Разработка системы управления акциями и скидками

27.02.25

Программная инженерия - Проектирование

Статья предназначена для тех, кто интересуется или разрабатывает системы акций и скидок для любых видов торговли. В статье описана структура акций и скидок, а также приведены основные моменты работы с акциями и скидками.

Система управления акциями и скидками: от идеи до реализации

 

Введение

 

Статья предназначена для тех, кто интересуется или разрабатывает системы акций и скидок для любых видов торговли. Описывается доморощенная система, которая успешно работала в небольшой торгово-производственной компании более десяти лет. В ближайшее время планируется замена программного обеспечения, поэтому автор делится наработками.

Основная задача при создании системы заключалась в обеспечении максимальной гибкости управления акциями и скидками, которые автоматически активируются и деактивируются в заданное время без участия персонала после предварительной настройки. Это исключало необходимость постоянной переоценки товаров в розничной сети.

Учетная составляющая: товар находится на учете по продажной цене, а меняется только цена реализации. Если товар участвует в нескольких акциях или скидках, применяется цена со скидкой большего приоритета. При одинаковом приоритете выбирается скидка с меньшей ценой.


Реализация системы

 

1. Таблица "Акции/Скидки"

В таблице содержатся следующие ключевые данные:

  1. Наименование акции/скидки

  2. Вид акции/скидки (описаны ниже)

  3. Приоритет акции/скидки

  4. Блокировка акции/скидки

  5. Печать ценников

 

Виды акций/скидок:

 

  • Процентная скидка

  • Фиксированная цена

  • Минимальная цена продажи (контрольная функция)

  • Запрет на торговлю (контрольная функция)

Также был разработан механизм начисления бонусов, но он не получил широкого применения из-за сложности интеграции с другими системами.

 

Приоритеты:

 

Используются четыре уровня приоритета:

  1. Низкий

  2. Средний

  3. Высокий

  4. Высший (применяется для особых случаев, например, полная отмена всех скидок)

Пример работы приоритетов: если товар имеет скидку 15% (низкий приоритет) и общую скидку 5% (высокий приоритет), то будет применена скидка 5%.


2. Критерии акций/скидок

Каждая акция проверяет выполнение связанных с ней критериев. Акция применяется только тогда, когда все критерии удовлетворены.

 

Виды критериев:

 

  1. Текущая дата больше/меньше заданной

  2. Текущее время больше/меньше заданного

  3. Товар принадлежит определенному списку

  4. В чеке присутствует товар из списка в указанном количестве/на определенную сумму

  5. Использована дисконтная карта

  6. Индивидуальные цены/скидки на товар

  7. Ограничение по магазинам

Критерии можно расширять по мере необходимости.


3. Дисконтные карты

Таблица содержит информацию обо всех встречающихся дисконтных картах, таких как:

  • Индивидуальные дисконтные карты

  • Промокоды из рекламы

  • Специальные скидки для пенсионеров или привилегированных покупателей

Штрих-коды могут быть полностью или частично введены (например, только первые цифры).


Программная реализация

 

Основная сложность заключается в расчете скидок в реальном времени. Например, при добавлении товара в чек система моментально вычисляет применимые акции и скидки.

 

Алгоритм расчета:

 

  1. На сервере подготовленные данные передаются на кассу в преобразованном виде.

  2. На кассу загружаются только разблокированные акции, актуальные для данного магазина и периода.

  3. Чек и акции заносятся в базы или базу SQLite и обрабатываются двумя запросами.


Печать ценников

 

Печать ценников — важный компонент системы. Она отслеживает изменения в акциях/скидках и формирует списки для печати. Неправильно напечатанный или несвоевременно обновленный ценник может вызвать недовольство покупателей.

Чтобы минимизировать риски, сотрудники получают инструкции:

  • Не блокировать акцию сразу после завершения действия, чтобы ценники успели обновиться.

  • Регулярно проверять отчеты о состоянии акций.


Достоинства и недостатки системы

 

Достоинства:

  1. Возможность описать практически любую акцию/скидку за счет гибкого набора критериев.

  2. Легкость внедрения новых ограничений (например, блокировка продажи алкоголя в определенные дни).

Недостатки:

  1. Настройка требует понимания работы системы или наличия специалиста, который координирует процесс.

  2. При участии товара в нескольких акциях необходимо регулярно проводить проверки, чтобы избежать путаницы.

  3. Печать ценников требует повышенного внимания персонала.

  4. Необходим строгий порядок действий при подготовке и загрузке акций. Неправильная настройка может запутать весь процесс рабты.


Заключение

 

Система акций и скидок, описанная в статье, демонстрирует возможности создания эффективного инструмента управления ценовой политикой. Однако успешная эксплуатация требует четкой организации процессов и внимательного контроля со стороны персонала.

Если у вас есть вопросы, буду рад ответить!

лояльность акции скидки алгорим

См. также

Проектирование Коммуникации Бесплатно (free)

В конфигурациях 1С сложились некоторые паттерны работы, но много что можно улучшить и добиться от системы большей отдачи. Расскажем о практических приемах интеграции, работы с отчетами и построения плана коммуникаций в рамках внутренней автоматизации отдела.

13.02.2025    2470    0    SergeyN    2    

6

Проектирование Бесплатно (free)

СППР – удобный инструмент для работы с модификацией системы, в частности, упрощающий и автоматизирующий написание проектной документации. Расскажем о практическом опыте составления в СППР «Описания проектного решения».

18.12.2024    1761    0    user1959522    0    

3

Проектирование Архитектура данных Бесплатно (free)

В восьмом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое шины данных и брокеры сообщений, для чего они используются и что о них важно знать.

17.12.2024    362    0    Radio_Analyst    0    

3

Проектирование Бесплатно (free)

Управлять ресурсами на проектах сложно – их то не хватает, то они простаивают. Эта ситуация известна многим как «Проектные качели». О том, как типизировать поток входящих задач и сбалансировать те самые «Проектные качели» от годовых планов по организации до оперативных проектных совещаний, на конференции Infostart Event 2022 Saint Petersburg рассказал Сергей Лебедев, ITLand.

09.08.2024    866    0    Лебедев Сергей    0    

5

Проектирование Анализ предметной области Бесплатно (free)

В девятнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, как и для чего применяют DDD, и почему аналитиком важно знать об этом подходе.

13.05.2024    821    0    Radio_Analyst    0    

3

Работа с требованиями Проектирование Удобство использования (UX) Программист Бесплатно (free)

Расскажем о том, как снизить риски при разработке мобильных приложений, новых конфигураций или целых подсистем «с нуля». Материал будет актуальным и для компаний-интеграторов, и для сотрудников внутренних ИТ-отделов в производственных или торговых компаниях.

17.04.2024    2138    20    Vladimir_Konyrev    1    

6

Проектирование Проектирование бизнес-процессов Управление конфликтами Кейсы продуктов Бесплатно (free)

В двенадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, чем отличается работа архитекторов и аналитиков над продуктом от работы с задачами цифровизации конкретного бизнеса, поговорили про конфликты интересов, влияние системы управления организацией и корпоративной культуры на коммуникации и ответственность за результат.

05.02.2024    961    0    Radio_Analyst    0    

1

Проектирование Архитектура данных Проектирование бизнес-процессов Бесплатно (free)

В одиннадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое архитектура в IT и в бизнесе, какие задачи, связанные с разными архитектурными слоями, решают архитекторы и аналитики, что такое TOGAF и нужно ли изучать подход «всё как код», Process Mining и Jobs to Be Done.

22.01.2024    1308    0    Radio_Analyst    1    

8
Оставьте свое сообщение