Федеральная налоговая служба (ФНС) с 1 января 2019 года ввела новые правила уплаты «налога на Google» – расширила его применение на B2B-сделки. Бизнес возмутился, и спустя три месяца ФНС пришлось пойти на уступки и вернуть прежние правила.
Что такое «налог на Google»
«Налог на Google» – норма, обязывающая иностранные компании, которые оказывают электронные услуги россиянам, встать на учет в российской ФНС. После этого они должны самостоятельно уплачивать НДС в размере 15%.
Основными «адресатами» налога, введенного федеральным законом № 244-ФЗ от 3 июля 2016 года, стали зарубежные поисковые системы и разработчики ПО. Норма начала действовать с 1 января 2017 года и получила неофициальное название «налог на Google».
С 1 января 2019 года норму расширили на сделки между иностранными компаниями и российскими индивидуальными предпринимателями. До этого налог за них исчисляли заказчики. Бизнес стал препятствовать введению новых норм. Многие компании приостановили все трансграничные платежи иностранным поставщикам. Порядок оплаты и работу новых налоговых норм предпринимателям так никто и не объяснил.
Уступки для бизнеса
Чтобы исправить ситуацию, налоговики приняли компромиссное решение. Согласно письму, которое представила ФНС, от иностранных компаний не могут повторно требовать уплаты «налога на Google». Но лишь в том случае, если продавец не предъявил покупателю НДС – к примеру, если не встал в ФНС на учет.
В такой ситуации покупатель сам может заплатить налог в бюджет, а затем принять его к налоговому вычету. Оспорить вычет налоговая инспекция теперь также не сможет.
Информация, представленная в письме, пока не является официальной. ФНС и Минфин ситуацию не прокомментировали, но подлинность письма ФНС анонимно подтвердил федеральный чиновник.
Как бизнесмены этого добились
Гендиректор Ассоциации европейского бизнеса Франк Шауфф в разговоре с «Ведомостями» отметил, что правила, введенные в 2019 году, создают дополнительные препятствия для бизнеса. Чем больше преград появляется для ведения деятельности, тем менее охотно бизнес будет заходить на российский рынок.
Российские компании также могли пострадать. Руководствуясь новыми нормами, им было куда сложнее получить вычет по НДС, ведь для этого продавцу нужно было обязательно выделить налог в своем расчетном документе.
ФНС пришлось принять эти доводы во внимание. Если бизнес начнет отворачиваться от российского рынка из-за новых «палок в колеса», бюджет недополучит больше средств, чем будет обеспечено новыми правилами.