Реорганизация компании путем присоединения в 1С: как устроить себе развлечения в первые рабочие дни Нового года

16.07.24

Бизнес-анализ - Внедрение изменений

Зимой 2024 года в нашей компании произошла реорганизация: раньше в группу входили два юрлица, одно решили закрыть и всех работников перевести в другое с сохранением всех должностей, окладов и прочей бухгалтерии. Рассказываем, как мы это сделали. 

Подготовка

Датой слияния назначено 1 января. Забегая вперёд, скажем, что это не совсем удачная дата, но пока не об этом. Подготовку мы начали в середине ноября — полтора месяца достаточный срок для планирования и обкатки гипотез. Сначала был сбор информации и кейсов по этому вопросу, а также консультация непосредственно с 1С. 

Для удобства давайте договоримся, что компанию, которую присоединяют и закрывают, мы назовём «А», а ту, к которой присоединяют, назовём «Б».

Поскольку мы IT-компания, у нас было преимущество: нет товаров, а значит, нет и остатков по складам. Есть только сотрудники, которых нужно перевести. Но и здесь нужно соблюсти все процедуры: обеспечить безошибочный перенос всех данных по персоналу, их НДФЛ, отпускам и т.п.

Из сложностей можно выделить то, что «А» работает на упрощённой системе налогообложения (УСН), а «Б» — на общей (ОСНО). Предполагается, что при переносе в новую компанию нужно добавить остатки по налоговому вычету, но в базе 1С старой компании просто нет такой статьи.

Процесс присоединения был строго согласован с юридическим департаментом. К моменту закрытия компании в ней не должно остаться никаких обязательств перед сотрудниками или подрядчиками.

 

Моделирование

Поскольку в проектном опыте обычно встречаются кейсы переезда с другой программы в 1С или наоборот, нам предстояло самим разработать модель переезда с 1С на 1С. С оговорками, которые мы представили выше. 

В команде переноса было 5 ключевых участников:

  • финансовый директор;
  • руководитель проекта;
  • консультант по ЗУП;
  • консультант внутреннего проекта;
  • программист.

На разных этапах мы привлекали ещё бухгалтера по зарплате, главного бухгалтера, кадровиков и т.д. Это наши ключевые пользователи, поэтому нам было важно их мнение.

Для начала мы создали копию нашей базы и стали тестировать разные гипотезы. В итоге пришли к такому алгоритму:

  1. Перевести юрлицо «А» в обособленное подразделение. Раньше это была независимая система, теперь она входит в большую систему 1С компании «Б».
  2. Все сотрудники компании «А» становятся сотрудниками головной организации.
  3. Поменять головную организацию в регистрах, привести документы в соответствие.

Напомним даты: 

  • 31 декабря 2023 года — все сотрудники числятся в компании «А».
  • 1 января 2024 — все сотрудники должны уже быть в компании «Б».

Но мы не можем простым «вжухом» перевести десятки сотрудников, с каждым из которых заключён договор и есть куча справок вроде НДФЛ, отпускных и расчёта больничных. Поэтому заранее наши программисты писали обработку, которая помогла бы в один клик:

  • скопировать лицевые счета;
  • создать необходимые кадровые документы по БП-2;
  • обработать печатные формы (соглашения о переходе, подписанные с работниками);
  • скопировать все строки базы данных по сотрудникам.

 

Момент настал

Ещё в декабре необходимо было рассчитаться со всеми и организовать переход сотрудников.

Юридически к вечеру 31 декабря в компании «А» числился только директор. 

В первых числах Нового года мы провели все нужные операции, и 9 января (первый рабочий день 2024 года) все сотрудники уже числились в компании «Б». Но очень быстро оказалось, что у нас слетели некоторые записи по 2-НДФЛ. Это связано с тем, что часть сотрудников сначала имели трудовой договор в организации «Б», затем перешли в «А», а после реорганизации снова оказались в «Б».

Пришлось откатываться до предыдущей версии, срочно привлекать консультанта по ЗУП, который нашёл нужные строки. Это были всего несколько записей, поэтому их было проще поменять вручную, чем писать новый скрипт. 

