). Так что же дают игры с областями видимости? Если же говорить о методах других объектов, то доступа к MyData они не получат, но согласно принципам ООП они и не должны его получать. Иными словами MyData никогда не должен находиться в секции Public (кстати, Дельфи это позволяет). Доступ к полям класса всегда должен осуществляться через методы либо свойства. То есть здесь должна быть аналогия с функциями и процедурами структурного программирования – объявление структур данных должно осуществляться аналогично секции var. Это очень важный момент – сокрытие данных в рамках ООП предназначено для программирования программиста, а не реализации алгоритма. Я говорю о сокрытии данных, потому что я боюсь допустить ошибку, которая в рамках структурного программирования не может возникнуть в принципе. Компилятору безразлично, в какой секции находится поле, он выдаст код в любом случае (речь идет о Дельфи версии 7), все ограничения видимости введены для программиста. Если Вы думаете, что в С++ это невозможно, то сильно ошибаетесь и виной тому указатели (а в С++ указатели не менее важный механизм, нежели механизмы ООП). Имея указатель на класс, можно не только прочесть его приватные поля, но и модифицировать их.

	Class Sneaky
	{
	private:
	int safe;
	public:
	// инициализировать поле safe значением 10
	Sneaky () { safe = 10; }
	Int &sorry() { return safe; }
	}
	И далее:
	Sneaky x;
	x.sorry () = 17;

Инкапсуляция тесно связана с таким понятием как абстрагирование. Это придание объекту характеристик, которые отличают его от всех других объектов, четко определяя его концептуальные границы. Основная идея состоит в том, чтобы отделить способ использования составных объектов данных от деталей их реализации в виде более простых объектов. И здесь снова модули и структуры решают эту задачу без участия ООП – интерфейсы функций, процедур и модулей могут полностью скрывать внутреннее представление по реализации тех или иных задач. Сомневаетесь? Вот пример взаимодействия модулей (Дельфи). Поместите на формуодну кнопку:

	unit Unit1;
	interface
	uses
	Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
	Dialogs, Unit2, StdCtrls;
	type
	TForm1 = class(TForm)
	Button1: TButton;
	procedure Button1Click(Sender: TObject);
	procedure FormCreate(Sender: TObject);
	private
	{ Private declarations }
	public
	{ Public declarations }
	end;
	var
	Form1: TForm1;
	implementation
	{$R *.dfm}
	procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
	begin
	AddX();
	Button1.Caption:=IntToStr(GetX());
	end;
	////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
	procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
	begin
	Init();
	end;
	////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
	end.

И подключите второй модуль:

	unit Unit2;
	interface
	procedure Init();
	procedure AddX();
	function GetX(): Integer;
	implementation
	var
	x: Integer;
	procedure Init();
	begin
	x:=0;
	end;
	////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
	procedure AddX();
	begin
	x:=x+1;
	end;
	////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
	function GetX(): Integer;
	begin
	result:=x;
	end;
	////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
	end.

Выполните программу, понажимайте на кнопку. Теперь попробуйте получить доступ к Х без использования функций и процедур из Unit2. Модуль хранит в себе данные, скрывает их представление и ограничивает к ним доступ. При этом в Unit2 нет и намека на класс (и не думайте, что Вы сможете прочесть или изменить Х обычными процедурами и функциями Unit1 (не из формы)). Наследование один из четырёх важнейших механизмов объектно-ориентированного программирования, позволяющий описать новый класс на основе уже существующего (родительского), при этом свойства и функциональность родительского класса заимствуются новым классом. Не то чтобы я не согласен с таким определением, но давайте посмотрим очередной пример:

	Type
	TMas = record
	Data: Array of Integer;
	Count: Integer;
	End;
	Type
	TGroupMas = record
	Data: Array of TMas;
	Count: Integer;
	End;
	Procedure Sort (var Mas: TMas);

Разве для построения TGroupMas я не опираюсь на TMas? Я ведь мог написать определение TGroupMas с нуля, но в моем случае каждый элемент массива Data структуры TGroupMas является ни кем иным как TMas. Более того, мне ничего не стоит написать процедуру сортировки указанного элемента TGroupMas. Все что требуется это лишь правильно передать параметры процедуре Sort. Таким образом, я описываю новую структуру TGroupMas данных на основании существующей TMas и я мог создать процедуру сортировки элемента массива на основании Sort:

	Procedure SortItem (var GropuMas: TGroupMas; Index: Integer);
	Begin
	Sort (GroupMas.Data[Index]);
	End;

