История развития телеграм-ботов в одной сибирской компании

28.03.22

Интеграция - Мессенджеры и боты

Хочу рассказать историю развития и применения Telegram-ботов в одной компании. Говорить буду о том, что сделано, а не как сделано. Идея написать об этом возникла, так как, делясь опытом с коллегами, неожиданно обнаружил, что реализованные фичи вызывали немалое удивление, по принципу: "А так можно было?". Надеюсь, мой рассказ будет вам полезен и вдохновит на создание чего-нибудь занятного.

Краткая вводная

Работал я как-то в одной сибирской компании-дистрибьюторе (2016 - 2021 год). Что есть дистрибуция? Это когда мы закупаем у поставщика паллеты, а продаём коробки и штуки. Польза такого дистрибьютора в том, что он берёт на себя все заморочки с распространением (поиск клиентов, оформление договоров, логистика и т.д.), а поставщик ему за это доплачивает (деньгами, скидками и другими схемами).

В штате дистрибьютора есть специальные люди - торговые представители. Каждый из них имеет определённую зону (территорию), которую должен обслуживать: находить новых клиентов, собирать заявки, выполнять планы продаж, планы по промо и множество других планов и задач. Для этого у них есть при себе планшет. Большие поставщики требуют установку конкретного ПО, а часть помельче оставляет всё на откуп дистрибьютору.

 

С чего всё начиналось в далёком 2017 году

Одной из первых бед, которую мы пытались решить - оперативное информирование. Ни у одного из наших поставщиков не было ПО, которое позволило бы очень быстро уведомлять торговые команды о проблемах со сброшенными заказами: не хватило остатка, не сработала акция... А это сразу ряд рисков: отказ от приёмки товара (логистические расходы), репутационные потери, а следом и уменьшение клиентской базы (уменьшение доходов), невыполнение планов поставщика по дистрибуции (потеря бонусов) и так далее.

Покажу задержки на примере одного обмена:

Заказ на планшете (ручной запуск, 2 минуты) -> центральная база поставщика (обмен каждые 5 минут) -> загрузка в 1С (1-5 минут на пакет) -> обработка данных в 1С (1-5 минут) -> выгрузка сообщения с ошибками в базу поставщика (обмен каждые 5 минут) -> ручная! синхронизация для получения сообщения

И давайте прикинем максимальную задержку в этой цепочке: 2 + 5*2 + 3 + 3 + 5*2 + N = 28 + N, где

  • N - от 10 минут до 12 часов! (когда после оформления последнего на день заказа торговый больше не синхронизируется)
  • 5*2 - это учитываем пограничные синхронизации (запросили пакет до того, как заказ прогрузился в систему клиента)

Для ликвидации этой самой N и было решено использовать какой-нибудь мессенджер. Решали на двоих с моим тогдашним руководителем (Костя, привет!). Выбор пал на telegram ибо у него было самое подробное описание api и можно было без webhook (но это тема для отдельного разговора).

 

Первый Telegram-бот

Итак, мессенджер выбран, api на базовом уровне освоено, эксперименты проведены, начинаем продумывать, что вообще нужно реализовать. Основное требование: торговый должен получать сообщения только о своих заказах. Отсюда родилось сразу 2 нюанса реализации:

  1. Требуется сопоставить торговых представителей (физические лица 1с) и пользователя telegram (user_id)
  2. Требуется собирать сообщения об ошибках заказа в единый массив и отсылать их торговому

Для решения первой задачи была придумана простая процедура регистрации. Торговый представитель должен найти в Telegram нашего бота, н-р: @РогаИКопытаБот и пройти простую процедуру регистрации: указать ФИО, по этому ФИО искался пользователь в 1С и если был найден - сохранялся user_id. Если нет - требовали от ответственных завести нужных пользователей в 1С. Знаю, что небезопасное решение, но мы не видели в рассылке сообщений ничего страшного, поэтому решили не усложнять.

Нашёл старые скриншоты, вот как это было

 

 

Для решения второй задачи был доработан модуль проверки заказа, чтобы все сообщения регистрировались в специальный регистр сведений "Сообщения telegram " и потом раз в 5 секунд отправлялись.

 

 

Эффект проявился почти сразу: торговые получали сообщения о проблемах и могли тут же, на месте, отредактировать заказ, заменив или исключив проблемные позиции.

 

Развитие telegram-ботов (2017 - 2019 год)

Решив первую проблему и настроив процесс, бизнес начал втягиваться и просить новый функционал. Вот, что было реализовано за 2 года

 

Бот для экспедиторов

Что может случиться с заказом по пути со склада до клиента:

  • товар может потерять кондицию (помялся, разбился и т.д.)
  • товар может потеряться полностью
  • клиент может отказаться от товара (не устроили сроки, не оплатил и т.д.)

