Почему я не использую типовые конфигурации фирмы 1С?

28.03.10

Управление ИТ

Данная статья посвящена великим и могучим типовым конфигурациям, историю их возникновения и развития. А также объясняет причины, почему я перестал их использовать в качестве основы в своих проектах автоматизации. Статья базируется на моем личном опыте участия во всевозможных внедрениях на платформе 1С.

Данная статья посвящена великим и могучим типовым конфигурациям, историю их возникновения и развития. А также объясняет причины, почему я перестал их использовать в качестве основы в своих проектах автоматизации. Статья базируется на моем личном опыте участия во всевозможных внедрениях на платформе 1С, ни кого, ни к чему не призывает, а лишь отражает мое мнение, которое возможно будет интересно и другим.

Заниматься 1С я начал еще в прошлом веке, как раз накануне печально известного кризиса 1998 года. Жизнь, как говорится, заставила. И пришлось мне окунуться в эту «скучнейшую» и «приземленную» область, где я считал не место настоящему программисту. В то время флагманским продуктом компании 1С являлась конфигурация на платформе вер.6 «Бухгалтерский учет». Эта версия являлась первой платформой, в которой были заложены возможности доработки и изменения функционала под потребности компаний. Средства конфигурирования были достаточно непривычны, ни «до» не «после» я такого нигде не встречал.

Все описание языка и средств конфигурирования занимало около 20 листов документации. Никакого тебе высокохудожественного программирования. Зато бухгалтера были в восторге от этого продукта. Для малого бизнеса как раз то, что надо – дешево и сердито. Однако малый бизнес, несмотря на все старания нашего государства задушить его, имел свойство расти и развиваться и тут в полный рост вставала проблема масштабируемости. Шестерка имела всего 4 одновременных подключения для сетевой версии, и начинала откровенно тупить при большом документообороте, отчетность же ограничивалась стандартными бухгалтерскими ведомостями. В остальном свою функцию эта конфигурация выполняла. И дала возможность фирме 1С занять доминирующее положение на рынке экономического софта.

Примерно в это же время на рынке появился новый продукт 1С версия 7.0 «Торговля и склад», а следом и улучшенная версия 7.5, на базе которой 1С стала создавать все новые и новые шедевры типовых конфигураций. Концепция продукта от шестой версии к версии 7 поменялась кардинально. Это были не просто программы для бухгалтеров, а полноценные средства разработки. Пощупав эту версию, я пришел к выводу, что «настоящему программисту», уже не так зазорно ковыряться с этим софтом, инструмент мне понравился, очень было похоже на Visial Basic for Excel 95. С появлением этой платформы я уже отдавал предпочтение ей. Конфигурации были написаны достаточно легко, не имели глобальной универсальности, изобиловали, по началу, ошибками и недоработками. Для изменений они были просты и удобны. На их основе возникло множество специализированных конфигураций для разных сфер деятельности.

Дальнейшее развитие седьмой платформы, привело к появлению версии 7.7, типовые конфигурации на этой платформе становились все более продвинуты, объем кода увеличился на порядок. Доработка и изменения уже требовали высокого профессионализма и глубокого знания не только конфигураций, но и предметной области, чтобы транслировать потоки сознания заказчика в программный код. Опыт и навыки нужно было нарабатывать годами. Масштабируемость решений на этой платформе значительно выросла. Фантастическая цифра 100 пользователей в одной базе оказалось вполне достижимой, правда, с использованием «секретных шаманских заклинаний», не задокументированных в священных желтых книгах от 1С.

Все бы было хорошо, но, к сожалению или к счастью в механизм платформы разработчиками 1С были встроены места с узкой пропускной способностью, видимо с целью, чтобы пользователи имели время отдохнуть, перекурить и попить кофе. Такими узкими местами были «тормоза» с запросами, в результате чего скорость проведения документов и особенно вывод отчетов при большом документообороте были весьма неторопливы. Пользователи имели свободное время, хотя это почему-то не нравилось программистам, и наиболее продвинутые из них изобретали всякие хитрые штуки типа 1С++ и прямые запросы.

Так бы все текло и развивалось, но в 2003 году случилась новая Великая, может быть не Октябрьская, но революция в области 1С. Вышла 8 версия платформы. То чего так долго ждали уставшие от 7 платформы программисты, случилось. Как водится во время революций, страна разделилась на 2 лагеря. Те, кто выступал за старые порядки, говорили, зачем нам эта новая платформа, у нас и так все работает как часы, запросы – запрашивают, отчеты – отчитываются. Те же, кого не устраивали старые порядки, принялись активно осваивать новую платформу. Надо отметить, что «адепты 7.7», несмотря на прошедшие с тех пор 7 лет, прекрасно существуют и сегодня, и похоже не собираются сдавать своих позиций. Честь им и хвала за преданность и трудолюбие, благодаря им, в нашей стране работают и прекрасно себя чувствуют множество компаний.

