«1С:WMS» или встроенная подсистема «Управление складом и запасами» в «1С:ERP»? Многие предприятия склоняются в пользу второго варианта. Это оправдано, если исходную ситуацию можно описать так:
- внедрение ПП «1С:ERP» приоритетно или он уже есть в компании;
- автоматизируемые площадки — небольшие склады при производстве;
- склады работают с умеренной интенсивностью;
- в планах нет серьёзной интенсификации складских процессов.
Значит ли это, что «1С:ERP» автоматически решит все проблемы, связанные со складским учётом? Нет, поскольку ERP и WMS относятся к разным классам систем: у них различная архитектура, функциональность и возможности.
Разберём на примере адресного склада. Для организации и ведения адресного хранения требуется много ресурсов. Если по какой-то причине товар нужно переместить из одной ячейки в другую, понадобится разрешение и отчёт. Хорошо, когда это можно сделать онлайн. Если нет, на сотрудников ложатся дополнительные задачи, возрастает объём неформализованной устной коммуникации, выполнение складских операций затягивается… В общем, то, что должно было оптимизировать работу склада, становится источником узких мест и даёт обратный эффект.
Решение — использовать ТСД (терминалы сбора данных) в режиме онлайн на всех складских операциях. В «1С:WMS» для этого предусмотрено мобильное рабочее место в виде приложения для Android. С «1С:ERP» сложнее: там подключение осуществляется через RDP-соединение (напрямую к базе). У такого способа есть минусы: неудобный интерфейс и снижение скорости работы.
Но существует и альтернатива. Подробнее о ней — в кейсе внедрения мобильного рабочего места на адресном складе в компании, работающей в «1С:ERP».
Как всё начиналось?
Клиент — крупное торгово-производственное предприятие.
Количество площадок — 5 складов по всей территории России.
Количество сотрудников — 300+.
Количество МРМ — 13 (одна площадка).
Ранее работа на складах заказчика велась вручную. Все документы сотрудники распечатывали и передавали из рук в руки. Так, например, адреса размещения ТМЦ водитель-погрузчик сперва фиксировал на бумаге, затем кладовщик переносил их в «1С:ERP». На это уходило много времени, были и ошибки при заполнении. Также нельзя было следить за сроком и качеством выполнения задач.
Стало ясно, что работу склада необходимо оптимизировать, внедрив мобильные рабочие места (МРМ). Для этого решили использовать «Mobile SMARTS: Склад 15» и интеграцию с «1С:ERP».
«Mobile SMARTS: Склад 15» — программный продукт от компании «Клеверенс». Он представляет собой интерфейс для ТСД и базу данных.
Заказчик выбрал «Mobile SMARTS: Склад 15», поскольку тот отличается высокой скоростью работы, дружелюбным интерфейсом и возможностью управлять ролями пользователей. Кроме того, через обработки он легко интегрируется с любыми конфигурациями 1С и схож с ними по функционалу. Пользователь найдёт там аналогичные операции: приход на склад, размещение по ячейкам, отгрузку и пр.
Юлия Калинина, аналитик 1С
Этапы внедрения
- Обследование. Подготовили опросник для складского аудита, проинтервьюировали сотрудников. Аудит проводили очно на территории заказчика — это помогло быстрее и качественнее погрузиться в контекст и вскрыть проблемы пользователей.
- Моделирование. Разделили процессы на три блока (приёмка, отгрузка, инвентаризация) и описали «as is» и «to be» в программе ARIS с использованием методологии BPMN. По запросу заказчика в описании «to be» провели сопоставление с документами МРМ. Для этого предварительно в деталях изучили функционал продукта «Клеверенс».
- Тестирование. Проверили работу функционала на тестовой и рабочей базах.
Как устроена работа на практике?
«Mobile SMARTS: Склад 15» позволяет согласовать исходный документ 1С, документ МРМ, создаваемый на ТСД после выполнения операции, и документ-приемник, который возвращается в 1С.
Исходный документ — Операция в МРМ — Документ-приемник
Пример. В «1С:ERP» создаётся документ «Заказ поставщику» — его отправляют на ТСД. Кладовщик оформляет приход и отражает на ТСД операцию «Приход на склад». После выполнения операции в «1С:ERP» возвращается документ «Приходный ордер».
Также можно синхронизировать и другие операции.
- Подбор заказа
- Инвентаризация
- Перемещение по ячейкам
- Перемещение по складам
- Остатки в ячейках
- Списание
- Возврат
- Упаковочный лист
- Комплектация
- Сбор штрихкодов
Обмен данными может осуществляться в онлайн или офлайн режиме. Это задаётся настройками и определяется спецификой бизнес-процессов.
Эффект внедрения
Внедрение МРМ сделало учёт складских операций в 1С более быстрым и корректным. Теперь задания приходят на терминал в электронном виде. Размещение осуществляется свободно, водитель-погрузчик сам выбирает ячейки. При необходимости можно задать правила размещения товаров, жёстко зафиксировав адреса хранения. Работник склада сканирует ячейки с помощью ТСД — если пытается положить ТМЦ не туда, раздаётся звуковой сигнал об ошибке.
Внедрённый функционал адаптирован под специфику компании, в программе отражены нетиповые процессы (например, дописан документ «Упаковочный лист»).
В целом благодаря внедрению:
- уменьшилось количество ошибок при размещении и отгрузке ТМЦ;
- сократилось время проведения инвентаризации;
- сократилось время проведения складских операций.
Мы продолжаем активно работать с клиентом. В планах — внедрить адресный учёт и работу с ТСД на всех складах компании.