При этом согласно определению наследования, я заимствую все свойства TMas и функциональность Sort; и все это в рамках структурного программирования, никакого ООП для этого не требуется. Вот пример, который часто любят давать в учебниках ООП (язык программирования Дельфи):

	Type
	TMaterial = record
	Massa: Integer;
	End;
	Type
	TAnimal = record
	Material: TMaterial;
	Sort: String;
	End;
	Type
	TMamal = record
	Animal: TAnimal;
	Family: String;
	End;
	Type
	THuman = record
	Mamal: TMamal;
	Race: String;
	Floor: String;
	Name: String;
	Family: String;
	End;
	Type
	TProgrammer = record
	Human: THuman;
	Sertificate: String;
	End;
	Type
	TProgrammer_of_Pascal = record
	Programmer: TProgrammer;
	IDE: String;
	End;

И пусть в меня «кинут камнем», если программист в данной иерархии не является млекопитающим и не обладает его свойствами (имеет массу, принадлежит к определенному виду).

TMaterial
|
TAnimal
|
TMamal
|
THuman
|
TProgrammer
|
TProgrammer_of_Pascal
Для использования механизма наследования не требуется использование объектно-ориентированного программирования. Достаточно, чтобы язык имел возможность организации структур данных определяемых программистом. Множественное наследование полностью аналогично – я могу определить новую структуру – цвет глаз и включить ее в TMamal и тогда программист обретет новые свойства. Кстати, множественное наследование одна из самых известных мозолей ООП, но именно поэтому о ней мы больше упоминать не будем. Цель данной статьи как раз показать те, моменты, о которых говорить не любят. Полиморфизм взаимозаменяемость объектов с одинаковым интерфейсом. Язык программирования поддерживает полиморфизм, если классы с одинаковой спецификацией могут иметь различную реализацию — например, реализация класса может быть изменена в процессе наследования. Кратко смысл полиморфизма можно выразить фразой: «Один интерфейс, множество реализаций». Можно сказать, что полиморфизм одна из самых загадочных концепций ООП. Итак, в некотором роде полиморфизм тесно связан с наследованием. Вы получаете некоторые методы от родительского класса и можете переопределить их функциональность. Адекватного механизма в структурном программировании не существует, но какие собственно выгоды дает полиморфизм? Итак, это выглядит следующим образом – некий класс (допустим программист) имеет в своем составе метод (допустим, пить чай). Программист на Яве переопределяет метод и пьет чай марки Ява под именем метода пить чай. То есть мы подразумеваем, что когда программист на Ява пьют чай, то он пьет чай марки Ява. Стандартно, формально, но теперь вопрос, какие в этом плюсы?

  • уменьшение сложности программ;
  • позволяет повторно использовать один и тот же код;
  • позволяет использовать в потомках одинаковые имена методов для решения схожих задач.

Не густо, ну что, рассмотрим каждый пункт:

  1. честно говоря, так и не увидел, в чем это выражается (хотя упоминается об этом практически везде), концепция структур и модулей достаточна для решения всех задач, которые могут быть решены полиморфизмом. С другой стороны, многочисленные одноименные методы усложняют программу. Результатом полиморфизма являются объекты, которые имеют и одноименные методы и могут работать с разными типами данных. Использование одноименных методов в таком случае не так тривиально, как хотелось бы. Пришлось срочно создавать новую концепцию (вернее сказать, воровать концепцию, поскольку ООП суть ряда заимствований от других парадигм) – RTTI. Проще всего ее можно представить как информацию о типе объекта во время выполнения программы. То есть перед запуском нужного метода используется явное определение того типа данных, с которым предстоит работать. Обычно такая ситуация возникает только в сложных программных объектах, но и полиморфизм в объектах с несложным поведением не имеет смысла и может быть заменен даже обычными операторами селекторами (например case в Дельфи) и введением дополнительных переменных. Более того, RTTI перечеркивает абстрагирование – для решения задачи динамически знать тип данных противопоказано, это увеличивает сцепляемость объектов – их сложней заменять, переносить, модернизировать. RTTI также уменьшает такую возможность полиморфизма, как использование обобщенных алгоритмов (о параметризации речь ниже).
  2. об этом уже упоминалось:

 

Procedure SortItem (var GropuMas: TGroupMas; Index: Integer);
			Begin
			Sort (GroupMas.Data[Index]);
			End;

Я же не пишу функцию сортировки снова, просто передаю ей нужные параметры. На лицо явное использование уже существующего ранее кода и совершенно без единого класса, поэтому никакого преимущества в сравнении скажем с функциональным программированием здесь нет. Если же речь идет о параметризации, то с каждым новым набором параметров генерируется новая версия этой же функции, поэтому код в таком случае используется не повторно, а каждый раз новый.

