Данная статья посвящена великим и могучим типовым конфигурациям, историю их возникновения и развития. А также объясняет причины, почему я перестал их использовать в качестве основы в своих проектах автоматизации. Статья базируется на моем личном опыте участия во всевозможных внедрениях на платформе 1С, ни кого, ни к чему не призывает, а лишь отражает мое мнение, которое возможно будет интересно и другим.
Заниматься 1С я начал еще в прошлом веке, как раз накануне печально известного кризиса 1998 года. Жизнь, как говорится, заставила. И пришлось мне окунуться в эту «скучнейшую» и «приземленную» область, где я считал не место настоящему программисту. В то время флагманским продуктом компании 1С являлась конфигурация на платформе вер.6 «Бухгалтерский учет». Эта версия являлась первой платформой, в которой были заложены возможности доработки и изменения функционала под потребности компаний. Средства конфигурирования были достаточно непривычны, ни «до» не «после» я такого нигде не встречал.
Все описание языка и средств конфигурирования занимало около 20 листов документации. Никакого тебе высокохудожественного программирования. Зато бухгалтера были в восторге от этого продукта. Для малого бизнеса как раз то, что надо – дешево и сердито. Однако малый бизнес, несмотря на все старания нашего государства задушить его, имел свойство расти и развиваться и тут в полный рост вставала проблема масштабируемости. Шестерка имела всего 4 одновременных подключения для сетевой версии, и начинала откровенно тупить при большом документообороте, отчетность же ограничивалась стандартными бухгалтерскими ведомостями. В остальном свою функцию эта конфигурация выполняла. И дала возможность фирме 1С занять доминирующее положение на рынке экономического софта.
Примерно в это же время на рынке появился новый продукт 1С версия 7.0 «Торговля и склад», а следом и улучшенная версия 7.5, на базе которой 1С стала создавать все новые и новые шедевры типовых конфигураций. Концепция продукта от шестой версии к версии 7 поменялась кардинально. Это были не просто программы для бухгалтеров, а полноценные средства разработки. Пощупав эту версию, я пришел к выводу, что «настоящему программисту», уже не так зазорно ковыряться с этим софтом, инструмент мне понравился, очень было похоже на Visial Basic for Excel 95. С появлением этой платформы я уже отдавал предпочтение ей. Конфигурации были написаны достаточно легко, не имели глобальной универсальности, изобиловали, по началу, ошибками и недоработками. Для изменений они были просты и удобны. На их основе возникло множество специализированных конфигураций для разных сфер деятельности.
Дальнейшее развитие седьмой платформы, привело к появлению версии 7.7, типовые конфигурации на этой платформе становились все более продвинуты, объем кода увеличился на порядок. Доработка и изменения уже требовали высокого профессионализма и глубокого знания не только конфигураций, но и предметной области, чтобы транслировать потоки сознания заказчика в программный код. Опыт и навыки нужно было нарабатывать годами. Масштабируемость решений на этой платформе значительно выросла. Фантастическая цифра 100 пользователей в одной базе оказалось вполне достижимой, правда, с использованием «секретных шаманских заклинаний», не задокументированных в священных желтых книгах от 1С.
Все бы было хорошо, но, к сожалению или к счастью в механизм платформы разработчиками 1С были встроены места с узкой пропускной способностью, видимо с целью, чтобы пользователи имели время отдохнуть, перекурить и попить кофе. Такими узкими местами были «тормоза» с запросами, в результате чего скорость проведения документов и особенно вывод отчетов при большом документообороте были весьма неторопливы. Пользователи имели свободное время, хотя это почему-то не нравилось программистам, и наиболее продвинутые из них изобретали всякие хитрые штуки типа 1С++ и прямые запросы.
Так бы все текло и развивалось, но в 2003 году случилась новая Великая, может быть не Октябрьская, но революция в области 1С. Вышла 8 версия платформы. То чего так долго ждали уставшие от 7 платформы программисты, случилось. Как водится во время революций, страна разделилась на 2 лагеря. Те, кто выступал за старые порядки, говорили, зачем нам эта новая платформа, у нас и так все работает как часы, запросы – запрашивают, отчеты – отчитываются. Те же, кого не устраивали старые порядки, принялись активно осваивать новую платформу. Надо отметить, что «адепты 7.7», несмотря на прошедшие с тех пор 7 лет, прекрасно существуют и сегодня, и похоже не собираются сдавать своих позиций. Честь им и хвала за преданность и трудолюбие, благодаря им, в нашей стране работают и прекрасно себя чувствуют множество компаний.
Но вот лично я встал на сторону новой платформы. Куда более совершенный движок, новые возможности, удобный интерфейс, немыслимая для старой платформы масштабируемость, все это покорило меня. Имея богатый навык в учетных задачах, я достаточно быстро освоился и взялся за дело.
Первые типовые конфигурации, служили прекрасным инструментом для наработки опыта. Свои проекты я делал на них. Первой конфигурацией была «Управление Торговлей» 10.1. Она прекрасно справлялась с оперативным учетом в торгующей организации. Затем появилась «Бухгалтерия Предприятия», много-фирменный учет, отличная поддержка со стороны 1С новых изменений в законодательстве. Все это я использовал достаточно активно. Но вот пришел черед комплексных конфигураций. Была выпущена мега конфигурация, в которой было всё – УПП или как ласково ее называют некоторые особо нервные программисты «УПырище». Как говорится все в одном флаконе и шампунь и кондиционер. Тут был и оперативный учет торговли и производства, бухгалтерия с зарплатой, МСФО и бюджетирование, в общем проще перечислить то чего там не было. Дополнительную информацию о системе УПП можно найти в статье – [URL=http://www.1c-yy.ru/biblioteka/upp-rezultat-uspeshnogo-marketinga-ili-neosporimaya-polza-dlya-potrebitelya]УПП – результат успешного маркетинга или неоспоримая польза для потребителя?[/URL]
Я к этому времени в своем развитии подошел к просветленному пониманию всех аспектов учета как единого целого. Хотелось инструмента, с помощью которого, собирая частное, получаешь целое. Моих знаний экономической теории было достаточно, чтобы реализовать полноценный управленческий учет на предприятии. И вот такой инструмент в виде УПП я получил. Казалось бы, живи и твори, но практика показала, что инструмент весьма тяжеловат и неповоротлив. Уже на этапе собирания частностей возникает куча проблем. Автоматизация оперативного учета требовала практически прогнуть под этот учет предприятие, что давалось не всегда легко. Конфигурация изобиловала ошибками, что в совокупности с весьма мудреным кодом делала ее очень дорогой в обслуживании.
Избыток видов учета делал конфигурацию крайне медлительной и требовал, как и в случае с 7.7, активных «Танцев с бубнами» от специалистов 1С в плане настройки серверов и сетей. Были и концептуальные проблемы, которые делали ведение управленческого учета на базе УПП весьма проблематичным. В частности особенности оптимизации налогообложения в нашей стране подразумевает использование компаниями различных юридических лиц, с активными оборотами между ними. Заточенность УПП под регламентированный учет в этом случае становится существенной проблемой. Что делать с внутренними оборотами, как собирать достоверный результат в целом по компании в реальном режиме времени. В общем, результат меня огорчил, я бы даже сказал, что УПП меня разочаровало.
Но, несмотря на это, в ней есть и положительные стороны для нас программистов 1С, и этого нельзя не отметить. Обслуживание подобной системы дает работу многим из нас, делая рынок труда в нашей отрасли весьма горячим и высокооплачиваемым. Так что, спасибо тебе за это УПП.
Сам же я пошел по другому пути. Я вернулся к истокам и занялся развитием так называемых «самописных» конфигураций. Теперь каждый проект для меня не наказание и тяжкое бремя, а свободная реализация своих и клиента замыслов и планов по внедрению управленческого учета. Такой подход позволил мне значительно сократить время на реализацию проекта, при этом значительно повысив выходной результат для заказчика. Я не пишу универсальную конфигурацию на все случаи жизни, я использую в качестве основы базовое ядро, к которому по мере необходимости добавляю нужные элементы. Это делает конфигурацию легкой в работе и легкой в сопровождении. Оперативность учета в этом случае получается практически в реальном режиме времени, в нужных для компании разрезах учета. Финансовой службе не приходится с боями формировать в excel, такие нужные для анализа финансового состояния отчеты как Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств. И как результат все этого, точное и оперативное отражение состояния компании позволяет оперативно и точно принимать управленческие решения.
А для типовых конфигураций я оставил на проектах только нишу ведения регламентированного учета, тут они вне конкуренции, но являются лишь вторичными по отношению к конфигурации – «1С:Управленческий учет».