Гармония порядка и гибкости

15.02.23

Учетные задачи - БДР, БДДС

Сегодня мы порассуждаем, можно ли найти идеальный баланс между гибкостью в принятии решений и внутренними правилами, что такое БДР и метод условных начислений, и какое вообще отношение ко всему этому имеет 1С.

Принято считать, что жизненный цикл любой компании схож с жизненным циклом человека: вначале преобладает внутренняя гибкость, важные решения принимаются легко и быстро, вектор развития способен вращаться сродни флюгеру на ветру. Освоить новый музыкальный инструмент или начать говорить на новом иностранном языке для школьника — задача нескольких недель. Аналогично и молодая компания с легкостью реализует новые, смелые идеи своих сотрудников или руководителей, безболезненно подстраиваясь под изменения конъюнктуры рынка.

С годами же появляются внутренние правила, порядки, убеждения, которые помогают упорядочить и структурировать жизнь. Эти правила позволяют убрать необходимость в ответах на частые вопросы и обозначить четкие механизмы решения той или иной жизненной ситуации. И чем старше становится компания или человек, тем меньше становится гибкости, а правил больше. По итогу, компания на закате «пенсионного возраста» теряет всякую способность на быстрое изменение, что губительно при резких порывах внешнего ветра.

Но достаточно теории менеджмента, давайте рассмотрим примеры из жизни. Практически любая компания, которая ставит перед собой задачу автоматизации финансового учета, начинает с разработки 2 основных отчетов: фактического БДДС (бюджет движения денежных средств или Cash-flow) и фактического БДР (бюджет доходов и расходов или P&L). И если про первый отчет написано и разобрано уже, наверное, все, практически любой рядовой пользователь даже без навыков программирования, но при наличии желании и упорства сможет в режиме Предприятия настроить данный отчет с помощью типовых инструментов 1С:УПП, 1С:ERP или даже 1С:УХ. Специальных решений данной задачи, которые позволяют детализировать данный отчет, еще больше. То с автоматизацией БДР на крупном предприятии часто возникает одна совершенно неявная проблема.

Для понимания контекста давайте еще немного теории, но уже экономической. Бюджет доходов и расходов — это отчет, показывающий фактические, как ни парадоксально, доходы и расходы компании по начислениям за прошедший период. И расходная его часть строится на основании документов затрат — приобретениях/поступлениях товаров и услуг, которые вводятся на основании первичных бухгалтерских документов. Однако оригиналы или электронные версии этих первичных документов передаются поставщиками услуг не всегда сразу (чаще — всегда не сразу), особенно, если услуга была оказана в заключительные дни прошедшего месяца.

Выходит, что мы сделали все настройки отчета в программе, готовы в любой момент сформировать отчет, но вынуждены ждать предоставления «первички» от поставщиков услуг, даже если стоимость этих услуг нам или известна, или может быть достаточно точно спрогнозирована (аренда, коммунальные услуги и прочие регулярные платежи). Бухгалтерия вряд ли станет вводить документ поступления/приобретения товаров и услуг без документального основания данной операции. И все бы ничего, если бы не основные заказчики самого факта БДР.

Финансовый директор/Генеральный директор/Акционеры/Учредители (нужное подчеркнуть) хотят видеть отчет по прошедшему месяцу максимально быстро, чтобы при необходимости вовремя принять важное управленческое решение. Ведь ждать вторую, а то и третью декаду месяца, следующего за отчетным, чтобы получить необходимую информацию, захочет далеко не каждый руководитель. А значит, автоматизация данного отчета в 1С совершенно не позволяет сократить сроки его подготовки.

Получается конфликт правил и гибкости, который описывался в начале статьи: вводить документы в программу без оснований нельзя, это нарушение правил бухгалтерского учета, но и получать столь важный отчет с опозданием тоже нельзя, это нарушение гибкости компании в части оперативности принятия решений. И вроде бы кажется, что решение данной дилеммы скорее лежит в плоскости методологии учетной политики или в договоренности между руководителями двух подразделений, однако есть одно техническое решение данного вопроса.

Метод условных начислений или аккруалы (от англ. Accruals) — методика ввода в программу прогнозных расходов до получения первичных бухгалтерских документов. Аккруалы идентичны привычному документу поступления/приобретения товаров и услуг, но не делают проводки по балансовым счетам бухгалтерского учета (проводки в данном случае происходят либо по счетам управленческого учета, либо по забалансовым счетам бухгалтерского учета). И все, что остается — настроить сбор БДР таким образом, чтобы данные из аккруалов в него попадали. А когда первичные бухгалтерские документы все же поступят в бухгалтерию, останется только снять с проведения аккруал и ввести полноценный ПТиУ, информация в фактическом БДР изменится незначительно или вообще не изменится. Безусловно для массового создания аккруалов и их связи с документами поступления логично разработать удобный АРМ, который исключит возможность задвоения начисленного расхода и искажения информации в БДР.

Таким образом, преимуществом ведения метода условных начислений является одновременно и соблюдение правил ведения бухгалтерского учета, и сокращение сроков подготовки управленческой отчетности. Реализовать такую доработку можно в любой типовой конфигурации 1С, взяв за основу типовой документ поступления/приобретения товаров и услуг и изменив необходимые проводки и движения по регистрам.

