Зачем программисту книжки читать

31.01.24

Саморазвитие - Личная эффективность

Нам с детства постоянно твердят, что книга – лучший друг, книга – лучший подарок, книга – вообще лучшая вещь в мире. Да, это действительно так. Книги явно и значительно влияют на нашу работу, карьеру и жизнь. О том, как правильно читать книгу, как книга вообще влияет на человека, и главное: зачем вообще читать эти книги программисту, сисадмину, аналитику, расскажем в статье.

Меня зовут Алексей Бурлаков, я программист из чудесной компании ДНС Ритейл. Сегодня мы с вами поговорим о художественной литературе.

Светлая мысль поговорить о художественной литературе на технической конференции возникла вот почему. Я разработчик, мне нравится быть разработчиком. Но когда я подвожу некоторые промежуточные итоги своей жизни – думаю о том, что мне помогало развиваться как разработчику – я внезапно прихожу к выводу, что больше всего мне помогали художественные книги. При том, что я технарь.

 

Но я не один такой, есть другой технарь – Эйнштейн. Он вообще сказал дикую вещь – что Достоевский дает ему больше, чем Гаусс. Если вы знаете, кто такой Гаусс, вас слова Эйнштейна должны возмутить. Потому что все достижения Эйнштейна стоят на том, что делал Гаусс. Без Гаусса Эйнштейна вообще не было бы.

Закономерный вопрос, который мы задавали себе еще в школе: «Какой нафиг Достоевский?» Но в том-то и интерес, что мой личный опыт, опыт Эйнштейна, опыт всех нас говорит о том, что в художественной литературе что-то такое есть. Что-то такое, что нам как технарям дает какую-то пользу. Не только всем этим гуманитариям, но и всем нам.

Об этом мы и поговорим.

 

Доклад будет разбит на три части – я расскажу:

  • как вообще работают художественные книги;

  • зачем их читать;

  • как их читать, чтобы получать максимальную пользу.

 

Часть I. Как работают книги

 

Начнем с механизма – как вообще работают художественные книги.

 

Вообще все книги можно разделить на две большие части: технические и художественные.

  • Технические – это Голдратт, Мартин, Макконнелл, Брукс.

  • Художественные – это Пушкин, Чехов, Достоевский.

 

Пару слов о том, как работают технические книги.

Когда вы читаете книгу по программированию, у вас начинается классический процесс изучения. Автор постарался, удобно собрал информацию в одну книгу, а вы преодолеваете ограничения своего мозга, чтобы эту информацию воспринять.

Технические книги классные – очень хорошо, если вы их читаете.

 

Но художественные книги – это вообще другое. В художественных книгах минимум полезной утилитарной информации.

 

Зато там есть целый зоопарк мощных художественных приемов. Там есть напряженный сюжет, персонажи, диалоги, лирические отступления, пейзажи – вот это вот все.

 

Но у читателя в голове тоже зоопарк – там тоже чего только нет. У нас всех есть какие-то свои цели, задачи, светлые мечты, хорошие и плохие воспоминания, детские травмы, нечистая совесть.

И когда читатель берет интересную для себя художественную книгу, происходит мощное столкновение этих двух зоопарков:

  • сюжет нас почему-то цепляет;

  • персонажи почему-то становятся близкими нам;

  • какие-то слова вызывают необъяснимую радость;

  • какие-то события напоминают воспоминания из нашей жизни.

И чем больше таких точек соприкосновения, тем сильнее впечатление от книги. Иногда оно такое мощное, что запоминается на всю жизнь.

 

Этот процесс взаимодействия художественной книги и человека мы назовем изящным словом замес – это центральный термин моего доклада.

Когда мы читаем художественную литературу, нас не интересует информация:

  • Нас не интересует, как летать над Москвой на метле.

  • Нас не интересует, как убивать злых старушек.

  • Нам все равно, где каталась капитанская дочка…

Нас интересует замес – в нем вся польза. Сейчас мы поподробнее на него посмотрим.

 

Как вообще работает хорошая художественная книга? Например «Преступление и наказание»?

  • Сначала книга какими-то своими способами пытается нас растормошить, вывести из равновесия, как-то впечатлить.

  • Если у нее это удается, мы начинаем чувствовать, как зоопарк внутри нас начинает подниматься. Чувствуем, что именно внутри нас скопилось – весь наш хлам, мусор, и все то хорошее, что у нас есть. Это оказывается созвучно тому, что написал Достоевский.

  • И когда внутри нас под впечатлением все это поднялось, книга незаметно кладет нам на дно что-то свое. И у нас внутри остается не убийство старушки, не Питер 19-го века и не Раскольников. У нас остается то невыразимое, ради чего Достоевский вообще писал эту книгу.

Если все это случилось, значит замес состоялся – книга дала вам то, что было нужно.

 

Основная фишка замеса состоит в том, что он все делает сам – вам не нужно думать или напрягаться для того, чтобы он пришел. Вы просто с удовольствием читаете книгу, а она что-то с вами делает. И то, что в книге написано, глубоко и очень надолго в вас остается.

Таким образом, книги могут приносить свою пользу с минимальными трудозатратами с нашей стороны.

 

Но есть нюанс. Замес – это лотерея.

