Недавно я проходил собеседование. Не на должность программиста, нет. Сейчас живу в Москве, получаю второе высшее, и хотел найти что-то несложное, как дополнительный доход. Подвернулась вакансия видео оператора-монтажера рекламы. Съемкой видео, монтажом занимаюсь давно, в рекламе тоже «могу». Окончил курсы сценаристов, а одна моя короткометражка даже вышла в финал конкурса «Киноток», поэтому, я сразу уцепился за эту вакансию: приятно же зарабатывать на хобби. Оказалось, что один торговый дом в центре Москвы серьезно озабочен собственной рекламой. Что ж, предварительный отбор я прошел легко, оставив позади конкурентов, также и удаленное собеседование. Прихожу на очную встречу. А до этого я получил ссылки на все их рекламные каналы и задачу – проанализировать, найти белые пятна и предложить что-то интересное. И вот тут-то начинается эта история, натолкнувшая меня сделать удивительное обобщение. Но будем двигаться последовательно.
Оказалось, что рекламный отдел – а это человек десять, не меньше, возглавляет Дама, которая и сценарист, и актриса, и главный креативщик. И это она попросила меня проанализировать по сути ее работу и произнести свой вердикт. Предположу, что найти еще одного креативщика в команду перед ней поставило задачу руководство выше, в конце концов, платить за работу будет именно оно. Предположу также, что это самое руководство выше ждет от рекламы большей отдачи, поэтому решило пойти на расширение штата.
Что ж, я, насмотревшись фильмов про то, как подходят к рекламе на западе, а не у нас, выложил сразу все свои карты. Во-первых, предложил разделить целевую аудиторию и сделать отдельную подборку материалов для очень богатых, благо, то, что продукция торгового дома интересна и людям с высоким уровнем дохода, а их реклама отдельно эту категорию клиентов никак не выделяла. Все – на уровне передач Малышевой. Красивая жизнь, камин, богатый интерьер – и их продукция, как символ этого вайба. «Вот чего вам не хватает», - сказал я. Во-вторых, расширить каналы подачи информации. У них – старый, добрый ютуб с шестью тысячами подписчиков, где выложены экспозиции товаров и советы экспертов. А как же тикток? Как же vk, инста, телеграмм? Как же имиджевое, игровое, рок-н-рольное видео, которым хочется поделиться, потому что «вау»?! К слову, вышеупомянутая Дама в роликах в основном и мелькала, читая текст по суфлеру. И от этого лично я не испытал большого «вау», поэтому, в третьих, предложил пригласить профессиональных актеров – знаю кое-кого, кто не против немного подзаработать. В четвертых – СЕО: шесть тысяч подписчиков для московского, пафосного торгового дома – совсем как-то не пафосно. Все свои предложения я подкрепил кратким анализом нескольких конкурентов и приблизительным прогнозом, чего ожидать от этих перемен.
Представитель от руководства выше, присутствовавший на нашей встрече, позитивно принял мои предложения. Мы договорились, что на следующей неделе я приступаю и снимаю первый материал. Дама была сдержана, лишь обмолвилась, что критиковать тех, кто был ранее – это неприлично. Странно, я вроде даже их хвалил, но предложил при этом расширить охват аудитории. Впрочем, я не сильно расстроился, ведь собеседование я прошел. Однако, через несколько дней, буквально накануне запланированной съемки мне позвонили и сообщили, что руководство утвердило другого кандидата, что приходил ранее меня, но ему до этого отказали.
Чорд! Перемотать бы назад и сделать все по-другому! Я сразу понял, что инициатива шла от той Дамы. Я представил себя на ее месте. Что хотела услышать она? Очевидно, что у кого-то в руководстве ее работа стала вызывать вопросы, были какие-то разговоры, может, слезы, угрозы, типа «я уволюсь, и увидите тогда», но кто-то настоял и нашли меня. Вот бы мне похвалить все, что она делала, сказать, как это креативно, воскликнуть, как все вокруг вообще должны быть счастливы, что с ними до сих пор работал такой талантливый человек! Очевидно же, что ничего нового я не смогу привнести, самое лучшее, что я могу – это сохранить то, что уже было сделано. Тогда конечно, проект стал бы моим! В их компании ничего бы не изменилось, ну, появился бы еще один сотрудник на з/п. И это – первый вывод, который я сделал для себя: если хочешь получить работу в команду – хвали эту команду! Это лишь в голливудских фильмах воспеваются инициативные новички, которые приходят к руководству с папочкой, кидают ее на стол и говорят, что они хотят все изменить. А руководство на радостях дает им карт-бланш. У нас за свой тридцатилетний опыт различных бизнес отношений я с таковыми не встречался. Но почему-то сейчас решил, что в Москве они точно есть! Это было моей ошибкой.
Итак, чтобы получить тепленькое место, не нужно надеяться, что руководство компании, куда ты хочешь попасть, настолько гениально, что делегировало полномочия по подбору персонала столь же, как оно, заинтересованному в общем, а не личном успехе сотруднику.
Но с другой стороны, если подумать, не было бы мне противно, как специалисту, быть связанным одной порочной цепью с кем-то, кто не готов на перемены из-за личных амбиций? Нет. Однозначно – нет! И как жаль, что в крупных компаниях такая картина встречается постоянно. Кто-то, пригревшись на своем месте, в силу знаний, опыта, верований что-то упускает в работе, в чем-то ограничен. Но как свято он блюдет эту свою ограниченность, чтобы ее не вывели на свет! И вот, мы встречаем сисадминов со старыми серверами, которые нельзя обновлять, «иначе все рухнет!», начальников ИТ отделов, поддерживающих скрипящую по швам древнюю учетную систему, потому что «лучшее – враг хорошего!», менеджеров, ведущих базу клиентов в экселе, товароведов и кладовщиков с блокнотиками… Хочется добавить, бухгалтеров со счетами, но вроде бы такие уже перевелись. И самое печальное, что руководство в таких компаниях соглашается, что лучшее – враг хорошего, что новое – страшно, что лучше лишний раз слетать на Мальдивы, чем вложить деньги в автоматизацию или грамотную рекламу. О чем это говорит? О том, что все всем довольны, хотя, может, и говорят, что это не так. Да, было бы здорово, если бы нашелся чудак с волшебной кнопкой «сделать хорошо», но при этом, чтобы ничего не менять, а денег чтобы вдруг стало больше. И это – второй сделанный вывод: кто бы как ни говорил о переменах, готовы к ним далеко не все, практически ни кто. Поэтому, инициатива, как всегда это было, наказуема, ведь она у большинства вызывает страх и неуверенность.
Следи за собой, будь осторожен!