Что было
Оптовая компания, довольно крупная, лидер своего сегмента на рынке. Есть импорт из Китая и проч, есть закупки в РФ. Есть и розница и интернет-торговля, но доля этой деятельности несопоставима с оптом.
Основная учетная система – на основе УТ10.2. Переписана за 10+ лет – весьма и весьма серьезно. Отдельные подсистемы и модули обновлялись до УТ10.3, много что добавлено, много переписано. Обычное дело для такого масштаба и за десятилетие.
Собственники созрели на перемены, управленческие консультанты убедили их внедрять ERP. В контору пригласили нового энергичного Финдира (кто ж из ветеранов пойдет в штыковую атаку) и маститого ИТ-директора. Ну а Финдир привел нашу маленькую команду в качестве внедренцев.
Учет в УТ10 строгостью не отличался. К примеру, движения по взаиморасчетам и по себестоимости в реализациях и возвратах товаров могли быть разной датой (дата движения указывается на форме), а то и вообще – без взаиморасчетов (на радость менеджеров). Себестоимость по импорту – это просто бездонная дыра в балансе. Это я к тому, что были опасения, что так запросто ERP не внедрится.
С точки зрения процессов – тут вообще копать было тяжело, все самобытное, неформализованное и недокументированное. Тоже классика, я бы так сказал.
Подход к внедрению
Решили сделать так. Для начала, не ломая процессы, поставить ERP сбоку, как чисто учетную систему. Туда залить данные из УТ10, разрешить нескладушки с учетом и получить красивую управленческую отчетность. Периодичность заливки – сначала за последний год, потом обновлять помесячно, а затем – в онлайне.
В качестве результата этого этапа можно предъявить собственникам красивую отчетность прямо из программы (а не ручная сборка из Excel).
Этот этап впоследствии был метко назван сотрудниками компании «ERP по-маленькому» J
Дальше, планировался этап основного внедрения, названный впоследствии - «ERP по-большому».
ERP по-маленькому
Перенос решили написать свой (через xml-файл, затем планировался веб-сервис) . С Конвертаций решили не связываться, чтобы не упираться в ее модель и ограничения.
Попутно промоделировали все учетные операции, с упором на учет, а не на процесс.
Еще до начала переноса, сформировали контрольные отчеты из УТ10, которые должны были сходиться с данными отчетов из ERP. А при наличии незначительных расхождений – расхождения должны быть оценены и объяснены.
Чтобы синхронизировать складские остатки c ERP - развернули ордерную схему, которую программисты Заказчика внедрили на УТ10.2 (галочка и дата в РТУ - наличие движений по складу и дата). Использовали функционал Корректировок реализаций в ERP.
Рекомендовали делать движения в оперативной системе по реализации и взаиморасчетам одной датой, чтобы сошлось с ERP. Ну и так далее - еще с десяток подобных моментов.
Ясно, что вылезли все проблемы и огрехи учета, но в принципе, все получилось. При закрытии месяца еще решили ряд проблем, но все потом стало закрываться штатными механизмами.
В качестве управленческого учета использовалась подсистема МСФО, которая прекрасно подошла для этой задачи. Все настройки для формирования отчетности были произведены без изменения конфигурации.
Приемка результата
Внезапно на проекте стали возникать проблемы доверия. Финдир стал требовать работоспособные модули «под ключ», хотя они предполагались только финальной стадии. Все это нервировало и создавало кучу дополнительной работы с подготовкой баз, переносов и прочего, чего не планировалось заранее. Ну ладно, ок, работаем так, акты и оплаты иначе не добыть.
А потом, внезапно для нас – сообщают, Финдир уволен, месяц на завершение проекта и гудбай.
Тем не менее, отчетная ERP (2.2) была сформирована, а документация и модули переноса были разработаны и сданы.
По данным базы была получена годовая управленческая отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках, ДДС)
Как стало известно впоследствии – на этом проект был положен на полку (март 2017). Пару раз доставался, а потом забыт и поныне покоится там.
Завершение проекта
С новым финдиром работа у нас как-то не сложилась.
ИТ-директор начал проект «ERP по-большому» со своим франчем, но что-то не пошло и сам был уволен.
Контора до сих пор работает на УТ10.2, мечта ERP по прежнему не воплощена.
Что ж, отчет во «Внедренные решения» в таком виде не пойдет J. Но зато уже пошел в другом, успешном и лучезарном, как любят и умеют маркетологи.
Как пишут иногда, мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Какие выводы я сделал для себя
- В плане тактики внедрения ERP на предприятии с очень старой самописной конфигурацией – выбранный подход весьма оправдал себя (напомню – переносим учет, и сравниваем контрольные учетные показатели по обеим базам). Сколько ни обследуй и ни моделируй – перенос реального массива всей учетной информации наверняка вскроет несколько серьезных методических проблем.
- Со стороны Заказчика может исчезнуть спонсор и/или главный функциональный заказчик или изменится политический расклад – шансов на успех останется немного. Я думаю, тут и так все ясно – просто нечасто бывало на моей практике, но всегда досадно как-то :)