Вы не можете предсказать его и как-то на него повлиять. Вероятность замеса зависит от тысячи вещей в вашей голове и на страницах книги. Поэтому, если вам книгу посоветовали или у книги хорошие отзывы – даже если вы вообще читаете самую гениальную книгу на планете, далеко не факт, что она вызовет замес и даже вам понравится.

Есть интересный парадокс – если взять все вещи в мире, мало какая сравнится с тем, о чем писал, например, Достоевский. Это объективно, даже не спорьте.

Но это не значит, что нужно сейчас все бросить и пойти читать Достоевского. Потому что очень велика вероятность, что он вам покажется душным, противным, непонятным, а следовательно, бесполезным.

 

Но есть и хорошие новости: так как замес – это лотерея, значит замес может вызвать вообще любая книга. На это прямо не влияет ни количество страниц, ни известность, ни отзывы.

Вы думаете, что вы такой крутой, и вам понравится «Божественная комедия», «Атлант расправил плечи» и «Братья Карамазовы», а замес вызовет «Ежик в тумане», который вы прочитали дочке перед сном.

Книга не должна быть крутой, известной или иметь хорошие отзывы – она должна быть вашей. Но ваша эта книга или нет, вы заранее не сможете узнать. Вот такие дела.

 

Еще раз:

  • Если вы получили информацию из технической книги – вы все сделали правильно, молодцы.

  • Если вы из художественной книги получили только информацию, и всё – вы даром потратили свое время.

Технические книги – это стабильность, предсказуемость. Художественные – вообще не про предсказуемость.

Художественная книга – как любимая женщина. Сначала вы должны найти ее среди сотен других. Потом она введет вас в непонятное состояние и вынесет вам мозг. А потом через полгода вы будете уверены, что без нее вы нормально не жили, но не сможете объяснить, почему. И вот с этим нам надо работать.

Это вызывает закономерный вопрос: зачем вообще нам, айтишникам и программистам, эти книги и замесы?

 

Часть II. Зачем читать книги

 

Чем конкретно полезна художественная литература? Это важный вопрос, потому что обычно люди говорят об этом какую-то ерунду. Они говорят: «книга меня изменила», «книга меня воспитала», «книга сделала меня человеком» и все такое. Это бесполезные слова, в них нет конкретики.

Что конкретно книга делает? Я эту ценность разделил условно на шесть последствий. Сейчас мы их обсудим по очереди.

 

Начнем с самого очевидного. Благодаря книгам вы лучше думаете.

Но лучше думать – это не IQ и не словарный запас. Если вы программист, аналитик, менеджер проекта – никому не интересно, насколько у вас высокий IQ или тем более словарный запас.

Но интересно, когда вы можете встретиться на работе со сложной противоречивой ситуацией, быстро в нее въехать, проанализировать, отличить важные нюансы от неважных и средуцировать это все до одного решения, которое будет кратким, для всех понятным и верным.

И знаете, кто лучше всех в мире умеет взять сложную ситуацию и хорошо и ясно ее описать? Художественные писатели.

 

Например, «Анна Каренина» – это роман на 600 страниц, который написан максимально коротко, Лев Толстой ни одного лишнего слова не написал в этом романе. На каждой странице он берет очень сложные жизненные ситуации и очень просто и коротко о них пишет.

Если Анна Каренина вызовет у вас замес, вы на протяжении 600 страниц будете у самого Толстого учиться превращать сложные вещи в простые, получая при этом кучу удовольствия и еще много сопутствующей пользы, о которой я дальше расскажу.

Анна Каренина 300 рублей в киоске стоит!

 

И таких книг, которые написаны умно и коротко – очень много.

В этом и соль: вы считываете со страниц умение превращать сложное в простое. Даже если вы через год забудете весь сюжет, это умение с вами останется. А у нас за это умение и любят, и платят хорошо.

 

Замес – это мощнейшая терапия. Книга лечит.

Если у вас внутри накопилось много чего-то нехорошего – всякого хлама, мусора, непонятной злобы – книга может вам помочь.

Когда вы один в комнате читаете книгу, и вас накрыло так, что невозможно остановиться, вы ясно чувствуете, на какие именно больные точки давит эта книга.

Книга очень невежливо ставит вас в такое искреннее, хрупкое, нежное состояние. Оно страшное, потому что вы один на один со всем своим внутренним ужасом. Но оно полезное, потому что в этом состоянии можно понять, какие у вас конкретно внутри проблемы – принять их, проработать и прийти к какому-нибудь решению.

 

Возьмем, например, «Обломова». Всем известно, что Обломов – лентяй. Если бы он жил сегодня, он мог бы быть программистом на удаленке. Он ничего не делает, целыми днями сидит на диване, играет в Dota или в «Танки», а начальство это терпит. Такие программисты действительно есть.

Если ваши тараканы совпадут с тараканами Обломова, и вы узнаете в нем себя, вас накроет мрачный замес. Вам станет так горько и стыдно, что вы ужаснетесь и станете меньше похожи на Обломова.

 

И таких оплеух, таких мрачных замесов в литературе можно найти очень много.

Надо только найти книгу, где будут описаны «тараканы», которые совпадут с тараканами в вашей голове. Это может произвести эффект больше, чем жена, которая пилит. Или чем начальник, который злится. Или чем психолог, который делает вид, что хочет вам помочь.

 

Замес просвечивает не только ваших тараканов. Он вас полностью просвечивает.

Вам становится понятно, какой вы на самом деле – что вам в жизни по-настоящему важно.