Для фиксации всего этого был сделан так же отдельный бот, в который экспедитору подгружались реализации, которые он развозит и экспедитор мог указать причину отказа. Правда 1 причина на заказ, до возможности указать конкретный товар так и не дошли, но и это сильно упростило нам жизнь.

Тут кстати, появилось первое кросс-сообщение (сообщение между двумя ботами). Из телеграм-бота экспедитора уходило уведомление торговому представителю и он мог созвониться с клиентом и уговорить! его принять товар. Ему на это давалось 5-7 минут, потом экспедитор ехал дальше по маршруту. Не поверите, но это иногда даже срабатывало...

 

Бот для оформления платежных поручений

Кто в компании собирал деньги? Не знаю, как у других, а у нас это мог быть экспедитор, состоящий в штате компании или торговый представитель. В свете изменений в законодательстве в 2019 году (онлайн-чеки и фискальные накопители), было решено, что экспедиторам выдадут мобильные кассы, а вот торговые должны иметь возможность оформлять ПКО (приходный кассовый ордер) через telegram.

Что было сделано? Торговый мог вбить номер накладной и если по ней ещё не было оплат - мог зарегистрировать приём денег. В 1с на это тут же оформлялся приходный кассовый ордер, который сразу пробивался в онлайн-кассе.

Кстати тут была интересная доработка. По первости электронные чеки никак не хотели уходить клиенту (а точнее приходили с большим опозданием), поэтому выкрутились так: стали получать с пробитого документа фискальные данные, собирали ссылку на этот чек (там по сути был стандартный адрес + ид ФН + ид чека, насколько я помню) и тут же слали её обратной торговому, которые передавал ссылку клиенту и все были спокойны.

 

Бот для получения данных об условиях акций

Тут я уже забыл предпосылки, но суть в том, что у нас далеко не все имели доступ в 1с, а какая-то информация из неё была оперативно нужна. В частности быстро посмотреть условия акции. Для этого разработали алгоритм, где люди могли по номеру акции быстро посмотреть её данные.

 

Бот для руководства (для краткой информационной рассылки)

Был у нас такой процесс - транспортный отдел в период с 6 до 8 вечера планировал маршруты по сброшенным заявкам. По итогу формировались объёмы: сколько штук (килограмм) куда поедет. После чего транспортный отдел слал СМС-ку руководству об отправляемых объёмах. Мы это заменили на авторассылку в специальный telegram-бот.

 

Заведение контрагентов и новых адресов через telegram

Вот тут хочу остановиться подробнее. Это я реализовывал в 2020 году и насколько знаю, развитие функционала на этом и прекратилось.

Как происходила процедура заведения клиента: Торговый представитель собирал с клиента основные данные (Наименование, ИНН) в специальную анкету и передавал их в службу безопасности (СБ). СБ - проводила проверку контрагента (существует вообще такой ИНН или нет, сколько на нём долгов и т.д.) и давал добро на заведение. После чего клиента заводили в 1с, он выгружался на планшет торговому представителю и можно было начинать торговать. Учитываю всю рутину на этот процесс легко уходило 2-3 дня.

Что решено было сделать? Надо научится автоматически запрашивать информацию о контрагенте, хотя бы базовую. Для этого был выбран сервис dadata.ru. API там прост, как 3 копейки, что было отдельным плюсом.

Новая схема заведения клиента выглядит так:

  • Торговый клиент вбивает ИНН на планшете

 

 

  • ИНН улетает на проверку в DaData и возвращает найденные результаты для подтверждения агенту

 

 

  • и если с ним всё в порядке и не найдено дубликатов - создаётся контрагент и связанная информация в ИБ в спец. папке для таких клиентов, а службе безопасности улетает уведомление на почту, что появился новый клиент

 

 

С Адресом все было ещё интереснее:

  • Торговый выбирает по карте точку, которую он хочет завести

 

 

  • DaData, а она умеет выводить адреса, рядом с переданными гео-координатами, выводит эти адреса торговому на выбор

 

 

  • Торговый вводит ИНН или наименование клиента, к которому нужно привязать адрес

 

 

  • И если всё хорошо - происходит привязка

По замерам, процесс заведения нового клиента ускорился с 2х дней до 10-20 минут (тут мы тормозимся обменами с торговыми программами, которые не событийные, а просто по времени)

 