  • Я тоже могу написать кучу модулей для решения каждой задачи (все равно в классах каждое решение надо описывать явно) и вызывать их одноименные функции также через точечный синтаксис (в Дельфи), только в обратном порядке – имя_функции.имя_модуля. И я бы не сказал, что сильно путаюсь в программе, если однотипные действия названы по-разному (причем без разницы два у меня метода или десяток). Если имеется достаточно полное описание методов (те самые интерфейсы, которые ООП также считает своим достижением), и они имеют осмысленные имена, то никаких проблем между вызовом метода ProgrammTea и ProgrammJavaTea не возникает. ООП полностью игнорирует такие подходы как правильное оформление кода и правила именования объектов (хотя в нем же использование одноименных методов считается плюсом).

 

 

Организация тысячи то же что и организация одного. Это вопрос организации (Конфуций).

Кроме того, я не считаю, что выбор нужного метода осуществляется компилятором – все действия жестко прописаны в каждом классе, а поскольку любой класс является еще и типом, то он ничего не выбирает, выбирает программист в каком классе, какой чай должен пить объект-программист на этапе переопределения родительского метода. Вот я бы задал список методов вообще без привязки к конкретному классу, просто как набор функций и процедур в отдельном модуле, а уж компилятор сам вызывал бы соответствующий метод, тогда я бы согласился с этим утверждением на все 100. Далее в современные библиотеки классов, обычно содержат более 100 классов, которые могут содержать десятки методов, и все их держать в голове никакой полиморфизм еще никогда не помогал… Без разницы сколько мне надо знать 1000 методов или 10 000, все равно их все помнить в любой момент времени нет необходимости. Что касается параметризации это действительно мощный механизм, но с теми же симптомами – это не универсальный рецепт, то есть имеет смысл его применять только в ряде случаев (часть из которых может быть решена комбинаторными алгоритмами) и преимущественно к простым типам. Вот пример алгоритма (С++):

 

	// Описание шаблонной функции
	template <typename T> T max(T x, T y)
	{
	if (x < y)
	return y;
	else
	return x;
	}

Не трудно догадаться, что она возвращает максимальный элемент из двух указанных, но только в том случае, если программист сможет описать строгое и однозначное сравнение объектов, то есть удобно для типов, которые по умолчанию поддерживаются транслятором. Для сложных типов, определяемых программистом параметризация не дает никаких преимуществ в сравнении с традиционными подходами. Весьма проблематична параметризация, когда в качестве типа выступают объекты классов, хотя, казалось бы, их строгая иерархия, наследование полей и полиморфизм должны как раз способствовать написанию обобщенных алгоритмов для работы с такими типами. Да это возможно, но требует тщательного продумывания иерархии и написание индивидуальных методов для каждого класса может оказаться предпочтительней.… Здесь решение аналогично RTTI, но проблема не в ООП, это попытка перешагнуть через строгое ограничение типов (наряду с типом Variant в Дельфи). Можно провести следующую аналогию – сначала перед бегуном понаставили барьеров и сказали, что теперь он будет учувствовать в беге с препятствиями, а потом пытаются научить его прыгать, выдают ему специальные кроссовки, рекомендуют методики тренировки…

Также не все гладко с перегрузкой операторов – трансляторы языков программирования часто не могут предоставить нужные средства идентификации перегруженных операторов (а те, что могут, сложны и не так эффективны, порождают большой и медлительный код), что вызывает двусмысленность в толковании всего выражения. Самый простой пример операция – (вычитание), дело в том, что она существует как минимум в двух видах это унарная операция и бинарная - -х и х-y (а в некоторых языках есть еще ее различные формы – инфиксная, постфиксная и т.д.). Далее, необходимо определить приоритет операции, скажем, для строк определение подобных операций может быть не так очевидно, как для чисел. Не думайте что сложение в этом случае лучше. Например, сложение строк x + y не эквивалентно y + x.