А это надо знать, потому что у нас в жизни есть не только наши цели и желания. У нас есть наши настоящие глубинные цели и желания.

Если вы не знаете своих настоящих глубинных целей и желаний, ваша жизнь с ними, скорее всего, не сходится. А это приводит к стрессу, нервам, выгоранию и всему плохому. Но если вы знаете, что вам действительно нужно, жизнь сама начинает сдвигаться в нужную вам сторону.

Если книга помогла вам покопаться в себе:

  • Вы начинаете лучше себя понимать.

  • У вас внутри начинает строиться внутренний стержень, который вас по жизни держит.

  • Вы начинаете меньше бояться – вы не боитесь перемен.

  • Вы легче меняетесь.

  • Вы не боитесь брать на себя ответственность – принимать решения, руководить другими людьми.

  • На работе вы чувствуете, что вы – человек на своем месте, вам нравится ваша работа. Это хорошее, здоровое состояние очень хорошего человека.

 

Я могу легко представить какого-нибудь начальника ИТ-отдела, который восемь лет работает на одном месте. Он работает на автомате и уже наполовину выгорел. Люди, с которыми он работает, его бесят, офис – раздражает, задачи – противные, но он все еще работает. У него есть какая-то внутренняя проблема, до которой сам он дотянуться не может. Но замес дотянуться может, потому что он работает изнутри.

Если у вас такая же проблема, вам может помочь Чехов и его рассказы.

У Чехова много разных историй с персонажами, которые тоже запутались и хотят выпутаться. Они в постоянном движении, постоянно чего-то хотят, разочаровываются, мечтают. О них интересно читать. Разочарованные работой и выгоревшие люди у Чехова, кстати, тоже есть.

 

И Чехов такой не один. Есть много книг, персонажи которых помогут вам лучше понять себя.

И наш начальник ИТ-отдела может как в зеркало посмотреть на какого-нибудь персонажа и понять, насколько и в какую сторону его жизнь ушла от того, что ему по-настоящему нужно. И наметить первые шаги, чтобы выбраться из этого капкана – пока он не начал, например, прикладываться к рюмке.

 

Когда вы поймете себя – поймете, насколько у вас внутри все противоречиво, непонятно, многомерно, нелепо – вы начнете спокойнее относиться к таким же завихрениям у других людей.

Тараканы в наших головах разные, но сделаны из одного теста. Если это понять и прочувствовать, на работе само собой выстроится здоровое общение – даже если оно будет идти только с вашей стороны. Люди не будут бесить друг друга по мелочам, не будут бояться друг друга и замалчивать проблемы – они будут их спокойно решать. Это прекрасная атмосфера для командной работы.

 

Чтобы лучше понимать других, опять поможет Достоевский – на этот раз, его роман «Идиот». Это роман о том, как вообще можно и нужно относиться к людям. Можно сказать, что эта книга о soft-скилах очень высокого уровня. Но по факту это просто книга о том, как относиться к ближнему.

 

Есть много книг, которые могут научить вас становиться на место другого человека. Это не какая-нибудь эмпатия или эмоциональный интеллект – это фактически основы общения.

Без умения ставить себя на место других людей любой менеджер становится душным манипулятором, начальник теряет связь со своей командой, а программисты (это точно) пишут код, который не будет понятен другим программистам.

 

Контринтуитивно, но благодаря книгам вы становитесь более эффективным.

Мы уже говорили о том, что книги помогают вам почувствовать себя в работе на своем месте.

Это дает мощный soft-скилл – внутреннюю мотивацию. Человек с внутренней мотивацией делает свою работу круто и красиво не потому, что ему страшно или его заставляют. А потому что он иначе не может. У него весь мир разрушится, если он будет вынужден делать свою работу плохо. Такому человеку платят всегда хорошо, но при этом и деньги для него становятся не особенно важны, потому что его интересуют вещи гораздо более важные.

Я могу себе легко представить программиста, который пришел на конференцию Инфостарта без внутренней мотивации, ни за чем – его просто включили в команду представителей от компании. Сама конференция помогает повысить личную эффективность – доклады помогают, мастер-классы помогают, даже технические книги в коридоре помогают. Но у человека есть противоречие между тем, что ему по-настоящему нужно, и тем, что есть на конференции.

Конференция полезная, но внешняя. А у человека проблема внутренняя – ее нужно решать изнутри.

 

Эту внутреннюю проблему может решить, например, Хемингуэй. Его произведение «Старик и море» меньше сотни страниц, но оно может вызвать замес на всю жизнь. Оно о том, как вообще можно относиться к себе, к работе, к жизни.

 

И таких произведений куча.

Если человек после прочтения какой-нибудь книги скажет: «Я понял, каким я хочу быть, как я хочу работать, как я хочу жить», у него начнут появляться первые шажочки к своему новому идеалу, и появится искорка внутренней мотивации, чтобы наконец-то «по щелчку» встать в работе на свое место.

И тогда все hard-скилы будут развиваться сами – незаметно для человека, просто вслед за внутренней мотивацией.

 

И закончим таким аккумулирующим последствием: человек, который прошел через замесы, в среднем больше нравится другим людям.

Но нравиться другим людям вы будете не потому, что просто прочитали много книг – просто начитанный человек ничего не значит. Никому не интересны сами книги, которые стоят у человека на полках за спиной, когда мы связываемся с ним по видеосвязи.

Людям нужно, чтобы вы исполняли обещания, серьезно относились к своей работе, чтобы были вежливы, аккуратны, грамотно выражали свои мысли. Это похоже на soft-скилы, но это не soft-скилы, по крайней мере не совсем.

Soft-скилы – это то полезное, что на нас навешивают технические книги. А то, о чем я говорю – это то, что воспитывается. А воспитывают нас не технические книги, а художественные.

И вот наличие таких обыкновенных, но, если честно, редких вещей прямо влияет и на вашу зарплату, и на то, насколько вам будет комфортно работать с другими людьми. И на то, насколько другим людям будет комфортно работать с вами.

 

Если все это средуцировать до одного слова, можно сказать, что художественные книги человека облагораживают – они делают его лучше, прекрасней, чудесней, полезней на самых разных уровнях.

Они дают человеку преимущества, которые очень редко у кого есть. И важно, что эти преимущества не исчезают очень долго, потому что были рождены изнутри, а не снаружи.

Таким образом, книги, по моему скромному мнению, – это золото. Но это золото надо как-то добыть. Как?

 

Часть III. Как читать книги

 

Мы помним, что замес – это лотерея. Выигрыш хороший, но вероятность – не самая большая.

 

В такой ситуации наше оптимальное поведение будет сводиться к двум простым правилам:

  • если книга неинтересная, душная, неприятная, противная, мы ее отложим на потом;

  • а если книга вас чем-то зацепила, чем-то понравилась, мы ее проработаем – даже если серьезного замеса не было.

Это общая тактика, а сейчас нюансы. Мы их разделим на три части – что нам нужно делать:

  1. перед чтением;

  2. во время чтения;

  3. после чтения.

 

Перед чтением

 

О чем нам нужно подумать перед тем, как мы взяли в руки книгу?

 

Перед чтением нам нужно чуть-чуть подумать о своем состоянии. Серьезно готовиться к чтению не нужно, но надо иметь настрой хотя бы на первые 20 страниц.

  • Во-первых, нужно иметь силы, чтобы прочитать первые 20 страниц. Если вы нежить и ничего не можете, лучше идите спать, книга – завтра.

  • Также нужно иметь внимание и концентрацию на то, чтобы эти 20 страниц прочитать – обычно достаточно просто убрать телефон в другую комнату.

Давайте подумаем, с какой книги можно начать, если вы давно не читали. Как выбрать свою книгу? Есть несколько рекомендаций, которые увеличивают вероятность того, что замес к вам придет.

 

Для начала начните читать классику.

Классика – это не старая книга, и классика – это не известная книга. Книгу называют классикой, когда она вызвала огромное количество замесов у огромного количества людей. Поэтому классикой нас мучили в школе.

Но даже если вы прочитали эту классику в школе – сейчас это не считается. Классика – это то, что растет и углубляется пропорционально тому, как растете и углубляетесь вы. Поэтому имеет смысл перечитать даже пятый класс.

Начните с коротких книг.

Большие книги в среднем вызывают замесы чаще, но не настолько, чтобы читать только большие. Лучше получить пару замесиков на маленьких книгах: вам понравится, а потом у вас будет мотивация и силы читать уже большие тома.

 

Читайте русские книги, по крайней мере сначала.

Вероятность возникновения замеса в переводах чуть-чуть уменьшается, потому что в переводах теряются некоторые подсознательные вещи – диалекты, шуточки, прибауточки, коннотации.

Начните с прозы. Стихи прекрасны, но лучше с них не начинать, к ним нужно быть подготовленным.

 

Есть хороший вариант, который сочетает в себе все эти рекомендации. Это опять Чехов, опять его рассказы. Очень советую для начала, потому что это мастерски написанная малая проза на русском языке.

Рассказы Чехова – как конфеты с коньяком: их много, они горьковатые, но приятные. Их быстро кушать – вы пробуете одну, вторую, пятую, десятую, и в один прекрасный момент вас накрывает.

На Чехове очень легко понять, зачем вообще люди читают книги.

 

Если я вас заинтересовал, вот список из 30 книг. Из них 20 русских книг и ни одной книги больше 100 страниц.

Тут есть книги смешные, грустные, есть такие, после которых вы спать ночью не сможете. Но все эти книги мощнейшие – все они произвели огромное количество замесов у людей по всему миру.

Где-то тут прячется ваш личный замес, даже если первые несколько книг у вас ничего не вызовут.

 

Во время чтения

 

Давайте сейчас подумаем: о чем нам нужно поразмышлять во время того, как мы уже выбрали и читаем книгу?

 

Самое главное правило: если книга неинтересная, не надо ее читать. Даже если вам ее лично дали в руки, даже если она считается самой крутой книгой в мире – отложите ее.

Если книга не ваша – в этом никто не виноват, и в этом нет ничего плохого. Если вы при чтении первых 50 страниц преодолеваете себя – грызете гранит, идете сквозь тернии, лучше отложите ее. Не нужно делать вид, что вы такой целеустремленный, крутой, очень умный человек и читать 500 страниц неинтересной для вас книги – так вы и время свое потратите, и замес не придет, и вы убьете в себе мотивацию читать дальше.

 

Также очень полезно иметь привычку ставить заметки на те места, которые в книге оставили вас неравнодушными. Делайте, как вам удобно: можно загибать странички, можно с карандашом читать, можно клеить закладки – тут дело удобства.

Это нужно, потому что замес вызывает обычно не вся книга вообще, а некоторые конкретные ее части. И нужно запомнить и обозначить для себя, что это были за части.

 

После чтения

 

Когда мы переходим к стадии «что делать после чтения», свои заметки надо проработать.

 

Нужно пройтись по всем своим заметкам и отфильтровать из них только те, которые действительно оставляют вас неравнодушными по прошествии того времени, что вы потратили на книгу. Все заметки, которые вы не понимаете, почему оставили, убираем. Нормально будет, если в книге было сто заметок, а вы выбрали только четыре.

Эти четыре заметки теперь нужно очень плотно проработать каким-нибудь своим творческим образом – нужно как-нибудь вбить их себе в мозг и в сердце.

Каждый делает это по-разному. Кто-то перечитывает, кто-то проговаривает вслух, кто-то учит наизусть, кто-то своими словами перепечатывает это себе в дневник, делает пост в блог и так далее. Способов очень много, но нужно сделать хотя бы что-нибудь.

Четыре проработанные заметки – это то золото, которое книга была готова вам дать. Вы это взяли – для вас это то, что нужно.

 

И последнее: если книга оставила вас неравнодушным, погрузитесь в дополнительные источники.

Не надо глубоко копать, но достаточно, пока вы едете на работу, прослушать на YouTube пару лекций об этой книге – узнать что-нибудь об авторе, прочитать статью на Википедии, войти в контекст.

Это надо, потому что:

  • Так вы узнаете что-нибудь новое, что вы точно пропустили.

  • Так вы еще раз впечатлитесь на каких-нибудь нюансах.

  • И, самое главное, так вы найдете ссылки на другие книги, написанные примерно о том же – о том, что для вас тоже важно.

 

Например, вы прочитали Диккенса, вам понравилось. Вы прочитали статью на Википедии, прослушали лекции, и внезапно узнали, что Чехов писал о том же самом. И у вас начинается построение своей цепочки книг.

Начинается охота за замесом.

Вы читаете Чехова – Чехов вам не нравится, вы убираете Чехова, не тратите на него время. Но из лекций помните, что Сэлинджер писал, например, о том же самом. Вы берете Сэлинджера, он становится вашим любимым автором, накрывает вас.

Так вы получаете то, ради чего художественные книги пишутся.

Весь этот процесс – процесс поиска и чтения книг, установки закладок, их проработки – это не скучно. Это, наоборот, интересно и весело. Потому что, по сути, вы ищете для себя цепочку книг, в которой очень умные люди очень подробно описывают то, что вам по-настоящему важно. Это такой ресурс, которого почти ни у кого нет.

Если вы, когда читаете, ищете свою цепочку – замес может приходить каждые пару книг.

А если вы читаете тупо перебором – все новое или что посоветовали – возможно, вы вообще не понимаете, о каком замесе я говорю.

 

Вот и все

 

Как мне кажется, мы немало обговорили – мы узнали и как работают книги, и зачем их читать, и как.

 

Просто срезюмирую основные тезисы:

  • Не читайте художественные книги как технические – это абсолютно разные вещи;

  • Не читайте все подряд – нужно искать свою цепочку книг;

  • Если книга была интересная – проработайте ее;

  • Неинтересные книги – откладываем на полочку.

На этом все. Надеюсь, вам что-то показалось полезным или хотя бы занимательным.

 

Вопросы и ответы

 

Вы сказали, что не надо ориентироваться на книги, которые изменили кого-то другого. Но все-таки какая книга изменила вас?

У меня все началось с «Преступления и наказания». Достоевский сделал для меня многое. Но это не значит, что всем надо читать Достоевского. Он мой личный автор.

У МИФа есть два отличных бесплатных курса, которые могут дополнить доклад. Один из них называется «Книжный ниндзя», там как раз про подбор книг и проработку прочитанного. А второй курс по скорочтению. Он больше для тех, кто читает научпоп и прочую литературу, чтобы читать быстрее и выхватывать нужное.

Еще дополню – хорошая книга по постановке заметок у Зонке Аренс «Как делать полезные заметки».

По поводу скорочтения не буду подробно рассусоливать. Согласен, что скорочтение можно употреблять к техническим книгам, если скорость проработки вашего мозга это позволяет. Но я бы не советовал читать художественные книги через скорочтение.

Я разовью мысль на примере. Максим Горький в своих художественных полумемуарах-полупроизведениях писал о том, как он вообще пришел к книгам. В юности он жил в доме родственников, которые считали чтение бесполезным занятием, ругались, что он свечки тратит и т.д. И он читал книги тайком по ночам на чердаке. Можете представить себе: ночь, сырой чердак, идет дождь, и он на этом чердаке со свечкой постоянно читает, упивается книгами.

Потом при Советской власти Горький стал цензором. К нему приносили книгу, и он быстро понимал – книга хорошая или плохая. Все говорили, что у него фотографическое чтение, что он супербыстро читает.

Какой вывод делаю я? Скорочтение сделало Максима Горького крутым цензором, но великим писателем его сделало тщательное неравнодушное чтение.

Вы нас сейчас погрузили во все это, а что потом, после конференции? Вы готовы рассказать на эту тему еще что-то новое? Кто вы в этой области?

В этой области я вообще никто. Поэтому у меня рекомендаций на будущее нет.

