Дано:
В организации выявлена ошибка ведения учета - в ряде документов поступления или реализации был неправильно выбран контрагент (договор контрагента).
Период, в котором ошибка была допущена, уже закрыт, вся отчётность сдана, декларации по налогам поданы...
Задача:
Исправить и отразить в учёте выявленную ошибку в конфигурации БП 2.0.
"Кто виноват?" выяснять не будем, главное тут "Что делать?"
Решение:
По правилам ведения бухгалтерского учета ошибка исправляется в том периоде, в котором она была обнаружена.
Самым правильным кажется решение отразить "неправильные" документы методом "красное сторно", и сделать записи исправленных документов.
Следует оговориться - речь не идёт о корректировках поступления/реализации - цены, количество товаров (работ, услуг) в этой ситуации не изменяются, необходимо исправить только контрагента (договор).
Для исправления с помощью документа "Операция введенная вручную", с методом заполнения "Сторно движений документа", сторнируем движения ошибочного документа (списка документов). Копируем ошибочные документы, исправляем контрагента и договор, устанавливаем дату документа в текущем периоде, проводим.
Всё вроде бы просто и ошибка исправлена, но при более подробном рассмотрении ситуации, обнаруживаются некие "подводные камни".
Проблема может возникнуть для разных систем налогообложения, и разных учетных политик организаций.
- Вариант 1 - Контрагент (договор) несуществующий, никаких движений, кроме рассматриваемых документов по нему не было.
- Вариант 2 - Контрагент (договор) реальный, по нему были движения не только в ошибочных документах.
В первую очередь по НДС и возможных ситуациях, связанных с НДС с авансов полученных (выданных). Опустим авансы выданные, рассмотрим только полученные:
Начисление НДС с авансов полученных установлено «Регистрировать счета-фактуры всегда при получении аванса»..
Вариант 1.
Документы реализации сформировали дебиторскую задолженность, НДС начислен и отражен в книге продаж, но была оплата по "правильному" контрагенту (договору). В результате мы имеем непогашенную задолженность перед контрагентом и начислили НДС с аванса, который мог быть зачтен.
С точки зрения суммы НДС к оплате , в периоде возникновения ошибки, мы имеем переплату налога на сумму НДС с аванса полученного, так же отражённого в книге продаж.
Таблица 1.
Дата |
Контрагент | Дт | Кт | Сумма | Содержание |
01.12.2011 | Ошибочный | 62.01 | 90.01.1 | 1180 | Реализация |
01.12.2011 | -//- | 90.03 | 68.02 | 180 | Начислен НДС |
01.12.2011 | Правильный | 51 | 62.02 | 1180 | Оплата |
01.12.2011 | -//- | 76.АВ | 68.02 | 180 | Начислен НДС с аванса |
Итого: Переплата НДС 180 р.
При проведении исправленного документа произойдёт зачет аванса, соответственно будет сформирована запись книги покупок, в которую руками необходимо отредактировать, указав, что это запись доп.листа и корректируемый период.
Вариант 2.
Были реализации и оплаты «неправильному» контрагенту
Таблица 2.
Дата | Контрагент | Дт | Кт | Сумма | Содержание |
01.12.2011 | Ошибочный | 62.01 | 90.01.1 | 1180 | Реализация с ошибкой |
01.12.2011 | -//- | 90.03 | 68.02 | 180 | Начислен НДС |
03.12.2011 | Ошибочный | 51 | 62.01 | 1180 |
Реально предоплата, а в программе получается погашение задолженности |
|
|
51 | 62.02 | 2360 | и аванс |
03.12.2011 | -//- | 76.АВ | 68.02 | 360 | Начислен НДС с аванса |
10.12.2011 | Ошибочный | 62.01 | 90.01.1 | 1180 |
Реализация именно этому контрагенту |
10.12.2011 | -//- | 90.03 | 68.02 | 180 | Начислен НДС |
10.12.2011 | -//- | 62.02 | 62.01 | 1180 | Зачтен аванс |
31.12.2011 | -//- | 68.02 | 76.АВ | 180 |
Вычет НДС с аванса в книге покупок |
Итого: Недоначислен НДС с аванса 180 р., т.к. первый зачет аванса ошибочный.
После проведения исправленных документов необходимо выписать счет-фактуру на образовавшийся после сторно аванс, и опять как запись доп.листа, что в документе не факт, что отразится автоматом.
УСН.
При «Доходы минус расходы» в учетной политике установлено - расходы на приобретения товаров принимаются по получению доходов. По примеру в Таблице 1, если реализовали товары, то они остались неоплаченными – завышена база УСН. Как это исправить в БП – надо разбираться.
Это к вопросу о взаиморасчётах.
Написал обработку для автоматического создания сторно и исправленных документов копированием ошибочных. Обработку выкладываю здесь (ИсправлениеКонтрагентов_ДоговоровВДокументахПрошлыхПериодов.epf), с предупреждением – отработает правильно, если не ведётся партионный учет или исправляются только услуги, с учётом конечно сказанного выше. Всё получается вроде бы «как учили». Стал тестировать – возникли вопросы.
Как быть если реализовывались (покупались) ТМЦ, и в БП ведётся партионный учёт?
Исправление с помощью заполнения операции введенной вручную сторно сделает движение по партии, которой будет являться исправляемый документ, а исправленный сформирует «свою» партию. По 41 счету, складу и номенклатуре всё сойдется, а вот партия «зависнет».
Сразу возникает мысль – а зачем вообще заниматься сторнированием ошибочных документов, товары могли быть уже давно проданы, списаны и пр., не проще ли просто скорректировать взаиморасчеты с помощью документа «Корректировка долга»?
На первый взгляд должно получиться, но вновь возникнет проблема – по ошибочным документам задолженность может отсутствовать (Таблица 2, строки 1 и 3). Корректировка приведёт, в этом случае, к «зависанию» аналитики по документам расчетов с контрагентами. Получается, необходимо скорректировать взаиморасчеты, но сторнировать движения по ТМЦ (да и по услугам и пр.) не нужно. Далее НДС, УСН и пр. типовыми методами.
Вот с этим вопросом для меня сейчас ясности нет. Какие движения, какими документами сделать исправление, что бы получить корректный учет в БП 2.0?
P.S. Не претендую на полноту рассмотрения всех возможных вариантов. Писал это для себя, чтобы хоть как то уложилось в голове, что в такой ситуации делать, и как это корректно отразить в БП 2.0. Буду очень рад, если мне укажут на допущенные мной ошибки. Помогите разобраться!