Вместо предисловия
Я из далекого города Владивостока, но уверен, у нас очень много общего. Я работаю в ИТ-сфере в 1С уже 10 лет, а в управлении ИТ – 7 лет. Думаю, мой опыт покажется вам интересным.
Первое, с чего хотелось бы начать, – мы крупный ритейл, и нам нужно много автоматизации. Казалось бы, зачем много автоматизации? Дело в том, что крупному бизнесу необходимо успевать отвечать молодым растущим конкурентам, изменяющемуся законодательству и условиям на рынке. И это приводит к тому, что необходимо регулярно пересматривать бизнес-процессы компании и изменять программное обеспечение. Это вовсе не значит, что ИТ является единственной важной структурой компании, но сейчас такая ситуация, что почти любое изменение требует участия ИТ-специалиста.
Хотелось бы привести пример:
- за 2018 год мы реализовали 9,5 тысяч изменений. Это абсолютно разные задачи и проекты, маленькие и большие, но их достаточно много.
- на тот момент в ИТ-отделе работало 130 человек, из которых 87 человек – «чистых» программистов. Сейчас уже больше.
Но если бы я посчитал, сколько человек нужно бизнесу в ИТ, чтобы мы все задачи реализовывали за адекватное время, нужно было бы в 2 раза больше. Сколько бы раз я ни пытался это делать, я всегда вижу, что нам нужно в 2 раза больше специалистов, чем сейчас.
Проблемы города
Мы живем и работаем во Владивостоке, там находится наш головной офис, там сосредоточены все специалисты, большая часть ИТ-подразделения. И есть некоторые проблемы, которые свойственны нашему городу.
- Первая – в нем проживает меньше 1 миллиона человек, точнее 600 тысяч. Поэтому сам по себе рынок ИТ-специалистов небольшой. Можно сказать, что в городе в принципе нет свободных программистов 1С. Университеты их специально не готовят, у них такой задачи нет. И, как следствие, на рынке появляются молодые программисты, которые не могут решать задачи бизнеса.
- Вторая проблема – в нашей компании практически все программные продукты разработаны самостоятельно. Такое позиционирование бизнеса: мы не компанию меняем под готовые софт и приложения, а пишем софт согласно тому, как компания видит правильным организовывать бизнес-процессы. В итоге требования к кандидатам повышаются: необходимо знать бизнес-процессы компании.
- И последняя – по данным двух основных сайтов по поиску кандидатов, 81 компания города непрерывно ищет программистов 1С. То есть во Владивостоке можно отметить безумный дефицит на специалистов.
Гонка за кадрами
Чтобы как-то решить проблему нехватки кадров, мы устроили нехорошую игру под названием «схантить специалистов из соседней компании города».
Как это выглядело?
- Мы понимаем, что у нас есть запросы от бизнеса, нам нужно их решать. Мы поднимаем уровень оплаты в городе, например, на 20 тысяч рублей.
- Начинаем хантить. К нам идут на собеседование, кто-то проходит собеседование, у нас появляются новые специалисты. Нам кажется, что все здорово, мы все делаем правильно.
- Но проходит немного времени, и те компании, которые потеряли специалистов, готовы заплатить любые деньги для восстановления своего функционирования. Они поднимают рынок еще больше, и это повторяется круг за кругом.
Кто от такой ситуации выигрывает? Только специалист. В этом нет ничего плохого – хорошему специалисту платить не жалко. Если он реально решает бизнесовые задачи, он приносит пользу, это нормально.
Минус в том, что при таком подходе ничего качественно не меняется. У специалистов не растет технический уровень знаний. Количество специалистов на рынке никак не увеличивается. Это просто круговорот специалистов в рамках города.
Мы поняли, что стратегию необходимо менять и как-то кардинально решать проблему нехватки специалистов в городе. И мы решили разработать собственную программу обучения, запустить ее во множество потоков и гарантировать трудоустройство тем, кто сдаст выпускной экзамен.
Предпосылки для разработки своей программы обучения
Мы верили, что у нас может получиться. Какие у нас были для этого предпосылки?
- Во-первых, мы считаем, что знаем, что должен знать специалист. Как мы это поняли? Те специалисты, которые уходили из нашей компании в соседние, спокойно решали задачи в этих компаниях. И мы посчитали, что опыт, приобретенный у нас, ценный.
- Во-вторых, у нас есть таблица профессиональных знаний ИТ-специалистов, в том числе и программистов 1С. В ней четко расписано, что должен знать junior, middle, senior, все знания и навыки, список вопросов и список задач, которые должен знать специалист, чтобы соответствовать своему уровню.
