Добрый день, читатель!
В данной статье я хотел бы описать, с какими трудностями столкнулся при работе в двух абсолютно разных предприятиях на одной должности "инженер - программист", что, возможно, заставит кого-то подумать о его положении дел и принять для себя, возможно, верное решение. Это не является посылом к осуждению тех или иных сфер деятельности, или "обсиранием" (ну может чуть-чуть), а скорее рассуждение. Рассуждая я буду пытаться оценивать разные аспекты и выделять где и в какой период - первый до 3х лет и второй свыше 3х лет, было бы лучше работать. Почему я выбрал именно такое разделение? Да, это весьма условные разделения и нельзя строго применить их ко всем и каждому, считая дни в календаре. Но работая 3 года так или иначе начнешь лучше разбираться в предметной области и возможно сдадутся какие-нибудь "сритификаты". И о том к какой группе себя отнести - решение лично каждого.
Оговорю сразу, что франча была не особо крупных размеров (до 11 человек штат) целевой сегмент - малый и средний бизнес, а организация - в составе крупнейших налогоплательщиков страны и штат ИТ отдела в РФ доходил до 25 человек.
Если разговор пойдет о работе, то и рассуждения стоит начать о деньгах.
В моем случае было кардинальное различие в расчете конечного оклада.
Франчайзи
Распределение конечного начисления было следующим: оклад + почасовка , и разделение было 15%/85% соответственно. И тут могу отметить из плюсов - все зависит от тебя и загрузки, от умения себя приподнести клиенту и договориться о часах за работы и о сверхурочных. Можно выйти и на приличный доход. Другая сторона медали - застой. Если нет загрузки и работы - то придется куковать на окладную часть.
Предприятие
В этом случае все складывалось проще: оклад + переработки (если работал более 40 часов в неделю) в соотношении 80%/20%. При работе напрямую с конечным потребителем наших услуг все стабильней - есть трудовой договор, по нему тебе оплачивают жизнь и на это повлиять работодателю уже сложнее, но тоже есть и минусы - "продажники" провалились и могут попросить уйти в отпуск за свой счет на недельку. Это конечно обидно и кажется нечестным со стороны предприятия "ведь я же хорошо работал". Но таковы условия были у нас, а может просто так "попал" я.
Итого
Подводя итог могу сказать, что если цель работы - прибыль, то первый период однозначно лучше работать на предприятии, а второй - во франче.
Оценка трудозатрат и качество работ
Как к инженеру Вам так или иначе будут обращаться с вопросом "А за сколько ты нарисуешь пять параллельных красных линий?". И чем раньше Вы научитесь правильно отвечать - тем лучше.
Франчайзи
Чаще всего с таким вопросом будет обращаться клиент и звучать он будет следующим образом: "Нам нужно оборотку в ут 8.2 перенести, за 2 часа сделаешь? Вот база - *1C Предприятие.exe*". И связано это с тем, что на организациях пользующихся услугами Франчайзинга 1с не всегда есть штатный IT'ишник или Адинесник. И тут нужно объяснить человеку разницу между платформой и конфигурацией, ярлыком платформы и выгрузкой базы и т.д. Да и сделать это так, чтобы он захотел после этого отдать Вам свои деньги. И сама оценка - дело тонкое, скажешь 8 часов - уйдет к конкуренту, скажешь 3 часа - мало получишь. К качеству кода, чаще всего, относятся "наплевательски". Ведь клиент не заплатит за замер таблиц, индексацию ВТ, грамотному разделению на клиент/сервер и подробные комментарии. Так что получая за кем-то доработку нужно быть готовым к комментариям в стиле надписей на заборе "тут был Вася 2011" и "Это цикл".
Предприятие
Тут дела в этом аспекте кардинально отличаются. Говорить за сколько сделаешь ту или иную задачу будет архитектор системы, тим лид или иное ответственное лицо, а инженер-программист будет парировать "Мы не сделаем обработку по пересчету себестоимости за 40 часов, потому что партионный учет на фирме @!%$#ня", или вообще доказывать, что данное решение не несет смысловой нагрузки и будет ущербным для компании, ведь все мы знаем - "работает? НЕ ТРОГАЙ!". Качество кода контролируется, вводятся понятия "code review" и "стандарты разработки", а в запросах идет борьба за каждую 0.1 секунды на 1000 строк.