Но вот лично я встал на сторону новой платформы. Куда более совершенный движок, новые возможности, удобный интерфейс, немыслимая для старой платформы масштабируемость, все это покорило меня. Имея богатый навык в учетных задачах, я достаточно быстро освоился и взялся за дело.

Первые типовые конфигурации, служили прекрасным инструментом для наработки опыта. Свои проекты я делал на них. Первой конфигурацией была «Управление Торговлей» 10.1. Она прекрасно справлялась с оперативным учетом в торгующей организации. Затем появилась «Бухгалтерия Предприятия», много-фирменный учет, отличная поддержка со стороны 1С новых изменений в законодательстве. Все это я использовал достаточно активно. Но вот пришел черед комплексных конфигураций. Была выпущена мега конфигурация, в которой было всё – УПП или как ласково ее называют некоторые особо нервные программисты «УПырище». Как говорится все в одном флаконе и шампунь и кондиционер. Тут был и оперативный учет торговли и производства, бухгалтерия с зарплатой, МСФО и бюджетирование, в общем проще перечислить то чего там не было. Дополнительную информацию о системе УПП можно найти в статье – [URL=http://www.1c-yy.ru/biblioteka/upp-rezultat-uspeshnogo-marketinga-ili-neosporimaya-polza-dlya-potrebitelya]УПП – результат успешного маркетинга или неоспоримая польза для потребителя?[/URL]

Я к этому времени в своем развитии подошел к просветленному пониманию всех аспектов учета как единого целого. Хотелось инструмента, с помощью которого, собирая частное, получаешь целое. Моих знаний экономической теории было достаточно, чтобы реализовать полноценный управленческий учет на предприятии. И вот такой инструмент в виде УПП я получил. Казалось бы, живи и твори, но практика показала, что инструмент весьма тяжеловат и неповоротлив. Уже на этапе собирания частностей возникает куча проблем. Автоматизация оперативного учета требовала практически прогнуть под этот учет предприятие, что давалось не всегда легко. Конфигурация изобиловала ошибками, что в совокупности с весьма мудреным кодом делала ее очень дорогой в обслуживании.

Избыток видов учета делал конфигурацию крайне медлительной и требовал, как и в случае с 7.7, активных «Танцев с бубнами» от специалистов 1С в плане настройки серверов и сетей. Были и концептуальные проблемы, которые делали ведение управленческого учета на базе УПП весьма проблематичным. В частности особенности оптимизации налогообложения в нашей стране подразумевает использование компаниями различных юридических лиц, с активными оборотами между ними. Заточенность УПП под регламентированный учет в этом случае становится существенной проблемой. Что делать с внутренними оборотами, как собирать достоверный результат в целом по компании в реальном режиме времени. В общем, результат меня огорчил, я бы даже сказал, что УПП меня разочаровало.

Но, несмотря на это, в ней есть и положительные стороны для нас программистов 1С, и этого нельзя не отметить. Обслуживание подобной системы дает работу многим из нас, делая рынок труда в нашей отрасли весьма горячим и высокооплачиваемым. Так что, спасибо тебе за это УПП.

Сам же я пошел по другому пути. Я вернулся к истокам и занялся развитием так называемых «самописных» конфигураций. Теперь каждый проект для меня не наказание и тяжкое бремя, а свободная реализация своих и клиента замыслов и планов по внедрению управленческого учета. Такой подход позволил мне значительно сократить время на реализацию проекта, при этом значительно повысив выходной результат для заказчика. Я не пишу универсальную конфигурацию на все случаи жизни, я использую в качестве основы базовое ядро, к которому по мере необходимости добавляю нужные элементы. Это делает конфигурацию легкой в работе и легкой в сопровождении. Оперативность учета в этом случае получается практически в реальном режиме времени, в нужных для компании разрезах учета. Финансовой службе не приходится с боями формировать в excel, такие нужные для анализа финансового состояния отчеты как Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств. И как результат все этого, точное и оперативное отражение состояния компании позволяет оперативно и точно принимать управленческие решения.

А для типовых конфигураций я оставил на проектах только нишу ведения регламентированного учета, тут они вне конкуренции, но являются лишь вторичными по отношению к конфигурации – «1С:Управленческий учет».

См. также

Help desk: Служба поддержки Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Чтобы снизить нагрузку на техподдержку, к готовому продукту всегда должна прилагаться документация. Но как сделать, чтобы инструкция была понятной и полезной, а ее разработка и актуализация не затянулись на несколько месяцев? Разберем вопрос рациональности использования стандартов и наиболее доходчивые варианты стилистики, организации структуры, детализации при написании инструкций.