Также перегрузке свойственны общие беды полиморфизма – она не является обязательным элементом программирования (это значит, что нет алгоритмов, которые невозможно реализовать без использования перегрузки), и может привести к обратному результату – не упрощению, а усложнению программы. Подобно механизму RTTI перегрузка увеличивает связность кода – для понимания работы перегруженного оператора требуется знать тип объекта (или требуется его уточнение для понимания программистом) используемого в конкретной строке кода, отсюда всякие болячки – уменьшение переносимости, сложности при модификации отдельных объектов и т.д. Это еще один пример, когда не программист создает алгоритм, а язык программирует программиста – Вы должны следовать этому принципу, так как это приносит некоторые удобства, но при этом все умалчивают о том, что это не гарантия преодоления нарастающей сложности программ (и более того, такой механизм сам может являться источником усложнения программы). И еще один момент – полиморфизм не обязательная черта ООП. Это значит, что если Вы напишите программу, использующую классы и объекты, но не использующую полиморфизм, то это все равно будет ООП. Кроме того, если Вам не хочется отказываться от полиморфизма, его можно имитировать в рамках модулей (юнитов) программ.

Что еще, не так как надо

ООП «вещь в себе», и оно не вписывается в ряд задач – например механизм подключения DLL. Да, функция или процедура возвращает значение, но какого типа? Это отследить невозможно (и RTTI Вам не помощник). ООП очень плохо подходит для парсинга структурированных текстов (например, программ) в сравнении с функциональным программированием. ООП не дружит с рекурсией (не то чтобы она там не возможна, просто не эффективна в сравнении с тем же функциональным программированием), которая позволяет упростить представление многих задач. Также нужно учитывать, что программа, составленная без ООП, как правило, быстрей, чем с ним. ООП официально не поддерживает концепцию ленивых вычислений (вообще это черта языков функционального программирования) – потенциальное увеличение производительности, упрощение решения ряда задач.

Итоги

Данная статья вовсе не призывает отказываться от принципов ООП, задача дать более полное представление об некоторых аспектах ООП. Без понимания этих моментов программисты уверены, что ООП существенный шаг вперед (на самом деле существенный шаг вперед — обширные библиотеки, которые в свете новых веяний написаны в стиле ООП), хотя возможно, всего лишь шаг в сторону… Возьмите параметризацию – не стоит возлагать на нее большие надежды, она существует уже давно в том или ином виде в функциональном программировании (как и весь полиморфизм во всех его проявлениях) и пока не принесла кардинальных изменений в деле создания программ.

7

Специальные предложения

См. также

"Хочу универсально!" [Часть 1] 65

Статья Программист Нет файла v8 1cv8.cf Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Практика программирования Разработка

Сентябрьская серия статей про то, как начинающий разработчик Вася проходит путь от простой задачки к созданию своего механизма. На этот раз - открытие значения из текущей колонки.

02.09.2019    3767    SeiOkami    35       

Кодогенерация и метагенерация в 1С 24

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Разработка

В своем докладе на конференции INFOSTART EVENT 2018 EDUCATION Дмитрий Белозеров рассказал о разработке инструмента, позволяющего программно работать с метаданными 1С и писать скрипты для выполнения тех же действий, которые выполняет разработчик в конфигураторе –  с какими сложностями и нюансами пришлось столкнуться, и что получилось в итоге.

26.08.2019    3910    kirovsbis    28       

Иерархия без "В ИЕРАРХИИ" 112

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Говорится о том, как эффективно представлять иерархию в СУБД, как получать и использовать эти представления при решении задач в запросной технике. Уточняются и дополняются запросы из статьи "Уровни, глубина, прародители, циклы и аналоги запросом" [https://infostart.ru/public/160707/].

22.08.2019    4196    ildarovich    16       

EnterpriseData – часть 3. Загрузка данных, идентификация объектов 61

Статья Программист Нет файла v8 v8::УФ 1cv8.cf ОС Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Перенос данных из 1C8 в 1C8 Разработка

Основные этапы загрузки данных через EnterpriseData. Идентификация объектов загружаемых полностью и по ссылке. Приведены схемы процессов загрузки данных. Описание основных операций и обработчиков. Перечень процедур БСП, используемых при загрузке данных, структура «КомпонентыОбмена».

22.08.2019    3194    ids79    7       

Запрос SQL для нахождения самого большого простого числа меньше заданного 6

Статья Программист Нет файла Windows Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Данный запрос MS SQL демонстрирует некоторые возможности MS SQL Server, о которых часто неизвестно большинству программистов 1С. В тексте постараюсь объяснить интерес данного запроса (или скрипта).

