Планирование – один из ключевых аспектов успешной деятельности предприятия. Планировать можно закупки, продажи, производство, движение денежных средств, себестоимость, прибыль. Немаловажный фактор также – планирование персонала.
Основа планирования – оценка учетных данных текущего состояния хозяйственной деятельности, имеющихся ресурсов, а также внешних факторов (исследования рынка, спроса конкурентов и пр.). Также необходимо учитывать и прогнозы, тенденции развития, перспективы как самого предприятия, так и всего рынка в целом.
Планирование будет бесполезным без план-фактного анализа (ПФА), то есть сравнения того, что запланировали, с тем, что произошло фактически. Таким образом, план-фактный анализ является средством контроля. Контроль позволяет выявить и зафиксировать, к примеру, отклонения в запланированном кругообороте капитала. Помимо этого, контроль предполагает разработку мероприятий по ликвидации выявленных нарушений и системы профилактических мероприятий, предупреждающих их появление.
Результат ПФА – принятие решения об основных целях и задачах предприятия (в кратко-, средне-, долгосрочной перспективе). То есть предполагается, что будут разработаны основные мероприятия, направленные на достижение тех или иных показателей (с учетом имеющихся возможностей).
Основная цель ПФА – сбалансировать намеченные расходы предприятия с его финансовыми возможностями.
Планов может (правильнее сказать, должно) составляться несколько (пессимистичный (>-30->-60%), реалистичный (средний) (-30>0<30), оптимистичный (>30->60%)).
План не составляется раз и навсегда, он может (и должен) меняться с учетом изменений внутренних и внешних факторов:
- себестоимость продукции (снижение или увеличение издержек);
- политика ценообразования (взаимосвязь «цена» - «объем продаж»);
- использование производственных мощностей;
- эффективность рекламы;
- емкость рынка, поведение конкурентов и т.д.
В типовых конфигурациях 1С процесс планирования включает планы производства, закупок, продаж. План продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах. На основании этих потребностей составляется план производства, и затем – план закупок, который учитывает потребности производства и продаж. То есть планы имеет смысл рассматривать как систему, изменение одного неизбежно повлечет изменения других. Получается, что необходимо ответить еще и на вопрос: как связать закупки, производство и сбыт.
План продаж отвечает на вопросы «что, кому, сколько, по какой цене и на каких условиях продавать»; при этом он должен учитывать факторы:
- состояние рынка;
- возможности производства;
- максимальные складские запасы.
На основании изучения этих вопросов строится план товародвижения (поиск и обоснование оптимальных каналов распределения по сбытовой сети от производителя к потребителю).
Задачи планирования производства:
- определить необходимый объем производства, соответствующий по номенклатуре, ассортименту, качеству плану продаж;
- сформировать потребности в материально-сырьевых ресурсах, численности и квалификации персонала, транспорте.
К процессу составления плана закупок относятся следующие вопросы:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- исследование рынка (поставщики, условия, цены);
- выбор поставщика, определение условий поставки, заключение договора, составление графика закупок;
- определение бюджета закупок (в том числе – затраты на транспортировку, хранение и пр.)
- координация закупок с производством, хранением (складом), сбытом.
Ограничения и пределы планирования. Любая система имеет свои ограничения. Например, долго- и среднесрочное планирование не может осуществляться с точностью «до рубля», так как невозможно учитывать все факторы деятельности производства и внешней среды с максимальной детализацией, поэтому всегда будут определенные допущения. Поэтому на первое место выдвигается принцип разумной достаточности.
Основных причин того, что планирование используется на практике реже, чем нужно, на мой взгляд, две.
1. Увеличивается объем работ с программой (и необходимых знаний и умений, а их получать не все хотят).
2. Сопротивление со стороны соответствующих подразделений. Потому что «просто работа» и работа согласно плану, да еще с проведением план-фактного анализа, сопровождающегося «разбором полетов», - это разные вещи. Да и процессы эти становятся более «прозрачными».
ВЫВОД
Планирование деятельности предприятия – необходимый, серьезный и трудоемкий процесс. Он не является конечным, т.е. должен происходить постоянно.
С помощью только лишь типовых конфигураций 1С полномасштабное планирование, учитывающее все факторы, вряд ли возможно. Тем не менее, имеющиеся механизмы желательно знать и использовать в тех случаях, где это целесообразно.
Для получения положительного результата от внедрения системы планирования необходима обратная связь, отправной точкой которой служит план-фактный анализ – научный метод контроля и корректировки производства, выявление ошибок и просчётов, а также возможность избежать их в будущем.
!!!!!!!!!!!!!!
Огромнейшее спасибо Шёпоту теней за помощь )))
Ссылки по теме планирования:
http://www.aup.ru/books/m83/15.htm
http://www.aup.ru/books/m160/1.htm
http://www.aup.ru/articles/management/18.htm
http://job.bl.by/articles/277353.php
http://www.buhgalteria.ru/article/2305
http://www.cfin.ru/management/manufact/glava2.shtml
http://www.14000.ru/books/industrial/ch4.html