- В-третьих, мы давно используем принцип наставничества, у нас есть команды по разработке, куда приходят молодые стажёры и учатся сначала на тестовых задачах, потом на боевых. Сама культура компании направлена на работу в командах, поэтому принцип передачи знаний молодому поколению, молодым разработчикам у нас хорошо поставлен.
Вообще подход с наставничеством замечательный. Его единственная проблема в том, что нужно это обучать быстрее. Кроме того, есть 4 ключевые проблемы, которые делают этот подход менее эффективным:
- В наставничество иногда приходят стажеры, которые совсем плохо знают программирование. Приходится обучать их базовым навыкам – массивы, переменные, оператор ветвления. Приходится рассказывать все-все программирование буквально. Конечно, в сжатом варианте, но это тяжело. И получается очень индивидуальная программа для каждого желающего.
- Когда вы приняли решение взять стажера, как правило, вы недолго проводите собеседования, и у вас не очень большое количество кандидатов. Допустим, вы решили взять 1 нового стажера, провели собеседование с несколькими кандидатами, и пора начинать, зачем долго ждать. В этом тоже есть проблематика.
- Допустим, ты взял стажера, ты вложил в него знание, свою душу. Даже если стажер не тянет, очень медленно усваивает материал, еле-еле кое-как решает задачи или вообще их не решает, с ним жалко прощаться. Срабатывает эффект: я уже вложил в него, он уже чуть-чуть что-то решает, чуть-чуть помогает, может быть, когда-нибудь он вырастет. В этом самая большая беда: слабо растущий неперспективный стажер занимает место более перспективного, который мог бы вырасти быстрее. Желающих же много, а вы свои ресурсы потратили на того, кто не растет.
- Четвертая проблема – в нашем случае стажировкой занимается ведущий разработчик либо руководитель группы разработки. Эти ребята являются специалистами: они еще кодируют, занимаются проектированием, архитектурой, управлением команды разработки, участвуют в разных проектах. Для компании это дорогой ресурс, потому что нужно решать боевые бизнесовые задачи. И чтобы все старшие занимались только обучением, так не получается.
Поэтому мы решили сделать свои курсы по разработке 1С, обучать всех желающих, гарантировать трудоустройство всем, кто сдаст выпускные экзамены.
Дальше я хотел бы в формате рекомендации рассказать, как вы могли бы это сделать. Мы это уже сделали, у нас все это работает, поэтому я буду стараться вам рекомендовать наш опыт, уверен, что он покажется вам полезным.
Запуск собственной программы обучения
Шаг 1. Найти партнера
Первое, что вам понадобится, чтобы запустить собственную программу, – найти партнера.
- Желательно, чтобы этот партнер уже занимался обучением и желательно, чтобы чем-то близким к программированию. Тогда часть организационных вопросов вы сможете передать ему, и это будет значительно быстрее и дешевле. У партнера должна быть готова методология. Именно под эту методологию вы будете адаптировать свою программу, чтобы она была эффективной.
- Второе – у партнера должно быть достаточное количество помещений. Наверняка вам захочется вести одновременно несколько потоков, множество групп, делать это и в дневное время, и в вечернее. И если у вас не будет достаточного количества помещений, это будет проблемой. Причем, эти помещения должны быть оборудованы как учебные классы, в них все должно быть готово для быстрого запуска программы.
- Третье и самое важное – это преподаватели. Желательно, чтобы преподаватели знали, что такое программирование. Еще лучше, чтобы они знали, что такое 1С. Идеальный вариант – чтобы они хорошо разбирались в 1С. Скорее всего, вы столкнетесь с проблемой, что таких преподавателей нет. Я обязательно расскажу, как решить и эту проблему, но позже. Но если все же у партнера будут такие преподаватели, считайте, что сделано уже три дела.
- Очень важно, чтобы у партнера был поставлен процесс супервизии – качества преподавания. Преподаватели будут ошибаться, в вашей программе будут неточности, обучающиеся будут давать обратную связь, что нужно улучшить, вы сами будете понимать, какой материал плохо заходит, и вам нужно будет совершенствовать программу, чтобы добиться нужного качества. Соответственно, у партнера должна быть настроена схема просмотра видео обучения преподавателей на основании обратной связи.