16.08.2019    1159    alex_bitti    18       

Обработчики событий при записи объектов. Зачем и что за чем? 189

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Программисту, имеющему немного опыта на платформе 1С 8.3, бывает сложно разобраться: ПередЗаписью, ПриЗаписи, ПослеЗаписи, на сервере, на клиенте, в модуле формы, в модуле объекта.... Эта шпаргалка была создана в процессе обучения и реального опыта с целью разложить всё по полочкам, чтобы было четкое понимание в каком случае какой обработчик нужно использовать и в какой последовательности они запускаются при записи и проведении документов. Данная статья будет полезна в большей степени начинающим разработчикам. Но и опытным позволит освежить информацию, упорядочить её.

25.07.2019    9924    4    AlbinaAAA    22       

Как проводятся документы в типовых конфигурациях от 1С 134

Статья Программист Нет файла v8::ОУ ERP2 УТ11 Россия УУ Windows Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Практика программирования Разработка

В свое время, когда только начинал шаги в 1С и изучал, как проводятся документы в конфигурациях на платформе 1С по книге "Разработка управляемого интерфейса" (Хрусталева Е.Ю.), и там были представлены примеры совсем далекие от того, как сейчас проводятся документы в современных конфигурациях от 1С.

24.07.2019    14648    skv_79    32       

Управление качеством кода 122

Статья Программист Руководитель проекта Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Рефакторинг и качество кода

О SonarQube, АПК, EDT. Какие преимущества дает их использование. Для каких команд подходит.

22.07.2019    6734    Stepa86    23       

Что делает "В ИЕРАРХИИ" в запросе? 85

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Описание действий платформы 1С при использовании конструкции "В ИЕРАРХИИ" в запросах.

16.07.2019    6434    YPermitin    29       

Создание отчетов с помощью СКД - основные понятия и элементы 188

Статья Программист Нет файла v8 v8::СКД Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы

Основные принципы работы СКД. Понятия схемы компоновки и макета компоновки. Описание основных элементов схемы компоновки: наборы данных, поля, вычисляемые поля, ресурсы, параметры.

25.06.2019    16780    ids79    16       

Реализуем Стек, Очередь и Приоритетную очередь в 1С 50

Статья Программист Нет файла v8 1cv8.cf Россия Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Разработка

В статье рассматриваются способы реализации таких абстрактных структур данных, как стек, очередь и приоритетная очередь, используя готовые типы данных 1С. Выявляются "узкие" места, сложные моменты в реализации и сравнивается скорость работы.

24.06.2019    6987    RonX01    63       

Почему вообще работает мой запрос? или Ещё раз о планах запросов 45

Статья Программист Нет файла v8::Запросы Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Разработка

Другие статьи на эту тему объясняют, что такое план выполнения запроса, но не рассказывают о том, как его получить. Эта заметка призвана заполнить этот пробел. Её цель - популяризировать общедоступные инструменты получения плана запроса среди разработчиков, которые ещё не начали их использовать.

10.06.2019    5446    DataReducer    12       

Вычисление 200 тысяч знаков числа pi 73

Статья Программист Нет файла v8 Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

В статье рассматриваются возможности платформы выполнять сверхточные вычисления без использования сложных алгоритмов и внешних компонент на примере вычисления числа pi.

28.05.2019    3524    Oleg_nsk    93       

Регистры накопления. Виртуальные таблицы. Часть №1: Обороты 81

Статья Программист Нет файла v8 1cv8.cf Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Разработка

Описание работы платформы 1С:Предприятие 8.2 с виртуальной таблицей "Обороты" регистров накопления.

20.05.2019    9548    YPermitin    4       

Выдержки из книги Чистый код 24

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Недавно я прочитал книгу "Чистый код" Роберта Мартина (Robert Cecil Martin). В ней описываются принципы организации и форматирование исходного кода программы так, чтобы в дальнейшем было легко поддерживать такой код. Эта книга является библией для многих программистов, но вот в среде программистов 1С, к сожалению, не очень распространено чтение подобной фундаментальной литературы. Книга более 400 страниц и так много порой лениво читать, да и времени всегда не хватает. По этому я решил выделить в виде цитирования по разделам самые важные моменты. А также снабдил текст своими примерами кода.

16.05.2019    5475    FreeArcher    82       

Что такое алгоритм? 5

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Как ответить на этот вопрос и не попасть пальцем в небо.