Когда всё поменяли, мы снова прошли этап моделирования, а затем переход. На это ушло чуть меньше месяца. Параллельно решили точечные вопросы с начислениями резервов по отпускам. 

Может показаться, что всё прошло подозрительно сладко да гладко, но, конечно же нет. Расскажем немного и о факапах.

Переход происходил 1 января, но потом примерно 2 недели юрлицо «А» ещё существовало. И один из клиентов осуществил возврат денежных средств. Это отразили в новой компании «Б», из-за чего произошло задвоение оборота. А предполагалось, что в «А» не будет вообще никаких бухгалтерских передвижений. Но получилось, как получилось, поэтому бухгалтер для сдачи квартальной отчётности убирал «А» из статуса структурного подразделения «Б», готовил документы, и возвращал обратно. Эту операцию придётся повторить в конце 2024 года при сдаче годовой отчётности. Юридически всё чисто, но теперь нам нужно до конца года иметь в виду этот вопрос. 

И ещё один нюанс, обусловленный датой перехода: в 2023 году использовался старый вариант резервов по отпускам, а в с начала 2024 — новый. Поэтому пришлось писать особую обработку, чтобы сотрудников не только перевести в другую организацию, но и обеспечить переход к новой системе резервов отпусков. 

 

Уроки, которые мы извлекли

  • Дата имеет важное значение. Только из-за даты 1 января у нас произошло две нештатные ситуации, потому что именно с этого числа часто вступают в силу новые правила законодательства и начинаются новые периоды бухучёта. У нас выбор даты был обусловлен организационными вопросами и мы работали в таких обстоятельствах.
  • Полтора месяца — достаточный, но весьма сжатый срок, чтобы провести такое мероприятие, как слияние двух юридических лиц. Поэтому всегда лучше иметь запас времени. 
  • В первую очередь нужно выделить ключевых пользователей и держать с ними связь. В нашем случае это была бухгалтерия и HR-департамент — мы привлекали их на каждом этапе от сбора информации до окончательной интеграции.
  • Внимательное тестирование — золотое правило в IT, особенно, в вопросах, касающихся управления командой. 

См. также

Архитектура решений Внедрение изменений 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Управленческий учет Бесплатно (free)

Расчет себестоимости — один из наиболее сложных этапов внедрения 1С:ERP. Фактически его можно считать завершающим шагом успешной автоматизации. Разбираем принципы формирования себестоимости в 1С:ERP, типичные проблемы при внедрении и способы их решения. Вы узнаете, в каких случаях применяются номенклатурные затраты, трудозатраты или постатейные расходы, как организовать учет незавершенного производства и вести раздельный учет по направлениям деятельности, а также какие доработки допустимы, а от каких лучше отказаться. Особое внимание автор уделяет статьям расходов и правильному формированию базы распределения, а также частым ошибкам, которые искажают расчеты.

29.07.2025    3089    0    user1455139    11    

18

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Чтобы проект не зашел в тупик, стоит еще на старте задуматься о том, сможет ли заказчик использовать доработки продукта как услуги внутри своей компании. Расскажем о том, как с помощью системного мышления, TOGAF и визуального моделирования в нотации Archimate избежать типичных ошибок, выявить зоны ответственности и выстроить эффективные коммуникации между всеми участниками проекта.

24.07.2025    926    12    privalovs    2    

1

Мотивация Внедрение изменений Бесплатно (free)

Представьте, что у вас есть идея или предложение для команды. Вы пытаетесь ее сформулировать и уверены, что сможете заинтересовать своих коллег. Но вместо этого первой реакцией часто возникает отторжение, нежелание пробовать новое. Расскажем о пяти-компонентной структуре, которая поможет сформулировать идею и предложение так, чтобы мозг активировал систему удовольствия от будущего и сам захотел меняться и пробовать новое.

22.07.2025    695    0    user1530824    0    

5

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Внедрение изменений Бесплатно (free)

Переход на новую 1С – это не всегда успех. Иногда приходится сталкиваться с ошибками и наступать на грабли. Но именно они становятся источником опыта и практических приемов, которые нужно учесть на каждом из этапов проекта. Расскажем о типовых проблемах, возникающих при планировании перехода, ключевых вопросах заказчику, подходах к переходу и доработке механизмов переноса.

15.07.2025    1442    105    primat    5    

7

Внедрение изменений Бесплатно (free)

При автоматизации финансового управления и материальных потоков в объединенном холдинге возникает потребность в систематизации и унификации управленческих процессов. Расскажем о том, как в короткий срок переформатировать концепцию подготовки проекта, опираясь на целевую модель в виде базы-прототипа, и успешно запустить крупнейшее внедрение на базе 1С:ERP.

14.07.2025    943    0    user1944490    0    

5

Анализ предметной области Внедрение изменений 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Пример с проекта: статья написана по мотивам ситуации сложного учета при начале эксплуатации 1C:ERP на предприятии, выпускающем металлоконструкции. В статье описывается личный опыт эксперта по внедрению 1С:ERP, компании "Институт типовых решений - производство".

11.07.2025    544    0    itrp    2    

0

Внедрение изменений ITIL, Служба поддержки (HelpDesk) Бесплатно (free)

Рост обращений в техподдержку, очереди, перегруженные сотрудники, задержки в ответах на простые вопросы — знакомые реалии для многих компаний. Традиционные решения (базы знаний, контекстные подсказки) часто не справляются с объемом или слишком дороги в разработке и поддержке. К счастью, современные большие языковые модели предлагают мощный инструмент для автоматизации этого пласта работы. Можно ли применить их к специфике платформы 1С? Давайте разберемся.

02.07.2025    1666    0    Vaslot    2    

9

Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

Недавно появилась новость "SAP дал сбой. "Сегежа Групп" отсудила 430 млн за цифровую трансформацию - Рамблер/личные финансы”. Очень примечательная, поскольку позволяет на реальном примере увидеть изнанку консалтинга в больших бюджетах: только факты, без слухов, без NDA и неофициальной информации. Мне эта тема особенно близка, поскольку я имею опыт работы в двух мирах — 1С и SAP , “ел устриц” и на kick – off и на разных стадиях проекта. Поэтому пристегивайтесь, вас ждет увлекательный разбор судебного решения А40-299276-2022__20250120. Цель статьи не потоптаться на костях SAP в России, а показать сообществу 1С, что влияет на успех проекта на больших масштабах. И заодно ответить на вопрос — светит ли успех 1С в узком, но богатом сегменте больших корпораций.

30.06.2025    3733    0    1CUnlimited    69    

56
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. roman72 403 17.07.24 13:02 Сейчас в теме
Вам такой грубый формат перехода будет аукаться много лет постоянно вылезающими косяками и неувязками.

Из описания видно, что реализован "программистский" подход к реорганизации слиянием юрлица А в юрлицо Б.
А должен был быть применён правильный "мягкий юридический" подход к переносу, а потом уже на его основе "программистские" решения.
Юридический подход - это больше про увольнение-приём в новую организацию.
Тут не предполагается силовой пробой регистров и баз начисления.

Выглядит будто всё можно было сделать нормально, но тут кого-то чёрт дёрнул привлечь к делу пагромиста....
strannik73; +1 Ответить
2. фокусник 25 14.08.24 16:02 Сейчас в теме
По тексту путаница в терминах. Есть слияние организаций, есть присоединение. Есть просто увольнение и прием на работу. Или у вас все-таки перевод был? Если присоединение, то тогда с договорами ничего делать не нужно было.

В случае увольнения-приема тестирование нужно было проводить на одном подразделении, или хотя бы нескольких сотрудниках с разной системой оплаты, кадровыми переводами и прочими ключевыми различиями с 1 декабря. И вы бы на нескольких человечках все это отладили к новому году.

Аукаться будет однозначно.
Мне кажется лучше запросы в СФР по среднему заработку сотрудника в таком случае было сформировать.

А приемы на работу руками делали, или автоматизировали ввод?

Судя по описанию задачи, проектная команда так и смогла донести до вас юридические нюансы операции.
По тексту задача звучит примерно так "Перенести всё по максимуму". Только что потом специалист по расчету ЗП с этим будет делать? Ей все равно придется в каждом расчете отпуска все проверять и крыжить со старой базой. Ввод прежних данных при расчете отпуска не существенно увеличивает время на создание этого документа. Зато экономит кучу времени, когда полезут ошибки.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация