Бюджетирование в 1С Управление производственным предприятием (УПП) - это очень просто.
И очень сложно.
Цель работы предприятия - получение прибыли. Будет прибыль или нет - надо понять не после, а до начала работы. Значит, надо делать прогноз, планировать эту прибыль.
Как планировать - планировать доходы, расходы, денежные средства. Причем, сначала укрупнено, потом очень подробно, по всем видам дохода и по каждой затрате на любой день. А затем, этой прибыли надо добиваться. Этот прогноз надо отслеживать по факту и корректировать, не просто арифметически, а принимая управленческие решения для того, чтобы эти корректировки были реальны и прибыль была обеспечена при любом развитии событий в будущем. Предупрежден - значит, защищен.
Вот для этого и предназначен инструмент, который есть в УПП - бюджетирование.
Что это вообще такое, подсистема бюджетирования?
Это самое главное в УПП. Именно бюджетирование дает возможность управлять предприятием, делать прогнозы, сравнивать варианты развития событий.
Все остальное только регистрирует уже свершившиеся события.
Ну, подсистема планирования, конечно, кое-что тоже прогнозирует, но, не дает суммарную, интегральную оценку, не дает возможность управления прибылью.
А бюджетирование - дает эту интегральную оценку, в виде баланса, в виде отчета о прибылях и убытках, в виде бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, да и вообще любых бюджетов, в виде показателей рентабельности, ликвидности и других показателей финансового анализа.
Это понятно любому финансовому директору.
Причем, эта интегральная оценка может быть не только в одном варианте, как бухгалтерский баланс - по зарегистрированным хозяйственным операциям, а в любом количестве вариантов.
Какие же варианты могут быть интересны руководству?
Например, можно сформировать баланс и остальные отчеты бюджетирования:
-
с учетом тех событий, которые могут произойти в текущем году при самом благоприятном развитии событий;
-
с учетом тех событий, которые могут произойти в текущем году при самом не благоприятном развитии событий;
-
с учетом тех событий, которые могут произойти в текущем году с различной вероятностью;
- все эти варианты - могут формироваться с применением разных правил, как бухгалтерского и налогового, так и управленческого учета.
Кроме этого, у бюджетирования есть свой факт.
Этот факт может автоматически совпадать с введенными хозяйственными перациями, а может быть потом подкорректирован прямо в бюджетировании, если это надо.
По этому факту бюджетирования тоже можно сформировать все балансы и бюджеты. Причем, сформировать не просто по факту, а с учетом прогнозных доходов и расходов до конца отчетного или контрольного периода, ведь, например, многие акты о выполненных или полученных услугах отражаются последним днем месяца, так что, формирование баланса без учета этого, искажает информацию и не имеет смысла.
В-общем, получим столько балансов, бюджетов, вариантов финансового анализа деятельности предприятия, сколько необходимо руководству для принятия максимально осознанных решений.
Даже автоматически формируемое заключение о рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия есть для каждого из вариантов.
Все эти варианты можно распечатать, сравнить, обдумать.
Бюджетирование реализует мечту финансового директора - ежедневный автоматически формируемый баланс с отчетом о прибылях и убытках, а также, бюджет движения денежных средств с разверткой по дням для контроля разрывов по кассе и банку. Больше не ждем, когда что-то произошло и потом, оглядываясь, просто регистрируем это. Нет, активно вмешиваемся в события. Ведь мы уже увидели, что может произойти.
Значит, надо сделать так, чтобы отрицательных результатов не было, а не дожидаться их.
Очень важна и возможность превращать прогнозный вариант в сочетание факта, который уже наступил на текущую дату, с прогнозом, который еще может произойти в дальнейшем, да еще, прогноз можно сделать с учетом не исполненных до текущей даты запланированных событий - программа сама их выявит и перенесет на текущую или указанную в будущем дату.
В-общем, бюджетирование - это инструмент руководства для принятия управленческих решений.
А как устроена эта подсистема в УПП? Не испортит ли такое количество вариантов уже зарегистрированные в программе данные других подсистем?
Нет, о безопасности разработчики УПП позаботились. юджетирования не надо бояться - введенную информацию портить не умеет.
Бюджетирование - это такая надстройка, которая только смотрит на информацию всех остальных подсистем УПП, да и на свои варианты тоже смотреть умеет.
Это всего лишь комплект отчетов. Ну, в крайнем случае, отчет сформирует не так. Хотя, ведь, если не так сформируется, возможно принятие не правильного управленческого решения.
А вот для того, чтобы все было так, как надо, тот, кто внедряет УПП должен хорошо поработать.
Бюджетирование надо настроить так, чтобы для руководства все было максимально просто. Руководство должно получить готовую подсистему, в которой ничего настраивать не будет.
А вот именно это и сложно. Не для руководства сложно, а для того, кто эту подсистему внедряет.
Ведь он должен мыслить не только как программист - внедренец, а и как финансовый директор, главный бухгалтер, руководитель предприятия. Или очень хорошо всех их понимать.
Так хорошо, чтобы не требовать техническое задание вообще.
Ну, не смогут они его дать. Хотя свою работу знают очень хорошо, но, УПП слишком большая программа, чтобы осознать взаимодействие подсистем не техническому специалисту.
К тому же, задачи у них совсем другие - руководить надо, а не с программой месяцами разбираться.
Дело в том, что подсистема бюджетирования в УПП - это подсистема с настройками, которые, не так даже технически сложны, как с точки зрения требований к уровню квалификации того, кто бюджетирование настраивает. Знания должны быть в области экономики, бухгалтерского, налогового учета, управленческого учета, законодательства, а также, обязательно интегрального понимания взаимодействия всех подсистем УПП.
Причем, все надо знать не просто поверхностно, а на серьезном уровне.
Например, все виды учета надо знать до уровня свободного владения проводками.
Ведь баланс изначально в бюджетировании пустой, его надо сделать из проводок статей бюджетирования.
Причем, план счетов похож на международный. Подумайте, сможете ли вы свободно сделать преобразование балансов по разным планам счетов.
В-общем, кто слабо подготовлен - сначала все это изучайте.
Да и программирование на уровне запросов тоже знать надо (бюджетирование ведь комплект отчетов, а отчеты - это и есть запросы), да и код в отладчике периодически придется анализировать.
Вот разбираться с программой - для этого мы и нужны.
Наилучшее решение - бюджетированием должен заниматься тот, кто имеет опыт не только по программированию и по внедрению, но, и опыт работы главным бухгалтером, финансовым директором, руководителем предприятия.
Или соответствующую команду.