24.09.2024    2937    0    chavalah    19    

19

Управление ИТ-департаментом Бесплатно (free)

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни ИТ-компании растут из года в год минимум по 30%, а другие считают за счастье повторить показатели прошлого года? Одни ищут возможности: как выйти на новые проекты, адаптироваться к очередному кризису и нарастить объемы. Другие ищут оправдания: дефицит специалистов на рынке, гонка зарплат, клиенты в кризис экономят деньги… Расскажем о методике стратегического планирования OKR, которая позволяет управлять имеющимися ресурсами и выжимать максимум из того, что есть.

03.09.2024    513    0    hobbit91    1    

3

ITIL Бесплатно (free)

Если ты разработчик ПО, тебе неинтересно заниматься консультированием клиентов по типовым вопросам, уведомлять их о новых релизах, отслеживать завершение сроков подписки и т.д. И в какой-то момент в компании назревает необходимость автоматизации рутинных процессов. О том, как за один рабочий день создать и запустить личный кабинет клиента, расскажем в статье.

06.08.2024    2052    0    TitanLuchs    12    

11

Управление ИТ-департаментом Руководитель проекта Бесплатно (free)

Как найти место для ИТ-персонала в организационной структуре предприятия. Какая организационная и административная форма сосуществования может оказаться более полезной и выгодной. Какой ИТ-шник лучше и выгоднее - свой или приходящий. Попытка ответа на эти вопросы изложена в статье.

12.03.2024    934    0    DemetrKlim    9    

5

Help desk: Служба поддержки Бесплатно (free)

Часто в холдинговых структурах организуют единый центр обслуживания для обработки обращений сотрудников по работе с ИТ, бухгалтерией, отделом обучения и т.д. О том, как внедрить сервисный подход в бэк-офисе, и какие инструменты помогут эффективно закрывать потребности бизнеса и укладываться в SLA, пойдет речь в статье.

29.01.2024    846    0    user1063453    0    

4

Help desk: Служба поддержки Бесплатно (free)

Расскажем, как оптимизировать первую линию, чтобы она работала как часы. Также покажем, как с помощью тикет-системы уменьшить количество звонков в техподдержку и почему со звонками в компании на 4500 тысяч сотрудников справится один человек.

29.01.2024    1091    0    user1063453    1    

2

ITIL Бесплатно (free)

В статье пойдет речь о том, как подступиться к внедрению практик ITIL в небольшой компании, и также затронем аспекты управления услугами, про которые все забыли.

29.01.2024    1095    0    user1063453    0    

3

Help desk: Служба поддержки ITIL Бесплатно (free)

Для качественной организации техподдержки в компании важно обеспечить у ITSM-портала все необходимые функции, соответствующие уровню зрелости ИТ. Чек-лист по текущим тенденциям, которые можно выделить в построении портала (системы) обслуживания пользователей, представим в статье.

29.01.2024    1132    0    user1063453    0    

1
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. tango 546 25.02.13 12:15 Сейчас в теме
ок. реклама, но по делу
2. Арчибальд 2709 26.02.13 10:41 Сейчас в теме
Из прирожденного занудства уточню: тюнинг в виде внешних отчетов и обработок вполне себе существовал и в предыдущих (по сравнению в шестеркой) версиях 1С. Сам делал в 95 году расчет амортизации для Бухгалтерии 5.0, а в 97 - деноминацию для Зарплаты 4.0.
А в целом поддерживаю. Реальная ниша 1С - это ММТБ. Московский Мелкий Торговый Бизнес. Шаг в сторону (от торговли) приводит к коллапсу, прыжок на месте (попытка взлететь от мелкости) уводит в нирвану. Реальный учет может строиться либо на пуле внешних обработок, либо на самописной конфе. Как-то так.
3. Поручик 4692 26.02.13 12:08 Сейчас в теме
За десять лет работы с 1С только пару-тройку раз встречал конторы, использующие типовые торговые конфы. БП, конечно, не в счёт.
4. alekseies 27.02.13 13:23 Сейчас в теме
УПП я получил. Казалось бы, живи и твори, но практика показала, что инструмент весьма тяжеловат и неповоротлив - а если разобраться и приложить руки и голову, то все ОК ................
5. vadimt_82 9 07.03.15 14:28 Сейчас в теме
Я то же не использую типовые конфигурации такие как 1С:УПП. Не одного успешного проекта на базе УПП. Всегда одна история. Заказчик покупает УПП. Обращается ко мне я ее начинаю переделывать. Потом от нее отказываюсь. Внутри УПП делаю свою программу для производства, финдиректора и т.д. И после этого мне говорят спасибо за работу. В итоге на всех моих удачных проектах используется та часть УПП, которая является "Управление торговлей". Дописать УТ под задачи заказчика это успешная практика автоматизации средствами 1Сv8
Оставьте свое сообщение