Реорганизация компании путем присоединения в 1С: как устроить себе развлечения в первые рабочие дни Нового года

16.07.24

Бизнес-анализ - Внедрение изменений

Зимой 2024 года в нашей компании произошла реорганизация: раньше в группу входили два юрлица, одно решили закрыть и всех работников перевести в другое с сохранением всех должностей, окладов и прочей бухгалтерии. Рассказываем, как мы это сделали. 

Подготовка

Датой слияния назначено 1 января. Забегая вперёд, скажем, что это не совсем удачная дата, но пока не об этом. Подготовку мы начали в середине ноября — полтора месяца достаточный срок для планирования и обкатки гипотез. Сначала был сбор информации и кейсов по этому вопросу, а также консультация непосредственно с 1С. 

Для удобства давайте договоримся, что компанию, которую присоединяют и закрывают, мы назовём «А», а ту, к которой присоединяют, назовём «Б».

Поскольку мы IT-компания, у нас было преимущество: нет товаров, а значит, нет и остатков по складам. Есть только сотрудники, которых нужно перевести. Но и здесь нужно соблюсти все процедуры: обеспечить безошибочный перенос всех данных по персоналу, их НДФЛ, отпускам и т.п.

Из сложностей можно выделить то, что «А» работает на упрощённой системе налогообложения (УСН), а «Б» — на общей (ОСНО). Предполагается, что при переносе в новую компанию нужно добавить остатки по налоговому вычету, но в базе 1С старой компании просто нет такой статьи.

Процесс присоединения был строго согласован с юридическим департаментом. К моменту закрытия компании в ней не должно остаться никаких обязательств перед сотрудниками или подрядчиками.

 

Моделирование

Поскольку в проектном опыте обычно встречаются кейсы переезда с другой программы в 1С или наоборот, нам предстояло самим разработать модель переезда с 1С на 1С. С оговорками, которые мы представили выше. 

В команде переноса было 5 ключевых участников:

  • финансовый директор;
  • руководитель проекта;
  • консультант по ЗУП;
  • консультант внутреннего проекта;
  • программист.

На разных этапах мы привлекали ещё бухгалтера по зарплате, главного бухгалтера, кадровиков и т.д. Это наши ключевые пользователи, поэтому нам было важно их мнение.

Для начала мы создали копию нашей базы и стали тестировать разные гипотезы. В итоге пришли к такому алгоритму:

  1. Перевести юрлицо «А» в обособленное подразделение. Раньше это была независимая система, теперь она входит в большую систему 1С компании «Б».
  2. Все сотрудники компании «А» становятся сотрудниками головной организации.
  3. Поменять головную организацию в регистрах, привести документы в соответствие.

Напомним даты: 

  • 31 декабря 2023 года — все сотрудники числятся в компании «А».
  • 1 января 2024 — все сотрудники должны уже быть в компании «Б».

Но мы не можем простым «вжухом» перевести десятки сотрудников, с каждым из которых заключён договор и есть куча справок вроде НДФЛ, отпускных и расчёта больничных. Поэтому заранее наши программисты писали обработку, которая помогла бы в один клик:

  • скопировать лицевые счета;
  • создать необходимые кадровые документы по БП-2;
  • обработать печатные формы (соглашения о переходе, подписанные с работниками);
  • скопировать все строки базы данных по сотрудникам.

 

Момент настал

Ещё в декабре необходимо было рассчитаться со всеми и организовать переход сотрудников.

Юридически к вечеру 31 декабря в компании «А» числился только директор. 

В первых числах Нового года мы провели все нужные операции, и 9 января (первый рабочий день 2024 года) все сотрудники уже числились в компании «Б». Но очень быстро оказалось, что у нас слетели некоторые записи по 2-НДФЛ. Это связано с тем, что часть сотрудников сначала имели трудовой договор в организации «Б», затем перешли в «А», а после реорганизации снова оказались в «Б».

Пришлось откатываться до предыдущей версии, срочно привлекать консультанта по ЗУП, который нашёл нужные строки. Это были всего несколько записей, поэтому их было проще поменять вручную, чем писать новый скрипт. 

Когда всё поменяли, мы снова прошли этап моделирования, а затем переход. На это ушло чуть меньше месяца. Параллельно решили точечные вопросы с начислениями резервов по отпускам. 

Может показаться, что всё прошло подозрительно сладко да гладко, но, конечно же нет. Расскажем немного и о факапах.

Переход происходил 1 января, но потом примерно 2 недели юрлицо «А» ещё существовало. И один из клиентов осуществил возврат денежных средств. Это отразили в новой компании «Б», из-за чего произошло задвоение оборота. А предполагалось, что в «А» не будет вообще никаких бухгалтерских передвижений. Но получилось, как получилось, поэтому бухгалтер для сдачи квартальной отчётности убирал «А» из статуса структурного подразделения «Б», готовил документы, и возвращал обратно. Эту операцию придётся повторить в конце 2024 года при сдаче годовой отчётности. Юридически всё чисто, но теперь нам нужно до конца года иметь в виду этот вопрос. 

И ещё один нюанс, обусловленный датой перехода: в 2023 году использовался старый вариант резервов по отпускам, а в с начала 2024 — новый. Поэтому пришлось писать особую обработку, чтобы сотрудников не только перевести в другую организацию, но и обеспечить переход к новой системе резервов отпусков. 

 

Уроки, которые мы извлекли

  • Дата имеет важное значение. Только из-за даты 1 января у нас произошло две нештатные ситуации, потому что именно с этого числа часто вступают в силу новые правила законодательства и начинаются новые периоды бухучёта. У нас выбор даты был обусловлен организационными вопросами и мы работали в таких обстоятельствах.
  • Полтора месяца — достаточный, но весьма сжатый срок, чтобы провести такое мероприятие, как слияние двух юридических лиц. Поэтому всегда лучше иметь запас времени. 
  • В первую очередь нужно выделить ключевых пользователей и держать с ними связь. В нашем случае это была бухгалтерия и HR-департамент — мы привлекали их на каждом этапе от сбора информации до окончательной интеграции.
  • Внимательное тестирование — золотое правило в IT, особенно, в вопросах, касающихся управления командой. 

См. также

Оптимизация бизнес-процессов Проектирование бизнес-процессов Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP. Управление холдингом Бесплатно (free)

Как создать систему планирования на реальном производстве с нуля, не используя готовые ERP-решения? В этой статье программист делится опытом внедрения собственной системы планирования в условиях крупного производства очистных сооружений. Рассказано о том, как начать с понимания процессов, спроектировать документ «Планирование производства», реализовать механизм распределения задач между бригадами и интегрировать всё с учётом материалов и выпуском продукции. Статья покажет, что даже в сложных условиях можно сделать простое и рабочее решение — без излишней автоматизации, но с фокусом на реальные потребности пользователей.

10.06.2025    390    0    KHoroshulinAV    1    

5

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Внедрение ERP на базе 1С требует значительных аппаратных ресурсов и стабильной инфраструктуры, что не всегда доступно небольшим организациям. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать облачный сервис 1С:Fresh, который позволяет развернуть ERP-систему без затрат на собственные серверы. Рассмотрим ключевые преимущества и сложности такого подхода, а также определим, каким компаниям облачное решение подойдет лучше, а кому стоит остаться на классическом варианте с локальным развертыванием.

09.06.2025    271    0    amenotori    0    

1

Внедрение изменений Реклама, PR и маркетинг Россия Бесплатно (free)

Нейросети стремительно проникают в маркетинг, но что это значит для 1С-компаний? В статье — 10 ключевых инсайтов из международного (американского) исследования STATE OF MARKETING AI REPORT 2025 и конкретные рекомендации, как можно использовать эти тренды в маркетинговой стратегии 1С-компании: от упаковки решений до построения HR-бренда.

06.06.2025    431    0    Adapta    0    

2

Взгляд со стороны Заказчика Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Бесплатно (free)

Так случилось, что на один из наших проектов внедрения «1С:ERP» мы пришли после другой команды, проект с которой заказчик завершать не пожелал. К нам предъявили жесткое требование...

27.05.2025    476    0    AiBCifra-1S-ERP-UH    1    

2

Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

Проблемы внедрения 1С преодолимы при условии профессионального подхода и учета специфики бизнеса.

16.05.2025    512    0    kog    1    

0

Анализ бизнес-процессов Анализ предметной области Внедрение изменений Бесплатно (free)

В восемнадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляет организационный дизайн, для чего он необходим и почему каждый аналитик должен про него знать.

08.05.2025    356    0    Radio_Analyst    0    

3

Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

Внедрение ИИ на предприятии — это не просто установка программного обеспечения. Это комплексный процесс, требующий стратегического планирования, адаптации корпоративной культуры и инвестиций в инфраструктуру. В этой статье мы рассмотрим ключевые этапы внедрения ИИ, успешные кейсы, возможные риски и рекомендации для бизнеса.

29.04.2025    773    0    kog    1    

0

Внедрение изменений Бесплатно (free)

Внедрение дорогих и сложных решений вроде BI, MDM, CRM или УХ для вспомогательных целей – не единственный путь, а порой и вовсе тупиковый. Расскажем о том, как не попасть в УХу, если директор хочет красивые отчёты, и делать дешёвые интеграции, не заморачиваясь с поиском специалистов по Конвертации данных.

01.04.2025    6286    0    1c-intelligence    24    

42
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. roman72 401 17.07.24 13:02 Сейчас в теме
Вам такой грубый формат перехода будет аукаться много лет постоянно вылезающими косяками и неувязками.

Из описания видно, что реализован "программистский" подход к реорганизации слиянием юрлица А в юрлицо Б.
А должен был быть применён правильный "мягкий юридический" подход к переносу, а потом уже на его основе "программистские" решения.
Юридический подход - это больше про увольнение-приём в новую организацию.
Тут не предполагается силовой пробой регистров и баз начисления.

Выглядит будто всё можно было сделать нормально, но тут кого-то чёрт дёрнул привлечь к делу пагромиста....
strannik73; +1 Ответить
2. фокусник 25 14.08.24 16:02 Сейчас в теме
По тексту путаница в терминах. Есть слияние организаций, есть присоединение. Есть просто увольнение и прием на работу. Или у вас все-таки перевод был? Если присоединение, то тогда с договорами ничего делать не нужно было.

В случае увольнения-приема тестирование нужно было проводить на одном подразделении, или хотя бы нескольких сотрудниках с разной системой оплаты, кадровыми переводами и прочими ключевыми различиями с 1 декабря. И вы бы на нескольких человечках все это отладили к новому году.

Аукаться будет однозначно.
Мне кажется лучше запросы в СФР по среднему заработку сотрудника в таком случае было сформировать.

А приемы на работу руками делали, или автоматизировали ввод?

Судя по описанию задачи, проектная команда так и смогла донести до вас юридические нюансы операции.
По тексту задача звучит примерно так "Перенести всё по максимуму". Только что потом специалист по расчету ЗП с этим будет делать? Ей все равно придется в каждом расчете отпуска все проверять и крыжить со старой базой. Ввод прежних данных при расчете отпуска не существенно увеличивает время на создание этого документа. Зато экономит кучу времени, когда полезут ошибки.
Оставьте свое сообщение