25.02.2019    2839    mkalimulin    272       

Криптовалюты, а также иные взгляды на природу денег в терминах 1С 6

Статья no Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Это отчасти полемическая статья. Я задумал написать ее как ответ на другую хорошую статью о криптовалютах. Хотелось поспорить с некоторыми утверждениями автора, а ещё больше с некоторыми комментариями. А чтобы текст был более понятным для местной аудитории, я решил использовать, где только возможно, терминологию и практику 1С.

28.01.2019    3537    mkalimulin    89       

Как писать код? Технологии древних цивилизаций, или все новое - это хорошо забытое старое 70

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Все современные технологии - это развитие и доведение до ума (или маразма) древних идей. За последнее время не придумали ничего нового - все, что мы видим, было придумано тысячи лет назад. Не является исключением и программирование, которое в сути своей является переводом с языка условностей технического задания или заявки пользователя в формализованный и абсолютно точный язык математической логики. А логику придумали (по крайней мере первыми опубликовались в ведущих научных журналах) еще древние греки.

23.01.2019    8544    starik-2005    43       

Многоязычное программирование: создание систем с использованием нескольких языков 17

Статья Программист Нет файла Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

В мире существует несколько тысяч языков программирования. Несмотря на то, что многие из них крайне непопулярны, очень специфичны или уже созданы очень давно, они продолжают существовать, а новые языки продолжают появляться. Похоже, нет оснований полагать, что количество языков когда-нибудь начнет уменьшаться и в конечном счете будет создан один универсальный язык программирования. Большое количество языков может пугать своей необъятностью, но новое понимание идеи многоязычных проектов позволяет не только ориентироваться в этом разнообразии, но и видеть очевидную выгоду для всех.

09.01.2019    5504    kalyaka    33       

Размышления о хороших практиках, навеянные одной статьей 12

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Прочитал статью "Ректальное программирование: основы для практикующих 1С-программистов". Статья очень хорошая и своевременная. Но у меня возникло некоторое сомнение. А достаточно ли автор любит и понимает предмет, о котором пишет? Насколько богат его опыт ректального программирования и занимался ли он им вообще? Как человек обладающий многолетним опытом РП, я решил представить вам необходимые дополнения к статье.

21.12.2018    4364    mkalimulin    61       

Ректальное программирование: основы для практикующих 1С-программистов 290

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Одной из самых популярных и зарекомендовавших себя методологий программирования в 1С является так называемое ректальное программирование. Редкий проект внедрения и сопровождения учётных систем на платформе 1С обходится без его использования. Зачастую без знания данной методологии программистам даже бывает сложно найти работу в сфере 1С, потому что работодатели, особенно фирмы-франчайзи, в основном отдают предпочтение классическим, зарекомендовавшим себя методикам, а не новомодным заграничным веяниям.

19.12.2018    30117    for_sale    339       

Автоматические и управляемые блокировки применительно к типовым конфигурациям 1С 125

Статья Программист Нет файла v8 v8::blocking 1cv8.cf Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Практика программирования

Основные принципы работы с режимами автоматических и управляемых блокировок в 1С Предприятие 8. Теория и применение в типовых конфигурациях: БП, УТ, ЕРП

10.11.2018    20510    ids79    40       

Основные понятия и механизмы оптимизации клиент-серверного взаимодействия в 1C 144

Статья Программист Нет файла v8 Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Практика программирования

У многих начинающих 1С программистов часто возникают вопросы про клиент-серверное взаимодействие в 1С и чтобы разобраться в непростых механизмах платформы, необходимо понять, что же такое контекст, для чего предназначены директивы компиляции, что представляют собой контекстные/внеконтекстные вызовы и как наиболее оптимально описывать прикладные задачи в модулях управляемых форм.

23.08.2018    20825    Rain88    42       

Учебный курс. Повышение качества разработки. Ошибки программы 96

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Рефакторинг и качество кода

Учебный курс по теории и практике программирования. Бесплатно. В виде структурированного текста. Лекции № 3,4,5. Эти лекции посвящены ошибкам программ, их классификации и способам исправления

10.07.2018    15645    Артано    90       

Що там у них в Java 19

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Развенчание мифа о тяжёлой жизни не 1С программистов на примере создания веб сервиса редактирования таблички с использованием framework spring в Java.

24.05.2018    9123    van_za    62       

Учебный курс. Повышение качества разработки. Вводная лекция, часть 2 49

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы

Учебный курс по теории и практике программирования. Бесплатно. В виде структурированного текста. Лекция №2. Эта лекция посвящена абстракциям, их свойствами и практическому применению в рамках классических парадигм программирования.

24.05.2018    10616    Артано    36       

Учебный курс. Повышение качества разработки. Вводная лекция 116

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Учебный курс по теории и практике программирования. Бесплатно. В виде структурированного текста.

10.05.2018    15487    Артано    51       

Правила программирования и автоматизации 73

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Изложил свой опыт программирования, больше десяти лет.

21.02.2018    16162    Dzenn    127       

Творим Историю вместе 55

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Расширяем границы, выходим за рамки, ставим новые цели - все, как вы любите.

17.01.2018    14800    1c-intelligence    108       

Использование git при разработке на 1С 120

Статья Программист Нет файла Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Продолжение цикла статей по основам CI. Данная статья расскажет о реализации возможности хранения кода продукта в системе управления версиями git и познакомит со специализированным инструментарием, предназначенным для решения этой и других смежных задач.

27.12.2017    25737    real_MaxA    57       

Об уровне абстракции и сложности системы 14

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

В среде 1С почти не приходится слышать таких терминов, как уровень абстракции, декомпозиция и управление сложностью. Тем не менее, эти термины следует понимать, а подходы применять на практике, поскольку правильно выбранный уровень абстракции ведет к упрощению и увеличению устойчивости программного кода на порядки.

21.12.2017    9612    m-rv    15       

Двоичное дерево, двоичное дерево поиска, двоичная куча, B-дерево 34

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

В большинстве реляционных СУБД в качестве структуры данных для индексов (та или иная их реализация) используются именно деревья. И не просто деревья, а сбалансированные деревья поиска. В этой статье как раз о них.

24.11.2017    12299    Irwin    4       

Введение в CI для 1С 87

Статья Программист Нет файла v8 Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Значение роли тестирования при разработке ПО трудно переоценить, его применение позволяет повысить надёжность продукта и улучшить качество кода. Для продуктов для платформы 1С:Предприятие существует ряд инструментов для проведения тестирования, в том числе и от самого вендора. Но, также появились открытые инструменты, реализующие мировые практики проведения тестирования (проверки продукта), поддерживаемые сообществом. В этой статье описаны базовые принципы, которые необходимо понимать перед началом применения этих инструментов.

21.11.2017    18715    real_MaxA    22       

Как работает серверный вызов в 1С 455

Статья Программист Нет файла v8::УФ Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Клиент-серверная архитектура заложена в платформе изначально — со времен «1С:Предприятие 8.0». Однако при разработке на 8.0 и 8.1 о разделении кода на клиентскую и серверную часть можно было не заботиться, поскольку на клиенте (на толстом клиенте) был доступен тот же функционал, что и на сервере. Всё изменилось с выходом платформы «1С:Предприятие 8.2», когда появился тонкий клиент. Теперь на клиенте доступен один функционал, на сервере — другой. Клиент и сервер «общаются» между собой с помощью серверного вызова. Конечно, это усложнило процесс разработки, но с другой стороны – можно создавать более оптимальные (быстрые) решения, поскольку все сложные задачи выполняются на сервере.

18.11.2017    42579    pahich    75       

#Область ВНЕШНИЕ_ВЫЗОВЫ или MVC в 1С, библиотечность и упрощение интеграции кода 43

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы Универсальные функции

Зачастую почти любой модуль в 1С содержит от одного до несметного множества вызовов других модулей. Как с этим бороться, чтобы было проще куда-то что-то переносить - в этом посте.

12.10.2017    14402    for_sale    58       

Некоторые особенности разработки ММО-игр на платформе 1С:Предприятие 25

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Добрый день, уважаемые коллеги! На первый взгляд может показаться, что статья посвящена довольно необычным вещам, но поверьте мне, эти вещи всем нам вполне привычны, просто мы их обычно видим под другим углом зрения. Поговорим о том, что такое MMO. Многие из вас уже знают, что это такое, потому что существует такая игра, как World of Tanks, а те, кто в нее напрямую не играл, безусловно, о ней слышали. Игра World of Tanks является классическим MMO. MMO расшифровывается как Массивная Многопользовательская Online-игра. С технологической точки зрения это – нагрузки, нагрузки и еще раз нагрузки.