- Еще один важный пункт – партнер должен быть готов проводить большое количество собеседований. Желающих будет десятки, сотни, тысячи – в зависимости от того, какой у вас рынок, и нужно провести собеседования с огромным количеством кандидатов, отобрать тех, кто потенциально может стать программистом. Это большой труд, этим надо будет заниматься непрерывно. Самостоятельно это сделать достаточно сложно.
Шаг 2. Разработать программу
Представим, что вы нашли такого партнера. Следующий шаг – разработать программу обучения. Ее необходимо разработать с фокусом на следующие аспекты:
- Максимум внимания уделяется практике. До 75 и более процентов должны быть практическими занятиями. Потому что после этих курсов должны выходить программисты, которые смогут решать ваши задачи, они должны набить руку в программировании, они должны наработать опыт. Это важно. Вам не надо рассказывать им теорию. Теорию им рассказывали в университетах, они спокойно могут почитать ее в интернете или где-то еще. Самое важное – это набить руку практическими примерами.
- Программа должна быть нацелена на реально полезные для вас знания. Всегда будет соблазн открыть в интернете программу для обучения программиста 1С, прочитать ее, отдать преподавателю, пусть подготовит 30 человек. И кто осилит, пусть идет работать программистом. При таком подходе повышается вероятность, что, когда программист окончит программу, он придет к вам на предприятие и не сможет решать ваши задачи, потому что они у вас немного отличаются, вы делаете все иначе, у вас есть особенности по своей стилистике, свои бизнес-требования. И получится, что вы не решили свою основную задачу – получить готовых специалистов. Поэтому лучше разработать программу именно для себя. Это важная рекомендация.
- Разрабатывая программу, учитывайте, что к вам будут приходить кандидаты, которые должны обучиться программированию с нуля. Это могут быть системные администраторы, которые решили переквалифицироваться, и у них есть все шансы стать программистами 1С. Это могут быть студенты, которые только вышли из вуза, но решили еще поучиться. Это могут быть те люди, кто когда-то обучался программированию, но судьба их не связала с разработкой программного обеспечения. Вам необходимо сравнять их общий уровень знаний в программировании, чтобы добиться стандартного качества.
- И вам предстоит подготовить большое количество заданий для занятий, как для работы в группе, так и для дома. Это должны быть легкие, средние и тяжелые задания, их должно быть много. Потому что кому-то программа будет даваться легко, и чтобы они не скучали, им надо предлагать более сложные задачи. Пускай набивают руку, им это полезно, чтобы у них была достаточно хорошая мотивация и вовлеченность в обучение.
- Но и важно подготовить достаточное количество заданий на дом. Это однозначно должно быть не одно задание, их также должно быть три – легкое, среднее, тяжелое. Потому что мы заметили: если дать всего одно задание на дом, и у обучающегося что-то не получилось, повышается вероятность, что он опустит руки, начнет думать, что он плохой программист, и не захочет продолжать учебу. Теряется мотивация, уходят стажеры. Но если вы даете несколько заданий – легких, средних, тогда что-то получается, а что-то нет, но сохраняется мотивация обращаться к преподавателям, чтобы разобраться, как решать те или иные задачи.
При разработке программы нам нужно грамотно составить курс – то, о чем мы хотим рассказать обучающимся. Я уже говорил, что у нас есть описания профзнаний и навыков для разных уровней специалистов (JMS – Junior, Middle, Senior). И разрабатывая программу, мы должны ответить на три ключевых вопроса:
- Что мы делаем вместе с обучающимся? К примеру, мы взяли знание или какой-то навык, который должен иметь наш будущий программист. Допустим, это разработать простой справочник. Надо описать, каким образом вместе на занятии мы должны поработать с обучающимся, чтобы он этот навык усвоил.
- Что я должен рассказывать, когда мы проделываем эти действия вместе? Это связка между тем, что я делаю и почему я делаю так. Вначале все обучающиеся просто вырабатывают машинную печать, но чуть позже будет виден смысл, почему я это действие делаю именно так, почему выбран такой подход. Им это очень важно. Потому что в программировании на реализацию одной задачи всегда есть множество вариантов, и мы стараемся рассказать, почему нужно делать именно так, почему мы исходим из такого правила.
- Мы должны продумать задание, которое даем для закрепления навыка. Мы берем каждое знание, каждый навык, и шаг за шагом расписываем все ключевые моменты.
Это и есть программа обучения. На сайте Инфостарта есть статья с примером, как мы делали эту программу, чтоб можно было на нее взглянуть. Так будет проще понять, потому что здесь я общими словами рассказываю.