Заключение

Ну вот и всё. Надеюсь данная статься была вам полезна и натолкнула на интересные мысли. Напоследок, выскажу мысль, которая сейчас вертится в голове: если решитесь делать telegram-бота именно на 1С - выносите его в отдельную базу и делайте обмен необходимыми данными. Ибо в ходе развития telegram-бота требовались постоянные доработки, иногда и доработки в метаданных и удобно, когда это в отдельной базе. Плюс телеграм-бот не работал, когда основная база в процессе обновления. Как я выкручивался, это тема отдельного разговора (мой позор, на самом деле -_-). А можно ведь и не в 1с, а на python, например ^_^

Если у вас остались вопросы или хотите, чтобы я подробнее раскрыл какой-то из моментов, может писать их в комментарии, постараюсь ответить. Спасибо за прочтение!

telegram бот DaData автоматизация

См. также

Мессенджеры и боты Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Платные (руб)

Интеграция мессенджера WhatsApp и 1С: УНФ, УТ, КА, ERP - отправка и получение сообщений, картинок, файлов и видео прямо в 1С. Расширение работает с сервисом GreenApi.

15600 руб.

23.06.2023    10055    62    13    

39

Мобильная разработка Мессенджеры и боты Платформа 1С v8.3 1С:Конвертация данных Платные (руб)

Теперь создать telegram-бота - элементарно. Достаточно просто нарисовать блок-схему телеграм-бота, и он сразу заработает. Это возможно при использовании Графического конструктора телеграм-ботов. Это единственный конструктор ботов для telegram, чье качество и функционал подтверждены фирмой 1С, есть сертификат 1С:Совместимо. Расширение в интерактивном режиме, с помощью блок-схем, позволяет с минимальными трудозатратами создать телеграм-ботов в любой конфигурации, работающей на платформе «1С:Предприятие 8.3».

13200 руб.

27.12.2021    38842    109    163    

203

SALE! 25%

Мессенджеры и боты Системный администратор Программист Бизнес-аналитик Пользователь Руководитель проекта Платформа 1С v8.3 Платные (руб)

Развитие популярного решения для интеграции мессенджера Telegram с нашей любимой 1С - конструктор чат-ботов в Телеграм.

15000 11250 руб.

18.06.2021    66195    313    272    

369

Документооборот и делопроизводство (СЭД) Мессенджеры и боты Учет документов Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 Платные (руб)

Расширение для согласования справочников и документов в основных типовых конфигурациях. Ролевая адресация, условная маршрутизация, чат-бот telegram, интеграция с n8n, последовательное и параллельное согласование, уведомление о новых задачах на почту, блокировка объектов в зависимости от статуса, запрет проведения в зависимости от статуса, автозапуск процессов согласования, отчеты по исполнительской дисциплине. Не требуется снятие конфигурации с поддержки. Настройка без программирования. Версия для 1cfresh.com. Сертификат 1С-Совместимо.

14900 руб.

15.11.2018    30540    35    49    

71

Телефония, SIP Мессенджеры и боты Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Россия Управленческий учет Платные (руб)

Интеграция 1С с телефонией и чатами WhatsApp и Telegram автоматизирует работу оператора со звонками и чатами и добавит вашей 1С элементы CRM системы. Храните всю историю взаимоотношений в 1С, не теряйте звонки, скачивайте, прослушивайте в любое время из карточки клиента или журнала звонков, держите руку на пульсе, используя блок отчетов по звонкам. Интегрируйте вашу 1С и чатами WhatsApp и Telegram, общайтесь с клиентами с единого номера и в одном окне. Теперь чаты с клиентами хранятся в карточке партнера в 1С, а не в личных мобильных ваших менеджеров.

4100 руб.

28.04.2022    16180    15    10    

41

Мессенджеры и боты Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Платные (руб)

Универсальное расширение для отправки (напрямую и через прокси) печатных форм, отчетов, присоединённых файлов, табличных документов и произвольных вложений в чат Telegram прямо из 1С. Ручная и автоматическая фоновая загрузка по расписанию идентификаторов получателей Telegram. Хранение истории отправок сообщений с ограничением по времени хранения и с автоматической очисткой по мере истечения срока хранения.

4800 руб.

26.12.2023    3510    4    2    

12
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. svezr 5 30.03.22 09:14 Сейчас в теме
Благодарю, было интересно. Весьма оригинальное решение с передачей чека клиенту.
2. automatizator 170 27.05.22 06:05 Сейчас в теме
(1) По моему этот механизм уже не работает. От хорошего государство быстро отучает...
Оставьте свое сообщение