Описание механизма.
В учете данных по взаиморасчетам с поставщиками участвуют следующие регистры:
Регистр бухгалтерии
- Хозрасчетный
Регистры накопления
- Взаиморасчеты с контрагентами
- Взаиморасчеты с контрагентами по документам расчета
- Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)
Для возможности контролировать оплату каждой конкретной накладной в карточке договора присутствует реквизит - "По документам расчетов с контрагентами".Ведение взаиморасчетов по документам расчета позволяет контролировать сроки оплат и оплату конкретных поставок, отслеживать дебиторскую задолженность по срокам долга. Установка данного признака указывает на то, что в документах, участвующих в учете взаиморасчетов с контрагентом будет предоставлена возможность выбора документа расчетов:
- В платежных документах в табличной части "Расшифровка платежа" в дополнении к договору и сделке (заказу) можно указать информацию о расчетном документе (документу отгрузки, поступления), по которому должна быть зафиксирована оплата. Если документ расчета не указан - программа будет считать данную оплату авансом.
- Во все документы закупок, влияющие на взаиморасчеты ("Поступление товаров и услуг" и т.д.) добавлена табличная часть "Предоплата" ("Документы расчетов с контрагентами") для указания информации о платежном документе, которым была осуществлена оплата, сумму взаиморасчетов и сумму в валюте регламентированного учета. Если документ расчета не указан - программа считает, что образуется долг перед контрагентом по данному договору.
В бухгалтерском журнале проводок нет аналитики "документ расчета", однако при проведении документа поставки или оплаты система будет формировать проводки с учетом документов расчета, и основываясь на информации об остатках по управленческим регистрам.
Документы расчеты определяются по регистру "Взаиморасчеты по документам расчетов" в случае, если в договоре установлен признак "По документам расчетов с контрагентом", если же данная галочка не установлены - документы расчетов будут определяться по регистру "Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)".
ВАРИАНТ 1: Признак "По документам расчетов с контрагентом" не установлен
Документы расчетов будут определяться по регистру "Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)"
- При проведении платежного документа:
Если остатки по регистру являются отрицательными (документами расчетов являются документы поступления - перед контрагентом есть задолженность) - то система подберет в качестве документов расчетов - поступления, имеющиеся на остатках.
Остатки:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
-3000 |
60.01 |
Если смотреть по ОСВ - остаток по кредиту 60.01 - 8000 рублей
Проводится оплата на сумму 9000 рублей
В упр. регистре движения будут следующие:
Направление движения |
Регистратор |
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Приход |
Платежка 1 |
Поступление 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.01 |
Приход |
Платежка 1 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.01 |
Приход |
Платежка 1 |
Платежка 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.02 |
И остатки уже будут выглядеть следующим образом:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.02 |
По БУ - остаток по дебету 60.02 - 1000 рублей
Если остатки являются положительными - т.е.по данному договору есть аванс
Если смотреть по ОСВ - остаток по Дт 60.02
Тогда документ оплаты сам станет документом расчета - на всю оплачиваемую сумму.
Было:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Стало - после проведения оплаты на 9000
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
9000 |
60.02 |
2. При проведении поступления
Если остатки по регистру являются положительными (документами расчетов являются документы оплаты - по договору есть аванс )
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.02 |
Если смотреть по ОСВ - остаток по дебету 60.02 - 8000 рублей
Пришли материалы на сумму 9000 рублей
В упр. регистре движения будут следующие:
Направление движения |
Регистратор |
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Расход |
Поступление 1 |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Расход |
Поступление 1 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.02 |
Расход |
Поступление 1 |
Поступление 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.01 |
И остатки уже будут выглядеть следующим образом:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-1000 |
60.01 |
По БУ - остаток по Кт 60.01 - 1000 рублей
Если остатки являются отрицательными - т.е.по данному договору есть задолженность
Если смотреть по ОСВ - остаток по Кт 60.01
Тогда документ поставки сам станет документом расчета - на всю сумму поступления.
Было:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Стало - после проведения поставки на 9000
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
-9000 |
60.01 |
ВАРИАНТ 2: Признак "По документам расчетов с контрагентом" установлен.
Документы расчетов проставляются вручную. Однако при проведении документа - система всё равно произведет поиск документа расчетов - на основании регистра "Взаиморасчеты с контрагентами по документам расчетов" и если документ расчетов указан не верно - выдаст ошибку.
Правила выбора документов расчета
При заполнении реквизита "Документ расчета" в документах взаиморасчетов - необходимо учитывать следующие правила:
- Дата документа взаиморасчетов(регистратора) должна быть позже даты документа расчета - хотя система позволяет выбрать любой документ в качестве документа расчетов, в том числе дата которого значительно больше даты регистратора - при проведении система выдаст ошибку.
- В документах взаиморасчетов обязательно заполнение счетов учета. В противном случае, система не сможет корректно закрыть документ расчета.
- Регистратор и документ расчета обязательно должны быть проведены по бухгалтерскому учету.
Для проверки корректности указания документов расчета - можно посмотреть движения по регистру "Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)". В частности значение ресурса "Сумма бух. учета" должна быть равна значению ресурса "Сумма взаиморасчетов" с учетом курса документа. Если сумма бух. учета меньше суммы взаиморасчетов - это означает, что по данному документу расчетов - незакрытый остаток меньше отнесенной на него суммы. Необходимо указать другой документ расчетов, либо разбить сумму на несколько документов расчета.
Также недопустимы "двойные" остатки по договору - если взаиморасчеты ведутся "по договору в целом". Т.е. недопустимо, чтобы одновременно были незакрыты документы расчетов поставки и оплаты. Если договор ведется "по заказам" - в рамках договора могут быть одновременно аванс и задолженность - но по различным заказам - в рамках одного заказа "двойных" остатков быть не должно.