08.09.2017    9323    Inkasor    21       

Групповая разработка конфигураций в крупном холдинге 68

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

О чем мы сегодня поговорим? • О становлении и развитии групповой разработки конфигураций 1С в крупном холдинге с использованием хранилища конфигураций. • Обсудим практически все аспекты использования хранилища в командной разработке. • Я расскажу про те методы и идеи, которые мы пробовали использовать, какие используем до сих пор, от каких отказались и почему.

15.08.2017    16963    stas_ganiev    15       

Применение нейронных сетей и генетических алгоритмов в прикладных решениях на платформе 1С 170

Статья Программист Нет файла Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Сегодня мы поговорим про нейронные сети и генетические алгоритмы. • Для тех, кто не изучал их в университете, я сначала напомню теорию – что это такое, для чего это надо. • Мы рассмотрим, какие задачи с их помощью можно решать в 1С. • И в конце для тех, кто любит что-то делать руками (работать, программировать), мы разберем, как по факту собрать нейронную сеть или генетический алгоритм в 1С – что написать в коде и как это потом применить.

03.07.2017    31739    comol    63       

Автоматизация процесса 1С-разработки 91

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

В статье речь пойдет о том, как при разработке в 1С добиться автоматизации и универсальности, о тех инструментах, которые помогают нам, разработчикам 1С, сохранять самое ценное, что у нас есть – наше время.

07.06.2017    22467    ekaruk    9       

Пишем игру Минер. Обработка событий ActiveX в 1С 29

Статья Программист Нет файла v8 Россия Windows Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы

Пример демонстрирует обработку событий генерируемых компонентой ActiveX в 1С.

29.05.2017    12365    user621724_Dimav1979    11       

Как я доступ на kb.1c.ru получал 90

Статья Программист Нет файла v8 Россия Бесплатно (free) Решение задач на 1С:Специалист Математика и алгоритмы

kb.1c - база знаний по технологическим вопросам крупных внедрений и не только. В этой базе знаний собираются методики и решения технологических проблем эксплуатации 1с, check-list'ы и инструкции по настройке ПО на серверах. Какие-то из размещенных статей дублируются на ИТС. Когда я искал пути получения доступа к нему я столкнулся с проблемой: мало кто доподлинно знает как получить доступ к нему, не работая у франчайзи 1с. Я опишу путь, который прошёл я, как физическое лицо.

01.05.2017    21955    ikekoval    33       

Маленькая хитрость СКД - выводим строки X раз 26

Статья Программист Нет файла v8::СКД 1cv8.cf Россия Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы

Здесь я расскажу, как вывести в отчет СКД произвольное количество одинаковых строк.

17.12.2016    15317    alexandersh    16       

"Распределение в запросе" или "избавляемся от перебора" 182

Статья Программист Нет файла v8 1cv8.cf Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы Универсальные функции

Хороший перебор - это отсутствие перебора. Рассмотрим пример замены полного перебора запросом.

16.12.2016    27667    alexandersh    45       

Некоторые принципы оптимизации запросов 1С (+SQL) 115

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Разработка нового функционала часто связана с созданием новых таблиц в базе и написанием запросов. Собственно, размышляя о запросах, мы и формируем в голове содержание таблиц, индексы и количество таблиц и индексов. Заранее можно уверенно рассуждать о том, какая нужна архитектура, если задачу удалось понять. На этом этапе важно привлекать свой опыт. Что же делать, если его нет? Как рассуждать о запросах и формате хранения?

17.11.2016    8572    ture    40       

Использование git для доработки типовых конфигураций 1С 229

Статья Программист Нет файла v8 Беларусь Украина Россия Бесплатно (free) Математика и алгоритмы

Рассмотрены способы доработок типовой конфигурации 1C для различных изменений, и на картинках продемонстрирован подход к разработке с использованием git и частично с тестами.

11.10.2016    185632    pumbaE    31       

Оптимизация запросов 1С:Предприятие – от теории к практике 114

Статья Программист Нет файла v8 Бесплатно (free) Практика программирования Математика и алгоритмы

Я давно отметил достаточно серьезный интерес сообщества к вопросам оптимизации и повышения производительности высоконагруженных систем. Общаясь с различными специалистами, обслуживающими малые и большие предприятия (торговые и производственные), я пришел к выводу, что вопросы повышения производительности интересны почти всем, вне зависимости от того, какую конфигурацию они обслуживают – большую или маленькую, измененную или без значительных изменений. В связи с этим я пришел к выводу, что стоит посвятить данный материал вопросам оптимизации запросов, поскольку именно запросы являются основным инструментом извлечения данных из системы.

07.10.2016    30892    bpc222    20