"Умное лицо получается у человека не оттого, что он умен, а только оттого, что он много думает. Я знаю несколько женщин: у них хорошие, умные, вдумчивые лица, а сами они глупые, но они серьезно относятся к жизни, добросовестно вдумываются в нее. Знавал я одного критика. Редко можно было встретить такого тупого человека. Но он добросовестно ворочал своими воробьиными мозгами - и лицо у него, без всякого спора, было умное. А вот у Декарта и Канта лица совершенно дурацкие. Видно, думалось им очень легко."
В. Вересаев "Записи для себя"
Если говорить об обучении и образовании вообще, то горький опыт, и не только мой, показывает, что освоение знаний человеком возможно исключительно на основе самообразования. Только так, пройдя, для кого трудный и тернистый, для кого увлекательный и интересный, путь самообучения, можно получить глубокое понимание предмета, развить самостоятельное мышление и творческий подход. Тем не менее, вся педагогика в обществе идет всего лишь двумя путями: первый путь - активизировать в ученике его собственное стремление к освоению знаний и помогать после этого процессу его самообразования; второй - кодировать психику ученика на уровне его сознания информацией, свойственной учебному плану и программе образования. К сожалению, второй путь самый распространенный и массовый. Именно поэтому из школы, института зачастую выходит много знающий, хорошо натасканный попугай, который знает очень много, но, не обладая культурой мировосприятия и культурой мышления, не способен выйти самостоятельно за пределы той информационной базы, которой его закодировала система образования.
И далее, сформировавшись таким образом, как продукт кодирующей педагогики, поощрявшей завышенные самооценки у учеников, проходивших один за другим более или менее стандартные тестовые рубежи, наглотавшись знаний, это в лучшем случае, научившись сумбурно мыслить и бездумно повторять то, что в него заложили, он будет дальше развиваться как узкий специалист, который недееспособен вне своей профессии, да и в своей профессии, зачастую он будет дееспособен только в более или менее стандартных и заученных ситуациях. Вводя в заблуждение себя и окружающих своими регалиями, аттестатами и сертификатами.
Что уж говорить о курсах, системе тестирования и сертификации пользователей и специалистов 1С. Это лишь продолжение начатого с детства процесса кодирования информацией учебного плана, а затем формальной проверки соответствия закодированного.
Мне могут возразить, ведь это (и курсы, и тесты), хоть какая-то возможность оценки и контроля качества специалиста и его знаний. Да, но до тех пор, пока она является поддержкой истинному самообразованию людей, что, как сказано выше, случается очень редко и все менее свойственно с приходом западных стандартов, способов обучения и оценки учеников.
Тоже тестирование 1С на звание "профессионал", уже в самих формулировках вопроса (варианты ответов) заложен правильный ответ, который вполне можно угадать. Кроме того, существует очень большая вероятность того, что обучение превратится в простое зазубривание текстов вопросов и вариантов ответов. Да и ответы в тестах не требуют объяснений и выводов. Тесты апеллируют, прежде всего, к стандартному применению готовых знаний. Отсутствие возможности раскрыть свою индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов - ничем невосполнимый недостаток метода тестов. С точки зрения выявления творческого потенциала большинство тестов весьма ограничены именно тем, что они не направляют к творческой, конструктивной деятельности. К умению конкретизировать свой ответ примерами или уточнять общую задачу наводящими вопросами. Умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, все это выпадает из поля тестирования.
В результате, конечно упрощенно и, к счастью не всегда, но, тем не менее, мы имеем следующую цепочку взаимодействия в среднестатистической фирме или предприятии: компьютеры (куда более примитивные, чем интеллект человека); компьютерщики (IT-шники всех мастей и профессий, узко закодированные в рамках своей профессии); остальной коллектив узких специалистов в своих областях. И проектирование, автоматизация, оптимизация, внедрение систем учета и планирования, функционирования бизнес-процессов на предприятии, в таком свете, уже начинает напоминать построение "Вавилонской башни", а не совместное, сознательное и разумное творчество Людей. А такие процессы обречены пасть жертвой своих же благонамеренных инициатив, рано или поздно.