В итоге мы рассмотрели частный случай, который поднимает более важный общий вопрос: а должны ли технические решения в 1С решать подобные не технические вопросы компании, как думаете?

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

Учет доходов и расходов БДР, БДДС Бизнес-аналитик Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Комплект из 3 самых популярных финансовых управленческих отчетов для директоров и владельцев (Управленческий баланс, Отчет о движении денежных средств, Отчет о финансовом результате (бывший отчет о прибылях и убытках), написанный в виде внешних отчетов для конфигурации 1С: Бухгалтерия 3.0. Универсальные, подходят для большинства видов деятельности, простые в установке и работе.

30000 руб.

16.12.2019    41102    78    73    

52

БДР, БДДС Бухгалтер 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Платные (руб)

Дополнительный модуль «Заявка на расходование денежных средств» для 1С: Бухгалтерии 3.0 позволяет планировать поступление и расход денежных средств, организовать процесс согласования платежей и формировать платежный календарь. Разработка выполнена с помощью механизма расширений и не мешает в дальнейшем обновлять типовую конфигурацию.

20000 руб.

28.04.2022    19154    94    18    

61

Загрузка и выгрузка в Excel Регламентированный учет и отчетность Анализ учета БДР, БДДС Бизнес-аналитик Бухгалтер Пользователь 1С v8.3 1C:Бухгалтерия Платные (руб)

Инструмент является симбиозом базового функционала Excel с возможностью получения и использования данных 1С для конструирования произвольных отчетов. Область применения - от простого получения нескольких контрольных сумм по типу "Отчет руководителю", до составления сложных аналитических отчетов всех видов учета. быстрые, точные и сложные отчеты без программирования и ручного труда.

12000 руб.

08.02.2021    22304    14    69    

32

Учет доходов и расходов Взаиморасчеты БДР, БДДС Бухгалтер Пользователь 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Комплексная автоматизация 2.х Управленческий учет Платные (руб)

Мы доработали типовой платежный календарь, добавив в него планируемые постоянные расходы. Теперь можно видеть картину денежных средств в совокупности с текущей динамикой ожидаемых поступлений и расходов. Отчет позволяет увидеть остатки денежных средств в кассе и банке, их движение в разрезе статей ДДС с возможностью выбрать любой период (день, неделя, месяц). Данный отчет подходит для всех следующих конфигураций линейки продуктов 1С:Предприятие 8.3 (8.3.18.1289): 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.77.95), 1С:Управление торговлей, 1С:Комплексная автоматизация 2 (2.4.11.67), Объединенное решение: Модуль 1С:CRM 3 (3.0.21.3) +1С:ERP Управление предприятием 2 (2.4.13.111). Также есть возможность адаптации отчета под другие конфигурации. Мобильное приложение работает на Android

3000 руб.

16.03.2021    23405    19    15    

34

Бюджетирование и планирование Комплексное управление ресурсами (ERP) БДР, БДДС Программист Бизнес-аналитик Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта Стажер 1С:Управление холдингом 1С:ERP. Управление холдингом Россия Бесплатно (free)

В статье представлен практический опыт компании АДАПТА по разработке формы бюджета доходов и расходов в системе 1С:Управление холдингом с последующей автоматической загрузкой фактических данных из внешней базы 1С:Бухгалтерия. Пошагово рассмотрены процессы подключения внешней ИБ, настройки структуры отчета, аналитик и формул расчета показателей. Материал будет полезен методистам, консультантам и разработчикам, работающим с функционалом бюджетирования в сложных интеграционных контурах.

22.05.2025    906    Adapta    0    

2

БДР, БДДС Бухгалтер Пользователь 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление холдингом 1С:Комплексная автоматизация 2.х Бухгалтерский учет Абонемент ($m)

Необходимый для каждого руководителя и бухгалтера отчёт по статьям движениям денежных средств: начальные остатки, обороты, конечные остатки в разрезе организаций, бухгалтерских счетов, контрагентов, месяцев, расчетных счетов, валют, подразделений субконто, документов – с гибкой аналитикой и отборами. Отчёт сделан максимально универсально.

10 стартмани

25.03.2025    552    4    user1527257    0    

0

БДР, БДДС Бухгалтер Пользователь 1С v8.3 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Абонемент ($m)

Формирование остатков и оборотов денежных средств: 1) в УНФ 3.0 по данным регистров накопления 2) в БП (КОРП) 3.0 по данным регистра бухгалтерии "Хозрасчетный" в разрезе месяцев произвольного периода. Обязательно указание организации и периода. Показатели выводятся в валюте регламентированного учета.

3 стартмани

18.03.2025    731    9    9093042    3    

0
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. xman 87 15.02.23 16:44 Сейчас в теме
Функционал есть в УХ и БП МСФО
2. VKuser77290254 21.10.24 10:11 Сейчас в теме
Здравтсвуйте, как с Вами можно связаться? Интересует внедрение процесса условных начислений в компании
Оставьте свое сообщение