“Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”
Тогда почему В. Ленин трижды повторил «учиться»?
Я познакомилась с ними еще в школе. Это был 1999-2000 год. Согласитесь, это давно. Тогда еще не было таких слов и понятий, как ментальная карта, майнд-менеджмент, управление временем, управление ресурсами. Тогда был просто урок истории и задача разложить период правления Ярослава Мудрого: что произошло в экономике, что в политике во внешней и внутренней, культуру, быт и все-все-все. И мозговым штурмом всего класса на зеленой доске белым мелом были нарисованы кружочки с определяющими словами и от них расходящиеся стрелочки с последующими кружочками. Так была нарисована первая моя ментальная карта, но тогда ее назвали графом. И это было мощно. Во-первых, это был новый способ подачи материала и очень интересный, в итоге даже у самых ленивых учеников в тетрадке вырисовывалась «гроздь винограда» с историческими событиями и взаимосвязями. Во-вторых, был задан вопрос, а где вы можете еще это применить? – И тут же нашлось много других уроков и занятий, которые можно было организовать таким же способом. И, в-третьих, тот урок остался у многих в головах и как сам урок о Ярославе Мудром, и как яркое воспоминание чего-то нового и интересного.
Ментальная карта – это техника визуализации мыслей, целей, желаний; способ структуризации информации с использованием графического отображения записей в виде диаграммы определенного вида.
Различные названия одного действия
А еще их называют интеллект-картами, диаграммами связей, майнд-картами, картами мыслей, ассоциативными картами, ментальными картами, майндмэппингом, картами памяти, ассоциативными диаграммами, схемами мышления, Mind-картами, диаграммами связей и наверное можно еще найти несколько названий. А на английском языке они звучат как – Mind Maps.
Они отображается в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центральной образующей мысли.
Ментальные карты по праву считаются одним из простых и мощных инструментов управления личными знаниями, для изображения которых достаточно ручки и бумаги. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.
Преимущества
Преимуществ использования ментальных карт на самом деле много. И первое, и главное – это простота. По сути, вначале не нужно никаких специальных программ и навыков. Достаточно листа бумаги и ручки. Другие преимущества:
- Изображенные схематично мысли/цели воспринимаются и усваиваются лучше.
- Экономия времени восприятия и запоминания информации.
- Процесс составления карты структурирует материал, выделяя главное и обозначая второстепенное.
С психологической точки зрения – графическое отображение своих мыслей или идей – является сильным инструментом в их реальном достижении. Не зря говорят – хочешь достигнуть цели – визуализируй ее.
История
Считается, основу в развитии и применении ментальных карт заложил Девид Осубель в конце 1960-х годов. Он сформулировал теорию, что ключ к освоению новых знаний находится в их взаимосвязи с уже имеющимися знаниями. В дальнейшем его идею подхватила и развила группа исследователей Корнельского университета под руководством Джозева Новака в 1970-х года. Они смогли визуализировать взаимосвязи новых и известных знаний. И в итоге, самый весомый вклад в развитие ментальных карт внес Тони Бьюзен. В 1974 году он публикует книгу «Работай головой», в которой он объясняет, как нарисовать ментальную карту и как с ней работать.
Однако они далеко не первые, кто предложил визуализировать и графически представить процесс мышления. История ментальных карт на самом деле имеет корни гораздо глубже. Например, философ Порфирий в III веке использовал графическое представление своих идей, а также визуализацию материала использовал Р. Луллий в XI веке. Уже в середине XX века А. Коллинз и Р. Куиллиан предложили использовать «семантические сети». А чуть позднее Т. Бьюзен предложил более простую и универсальную технику изображения. Методика активно развивается с 80х годов и в настоящее время ее применяют практически во всех областях и во всем мире. В России активный интерес к ментальным картам начался с 2011 года.
Диаграмма Древа. Из «Arbor scientiae» Луллия, ed. Lyons, 1515.
Применение
Применения ментальных карт очень разнообразны, например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание конспекта лекций, книги или любого текста, сгенерировать и зафиксировать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения.
Применять их можно, где угодно. Однажды я встретила ментальную карту планирования переезда на новую квартиру в одной Петербургской школе этикета. Там одна элегантная дама расписывала, как сделать переезд комфортным, менее хлопотным и таким, чтобы ничего не забыть и не потерять.
