МЧД: база для тех, кто еще не сталкивался

23.07.24

Функциональные - Документооборот и делопроизводство (СЭД)

В материале базовая информация для тех, кто еще не сталкивался в работе с МЧД.

Содержание

  1. База и терминология
  2. Как МЧД работает в 1С

 

Много статей и информации по работе с МЧД в 1С и других учетных программах. Преимущественно все они написаны либо в формате инструкций, либо очень пространным языком, поэтому остаются вопросы. Когда по рабочим проектам мне пришло время столкнуться с МЧД, я изучил форум документооборота, где неоднократно поднимался вопрос электронного документооборота, а также прошел курсы от 1С по использованию УКЭП в 1С.

Как только тема пересекалась с МЧД, о ней умалчивали или не разбирали развернуто. Мне казалось, что не может быть все так легко и просто, ожидал подвоха. Думал, что начну работать непосредственно с УКЭПами в связке с МЧД, и обязательно столкнусь с техническими сложностями. Спойлер: их нет.

 

База и терминология

В материале базовая информация для тех, кто еще не сталкивался в работе с МЧД. Пробежимся по терминологии.

КЭДО - кадровый электронный документооборот.

УКЭП - усиленная квалифицированная электронная подпись (т.н. ЭЦП, ЭП).

МЧД - машиночитаемая доверенность - аналог бумажной доверенности, но в электронном виде в формате XML. Выдаётся юридическим лицом (Доверителем) для подтверждения полномочий физического лица, действующего от его имени. Такой доверенностью пользуются с УКЭП физлица, если нужно дать ему право подписи отчётов или других документов от имени организации или ИП. Для КЭДО достаточно МЧД признаваемых ИНФС.

Введена вся эта красота в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 856 «О порядке формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему»;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 857 «Об утверждении требований к формам доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме»;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 858 «Об утверждении единых требований к машиночитаемым формам документов о полномочиях»;
  • Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 222;
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 223;
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 224.

 

Как МЧД работает в 1С?

Обязательная часть на этом закончена, давайте разбираться как это самое МЧД работает в нашей родной 1С, а именно как ее получить, как ее подгрузить, как она связана с УКЭП.

Первое. Сейчас все подписи выпускаются на физическое лицо, нет возможности выпускать подпись организации на уполномоченное лицо с правом подписи. Теперь мы выпускаем подпись не на сотрудника, а на человека, а подписывать документы он сможет только имея машиночитаемую доверенность. Если очень сильно упростить – это фактически полный аналог обычной бумажной доверенности, имея которую наш сотрудник имеет право подписывать определенный ряд документов.

Выпустить можно несколькими способами. На проекте, на котором я работаю, решили остановиться на сервисе Контур-Доверенности (нам так удобно, еще можно реализовать через ИФНС). Выпускается он в формате XML. Выдаётся юридическим лицом (Доверителем) для подтверждения полномочий физического лица, действующего от его имени. Такой доверенностью пользуются с УКЭП физлица, если нужно дать ему право подписи отчётов или других документов от имени организации или ИП. Для КЭДО достаточно МЧД признаваемых ИНФС.

Выяснили, что к закрытому ключу и сертификату подписи мы обязаны иметь XML, которая подтверждает полномочия подписанта. На этом моменте у меня возник первый вопрос: как эти полномочия разграничиваются? Вероятно, есть какой-то сложный технический момент со стороны выпуска и со стороны настроек 1С? Нет, они просто в свободной форме описываются в примечании к МЧД, что выглядит примерно, как на рисунке №1.

 

Рис. №1: «Полномочия для МЧД»

 

Вопрос №2, который у меня возник – МЧД мы выпускаем одну для ряда УКЭП или 1 МЧД к 1 УКЭП? Здесь верен второй вариант, на каждого сотрудника, для каждой организации мы выпускаем отдельный МЧД.

Вопрос №3 – а нужно ли устанавливать МЧД на сервер, либо на локальную машину пользователя, как мы это делаем с контейнером и сертификатом УКЭП? Ответ: нет, не нужно, мы выпустили, подгрузили его в 1С и пользуемся.