Все это эмпирика. Я руководствовался только своим опытом и некоторыми техническими книгами по чтению.

Насчет рекомендаций на ближайшее время – 30 книг, которые упоминаются в докладе, я прочитал, с них можно начать.

Или можете, например, открыть статью на Википедии «Венгерский книжный клуб», там список книг больше – это лучшие книги за все время человечества.

Если вы считаете, что там книги плохие, вы объективно не правы. Там точно можно найти книгу, которая вызовет замес.

Вы любили читать с детства?

В школе я вообще не читал и не любил.

Как вы пришли к мысли, что чтение вызывает в голове «замес»? Что это вообще за слово такое?

Слово «замес» появилось само, и я его оставил.

Этот прием я скопировал у Максима Дорофеева. Он для въезда в сложную тему использует абстракцию. Например, он называет когнитивный ресурс – «мыслетопливом», зато сразу всем понятно, о чем разговор.

«Замес» – это то, что другие люди называют, например, «катарсис» (Аристотель), «духовный акт» (Ильин, философ). Но зачем мне вас этим грузить? «Замес» – хорошее слово, оно еще немного вульгарное.

Как вы считаете, качество замеса как-то отличается от того, бумажную или электронную книгу вы читаете?

Есть такое противостояние: кто-то любит бумажные книги, кайфует от запаха, другим по приколу у себя всю ватиканскую библиотеку в гаджете таскать. Не входите в это противостояние.

Когда я был студентом, у меня была электронная книга, потому что не было денег. Сейчас у меня денег все еще нет, но я читаю бумажные книги. Мне на них удобнее делать заметки, и они мне больше нравятся.

Если вам тоже нравятся бумажные книги, и вы собираетесь с книгой серьезно работать, купите бумажную.

Если вы привыкли работать с электронными книгами, работайте с электронной. Абсолютно никакой разницы. Там, кстати, тоже можно делать заметки в электронном виде, и по каждой книге сразу в заметках видеть, какие впечатления она у вас вызвала.

Сколько книг в год вы читаете?

Знаете, я хоть и 1С-ник, но я ненавижу бухгалтерию, когда она относится к таким важным вещам.

В 2018-м году я за год прочитал примерно 45 книг.

Но понимаете, в чем дело: в докладе я упоминал «Ежика в тумане» – это книга на одну страницу. Когда я ее прочитал, меня внезапно так накрыло, что я даже не буду в нюансы входить.

Достойна ли эта маленькая книга входа в количество прочитанных книг? Или нам нужно высчитывать свой книжный KPI по количеству страниц? Или по количеству заметок? Или по количеству чего-то еще? Это абсолютно неважно – просто читайте и все.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции Infostart Event.

 

30 мая - 1 июня 2024 года состоится конференция Анализ & Управление в ИТ-проектах, на которой прозвучит 130+ докладов.

Темы конференции:

  • Программная инженерия.
  • Инструментарий аналитика.
  • Решения 1С: архитектура, учет и кейсы автоматизации на 1С.
  • Управление проектом.
  • Управление продуктом.
  • Soft skills, управление командой проекта.

Конференция для аналитиков и руководителей проектов, а также других специалистов из мира 1С, которые занимаются системным и бизнес-анализом, работают с требованиями, управляют проектами и продуктами!

Подробнее о конференции.

 


См. также

Радио "Аналитик", 17 выпуск 2 сезона. Про модель Кеневин с Андреем Путиным

Лидерство Личная эффективность Agile Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

В семнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет модель Кеневин, чем и в каких ситуациях она может быть полезна тем, кто работает в сфере ИТ и не только.

19.04.2024    373    0    Radio_Analyst    0    

5

5 идей, как еще аналитик может развивать себя

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В статье рассказывается о 5 способах развития аналитика уровня мидл, мидл + и выше.

18.04.2024    1133    0    TanyaRi    1    

12

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.2). Хозяйственная и бухгалтерская (виртуальная) реальности

Личная эффективность Бесплатно (free)

В этой части статьи предложен вариант профессиональной мировоззренческой модели на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной реальности и бухгалтерской (виртуальной) реальности.

09.04.2024    472    0    Polav62    0    

4

Радио "Аналитик", 16 выпуск 2 сезона. Про метанавыки с Никитой Меньшовым

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое матанавыки, в чем их ценность, чем они отличаются от soft skills и как их развивать.

01.04.2024    369    0    Radio_Analyst    0    

4

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.1). Наука или не наука?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Данная статья является пилотной в цикле публикаций на тему «Профессиональное мировоззрение учетного специалиста», в котором предполагается рассмотреть основные идеи, важные для профессиональной деятельности любого учетного специалиста в области бухгалтерского, налогового, управленческого и любого другого вида учета. В статье рассмотрены критерии научности профессионального мировоззрения, предложен вариант модели бухгалтерского научного знания. Если данная тема вызовет интерес у читателей, то в последующих статьях будет предложена профессиональная мировоззренческая модель на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной и бухгалтерской (виртуальной) реальностей, а также будут рассмотрены принципы построения научных бухгалтерских моделей.