Шаг 3. Разбиение программы на занятия
Итак, мы подготовили программу. Это уже полдела. Но ее еще нужно доработать.
- Необходимо программу разбить на занятия. Мы решили сделать следующим образом: мы делали по 2 занятия в неделю 3 часа, 10 минут перерыв. Это подобранное количество занятий и времени для обучения желающих. Можно делать более плотные занятия, можно делать больше занятий, но повышается вероятность слабого усвоения материалов. Если же программу сильно растянуть, делать 1 занятие в неделю, она займет более 3 месяцев, и знания, которые приобретает обучающийся, выветриваются. Наше время обучения мы посчитали более оптимальным.
- Так сложилось, что к нам записывалось много работающих людей, поэтому все занятия мы сделали вечерними, чтобы все успевали добраться до аудитории.
- Каждое занятие мы расписали по скрипту. У преподавателя не должно быть никакой импровизации, преподавателю четко сказано, что он должен показать, что он должен сказать, на каких аспектах он должен акцентировать внимание, какие задания и как он должен прорешать. Мы составили полный скрипт занятия на каждый день. Импровизация здесь идет только при ответах на вопросы обучающихся.
- Повторюсь, максимальный упор на практику. Я это буду повторять много раз, потому что вы хотите подготовить программиста, который сможет прийти и сразу начать решать ваши бизнес-задачи.
Шаг 4. Формирование групп
Следующий шаг – формирование групп.
- Мы решили, что группы должны быть по 10 человек. Мы пытались вести группу из 12 человек, но это достаточно тяжело. Преподаватель должен быть опытным, и 10 человек является оптимальным числом. Тогда каждому из обучающихся вы сможете уделить внимание, и он сможет усвоить материал.
- В группы мы набирали по 8 человек, которые прошли собеседование и желают трудоустроиться в компанию «ДНС Ритейл». За них компания оплачивала 80% обучения. 20% они оплачивали самостоятельно.
- Еще двоих мы брали из тех, кто не хотели проходить собеседование, они обучались для себя. Для чего мы брали таких людей? Основная наша цель – взять к себе новых работников, а эти ребята в принципе не собирались к нам идти. С «платников» удобно собирать обратную связь, насколько полезен курс для рынка. Они давали ее достаточно качественную, и мы решили, что для нас это ценно, так как вторая задача – это решить проблему не только компании, но и проблему города в целом.
- Мы поставили цель – вести одновременно до 6 групп. Это возможно. Тяжело, но в принципе на это количество можно с легкостью выйти.
- Первую часть занятий мы организовали таким образом, чтобы там были базовые знания по программированию, чтобы проверить, готов ли кандидат дальше обучаться в программировании. Это такой мини-фильтр: если человек не усвоит базовое программирование, скорее всего, дальше ему будет очень тяжело. Люди это отлично понимают, и те, кто не тянули, после шестого занятия покидали обучение. Мы составили программу обучения так, чтобы они не переплачивали за знания, к которым они не готовы. То есть вначале оплата шла только за первые 6 занятий.
Сложности
Очень важно рассказать о тех минусах, которые мы увидели. Это наш опыт.
- Мы думали так: разработали программу, отдали ее преподавателям, партнеру, и пусть она работает сама. Но забыть о ней не получится. Программу нужно отлаживать еще большое количество циклов, нужно ее улучшать, нужно менять какие-то материалы. Это длительный процесс.
- Второй момент – это преподаватели. Мы считали, что поскольку сделали полное скриптование программы, где расписали, что сказать, что показать, на чем акцентировать внимание, то, по идее, каждый может взять этот скрипт, выйти и обучить любого. Но это не сработало, потому что нужно было некоторые моменты раскрывать более детально, обучающиеся задавали вопросы, и когда преподаватель не мог на них ответить, это выглядело так, что курс слабый, неподходящий. И мотивация у обучающихся сильно падала. И мы поняли, что мы должны подготовить преподавателей. Как мы это сделали? Мы взяли свою программу, которую только что описали, немножко расширили, добавили туда больше смыслов, набрали желающих, кто хочет стать преподавателем, и подготовили себе преподавателей. Пожалуй, это самый правильный подход: сначала подготовить себе преподавателей, которые могут добиться нужного качества.
- Следующее наше ожидание, что один преподаватель сможет одновременно вести большое количество курсов. Что он сможет вести утром, днем, в обед, вечером. В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, в том числе. Но оказалось, что преподавать – это тоже сложно. Преподавателям нужно переключаться, им нужно отдыхать, разбирать большое количество домашних заданий, давать обратную связь обучающимся. Вам понадобится много преподавателей, и об этом нужно позаботиться заранее.
- На разных стадиях нам всё же пришлось привлекать наших руководителей групп разработки в преподавание. Я тоже был преподавателем, и мои коллеги тоже преподавали. Мы также были вынуждены участвовать, и для бизнеса это не очень хорошо, потому что мы были выключены из разработки программного обеспечения.
- Не оправдалось и наше ожидание по количеству тех, кто приходит в компанию работать. Мы считали так: есть 10 человек, 2 «платника» не собираются работать, по статистике 2-3 учащихся после шестого занятия уходят, остается 5-6 человек, которые спокойно сдают все домашние задания, отлично учатся, все у них получается. По идее они должны прийти к нам в компанию. Допустим, кто-то не сдаст экзамен, но все равно в компании появится 4 новых сотрудника. Это по статистике. Но фактически оказалось, что с каждой группы в 10 человек к нам в компанию приходит всего 2 человека. Почему это происходит? Потому что кто-то решил остаться в своей же компании, но сменил должность системного администратора на программиста. Кто-то решил трудоустроиться в другую компанию города. Это тоже в принципе хорошо, но наши ожидания не оправдались.
Плюсы
Все же есть ряд серьезных преимуществ от запуска собственной программы обучения.
- Первое и очень важное – теперь выходят программисты соответствующего качества, они могут прийти к вам в компанию и решать ваши бизнес-задачи. Да, пускай небольшие, маленькие, но это уже польза. Есть некоторый нюанс: молодому программисту для адаптации в вашей среде нужно примерно 2 недели. Но затем человек осваивается и начинает действительно решать бизнес-задачи.
- В большинстве случаев ваши ресурсы потом будут требоваться не сильно. Преподавателей вы подготовите, и все будет двигаться без вас. Просто программа должна быть в течение полугода-года отлажена.
- Третий момент – вы можете серьезно влиять на свою программу. Допустим, сейчас вы разрабатываете на обычных формах для толстого клиента, а завтра решили начать разрабатывать для веб-клиента. Вы перерабатываете программу, и следующая группа обучается уже нужным вам знаниям. Вы легко можете исключать ненужные знания, можете добавлять туда необходимые знания: программа полностью вам подчиняется, что достаточно полезно.
- Еще мы заметили, что те преподаватели, которые участвовали в обучении, хорошо прокачали свой навык в донесении материалов молодым специалистам. Это было полезно и для компании, в том числе.
- Но самое важное – это изменило картину в целом, теперь на рынке появляются молодые специалисты, которые могут решать бизнес-задачи. Это здорово, потому что раньше такого не происходило.
Статистика
Покажу несколько цифр.
- Наша программа запущена чуть больше года.
- За это время мы рассмотрели 300 резюме.
- 150 человек начали обучение.
- После шестого занятия у нас осталось 84 человека.
- Сдали итоговую работу 47 человек.
- Вышли на работу в компанию «ДНС Ритейл» 29 человек. Это реальная статистика.
Мы попробовали подсчитать, сколько стоило обучение по принципу наставничества одного кандидата и в новом подходе.
В старом подходе у нас вышло, что компания тратит больше 350 тысяч рублей. Чтобы рассчитать эту сумму, мы посмотрели, что один старший специалист может вести 2 стажеров, при этом он 70% времени тратит на обучение.
- мы взяли зарплату плюс налоги на 2 обучающихся за 3 месяца стажировки;
- добавили оплату 70% рабочего времени старшего специалиста плюс налоги;
- добавили стоимость аренды помещения на 3 месяца.
Получили более 350 тысяч.
В подходе, когда у вас обучение стандартизовано, когда у вас есть стандартная программа, стоимость снижается до 71 тысячи рублей. Это существенно выгоднее для бизнеса с учетом того, что теперь у вас большее количество обучающихся выходит и может решать ваши задачи.
Перспективы
Мы не останавливаемся. Наша программа работает, по ней одновременно обучается несколько групп. Но мы решили, что ее можно улучшить.
- Во-первых, мы обучили нескольких преподавателей одного из университетов, и сейчас они запускают эту программу у себя в университете. Не все университеты к этому готовы, но некоторые могут поучаствовать.
- Второе – так как первые 6 занятий направлены на базовое программирование, и именно там происходит первый фильтр, мы решили, что можно перевести эту часть программы в онлайн, чтобы каждый желающий мог себя попробовать и понять, подходит ли ему программирование в 1С, а потом уже переходить в реальное обучение.
- Так как мы частично закрываем свою потребность в молодых разработчиках, мы решили, что в следующие группы мы будем набирать по 50% «платников», чтобы они после обучения выходили и решали задачи в других компаний города. Ориентируемся в нашей программе, чтобы она приносила пользу не только нам.
Вопросы
- У нас немного другая проблема: людей тоже не хватает, но люди не выбирают 1С, они выбирают С, java. Сталкивались ли вы с таким? Может быть, у вас есть какие-то наработки?
- У нас эта проблема немного по-другому выглядит. У нас из-за слабой развитости других технологий во Владивостоке люди подумывают переехать в Москву или Петербург. Но технология 1С все же очень хорошо популяризирована, желающих много. Как только вы дадите объявление, что обучаете и гарантируете трудоустройство с гарантированным уровнем оплаты труда, кандидатов будет достаточно. Мы на себе это проверили. Мы даже не успевали перебрать всех желающих. 300 человек – это только то, что мы смогли. Дальше было безумное количество, и мы уже отбирали людей.
- Очень интересно узнать, как вы организовали свою программу обучения технически. В конце вы сказали, что планируется перенести базовый курс в веб, а как это сейчас выглядит? Это какие-то печатные материалы, презентации или это конфигурация 1С – что это?
- У преподавателя есть скрипт, где написано, что говорить и что делать. И все это происходит в офлайн – настоящий живой преподаватель приходит в класс из 10 человек и ведет урок в течение 3 часов с перерывом, где рассказывает разные темы. Обучающиеся пробуют программировать, преподаватель показывает, за ним повторяют все обучающиеся. Потом даются какие-то задания.
- А раздаточные материалы предусмотрены?
- На некоторые блоки мы подготовили специальную теорию, и тогда мы высылаем еще теоретические материалы. Их читают дома. Плюс задание на дом.
- Скажите, пожалуйста, есть ли статистика, сколько процентов увольняется в течение трех месяцев после трудоустройства?
- По нашей статистике процент не назову. Но всего 3 человека из оставшихся 30 ушли. Но они приходили немножко раньше, до этой программы, когда мы пытались запустить массовую программу стажировки. Типа «давайте наберём 10 стажеров, и в рамках компании их попробуем сразу обучить».
- Вы рассказали про разработчиков, а про консультантов что-нибудь подобное можете сказать?
- Увы, нет. Мы пока ориентировались на программистов 1С. Есть идеи, чтобы это запустить на программистов php, C#, но там сложнее. Там базовое программирование в несколько занятий не удается уложить, там больше знаний нужно вложить.
- А в планах хотя бы есть?
- Пока нет. Тут же какая задача? Есть проблема, ее нужно решать. У нас пока нет проблем с консультантами.
- Вы сказали, что нашли 300 человек желающих. А где вы их нашли, как вы их привлекали?
- Наш партнер достаточно давно занимается обучением, у него есть свои публикации. Наш партнер – это «Центр развития робототехники», и они анонсировали набор на наше обучение. Еще мы размещали на своем сайте и в разделе нашей площадки форпоста объявления, что набираются желающие обучаться на определенных условиях. Этих площадок было достаточно, и сильных проблем с кандидатами мы не испытывали.
- Скажите, пожалуйста, при составлении вашей программы есть ли специфика конкретно вашей организации? И какая ее доля? Потому что вы говорите, что часть слушателей курса вы готовы «отдать» другим компаниям. Тогда для чего им эта специфика, если она только у вас?
- Мы считаем, что наша специфика крайне полезна. Мы считаем, что наш опыт применяется в других компаниях, мы видели это на наших уходящих программистах, которые потом иногда возвращались. Накопленный у нас опыт применим и в других компаниях. И мы почитали его полезным. И если люди спокойно переходят в другие компании, наверное, это правда.
- А насколько глубокая эта специфика? Вы даете для использования какие-то свои подсистемы или части подсистем, или все-таки это достаточно поверхностно?
- Там нет знаний бизнес-процессов, там есть стилистика кода, есть стилистика по реализации определенных решений, как обрабатывать определенные события, то есть то, что мы считаем правильным для системы с большим количеством пользователей. Это больше методология без конкретной предметной области, бизнес-процессов там нет. В процессе обучения они разрабатывают конкретный бизнес-процесс, но он не является базой.
****************
Данная статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART EVENT 2019.