Ситуация выбора
На начальных этапах многие компании используют программы для отдельных контуров учёта (например, «1С:Бухгалтерия», «1С:Зарплата и управление и персоналом», «1С:Документооборот» и пр). Это могут быть и простые продукты вроде «1С:Управление нашей фирмой» или ПО от другого поставщика.
Часто имеющиеся решения дорабатываются и образуют целые комплексы, объединённые посредством интеграции данных, а программная инфраструктура становится слишком сложной и технически нестабильной.
По мере роста возникает потребность в модернизации информационной системы и более эффективном управлении бизнес-процессами, включая планирование деятельности и оценку финансовых результатов. И тогда перед компанией встаёт тот самый вопрос: что выбрать — ERP или КА?
«1С:ERP Управление предприятием» — флагманский продукт фирмы «1С». Он помогает выстроить комплексную информационную среду, охватывающую практически все бизнес-процессы. Функциональность ERP настолько велика, что может значительно превосходить потребности организации.
Некоторые компании, нуждающиеся в одной или нескольких уникальных функциях ERP, готовы переплачивать. Но в целом покупать дорогую программу и использовать лишь отдельные её подсистемы нецелесообразно.
В этом случае на помощь приходит «1С:Комплексная автоматизация». Она дешевле и тоже позволяет создавать связное информационное пространство, хоть и закрывает меньший спектр задач.
Сравнение «1С:ERP» и «1C:Комплексной автоматизации»: в чём разница?
Планирование производства
ERP предлагает пользователям полный набор инструментов для управления производством. В системе формируются заказы на производство, очереди заказов, график производства. Есть функции, обеспечивающие пооперационное планирование, диспетчеризацию производственных процессов, контроль выработки сотрудников. Можно вести учёт технического обслуживания и ремонтов оборудования. Ещё одно важное для производственных предприятий преимущество — реализация давальческой схемы.
В КА описанная функциональность отсутствует: программа предназначена скорее для торговых фирм, компаний, оказывающих услуги, или совсем небольших производств.
Пример №1. Крупный машиностроительный завод, несколько площадок. У каждой единицы продукции сложный состав, цикл производства — минимум 2–3 месяца. Для эффективной работы завод должен планировать деятельность производственных подразделений, оценивать реализуемость заказов (сроки, объём) и прослеживать их на всех этапах. А также вести учёт объектов эксплуатации и ремонтов. Решение — «1С:ERP Управление предприятием»
Пример №2. Небольшое сборочное предприятие. Простая структура производственных циклов (максимум два передела). Нет необходимости в сложном планировании производства и производственных мощностей, не применяется пооперационный учёт. Достаточно лишь отражения фактов производственной деятельности. Есть отраслевая специфика, под которую придётся адаптировать решение, каким бы оно ни было — ERP или КА. В этом случае разумно выбрать КА: там нет избыточного функционала, даже с доработками система не будет перегруженной.
Бюджетирование
В ERP можно формировать цепочки зависимых бюджетов, автоматически ставить ответственным лицам задачи на ввод и согласование бюджетов, выбирать порядок исполнения и осуществлять полноценный контроль. Кроме того, в ERP есть монитор бюджетных процессов — рабочее место руководителя, где собраны ключевые отчёты, отображающие состояние этапов бюджетного процесса. Большие объёмы данных визуализированы на одном экране — можно прогнозировать отклонения от поставленных целей и принимать корректные управленческие решения.
В отличие от ранних версий КА, в последних её редакциях содержится блок бюджетирования. Однако по сравнению с ERP его функциональность существенно урезана.
Пример 1. Компания с многоуровневым бюджетным процессом. Отраслевая специфика предполагает наличие более 200 видов финансовых планов. Требуется оперативно согласовывать, актуализировать бюджеты и отслеживать их исполнение. Это можно делать только в ERP.
Пример 2. Молодая компания, которая до настоящего времени почти не планировала расходы. В штате 20–30 человек, нет выделенного сотрудника, отвечающего за управление финансами. Переходить на полноценное бюджетирование организация пока не готова. В качестве промежуточного этапа может использоваться упрощённый функционал КА.
МСФО
ERP включает в себя блок формирования финансовой отчётности по международным стандартам. Пользователи могут готовить отчётность по МСФО с применением широкого перечня отчётных форм.
В КА эта подсистема полностью отсутствует.
Пример №1. Компания входит в состав международного холдинга. Для нормальной работы ей нужно вести учёт и по РСБУ, и по МСФО. Также отчётность по МСФО помогает руководству более точно оценивать финансовое положение и результаты деятельности. Здесь не обойтись без ERP.
Пример №2. Компания предвидит выход на зарубежный рынок, но не в ближайших планах (или это решение отложено по внешнеэкономическим причинам). Сейчас острой необходимости в учёте по МСФО нет, а долгого и дорогостоящего внедрения масштабной системы клиент пока опасается. Освоив КА и организационно подготовившись, он сможет впоследствии перейти на ERP в рамках апгрейда.
Так что же выбрать?
Конечно, эта классификация не универсальна. Разнообразные цепочки бизнес-процессов, сложившиеся в компании, могут требовать нестандартных подходов. Вот почему решение о том, какую именно систему внедрять, принимается после обследования и моделирования. Только отработав реальные процессы организации, переложив их на функциональность программы и проанализировав результаты, можно понять, какая конфигурация наилучшим образом решает бизнес-задачи, какие есть функциональные разрывы, что нужно настроить, а что — доработать. Качественно проведённые обследование и моделирование помогают избежать трат на неоправданные доработки и перевнедрение.