Путеводитель по общению с ИФНС и УПФР
Как узнать, какая у вас ИФНС / УПФР
У каждой организации или физлица, осуществляющих хозяйственную деятельность есть регистрация в ИФНС, УПФР и ФСС с присвоением уникального регистрационного номера (ИНН и регистрационные номера в ПФР и в ФСС).
Если у вас нет под рукой свидетельств о регистрации в указанных органах, то можно найти информацию следующим образом.
Если вы – юридическое лицо, то узнать номер вашей инспекции ФНС можно по первым 4 цифрам вашего КПП.
Если вы – ИП, то сделать это сложнее, так как у ИП нет КПП.
Алгоритм следующий:
- В этом случае можно воспользоваться услугой «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС РФ (https://pb.nalog.ru/index.html);
- В окне поиска введите ваш номер ИНН;
- В результатах поиска кликните на найденных блок результата с вашими данными;
- В открывшемся окне нажмите на символ галочки справа от аббревиатуры ИНН;
- В раскрывшемся поле вы увидите номер вашей инспекции a86;.
В отношении регистрационных номеров в ПФР и ФСС тоже придётся немного потрудиться.
Из всех доступных способов наименее трудозатратный, на мой взгляд, это воспользоваться услугой «Получить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)». Эта услуга доступна по одноимённой команде в форме результатов поиска по ИНН:
В открывшейся выписке из реестра найти заголовки:
- «Сведения о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации»;
- «Сведения о регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации».
Зачем общаться с сотрудниками ИФНС
Прежде чем говорить о том, как найти необходимого сотрудника ИФНС, надо обсудить зачем. На сегодняшний день основной объем общения хозяйствующих субъектов с контролирующими органами в РФ осуществляется в форме подачи и приёма налоговых расчётов, декларации и отчётов по электронным каналам связи (на бумажных носителях тоже). Процесс приёма и обработки входящих налоговых расчётов и деклараций автоматизирован. Автоматика проверяет наличие ошибок в порядке заполнения формы документа и выполнение контрольных соотношений. В результате проверки автоматика ФНС составляет протокол, который направляет налогоплательщику (агенту) через оператора ЭДО либо через инспектора в операционном зале инспекции.
Приём и обработка обязательных платежей в бюджет так же осуществляется автоматикой, в Казначействе РФ. Таким образом в подавляющем большинстве случаев потребности в личном общении с инспекторами нет.
Когда возникает потребность в этом? Например:
- Ваша организация допустила ошибки в реквизитах платёжных документов по обязательным платежам, например, указали не тот ОКТМО;
- Из-за сбоя в ПО оператора ЭДО или ФНС РФ в КРсБ (карточка расчётов с бюджетом) были загружены данные ваших ваши налоговых расчётов неверно, два раза, и т.п.;
- Требование о представлении пояснений;
- Требование об уплате налога;
- Необходимо разъяснение порядка заполнения формы налогового расчёта.
Зачем звонить в ИФНС, когда есть письма?
Помните, что сказанное в разговоре по телефону не является основанием для освобождения от налоговой (иных форм) ответственности согласно ст. 112 НК РФ. Таким основанием может быть только письменной разъянснение Минфина РФ или ФНС РФ, данное в порядке НК РФ (см. ту же статью 112 для справки).
Зачастую разговор по телефону позволит вам написать письмо (заявление) в налоговую или УПФР так, чтобы оно быстрее попало в нужные руки и было успешно обработано. В зависимости от ситуации вам потребуется обратиться в различные подразделения вашей ИФНС. Далеко не всегда вы найдёте на сайте nalog.ru подразделение инспекции, которое вам необходимо в конечном итоге. В каждой ИФНС своя структура. Давайте разберём её на примере одной из самых крупных инспекций г. Москва № 7703.
Структура ИФНС
Узнать структуру вашей инспекции можно на сайте nalog.ru. Наберите в поле поиска номер инспекции. В открывшейся форме найдите заголовок «Структура инспекции». Вы увидите в карточке список подразделений, по каждому краткая справка, чем он занимается, ФИО руководителя и номер телефона.
В случае с ИФНС 7703 на сайте представлена не совсем полная структура, например, в ней в рамках отдела урегулирования задолженности есть два подразделения:
- по физлицам и ИП;
- по юрлицам.
Также в этом отделе есть подразделение по учёту налоговых поступлений. А в отделе камеральных проверок есть подразделения по видам налогов и обязательных платежей (НДС, НДФЛ, страховые взносы и др.). У каждого из этих подразделений свои номера телефонов и руководители.
Вам желательно знать номера телефонов и ФИО руководителей тех подразделений, которые имеют дело с вашими налоговыми расчётами (декларациями) и платежами в бюджет.
Примеры общения с инспекторами из моей работы
Ошибки в платёжных документах
Например, в случае ошибки в платёжных документах, необходимо обратиться в подразделение, осуществляющее учёт поступлений ДС. В моей практике был случай, когда бухгалтер ИП перечислила авансовые платежи по единому налогу при применении специального налогового режима УСН с ошибкой в реквизитах платёжного поручения за 2 квартала. В итоге ИП пришло требование об уплате налогов и пеней.
Причина возникновения недоимки была выяснена только в ходе общения с инспекторами, поскольку бухгалтер была уверенна, что перечислила всё верно. Ошибка была в неверно указанном ОКТМО, на котором ИП был зарегистрирован ранее, но прекратил деятельность до кварталов, за которые был уплачен ошибочно авансовый платёж по УСН.
Я позвонил в отдел урегулирования задолженности, в котором мне дали номер телефона отдела учёта налоговых поступлений. Там сотрудник посмотрел КРсБ и сообщил о наличии переплаты по ошибочному ОКТМО на сумму недоимки. Также по моей просьбе другая сотрудница сообщила, что надо написать в заявлении в ИФНС, чтобы эти суммы были переведены на верное ОКТМО и чтобы оно дошло искомым сотрудникам быстрее. Я так и сделал, в итоге в течении недели суммы авансового платежа встали на верное ОКТМО и осталось лишь оплатить пени за просрочку уплаты. И это мы сделали!
Сбои в ПО ФНС РФ или оператора ЭДО
Крайне редко случаются истории, когда в КРсБ попадают налоговые расчёты, которые не должны успешно пройти проверку автоматикой. Например, уточнённые налоговые расчёты, по которым не был отправлен и принят первичный расчёт или, когда налоговый расчёт за 1 квартал по ошибке загружен автоматикой ФНС РФ дважды. В данном случае необходимо обратиться сначала к сотруднику, а при необходимости к начальнику того отдела камеральных проверок, к ведению которого отнесён налог, по которому сданы неверные налоговые расчёты (декларации).
Начальник отдела камеральных проверок может написать разработчикам ПО ФНС РФ просьбу устранить данную ошибку. Также это позволит дать этому руководителю более точную картину обстоятельств при ответе на требование об уплате налога или представлении пояснений, которое может прийти организации (ИП) в случае подобного сбоя.
В продолжении этой статьи поговорим о деталях общения с сотрудниками ПФР.