Современные СЭД: курс на упрощенчество и подмена понятий

12.05.22

Функциональные - Документооборот и делопроизводство (СЭД)

Сложившаяся практика внедрения систем электронного документооборота в виде автоматизации отдельных участков документооборота приводит к заданному эффекту ускорения, но не приводит к рационализации документных процессов, которая невозможна без знания и применения методологии предметной области (например, методов унификации и стандартизации). Рационализация подменяется упрощенческим подходом, что подтверждается позиционированием систем электронного документооборота не как инструмента для работы с документами, а как инструмента взаимодействия, обладающего в первую очередь удобным набором механизмов коммуникации.

Многие годы я решаю практическую задачу постановки системы управления документами на предприятиях и в организациях с применением информационных технологий.

Решаемая задача находится на стыке нескольких предметных областей: документоведение архивоведение, информационная безопасность, информационные технологии в области автоматизации управленческих процессов, проектное управление, риск-менеджмент, информационный менеджмент. Практическое направление деятельности – автоматизация документных процессов, внедрение систем электронного документооборота.

Если говорить о сложившихся подходах к автоматизации документооборота, то мы видим доминирующую позицию специалистов по разработке и внедрению информационных систем. Составляющая предметных областей документоведения и архивоведения значительно уступает и находится в зависимом, подчиненном состоянии.

К чему приводит такая расстановка компетенций? Разработка информационных систем управления документами происходит зачастую без участия профильных специалистов, назовем их методологами по управлению документами. Отсюда следует проблема – несоответствие функционала информационных систем законодательному, нормативно-методическому регулированию и сложившейся российской практике документационного обеспечения управления.

За разработкой информационных систем следует их практическое внедрение в управленческие системы предприятий и организаций. И здесь доминирование ИТ-специалистов приводит к тому, что автоматизация документооборота подчиняется возможностям конкретной информационной системы, технологической платформы, то есть на логику документных процессов влияет

1) набор функциональности ИС и 

2) поверхностное знание методологии документооборота участниками проекта внедрения.

Таким образом, внедрение систем электронного документооборота, автоматизация отдельных участков документооборота приводит к заданному эффекту ускорения, но при этом не дает качественного результата в виде рационализации документных процессов, которая невозможна без знания и применения методологии предметной области (например, методов унификации и стандартизации). Рационализация подменяется упрощенческим подходом, что подтверждается позиционированием систем электронного документооборота не как инструмента для работы с документами, а как инструмента взаимодействия, обладающего в первую очередь удобным набором механизмов коммуникации.

Приведу примеры такого упрощенческого подхода.

Системы электронного документооборота включают в себя только управленческую документацию, что составляет 5–10% от общего объема документооборота организации. При этом в видовом составе управленческой документации преобладают служебные записки, как один из способов внутренней коммуникации (далеко не самый удачный, об этом отдельно).

Отсюда и сложность в интеграции систем электронного документооборота в корпоративные документные системы, которые должны объединять документы всех направлений деятельности: управленческой, кадровой, финансовой, бухгалтерской, правовой, проектной, производственной и др.

Еще одна характеристика автоматизации документооборота – это подмена понятий. Под электронным документооборотом  на сегодняшний день понимается только автоматизация документных процессов: в информационной системе проходит весь жизненный цикл документа, а оригинал документа издается по-прежнему на бумажном носителе. При этом цифровизация документооборота исключает применение бумажных документов, как это уже наблюдается в процессах передачи отчетности в контролирующие органы, при обмене первичными документами с контрагентами и в межведомственном электронном документообороте. А вот во внутреннем документообороте процент использования электронных документов минимален, хотя законодательные ограничения имеют тенденцию к стремительному снижению.

Документооборот УправлениеДокументами ЦифровойДокументооборот ЭлектронныйДокумент ВнедрениеЭлектронногоДокументооборота БезбумажныйДокументооборот АвтоматизацияДокументооборота АудитДокументооборота ЦелеваяМодельДокументооборота

См. также

Бухгалтер Пользователь Руководитель проекта Платформа 1С v8.3 Управленческий учет Платные (руб)

Организуйте правильный оборот документов на вашем предприятии в 1С. Ведение учета и хранения документов. Управление потоками документации между подразделениями. Работа с договорами в компании. Автоматизация процессов подготовки, согласования и подписания документов. Сократите время и объем ошибок с 1С:ДО!

48500 руб.

19.02.2016    109716    131    5    

103

Рабочее место Производство готовой продукции (работ, услуг) Перенос данных 1C Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:Управление производственным предприятием 1С:Документооборот 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:КА 1С:ДО Платные (руб)

Продукт "Интеграция с 1С:Документооборот" позволяет использовать функции программы "1С:Документооборот 8" напрямую из учетной системы (1С:УПП; 1С:КА, 1С:УТ 10.3, 1С:БГУ 1.0, 1С:ЗБУ 1.0, 1С:УПП для Казахстана и отраслевых решений, разработанных на их основе) на платформе "1С:Предприятие 8": выполнять и ставить задачи, просматривать документы, скан-копии и прочие файлы, штрих-кодировать документы отправлять письма, вести учет рабочего времени - не входя в "1С:Документооборот 8", работая в одной программе, что значительно сокращает время и делает работу более комфортной и эффективной. Продукт прошел сертификацию 1С-Совместимо

96000 руб.

11.06.2015    58251    36    20    

45

SALE! 30%

ЭДО и ОФД Учет документов Платформа 1С v8.3 1C:Бухгалтерия Россия Платные (руб)

Мощный, единый инструмент для решения всех проблем, связанных с переходом на ЭДО. Экономит бумагу и время - организует архив оригиналов первичных документов прямо в базе 1С, в прикрепленных файлах к соответствующим документам.

14880 руб.

17.12.2018    46410    68    62    

79

Перенос данных 1C Учет документов Системный администратор Программист Бухгалтер Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Платные (руб)

Бесшовная интеграция с 1С:Документооборот (КОРП или ПРОФ) - вот что обеспечит Вам и Вашим сотрудникам оперативный доступ и продуктивную работу с документами в учётной системе 1С на базе "1С:Бухгалтерия предприятия 3.0 ПРОФ". Бесшовный обмен и связь позволяют экономить до 60% времени на поиск и согласование первичной документации (актов, счетов-фактур, накладных), не говоря уже о других полезных функциональных возможностях: создании и запуске бизнес-процессов, работе с электронной почтой, штрихкодировании документов и многом другом.

30000 руб.

23.05.2017    57777    36    68    

43

Мессенджеры и боты Учет документов Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 Платные (руб)

Расширение для согласования справочников и документов в основных типовых конфигурациях. Ролевая адресация, условная маршрутизация, чат-бот telegram, интеграция с n8n, последовательное и параллельное согласование, уведомление о новых задачах на почту, блокировка объектов в зависимости от статуса, запрет проведения в зависимости от статуса, автозапуск процессов согласования, отчеты по исполнительской дисциплине. Не требуется снятие конфигурации с поддержки. Настройка без программирования. Версия для 1cfresh.com. Сертификат 1С-Совместимо.

14900 руб.

15.11.2018    31506    37    49    

72

Печатные формы Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Расширение для печати договоров с приложением из шаблонов. Быстрая подготовка заполненных договоров без ручного заполнения. Возможность использования дополнительных реквизитов контрагентов и номенклатуры Быстрое сохранение файлов договоров и отправка по электронной почте. Решение в Реестре отечественного ПО.

15000 руб.

20.04.2016    63546    189    107    

103
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. chng 12.05.22 11:42 Сейчас в теме
Это попытка развернуть дискуссию?
sapervodichka; +1 Ответить
2. sapervodichka 6950 12.05.22 13:11 Сейчас в теме
(1) о том как сэкономить бумагу *)
3. EliasShy 48 12.05.22 13:17 Сейчас в теме
Отрасль документооборота, и постановки учета в данной области с методической точки зрения - конечно же деградировала.
Каждый пользователь сам знает как документы "перекладывает". Но заслуга этой деградации не ИТ-специалистов и вендора - а непосредственно самих архивариусов, методологов - которые до последнего не вникают в потребность бизнеса. Бизнес находит то решение, которое он понимает (на своем уровне).

Такая ситуация в большинстве отраслей - логистика, производство, бухучет.

В чем посыл статьи? Вернуть архивариусов в университеты? По данной специальности учились последние десятилетия люди, которым нужна была вышка для галочки.
CheBurator; sapervodichka; +2 Ответить
4. CheBurator 2725 15.05.22 16:01 Сейчас в теме
"А вот во внутреннем документообороте процент использования электронных документов минимален". А вы попробуйте без ИТ-специалиста запустить внутренний электронный документооборот, да еще - во избежание отмазок - с ЭЦП.
5. capitan 2610 15.05.22 18:45 Сейчас в теме
Мы на техническом ресурсе, поэтому лучше не публиковать статьи в стиле "если где то кое где у нас порой..."
Во первых если вы имеете великий опыт внедрения СЭД
Во вторых для эпистолярного жанра на сайте уже имеется персонаж и вам его не перешибить.
В третьих людей с посылом все плохо хватает, не хватает людей говорящих что делать. Не считая конечно Николая Чернышевского
Приводите примеры и публикация будет читабельнее и люди к вам потянутся.
Мой невеликий опыт общения с 1С ДО говорит как раз об обратном.
Его проектировали методисты ДО и само его появление уже позволяет привести ДО в некоторое подобие ГОСТу.
Если у есть обратное мнение с удовольствием его выслушаю, а иначе поставлю минус.
Оставьте свое сообщение