Применение в написании статьи
Возьмем самый простой и близкий пример – нужно сделать публикацию на Инфостарт. Вы не писатель, вы – программист/разработчик/архитектор систем/и много кто еще.
Цель – донести свою важную и полезную разработку до сообщества единомышленников. И вот тут помогает структурировать свои мысли и понять предпринимаемые шаги к публикации – ментальная карта.
Если вкратце.
Во-первых, ознакомиться с правилами - Правила размещения публикаций (//infostart.ru/about/rules/publishing_rules/).
Во-вторых, зарегистрироваться на сайте и в Личном кабинете в разделе Мои публикации. И, в-третьих, это уже сделать саму публикацию. Это техническая часть.
Но есть и творческая часть: как выбрать тему, как структурировать идеи по этой теме, как оформить текст и т.д.
С одной стороны – просто, с другой – совсем не просто. В этом и поможет ментальная карта. Нужно взять и начать набрасывать в нее свои мысли по этой теме. Плюс многих программ, с помощью которых можно рисовать Mind-карты, что в них можно делать примечания, указывать ссылки на сайты, вставлять картинки и пиктограммы. Тем самым формирую не просто глоссарий темы, а целый репозиторий знаний.
Пример майнд-карты «Статья на Инфостарт»
Применение в построении бизнес-процессов
Да, есть нотации моделирования бизнес-процессов – регламентированные схемы с четкими правилами описания. Однако, очень часто бизнес-аналитики используют инструмент майндмэппинг, чтобы лучше и детальнее понять требования заказчика, при этом не тратить временные ресурсы для глубокого изучения предметной области задачи. Ментальные карты описывают задачу в общих чертах и далее тезисно детализируются и уточняются по различным областям и направлениям. Такой подход помогает лучше понять проект и его требования проектной команде. Так такой подход имеет большое преимущество, такая модель представления данных понятна как разработчикам, так и заказчикам, так как используется простая визуализация. Таким образом, этот способ позволяет использовать классически подход большинства нотаций моделирования – от общего к частному, от общих требований задачи к детальным и проработанным.
Другое преимущество ментальных карт в бизнес-анализе – их можно использовать как способ протоколирования, фиксирования и анализа информации, полученной при сборе информации на проекте, в совещаниях, интервью.
Воспроизведение информации из ментальных карт проще и удобнее, чем простые конспектные (тезисные) записи. Таким образом, визуализация материалов с помощью майнд-карт сокращает время на фиксирование информации и последующее ее воспроизведение.
Пример майнд-карты «Описания бизнес-процессов»
Приведен пример построения интеллект-карты на тему «Описание бизнес-процессов». Это очень простое и схематичное изображение «на скорую руку». Однако, если далее прорабатывать этот «скелет» мыслей, то будет детализация как вглубь, так и в ширь.
Другой пример интеллект-карты «Требования к бизнес-процессу». Как видно, смысл и структура остаются, но предложена другая визуализация.
Пример майнд-карты «Требования к бизнес-процессу»
Если не знаешь, с чего начать, – начни с ментальной карты
Каждый, наверное, не раз в своей жизни встречался с таким ощущением, что вроде все понятно и информации много, но ее никак не собрать в одну кучу, чтобы свести ее в определенный результат. Знакомо? – Да.
Ментальная карта – это своего рода скелет, на который постепенно наращиваются мышцы – идеи, которые можно уже развивать, расписывать и двигаться дальше. Он может рисоваться как на бумаге с помощью карандаша или ручки, а может и в различных программах. Все зависит от целей, желания и умения.
Конечно, универсального и всем подходящего средства или инструмента нет, все равно кому-то может нравиться одна программа, а кому-то другая, кто-то использует один подход, а кто-то другой подход, и это правильно.
Но выход на самом деле один – визуализируй, а инструментов (программ) для этого может быть много и разных, кому что удобнее. Один из вариантов – программы на смартфон, в них может не быть такой большой функциональности, как у программ для компьютера, однако свою главное назначение – структурирование, они выполняют на все 100%.
И, подводя итог. А почему в названии я написала «детские механизмы»? – Все просто, эти механизмы родом из далекого детства, и по своей сущности очень просты, а сейчас их завернули в красивую упаковку и дали модное слово, а на самом деле – все примитивно просто.