Итого
Если главной целью работы стоит получение опыта - первый период франча, второй предприятие. Именно общаясь с клиентами в первый период и теряя возможность заработать начинаешь лучше учиться взвешивать свои решения.
В первый период с этим словом будет ассоциироваться только одна цитата "-Джонни нам нужна поддержка! -Но мы и есть поддержка!", а во второй - хотелось бы меньше всего встречать это слово...
Франчайзи
Поддержка во франчайзи для меня ассоциируется с слабомотивированными затратами времени - "Это потенциальные клиенты". Консультации как правило были недолгими и связаны не только с 1с, а и что-то вроде: "У нас интернет не работает - подключитесь, посмотрите". Зачастую решались перенаправлением людей в "Калугу-Астрал", ИТС, провайдеру и прочей нечисти с попутным предложением печатной формы "Акта сверки с печатью и факсимиле" за 1 час.
Предприятие
Как правило на предприятии есть первая линия поддержки, и там работают Адинесники в свой первый этап. Но мы же как программисты знаем, что нумерация идет с нуля?;) так, что нулевой линией поддержки будете являться Вы, потому, что "Ну ты жи мне делал в прошлом месяце отчет, а в ТП ниче не знают". Во всяком случае, тут не принято посылать бухгалтера в "Калугу-Астрал", а самое далекое место куда можно отправить пользователя - это админы. И консультация не ограничивается особо по времени. Из плюсов - это оплачивается, ведь входит в твой рабочий день.
Итого
Заниматься этим делом не всем и не всегда хочется, но от этого не уйти. На первый период лучше предприятие, а на второй франча. Считаю именно так, потому, что во франче консультация - это шанс в силу своего опыта продвинуть услуги, а в первый период того самого опыта может и не хватить.
Рассматриваемая должность всегда сопряжена с рисками и ответственностью. Будь то возможность "положить базу" или провалить сроки ТЗ. Но последствия нашим ошибкам могут быть самыми разными от устного выговора до просьбы написать заявление.
Франчайзи
Ответственность во франче больше всего вы несете перед заказчиком, а не своим работодателем. При сотрудничестве действует золотое правило: нет копии - нет работ! Ведь копия это наш "чекпоинт" на случай, если что-то пойдет не так. Встречались случаи, когда после успешного внедрения печатной формы клиент давал обратную связь со следующим текстом: "Вы знаете, после того как Ваш программист у нас поработал оборотка не идет с той, что я сохраняла в начале квартала!". В этот момент ты с наслаждением вспоминаешь, как чистя хлам на диске D, накопленный предшественниками путем закачивания обновлений, ты сохранял эти 900 mb Бухгалтреии предприятия 2.0. Но стоит понимать, что это не всегда панацея. К примеру если накосячить с проводками и клиент проработает N часов - то поправлять нужно будет все самому, и оплачивать это никто не собирается. Со сроками горячка бывает редко, ибо все хотят, что бы было готово вчера, но благо понимают, что они не одни такие. И только ближе к сдаче отчетности начнут звонить перепуганные штрафами клиенты и просить обновить базу на 100500 релизов в счет ИТС проф за вечер, отказывая которым вы рискуете потерять клиента в будущем. Конечно никто не в праве заставить вас работать больше 8 часов в день, но "Ай-я-яй" будет однозначно.
Предприятие
На предприятии работа строится иначе. Работа ведется в команде, у каждого своя база весом в 100gb (так как легенда "вот-вот через месяц сделают всем обрубыши" будет жить от межсезонья до межсезонья) в которой и будут происходить ЗБТ вашего новорожденого функционала на предмет наличия "фанарей". Тем не менее, если вам удастся добиться, что бы ошибка просочилась в "боевую" базу, и придется вносить изменения, "передергивая" работу пользователей, то это может повлечь весьма негативные последствия. Мало какому руководителю понравится когда конвейер продаж остановится из-за программиста. Но в тоже время, в случае косяка с проводками, вы так же будите писать обработки на их исправление, то эти пару часов скорее всего закроют глаза. А "горячих" задач будет больше, и связано это с тем, что мелкая задача которая тормозит работу отдела продаж будет иметь приоритет над задачей - "мастадонтом". Решение таких задач будут требовать вчера, и нужно срочно тушить пожар, а не копаться в огне в поисках очага. И если вы "за сейчас" не восстановите работу, то последствия будут хуже, чем просрочка на день крупного проекта.