01.04.2024    538    0    Polav62    4    

6

Радио "Аналитик", 15 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Ильёй Никитиным. Переход от технической поддержки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

18.03.2024    360    0    Radio_Analyst    0    

5

Радио "Аналитик", 14 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Натальей Лосевой. Переход от разработки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

04.03.2024    407    0    Radio_Analyst    0    

5

Личный бренд в IT: а оно вообще надо?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Персональный личный бренд повышает вашу стоимость на рынке труда – чем больше потенциальные работодатели знают о ваших достижениях, тем больше они готовы вам платить. Но что делать на старте, когда вы решили прокачать своё имя в отрасли? Какие инструменты и подходы для этого необходимо использовать? О том, как прокачать свой бренд, принося пользу компании, пойдет речь в статье.

01.02.2024    959    0    mitinskiy    2    

7
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. dsdred 3332 31.01.24 10:42 Сейчас в теме
Отличный доклад. Но как говорил лично: -Голтрад написав "Цель" создал жанр посередине.
a_a_burlakov; +1 Ответить
2. Obertone 74 31.01.24 11:19 Сейчас в теме
Доклад хороший, а вот название некорректно. Оно по-другому должно звучать: «Зачем профессионалу книжки читать». Потому что раньше вся страна была читающая, и читало книги большинство граждан независимо от того, у кого какая профессия.
3. Obertone 74 31.01.24 12:13 Сейчас в теме
«Не читайте художественные книги как технические – это абсолютно разные вещи».

Вот с этим утверждением не согласен. Их можно читать и с этой точки зрения. И наоборот, можно читать технические как художественные — для проверки стиля изложения одной и той же мысли.
4. Timur.V 78 31.01.24 12:22 Сейчас в теме
Каждый день человечество создает очень большое количество информационного мусора.
И найти что-то полезно всё сложнее.

Автор даёт советы. А мне кажется это не советы, а коридор мышления. (ловушка)
a_a_burlakov; +1 Ответить
5. starik-2005 3039 31.01.24 16:50 Сейчас в теме
Хорошая статья. Знаком со многими разрабами, которые стали интересоваться компьютерами только после того, как заинтересовались научной фантастикой, в которой на заре моей юности компьютеры были просто везде.
Т.е. книги были как демонстратор того, чего или не было, или оно было в зачаточном )на тот момент) состоянии. Современная твердая научная фантастика - это уже совсем не про компьютеры, а про ИИ (например, цикл Гиперион Саймонса, Ложная слепота и Эхопраксия Уотса). Наши дети будут жить в том другом мире. И чтобы нам просто оставаться на месте (в актуальном состоянии), нам нужно как минимум бежать со всех ног, оглядываясь на творимые фантастами картины будущего. И да, Основание Азимова с его темными веками - тоже вероятное будущее, но не самое вероятное.

И да, Лев Николаевич, Александр Сергеевич и Федор Михайлович - тоже полезны не только лишь всем...

ЗЫ: я вообще аудиокниги слушаю. Вообще не отличается. В день два-три рассказа в ютубчике или вот на днях Снегова осилил две первых книги за два вечера с 2х + перемотка.
mar_53; VAAngelov; a_a_burlakov; +3 Ответить
6. a_a_burlakov 287 31.01.24 17:22 Сейчас в теме
Доклад огонь, статья класс, автор красавчик!

Кстати, сейчас читаю "Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления". Начал читать из любопытства, а оказалась одна из самых крутейших книг за два года, прошедших с доклада.
Serg2000mr; dsdred; vikad; +3 Ответить
7. 1c-intelligence 12783 31.01.24 21:59 Сейчас в теме
(6) эй, мы ж видим, что вы - автор статьи. Вы другим цветом подсвечены.
8. a_a_burlakov 287 01.02.24 04:24 Сейчас в теме
9. maksa2005 534 01.02.24 09:49 Сейчас в теме
ненавижу читать книги.... что с детства не любил, что сейчас.
10. Поручик 4674 01.02.24 10:36 Сейчас в теме
Книги читаю и даже покупаю иногда новые. Дома два стеллажа книг, ещё с советских времён.
SagittariusA; +1 Ответить
11. truba 01.02.24 12:27 Сейчас в теме
С учетом уже крайне зарационализированного "свободного" от работы времени вопрос в другом: Что лучше - почитать книгу или прогулка/спортзал/семья/итд.