Вопрос №4 – а как проверять валидность подписанного документа? Видимо как-то по особенном выгружать? И опять же нет, если нужны доки для контролирующих органов – мы выгружаем файл подписанного документа с файлами подписи, и прикладываем к нему нашу xmlку мчд.

Неужели всё так просто? Оказалось да, хотя изначально начинать работу с МЧД было довольно страшно. В целом всю работу с МЧД можно посмотреть на рисунке 2. Схематично – всё легко и просто, наверное, даже проще чем было ранее с выпуском УКЭП для уполномоченного лица.

 

 

Рис. 2: «Схема выпуска и установки УКЭП с учетом МЧД»

 

Остается разобраться в том, как поставить МЧД. Покажу на примере Контур-Доверенности + 1С:ЗУП.

1. В сервисе Контур-Доверенности в нужном юридическом лице (как переключаться между компаниями показано на рис. ниже) найти нужную МЧД на Подписанта.

 

Рис. 3: «Выбор организации в Контур-Доверенности»

 

2. Открыть МЧД и скачать ее (будет скачан архив с двумя файлами *.xml - сама доверенность, *.sig - файл подписи).

Рис. 4: «Скачиваем доверенность»

 

3. Архив распаковать на жесткий диск.

4. Зайти в 1С: ЗУП в справочник «Машиночитаемые доверенности КЭДО»

5. Загрузить доверенность по команде "Из файла", открыв в проводнике распакованный файл *.xml с доверенностью.
 

Рис. 5: «Загружаем доверенность в 1С»

 

6. Появившуюся на экране форму, заполненную данными из *.xml доверенности, "Записать и закрыть».

 

Рис. 6: «Загружаем доверенность в 1С»

 

7. В списке доверенностей появится добавленная доверенность.

8. Далее Подписанту при выборе сертификата подписи будет предлагаться список подходящих МЧД.
 

Рис. 7: «Выбираем доверенность в 1С при подписании»

 

На этом всё. Звучало страшно, а на деле оказалось, что всё легко и просто. Желаю всем успехов в работе с МЧД.

 

Автор: Дмитрий С., аналитик информационных систем

См. также

Документооборот и делопроизводство (СЭД) Типовые Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта Платформа 1С v8.3 Управленческий учет Платные (руб)

Организуйте правильный оборот документов на вашем предприятии в 1С. Ведение учета и хранения документов. Управление потоками документации между подразделениями. Работа с договорами в компании. Автоматизация процессов подготовки, согласования и подписания документов. Сократите время и объем ошибок с 1С:ДО!

48500 руб.

19.02.2016    108148    111    5    

91

Документооборот и делопроизводство (СЭД) Платформа 1С v8.3 Платные (руб)

"1С:Архив" – это универсальная система, обеспечивающая надежное долговременное хранение документов с гарантией юридической значимости на неограниченный срок. "1С:Архив" разработан на основе нормативно-правовых актов по архивному делу, поддерживает операции хранения документов – от попадания в архив до уничтожения – и не имеет ограничений на объем хранимых данных. "1С:Архив" сопровождается методологической поддержкой в виде организационных документов по хранению, входящих в состав "Комплекта нормативных документов" к "Методике управления документами и совместной работой", разработанной специалистами фирмы "1С". Использование "1С:Архива" позволяет организовать единое хранилище всех бумажных и электронных документов из разных информационных систем, вести архивный учет в соответствии с требованиями Росархива и снизить нагрузку на учетные системы. Продукт подходит для малых, средних, крупных предприятий и учреждений любых отраслей.

90000 руб.

24.10.2022    5313    7    1    

7

SALE! 30%

Загрузка и выгрузка в Excel Документооборот и делопроизводство (СЭД) Учет документов Распознавание документов и образов Бухгалтер Пользователь Управляемые формы 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Бухгалтерия 2.0 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление холдингом 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Универсальная программа для распознавания сканов или фото товарных документов в 1С. Не требует указания параметров и предварительной настройки. Просто выбираете файл (PDF, JPG, DOC, XLS, HTML) выбираете документ 1С и нажимаете кнопку "Распознать и загрузить".

8400 5880 руб.

04.06.2019    104808    305    173    

319

Документооборот и делопроизводство (СЭД) Бухгалтер Платформа 1С v8.3 1С:Бухгалтерия 3.0 Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Продукт "Апрель Софт: Бухгалтерия позаказного производства, ред. 3.0" предназначен для удобного и оперативного управления процессами производства, отгрузок и снабжения в производственных компаниях. Программный продукт открывает новые функциональные возможности для ведения документооборота.

11400 руб.

18.02.2016    22800    1    1    

4

Рабочее место Документооборот и делопроизводство (СЭД) Производство готовой продукции (работ, услуг) Перенос данных 1C Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:Комплексная автоматизация 1.х 1С:Управление производственным предприятием 1С:Документооборот Платные (руб)

Продукт "Интеграция с 1С:Документооборот" позволяет использовать функции программы "1С:Документооборот 8" напрямую из учетной системы (1С:УПП; 1С:КА, 1С:УТ 10.3, 1С:БГУ 1.0, 1С:ЗБУ 1.0, 1С:УПП для Казахстана и отраслевых решений, разработанных на их основе) на платформе "1С:Предприятие 8": выполнять и ставить задачи, просматривать документы, скан-копии и прочие файлы, штрих-кодировать документы отправлять письма, вести учет рабочего времени - не входя в "1С:Документооборот 8", работая в одной программе, что значительно сокращает время и делает работу более комфортной и эффективной. Продукт прошел сертификацию 1С-Совместимо

48000 руб.

11.06.2015    57082    35    20    

45

Документооборот и делопроизводство (СЭД) Мессенджеры и боты Учет документов Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 Платные (руб)

Расширение для согласования справочников и документов в основных типовых конфигурациях. Ролевая адресация, условная маршрутизация, чат-бот telegram, интеграция с n8n, последовательное и параллельное согласование, уведомление о новых задачах на почту, блокировка объектов в зависимости от статуса, запрет проведения в зависимости от статуса, автозапуск процессов согласования, отчеты по исполнительской дисциплине. Не требуется снятие конфигурации с поддержки. Настройка без программирования. Версия для 1cfresh.com. Сертификат 1С-Совместимо.

14900 руб.

15.11.2018    29364    33    48    

67

Перенос данных 1C Документооборот и делопроизводство (СЭД) Учет документов Системный администратор Программист Бухгалтер Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Платные (руб)

Бесшовная интеграция с 1С:Документооборот (КОРП или ПРОФ) - вот что обеспечит Вам и Вашим сотрудникам оперативный доступ и продуктивную работу с документами в учётной системе 1С на базе "1С:Бухгалтерия предприятия 3.0 ПРОФ". Бесшовный обмен и связь позволяют экономить до 60% времени на поиск и согласование первичной документации (актов, счетов-фактур, накладных), не говоря уже о других полезных функциональных возможностях: создании и запуске бизнес-процессов, работе с электронной почтой, штрихкодировании документов и многом другом.

30000 руб.

23.05.2017    55375    35    67    

42

Печатные формы Документооборот и делопроизводство (СЭД) Учет документов Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Приложение для быстрого создания макетов печатных документов, заполняемых из 1С:Предприятие, без привлечения программистов и запуска конфигуратора. Шаблон готовится в редакторе MS Word, отлично освоенном офисными служащими. Так, на подготовку нового шаблона договора купли продажи со спецификацией потребуется 25 минут. Приложение будет полезно, если Вы работаете со множеством Word-шаблонов или если Вам надо часто создавать новые шаблоны. Есть сертификат "1С: Совместимо!". Версия ПРОФ доступна в виде расширения.

2000 руб.

05.09.2017    91876    65    95    

99
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Chizhik2020 04.09.24 07:45 Сейчас в теме
Ввели всем МЧД, но сайт с выдачей доверенностей лежит, и не понятно когда заработает.
Оставьте свое сообщение