Итого
Где бы вы не работали, всегда будет актуальны слова "Чем больше сила - тем больше ответственность" (с) Дядя Бен. Но так или иначе в первый период легче дается во Франче, а во второй не будет возникать трудностей ни во франче ни на организации. Так же многое сыграют личные качества такие как ответственность и внимательность.
Лут экспы является неотъемлемой частью нашей жизни. От этого аспекта зависит ваш прогресс и профессиональный рост в любой сфере. И если саморазвитие это личностный фактор, то возможность прогрессирования и получения за это денег является приятным бонусом. Исходя из этого размышления и стоит выбирать работу, на мой взгляд.
Франчайзи
На первый взгляд, из-за абилия клиентов и их разноплановых задач получение опыта во франчайзи идет колосальное. Тут вам и все виды типовых решений с их внедрением, и помощь в настройке, и разработка печатных форм под различные платформы, и изучение разных механизмов от макетных печаток до изучения РИБ. А так же это все помножается на причуды каждого из клиентов. Но не все коту масленица, с течение времени получение опыта начинает преображаться в рутину и скукотень, а имение под рукой заготовок расти в математической прогрессии. В моем опыте "обычная задача" имела от 1.5 до 6 часов оплаченного времени, а крупные "МАСТОДОНТЫ" имели от 20 до 40 часов. Получаемый опыт выглядит разноплановым, но плюс-минус одноуровневым. Во франчайзи так же немаловажно зарабатывать скидки своей команде, а делается это путем сдачи различного рода "корочек" в головную компанию 1С. Работодатель напрямую заинтересован в том, что бы его специалисты планомерно пополняли стопки сертификатов. Для нас это будет реализовываться в лучшем случае мотивация, а в худшем - стимуляция.
Предприятие
На предприятии работа ведется на одного единственного заказчика с его "тараканами". При распределении работ тут, как правило, сложность задач увеличивается пропорционально опыту работника, а спектр не будет широким, что бы минимизировать затраты времени на "вникание" специалиста. Но в замен рабочие проекты могут оцениваться в 100-200 и более часов рабочего времени, а работать придется с такими же профессионалами. И помня, что за кодом следят чутко и с трепетом, то в плане опыта вы будете получать более детальное изучение запросов, строения индексов, СКД и прочие тонкости платформы с одним условием: "Это необходимо для решения поставленной задачи.". В общем и целом предприятие заинтересовано в росте специалиста, но о подготовке к сдаче корочек речь вряд-ли зайдет.
Итого
Очевидно, в первый период более полезным будет потрудиться во франче, а ко второму сместиться на предприятие. Утрируя могу сказать, что теряя кругозор получаем более глубокую точку зрения.
Подведем итоги наших рассуждений
Начиная свою карьеру лучше рассматривать франчайзинг 1с. Да, будут ощутимая разница в зарплатной части, но в остальном - будет проще. Работая на предприятии могу сказать, что люди которые не имеют достаточного опыта получают больше консультационную работу, либо работу рутинную, нежели какие-то крупные проекты. А при необходимости сменить компанию с большой вероятностью вы столкнетесь с тем же самом. Это связано с многогранностью современного бизнеса, где-то используют для учета одну программу, где-то другую и обучать вас придется заново, а работая во франчайзинге Вы "пощупаете" огромное множество адинесок. Получив достаточное количество знаний, и "уперевшись в потолок" компании нужно искать пути дальнейшего развития. И это не обязательно смена работы, быть может открытие нового отдела, или смена должности. Все в ваших руках.
Хотелось бы повториться и сказать, что это только мое мнение, которое я приобрел исходя из опыта. Многое может отличаться, есть компании у которых нет крупного штата программиста и им нужен просто один адинесник, есть франчайзи которые работают с весьма крупными и массивными компаниями. Но проведя некоторое время на бирже труда и "походив" по собеседованиям могу сказать: "В среднем по больнице температура нормальная".
Удачи вам в развитии и хорошего личностного роста!