Методика постановки задачи

05.07.15

Управление ИТ - Стандарты и документация

Метод из моей практики. Он позволяет кратко, но детально описать задачу по программированию. Не требует специальных навыков. Может выполняться на листочке формата А4 или в подходящем редакторе.

Очень часто бывает, что тебе присылают ТЗ на многих страницах. Слов написано много, но важные детали, необходимые для реализации, пропущены. Или другая ситуация: общаешься с заказчиком и пытаешься записать его слова, а потом сам не понимаешь, что написал. Или еще вот: делал задачу два месяца назад, но все детали уже выветрились из головы, и нужно лезть в код, чтобы освежить в памяти детали. Еще периодически требуется объяснить другому программисту, что от него требуется, и хочется быть уверенным, что он тебя правильно понял.

Для всех этих ситуаций я выработал универсальный метод описания задачи. Точнее сказать, это способ описания связей между данными. Но он подходит в большинстве случаев.


Метод состоит из двух этапов:

1. Описание ожидаемого результата в виде таблицы. При этом нужно нарисовать таблицу с заголовками полей.

2. Перечисление всех источников данных. При описании данных нужно параллельно заполнять таблицу ожидаемого результата.

Описание задачи считаем законченным, когда все поля ожидаемой таблицы заполнены.

 

Продемонстрирую суть методики на примере.

 

Пример. Задача расчета себестоимости.

Пусть нам нужно описать алгоритм списания по ФИФО при реализации товара.

Шаг 1: в качестве ожидаемого результата хотим получить движения в регистре Остатки после проведения документа Расходная накладная. Рисуем заголовки полей регистра:

Регистр Остатки

  Регистратор     Период     Склад     Товар     Количество  
         

 

Нарисуем одну строку под шапкой, но не заполняем ее

 

Шаг 2.1: Заполняем поля в ожидаемом результате и параллельно рисуем источники данных.

Поля Регистратор, Период и Склад нужно взять из документа Расходная накладная, поэтому нарисуем эту табличку и параллельно заполним соответствующие поля в ожидаемом результате.

Регистр Остатки (ожидаемый результат)

  Регистратор     Период     Склад     Товар     Количество  
 РН1  Д10  С1    


Документ Расходная накладная

  Ссылка     Дата     Склад  
 РН1  Д10  С1


Шаг 2.2: Связь с первым источником данных описали, переходим к следующим полям.

Поле Товар заполняем из табличной части Товары документа Расходная накладная. Количество указываем в табличной части, но не заносим в конечный результат, потому что оно участвует в расчетах, но не переносится напрямую

Регистр Остатки (ожидаемый результат)

  Регистратор     Период     Склад     Товар     Количество  
 РН1  Д10   С1   Т1   


Документ Расходная накладная

  Ссылка     Дата     Склад  
 РН1  Д10   С1 


Документ Расходная накладная (табличная часть)

  Ссылка     Товар     Количество  
 РН1  Т1   20


Шаг 2.3: Описываем заполнение последнего поля.

В качестве источника данных будут выступать записи регистра Остатки. При этом нужно отразить, что важен порядок приходов.

Регистр Остатки (ожидаемый результат)

  Регистратор     Период     Склад     Товар     Количество  
 РН1  Д10   С1   Т1   - 3 
 РН1  Д10  С1  Т1  - 17


Документ Расходная накладная

  Ссылка     Дата     Склад  
 РН1  Д10   С1 


Документ Расходная накладная (табличная часть)

  Ссылка     Товар     Количество  
 РН1  Т1   20


Регистр Остатки

  Регистратор     Период     Склад     Товар     Количество  
 ПН1  Д1   С1   Т1   3 
 ПН2  Д2  С1  Т1  30

 

 В результате получили детальное описание задачи. При этом оно содержит только важные детали.

 

Этот способ я использую при постановке задач по проведению документов и написанию отчетов.

методика тз программирование постановка задача

См. также

Стандарты и документация Оценка проекта Бесплатно (free)

Корректно формулировать предпосылки и цели проекта умеют немногие. Как показывает практика, с этим очень тяжело справляются функциональные заказчики. И даже для сотрудников, которые много лет занимаются проектами внедрения информационных систем, это не тривиальная задача. Расскажем о том, как проверить корректность целей, сформулировать предпосылки и правильно составить Устав проекта.

13.08.2025    370    0    INK2018    3    

6

Работа с требованиями Стандарты и документация Бесплатно (free)

Удивительно, но до сих пор большинство аналитиков не слышали о своде знаний по бизнес-анализу BABOK Guide и не знают, что фактически уже используют его техники в работе. Расскажем о том, как с помощью техник BABOK сделать ТЗ максимально «живым» – структурировать требования, визуализировать процессы, смоделировать данные и интерфейсы, чтобы ТЗ было понятно и заказчику, и разработчику.

31.07.2025    857    27    otkalo    8    

2

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Статья посвящена распространённой проблеме в разработке 1С – чрезмерному формализму технических заданий, превращающих гибкий процесс внедрения в бюрократический кошмар. Мы разбираем, почему объёмное ТЗ не гарантирует успех проекта, как оно может парализовать работу команды и что делать, чтобы перейти от «мертвых» документов к живому процессу разработки. На практических примерах из мира 1С показываем, какие форматы взаимодействия действительно работают и как сохранить баланс между ясностью требований и гибкостью решений.

29.07.2025    1308    0    Vasin86    19    

23

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Написание полноценного ТЗ при сопровождении готовой системы или небольших позаказных доработках – вопрос спорный. Но договоренности с заказчиком нужно обязательно где-то фиксировать. Расскажем о том, зачем писать ТЗ, как это делать, и какие программы удобно использовать для эффективной работы с постановкой задач.

04.03.2025    1075    0    3soft    0    

2

Проектирование Стандарты и документация Бесплатно (free)

СППР – удобный инструмент для работы с модификацией системы, в частности, упрощающий и автоматизирующий написание проектной документации. Расскажем о практическом опыте составления в СППР «Описания проектного решения».

18.12.2024    2706    0    user1959522    0    

4

Стандарты и документация Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Чтобы снизить нагрузку на техподдержку, к готовому продукту всегда должна прилагаться документация. Но как сделать, чтобы инструкция была понятной и полезной, а ее разработка и актуализация не затянулись на несколько месяцев? Разберем вопрос рациональности использования стандартов и наиболее доходчивые варианты стилистики, организации структуры, детализации при написании инструкций.

24.09.2024    6013    0    chavalah    19    

20

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Когда при внедрении систем 1С всплывает слово «ГОСТ» – практически всегда речь идёт о документе «Техническое задание». И у большинства внедренцев падает настроение, как только им говорят, что надо «написать ТЗ по ГОСТу». Но опытные кулинары знают, как готовить это блюдо так, чтобы оно оставило после себя приятное послевкусие, а не горькое разочарование. О собственных рецептах приготовления документации по ГОСТу пойдет речь в статье.

21.08.2024    4137    64    Laya    3    

24

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Как гарантировать актуальную документацию и превратить ваши тесты в красивый фильм? Берём тесты, сценарии, Vanessa Automation, перемешиваем, но не встряхиваем – и рецепт готов. Расскажем о том, как добиться простой и невозможной цели – чтобы документация к вашему продукту соответствовала ему.

12.08.2024    8303    0    fenixnow    3    

25
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. mosAdm 135 05.07.15 20:07 Сейчас в теме
Вы явно не Андрей Габец. Эту методику он читает в 3-м УЦ наверно лет 10 уже.
2. json 3391 05.07.15 22:41 Сейчас в теме
(1) mosAdm, я не Андрей Габец и его курсов не посещал. Я простой разработчик и до такой схемы дошел самостоятельно. Мне приятно, что это уже кто-то придумал, да к тому же еще и читает на курсах. Значит, она действительно имеет ценность.
У меня есть еще куча идей для статей, которые я планирую опубликовать в ближайшее время. Эта методика хорошо ложится для создания юнит-тестов. Чуть позже выберу время и опубликую пример, как это использовать на практике.
Andreeei; dddxddd; +2 Ответить
8. dddxddd 09.07.15 17:33 Сейчас в теме
(2) я даже не знаю что такое 3-м УЦ, но когда объясняю задачу, рисую аналогичные таблички...
(1) mosAdm, не всему что начитывют учителя, можно верить (правда не в этом примере). Но самое главное это надо уметь применять на практике...
5. Mi4man 176 06.07.15 13:20 Сейчас в теме
(1) mosAdm, Автор выложил всем, а Габец пусть дальше читает...
verunca; Andreeei; shumvlesu; +3 Ответить
3. BigRig 18 06.07.15 09:13 Сейчас в теме
Доброго времени суток!

Почему первые даты Д10?
Зачем мы брали расходные, если в итоге приходные используются?
4. json 3391 06.07.15 11:34 Сейчас в теме
(3) DimaBab, в моем примере предполагается, что Д1 раньше, чем Д2, а Д2 - раньше, чем Д10.
В задаче РН - расходная накладная, ПН - приходная накладная. Приход должен быть раньше расхода.
6. СергейК 51 08.07.15 09:24 Сейчас в теме
Интересная методика. Попробую использовать. Спасибо, что поделились!
7. DrAku1a 1768 09.07.15 03:52 Сейчас в теме
СокрЛП(Статья): Планируя структуру документа "от регистра" (от результата), надо определить - какие измерения будут "в целом на документ", а какие "построчно" - в случае с регистром "Товары на складах" и документом "Реализация" - построчно будут реквизиты "Товар" и "Количество", а в целом на документ - "Регистратор", "Период" и "Склад".

Конкретизируйте название. "Методика постановки задачи" предполагает наличие общей методики (на разные виды задач, не только же документы и отчеты делаем).
9. pro1c@inbox.ru 187 09.08.15 17:59 Сейчас в теме
для примитивных случаев самое оно!
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация