МЧД: база для тех, кто еще не сталкивался

23.07.24

Функциональные - Документооборот и делопроизводство (СЭД)

В материале базовая информация для тех, кто еще не сталкивался в работе с МЧД.

Содержание

  1. База и терминология
  2. Как МЧД работает в 1С

 

Много статей и информации по работе с МЧД в 1С и других учетных программах. Преимущественно все они написаны либо в формате инструкций, либо очень пространным языком, поэтому остаются вопросы. Когда по рабочим проектам мне пришло время столкнуться с МЧД, я изучил форум документооборота, где неоднократно поднимался вопрос электронного документооборота, а также прошел курсы от 1С по использованию УКЭП в 1С.

Как только тема пересекалась с МЧД, о ней умалчивали или не разбирали развернуто. Мне казалось, что не может быть все так легко и просто, ожидал подвоха. Думал, что начну работать непосредственно с УКЭПами в связке с МЧД, и обязательно столкнусь с техническими сложностями. Спойлер: их нет.

 

База и терминология

В материале базовая информация для тех, кто еще не сталкивался в работе с МЧД. Пробежимся по терминологии.

КЭДО - кадровый электронный документооборот.

УКЭП - усиленная квалифицированная электронная подпись (т.н. ЭЦП, ЭП).

МЧД - машиночитаемая доверенность - аналог бумажной доверенности, но в электронном виде в формате XML. Выдаётся юридическим лицом (Доверителем) для подтверждения полномочий физического лица, действующего от его имени. Такой доверенностью пользуются с УКЭП физлица, если нужно дать ему право подписи отчётов или других документов от имени организации или ИП. Для КЭДО достаточно МЧД признаваемых ИНФС.

Введена вся эта красота в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 856 «О порядке формирования, актуализации классификатора полномочий и обеспечения доступа к нему»;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 857 «Об утверждении требований к формам доверенностей, используемых для подтверждения полномочий в электронной форме»;
  • Приказ Минцифры от 18.08.2021 № 858 «Об утверждении единых требований к машиночитаемым формам документов о полномочиях»;
  • Федеральный закон от 30.12.2021 № 443-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 222;
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 223;
  • Постановление Правительства РФ от 21.02.2022 № 224.

 

Как МЧД работает в 1С?

Обязательная часть на этом закончена, давайте разбираться как это самое МЧД работает в нашей родной 1С, а именно как ее получить, как ее подгрузить, как она связана с УКЭП.

Первое. Сейчас все подписи выпускаются на физическое лицо, нет возможности выпускать подпись организации на уполномоченное лицо с правом подписи. Теперь мы выпускаем подпись не на сотрудника, а на человека, а подписывать документы он сможет только имея машиночитаемую доверенность. Если очень сильно упростить – это фактически полный аналог обычной бумажной доверенности, имея которую наш сотрудник имеет право подписывать определенный ряд документов.

Выпустить можно несколькими способами. На проекте, на котором я работаю, решили остановиться на сервисе Контур-Доверенности (нам так удобно, еще можно реализовать через ИФНС). Выпускается он в формате XML. Выдаётся юридическим лицом (Доверителем) для подтверждения полномочий физического лица, действующего от его имени. Такой доверенностью пользуются с УКЭП физлица, если нужно дать ему право подписи отчётов или других документов от имени организации или ИП. Для КЭДО достаточно МЧД признаваемых ИНФС.

Выяснили, что к закрытому ключу и сертификату подписи мы обязаны иметь XML, которая подтверждает полномочия подписанта. На этом моменте у меня возник первый вопрос: как эти полномочия разграничиваются? Вероятно, есть какой-то сложный технический момент со стороны выпуска и со стороны настроек 1С? Нет, они просто в свободной форме описываются в примечании к МЧД, что выглядит примерно, как на рисунке №1.

 

Рис. №1: «Полномочия для МЧД»

 

Вопрос №2, который у меня возник – МЧД мы выпускаем одну для ряда УКЭП или 1 МЧД к 1 УКЭП? Здесь верен второй вариант, на каждого сотрудника, для каждой организации мы выпускаем отдельный МЧД.

Вопрос №3 – а нужно ли устанавливать МЧД на сервер, либо на локальную машину пользователя, как мы это делаем с контейнером и сертификатом УКЭП? Ответ: нет, не нужно, мы выпустили, подгрузили его в 1С и пользуемся.

Вопрос №4 – а как проверять валидность подписанного документа? Видимо как-то по особенном выгружать? И опять же нет, если нужны доки для контролирующих органов – мы выгружаем файл подписанного документа с файлами подписи, и прикладываем к нему нашу xmlку мчд.

Неужели всё так просто? Оказалось да, хотя изначально начинать работу с МЧД было довольно страшно. В целом всю работу с МЧД можно посмотреть на рисунке 2. Схематично – всё легко и просто, наверное, даже проще чем было ранее с выпуском УКЭП для уполномоченного лица.

 

 

Рис. 2: «Схема выпуска и установки УКЭП с учетом МЧД»

 

Остается разобраться в том, как поставить МЧД. Покажу на примере Контур-Доверенности + 1С:ЗУП.

1. В сервисе Контур-Доверенности в нужном юридическом лице (как переключаться между компаниями показано на рис. ниже) найти нужную МЧД на Подписанта.

 

Рис. 3: «Выбор организации в Контур-Доверенности»

 

2. Открыть МЧД и скачать ее (будет скачан архив с двумя файлами *.xml - сама доверенность, *.sig - файл подписи).

Рис. 4: «Скачиваем доверенность»

 

3. Архив распаковать на жесткий диск.