Время - главный дефицит и нужно прям постараться что бы убедить что время с книгой даст в перспективе больше, чем время с семьей, к примеру.
12. morin 58 01.02.24 13:29 Сейчас в теме
Согласен с утверждениями о пользе художественной литературы. К таким же выводам пришел и на собственном опыте, но, честно говоря, заставить себя читать художественную литературу так и не смог.
Как компромисс, читаю легкие научно популярные издания: математика, физика, экономика. Это позволяет мне отдохнуть, успокоиться и полностью уйти мыслями в текст.
А в основное время - жесткие технические книги (статьи) с практическим уклоном, где постоянно нужно отрываться, набирать код, искать ошибки, что-то додумывать, переключаться на другой источник информации, решать проблемы - это как работа.
13. kser87 2441 01.02.24 16:19 Сейчас в теме
Хочу также уметь писать доклады
14. NeLenin 13 02.02.24 07:58 Сейчас в теме
В художественной литературе много иррационального. Даже у Достоевского. Нужно помнить об этом. Немцы, принимая решение о том, стоит ли нападать на Россию, или нет, основывали свои выводы не в последнюю очередь на художественной литературе. Конечный результат этой авантюры мы все знаем.
15. Ferth 02.02.24 09:49 Сейчас в теме
Эх, книга книге рознь. Мне лично жалко ставить заметки в книге. Зато люблю перечитывать книги время от времени, т.к. меняется точка зрения и книга открывается по-другому. В старых книгах еще писали в начале о жизни автора и книге в целом. Сейчас такого уже не делают, к сожалению.
Я просто люблю читать, оно является для меня одним из видов отдыха, поэтому ни о каком анализе и речи нет. Когда-то даже открыла для себя ранобэ, читала их в метро еще до удаленки. С удивлением узнала, что сейчас их начали даже печатать, но стоят как-то дороговато.
В конце дня сейчас глаза начали уставать, поэтому перешла пока на аудиокниги. Непривычный формат, но хоть что-то...
IgorS; NeLenin; +2 Ответить
16. cybjavax 40 02.02.24 10:16 Сейчас в теме
Зачем программисту заниматься физической культурой
Зачем программисту правильно питаться
Зачем программисту хорошо прожевывать пищу
Зачем программисту делать регулярный чекап
Зачем программисту хорошо спать
Зачем программисту цифровая диета
Зачем программисту пить достаточное количество воды
Зачем программисту тепло одеваться зимой
Зачем программисту решать свои психологические проблемы
Зачем программисту хорошие отношения
Зачем программисту путешествовать
Зачем программисту не садиться в фургон, если незнакомый дяденька предлагает конфету

Это программа докладов конференции Infostart DevLivesMatter 2056 года. Нейросети и естественные природные враги программистов в виде проджектов и продактов уничтожили большую часть диких программистов. Программисты занесены в красную книгу.
17. starik-2005 3039 02.02.24 14:38 Сейчас в теме
(16)
Программисты занесены в красную книгу
Но это настоящие программисты. В современном мире становится все больше ложных программистов - прям как ложные опята, ложные белые грибы и прочие ложные зверобои )))
Ложные программисты: методология выявления и противостояния.
19. morin 58 03.02.24 15:57 Сейчас в теме
(17) Ждем статью: "Ложные программисты: методология выявления и противостояния". А то как-то много на ИС статей, где сомнительные компании устраивают бестолковые 48-ми часовые собеседования с нулевым результатом: программеры там держатся 5-6 месяцев, от силы год.
18. a_a_burlakov 287 02.02.24 21:00 Сейчас в теме
(16) Зачем программисту делать доклады для программистов...
Obertone; +1 Ответить
20. user1502754 05.02.24 09:14 Сейчас в теме
Надо не читать а слушать. Зрение лучше сохраняется
21. user913329 05.02.24 10:24 Сейчас в теме
Написано красиво. А зачем выкладывать на Инфостарт? Ради бонусов или самолюбования? Ведь это не только для технических специалистов...
Так в школе нужно преподавать на уроках литературы. Но автор в учителя не пошел почему то...
Вот задам вопрос... а если бы уровень зарплат у учителя и 1с-ника поменялся местами, автор остался бы в 1с? А как же "замес" тогда...
22. vikad 129 05.02.24 10:26 Сейчас в теме
(21) это транскрибация выступления на конференции https://www.youtube.com/watch?v=dTABX3Uc0z0 . Инфостарт сам транскрибирует все доклады и выкладывает их в текстовом виде в рамках рубрики https://infostart.ru/public/prm_iematerials/
23. independ 1520 05.02.24 18:19 Сейчас в теме
Читал, читаю и буду читать. Мой отец не поощрял художественную литературу, в советское время мне выписывал журналы "Юный техник", "Техника молодежи", себе "Знание Сила", журналы про охоту и рыбалку, но в семье были также "Роман газета" и "Уральский следопыт". Сейчас читаю по 5-6 книг попеременно перед сном по 10-15 страниц, в основном нехудожественную литературу.
user596529_a-ivashenko60; morin; +2 Ответить
24. pvlunegov 157 12.02.24 15:32 Сейчас в теме
у меня рядом с компом стоит целый шкаф книг разного толка. В детстве, юности читал фантастику. Щас ее только слушаю в аудиоформате во время пробежек и когда хочется отдохнуть от работы, перед сном.
Щас у меня большая очередь книг технического плана, книг на саморазвитие, книг по получению навыков.
И это не просто книги, это - план действий, по которому работаешь, как на 2 работе. Поэтому отвлекаться некогда, времени на всякие там женские романы и старинную литературу - нет, как и желания это читать.
А литературу в школе - ненавидел. Потому что заставляют читать всякую чушь, которая к современной жизни никак не относится. Вот попросили бы прочитать и рассказать современную фантастику - я бы 2-3 книги наизусть рассказал, прокомментировал и построил параллели с текущей реальностью.
А еще, в перерывах в работе читаю книжку - 1001 шахматная задача. Очень помогает разгрузить мозг при напряженном рабочем дне, особенно когда долго ждешь обновления БД, а от него зависит многое.
25. Obertone 74 03.03.24 15:12 Сейчас в теме
(24)
А литературу в школе - ненавидел. Потому что заставляют читать всякую чушь, которая к современной жизни никак не относится.


Она-то как раз относится к жизни, только преподносить литературу должным образом не умеют читателям, ибо для преподавания того предмета нужно знание не одних сюжетов, а ещё и психологии, предмет изучения которой, психика, есть и в персонажах книг.
SagittariusA; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение