Читая разные статьи на тему как формировать и согласовывать техническое задание. Хочется высказать свою точку зрения. Имея богатый опыт различных разработок я пришел к следующему выводу. Серьезное отношение к созданию тех задания это глупость. Работая с клиентом можно только примерно прикинуть основные принципы работы программы, и очень примерно ее стоимость. Любые попытки согласования входящих и исходящих документов могут быть только в общих чертах.
Если заказчик захочет не платить он не заплатит. Возьмем простой пример клиенту надо отчет остатки товара. Мы договорились, что ему нужен такой, отчет в нем должно быть: товар, ед.изм., кво и сумма. Нарисовали такой отчет, и заказчик вдруг решил, что это дорого, и тогда начнется, скажет что формат чисел очень большой или очень маленький, разделитель между целой и дробной частью не такой, отчет должен вместиться на один лист и только в портрете. И без возможности сортировать его по любому полю это не отчет, при этом сортировка должна быть уже в сформировоном отчете, и должен появляться сверху, и только при вхождение в комнату девочки по имени Оля.
С другой стороны есть клиент, которого хочется потерять, но не ругаясь. Мы сначала предложим ему написать тех задание и если вдруг (так не бывает) он его напишет, начинаем согласовывать такое тех задание. Перед ним можно постоянно ставить аналогичные вопросы, и он будет, постоянно придумывает ответы, такое согласование может длиться годами. И при этом никто ничего не делает.
На самом деле все и всегда решается на личных отношениях программиста и заказчика. Когда есть обоюдное желание и стремление получить результат, будет происходит предварительное согласование работ, когда программист реализует, то о чем договорились будет период отладки, то есть по «месту работая напильником собирать самолет». Как договориться о деньгах есть два проверенных способа:
1. Динамический исходя из стоимости часа работы.
2. Статический оплата раз в месяц, которая изначально обговариваются. Изначально можно попробовать прикинуть количество месяцев. И как показывает практика если отношение программист-заказчик сложились то оплата и дополнительная работа будет продолжаться и после завершения первоначальных договоренностей.
Ни какой гарантии, что клиент заплатит за работу при наличии ТЗ нет и не будет.
Прочитав комментарии понял, что не совсем четко донес основную мысль статьи. Здесь не обсуждается, надо или нет писать ТЗ, надо или нет заключать договор. Конечно надо. Но относиться к этому серьезно нельзя. Очень серьезно надо относится к созданию нормальных, творческих отношений с клиентом. И если эти отношения не складываются, нельзя продолжать работы, не смотря не на какие суммы и договоры с клиентом надо расставаться, на рынке полно работы через некоторое время .
Простой пример заключили договор, написали ТЗ. Прописали четыре этапа. Началась работа, со стороны заказчика ответственным назначили фин. директора который не на один рабочий вопрос не может ответить. По всем вопросам отправляют к технологу. У технолога никогда нет времени. Но все преграды героически преодаливаются. Завершаем 1-й этап подписываем акт получаем оплату. Завершаем 2-й этап подписываем акт выполненных работ с деньгами просят подождать. Завершаем 3-й этап ситуация, аналогичная. Завершаем 4-й этап клиент акт не подписывает, цепляется к любой мелочи, не тот формат числа, нет такой рисунок на кнопке на панели и т.д. Составляем бумагу акт согласования работ, в котором расписываем все замечания, устраняем их акт не подписывается говорится в лицо нам эта программа не нужна причина не называется. Из опыта понимаю, что он не может решить возникшие организационные проблемы (технолог не хочет внедрения программы, а заменить технолога он не хочет, или не может).
4 сентября 2008 года подаем в суд. На сегодняшний день суд продолжается, по мнению юриста предстоят еще 3-4 судебных заседаний, и суд примет решения в нашу пользу только по подписанным актам выполненных работ. Между каждым заседание 1,5 – 2 месяца. Потом есть вероятность, что клиент подаст на апелляцию и все начнется с начала. Так что деньги мы получим скорее всего к концу 2014 году. Возникает вопрос, а ради чего.
Еще раз повторюсь ТЗ нужно, но в виде краткого описания куда едем и как идем. Договор нужен. Но без нормальных отношений с клиентом это просто потерянное время.