4. Зайти в 1С: ЗУП в справочник «Машиночитаемые доверенности КЭДО»

5. Загрузить доверенность по команде "Из файла", открыв в проводнике распакованный файл *.xml с доверенностью.
 

Рис. 5: «Загружаем доверенность в 1С»

 

6. Появившуюся на экране форму, заполненную данными из *.xml доверенности, "Записать и закрыть».

 

Рис. 6: «Загружаем доверенность в 1С»

 

7. В списке доверенностей появится добавленная доверенность.

8. Далее Подписанту при выборе сертификата подписи будет предлагаться список подходящих МЧД.
 

Рис. 7: «Выбираем доверенность в 1С при подписании»

 

На этом всё. Звучало страшно, а на деле оказалось, что всё легко и просто. Желаю всем успехов в работе с МЧД.

 

Автор: Дмитрий С., аналитик информационных систем

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта 1С:Предприятие 8 Управленческий учет Платные (руб)

Организуйте правильный оборот документов на вашем предприятии в 1С. Ведение учета и хранения документов. Управление потоками документации между подразделениями. Работа с договорами в компании. Автоматизация процессов подготовки, согласования и подписания документов. Сократите время и объем ошибок с 1С:ДО!

55300 руб.

19.02.2016    112278    146    5    

114

1С:Предприятие 8 Платные (руб)

"1С:Архив" – это универсальная система, обеспечивающая надежное долговременное хранение документов с гарантией юридической значимости на неограниченный срок. "1С:Архив" разработан на основе нормативно-правовых актов по архивному делу, поддерживает операции хранения документов – от попадания в архив до уничтожения – и не имеет ограничений на объем хранимых данных. "1С:Архив" сопровождается методологической поддержкой в виде организационных документов по хранению, входящих в состав "Комплекта нормативных документов" к "Методике управления документами и совместной работой", разработанной специалистами фирмы "1С". Использование "1С:Архива" позволяет организовать единое хранилище всех бумажных и электронных документов из разных информационных систем, вести архивный учет в соответствии с требованиями Росархива и снизить нагрузку на учетные системы. Продукт подходит для малых, средних, крупных предприятий и учреждений любых отраслей.

117000 руб.

24.10.2022    6827    11    1    

11

Операции по ВЭД Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление холдингом 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Программа предназначена для автоматизации внешнеторговых компаний и обеспечивает документооборот валютного контроля: присвоение Уникального номера контракта (УНК), формирований сведений о валютных операциях (СВО) и справок о подтверждающих документах (СПД), прочих необходимых форм учета и отчетности по валютным операциям согласно действующему валютному законодательству Российской Федерации, документооборот валютных платежей согласно международным стандартам и документооборот купли-продажи валюты, а также выгрузку любых документов 1С в любую систему клиент-банк.

120000 руб.

13.05.2009    69552    3    29    

43

ЭДО и ОФД Учет документов 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия Россия Платные (руб)

Мощный, единый инструмент для решения всех проблем, связанных с переходом на ЭДО. Экономит бумагу и время – организует полностью соответствующий закону архив оригиналов первичных документов прямо в базе 1С, в прикрепленных файлах к соответствующим документам. Выявляет все возможные ошибки в ЭДО и помогает в несколько кликов их исправить. Взаимодействует напрямую с сервисами Диадок/СБИС, имеет интуитивно понятный интерфейс и учитывает 5-ти летний опыт 60+ клиентов.

19800 руб.

17.12.2018    49143    77    65    

84

Перенос данных 1C Учет документов Системный администратор Программист Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Платные (руб)

Бесшовная интеграция с 1С:Документооборот (КОРП или ПРОФ) - вот что обеспечит Вам и Вашим сотрудникам оперативный доступ и продуктивную работу с документами в учётной системе 1С на базе "1С:Бухгалтерия предприятия 3.0 ПРОФ". Бесшовный обмен и связь позволяют экономить до 60% времени на поиск и согласование первичной документации (актов, счетов-фактур, накладных), не говоря уже о других полезных функциональных возможностях: создании и запуске бизнес-процессов, работе с электронной почтой, штрихкодировании документов и многом другом.

54000 руб.

23.05.2017    60705    36    69    

43

Email рассылки Взаиморасчеты Акт сверки Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Платные (руб)

Данная обработка позволяет сократить объем ручных операций, выполняемых ежемесячно бухгалтером или его помощником за счет автоматизации систематического процесса.

7800 руб.

12.02.2019    35849    30    24    

28

Мессенджеры и боты Учет документов 1С:Предприятие 8 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление холдингом 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Платные (руб)

Расширение для согласования справочников и документов в основных типовых конфигурациях. Ролевая адресация, условная маршрутизация, чат-бот telegram, интеграция с n8n, последовательное и параллельное согласование, уведомление о новых задачах на почту, блокировка объектов в зависимости от статуса, запрет проведения в зависимости от статуса, автозапуск процессов согласования, отчеты по исполнительской дисциплине. Не требуется снятие конфигурации с поддержки. Настройка без программирования. Версия для 1cfresh.com. Сертификат 1С-Совместимо.

14900 руб.

15.11.2018    39757    43    55    

78
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Chizhik2020 04.09.24 07:45 Сейчас в теме
Ввели всем МЧД, но сайт с выдачей доверенностей лежит, и не понятно когда заработает.
2. DymaDyma 15.10.24 11:36 Сейчас в теме
В ЗУПе в МЧД в полях "физическое лицо" и "ответственный" должен быть указан один и тот же человек?
Сделали все по инструкции, но у нас программа не предлагает список подходящих МЧД Подписанту при выборе сертификата. Не можем понять в чем причина.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация