Аналитики обнаружили в законопроекте положение, запрещающее госкомпаниям и госучреждениям пользоваться иностранными базами данных и оборудованием, находящимся за рубежом.
Что грозит «Ростелекому»
Если закон примут с такими формулировками, проблемы возникнут у всех российских компаний, входящих в RIPE NCC – организацию распределяющую IP-адреса в Европе и Ближнем Востоке. Процесс выделения интернет-ресурсов фиксируется в RIPE DB – главной первичной базе с информацией о распределении трафика и IP-адресов в интернете.
«Ростелеком» не только ведущий провайдер в России, но и государственный оператор двух систем: Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы. Провайдер обращается к данным из RIPE DB, если возникают проблемы с сетью. Новый закон не позволит этого сделать и принять меры для устранению проблем. Специалисты «Ростелекома» будут устранять проблему наугад, что рано или поздно приведет к перебоям с Сетью у пользователей.
Иностранные компании тоже потеряют доступ к отечественным базам данных, что существенно ограничит их возможности на российском ИТ-рынке.
Кого еще ждут проблемы
Изначально законопроект о суверенном интернете должен был ограничивать размещение государственных информационных систем на ресурсах под иностранной юрисдикцией. Нынешняя формулировка может вызвать негативные последствия не только для телекома, но и для других отраслей.
Например, в железнодорожной отрасли не существует единой международной базы реализации билетов на поезда. Информация о проездных билетах хранится у каждого перевозчика в локальной сети. Для обмена информацией железнодорожные перевозчики разных стран договариваются между собой напрямую. Купить билет из Вены в Ниццу на поезд РЖД можно лишь потому, что есть у российского перевозчика есть доступ к информации о наличии мест и договоренности с европейскими коллегами.
Пути обхода
Некоторые специалисты не видят проблем в грядущем запрете. Требования закона можно обойти, сделав копию необходимой базы и периодически обновляя ее. «Это было бы даже не копирование в собственном смысле, а скорее посредничество – предоставление доступа к той или иной базе данных через другую компанию», – рассказал РБК представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
Основная проблема нового закона – не в жесткости запретов, а в расплывчатых формулировках, считают специалисты. Закон о суверенном интернете не только избегает четких определений, но и ссылается на нормативные акты, которые только предстоит разработать. Например, Роскомнадзор обеспечит «централизованное управление сетью связи общего пользования», если российскому сегменту интернета будет грозить опасность. Виды угроз и меры их устранения закон не прописывает – правительству только предстоит определить их.
Создатели законопроекта рассчитывают, что система блокировки сможет не только защищать рунет от угроз, но и предупреждать их. Блокировать смогут все – от нелояльных VPN-провайдеров и мессенджеров до фейковых новостей. О технической стороне реализации известно немного: закон упоминает о специальных устройствах и технике для операторов связи, но других уточнений нет.
Несмотря на «белые пятна», закон успешно прошел парламентские чтения и был принят Госдумой. А 1 мая 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон о суверенном интернете в России. Документ вступит в силу 1 ноября 2019 года. По последним подсчетам, стоимость его реализации составит как минимум 1,8 млрд рублей.