Я думаю, что за фрилансом и работой на дому – будущее, причем ближайшее. Уже сейчас многие мега-корпорации типа Гугла и Фейсбука пытаются включить элементы «домашней» обстановки в свою корпоративную культуру. Не знаю, насколько это эффективно, и работает ли это реально. Ну то есть можно ли реально прям в офисе после обеда завалиться поспать на диванчик минут эдак на сорок. Потому что дома можно. Можно еще убраться, пообщаться с близкими, сделать что-нибудь полезное, просто передохнуть, если работа не идет. А что делать в офисе, если работа не прет в этот день? Таращиться в монитор, наморщив лоб? Увеличивая и без того высокий уровень стресса.
Вообще, работа программиста процентов на 50 творческая. Есть конечно рутинные задачи, вроде создания печатной формы, или поиска глюка в отладчике в рабочем механизме, который вдруг сломался. Но есть и более сложные задачи, которые сходу не решаются. Например, надо придумать, как совместить процесс, придуманный Заказчиком с типовыми возможностями конфигурации, чтобы по минимуму ломать методологию и конфигурацию. Или продумать бизнес-процесс процесс обмена с CRM-системой. Если рутинные задачи можно худо-бедно выполнять в любой обстановке, в любое время и в любом настроении, то вот творческие задачи уже требуют концентрации и даже немного вдохновения. Соответственно, иногда бывает более полезно передохнуть, дать информации улечься в голове, чтобы потом, окрыленным идеей засучив рукава взяться за работу. Опять же в домашней обстановке сосредоточиться бывает проще, т.к. в офисе зачастую когда кто-то видит программиста, его так и подмывает что-нибудь спросить.
Блин, конечно же хотелось бы поработать в офисе, где народ фанатеет от своей работы, по настоящему живет тем, чем занимается. Где у всех текут слюни, вытаращены глаза, и слышны восторженные вопли "Эврика!". Чтобы как фильме "Волк с Уолл-Стрит". Или как у Илона Маска, где инженеры пять лет жили на тропическом острове, чтобы наконец осуществить успешный запуск ракеты. Но таких классных мест, думаю не много. Попытки искусственно создать "безбашенную" атмосферу не всегда эффективны. В большинстве случаев в офисах царят легкая лень, апатия, ожидание конца рабочего дня, перекуры, чаепития. И ладно бы за чаем обсуждали рабочие вопросы, новые перспективные направления для развития, но нет, все то же - политика, спорт, автомобили.
Вообще, такая "стационарная" работа создает много лишних иллюзий и границ. Человек приходит на работу вовремя (это ведь уже подвиг), сидит там, тычет кнопки, и он внутренне спокоен, ведь он «работает». Когда вы работаете на фрилансе, вы смотрите своей эффективности прямо в глаза, и вы четко видите, движетесь ли вы к цели, или деградируете. На фрилансе все жестче и контрастнее, ведь оценивается уже не просто сидение в офисе, а результаты работы.
Как перейти на работу по фрилансу? Можно ли "фрилансить" на рабочем месте? Если вы работаете в какой-то организации, наверное не стоит прямо из ее стен пытаться обслуживать других клиентов. Это негативно воспринимается руководством, и у вас у самих может возникнуть неприятное чувство, что вы как будто кого-то обманываете. Но если вы у себя на работе отладили процессы, что вас более-менее не тыркают, есть свободное время – мне кажется его можно потратить на то, чтобы как-то систематизировать ваши наработки, сделать их более универсальными, чтобы можно было предложить другим клиентам. Ваш текущий работодатель только выиграет от того, что вы «причешите» ваши разработки. Если это явно не противоречит вашим договоренностям с вашим работодателем. Опять же, можно писать публикации, заниматься нетворкингом, общаться с людьми в сети по вашему будущему фрилансерскому делу, не в ущерб текущей работе. При условии, повторюсь, что на текущем рабочем месте вы более-менее привели систему в порядок. И соответственно начинать искать клиентов, делать небольшие работы вечером, или в выходные. Это один способ, довольно напряжный, потому что работать по 10-12 часов в сутки, плюс в выходные, довольно тяжело. Этот способ подходит для тех, кому программирование на 1С в кайф, т.е. не только работа, но и хобби.
Второй способ – перевести текущего работодателя на удаленный режим работы из дома, либо брать больше выходных. Если вы хороший специалист, и добились хороших результатов, система работает стабильно, то договориться о таком режим вполне реально, например, вместо повышения зарплаты.
Третий вариант – поменять текущего работодателя на того, с которым работа изначально построена на удаленной основе.
Теперь смотрите, когда вы работаете удаленно, требования работодателя к вам меняются. Раньше, если вы присутствовали на рабочем месте, вы как бы «работаете», и душа руководства спокойна (большую часть времени). Теперь вы работаете удаленно, и очевидно, невозможно проконтролировать – работаете ли вы на самом деле, или страдаете ерундой. Попытки слежения за рабочим столом с помощью специального софта – это все ересь, и руководство свое внимание не туда тратит, и вы себя чувствуете как на цепи. Поэтому лучше, если от вас будут ждать не просто «работы», а видимых результатов. Соответственно, вы выдаете эти результаты, а свободное время можете с чистой совестью тратить на других клиентов. Таким путем можно постепенно переключить сознание с работы на одну компанию на поиск наиболее выгодного в данный момент клиента и зарабатывание денег своими мозгами.
Можно сразу начинать работать 1С-программистом в качестве фрилансера, но без опыта конечно будет маловато денег на первых порах. Заказчику можно прямо говорить, что не шарите в его задаче, но зато сделаете за небольшие деньги, и все отточите до блеска, чтобы сверкало. Есть очень большой сегмент заказчиков, которые с удовольствием будут готовы с вами поработать. Потому как матерые программисты берут достаточно большие деньги для небольших компаний, причем за каждый чих, и сотрудничество с такими программистами не всегда эффективно. Ведь владелец небольшой торговой компании не готов платить кучу денег за 1С, однако ему тоже иногда хочется поиграть в автоматизацию.
Для начинающего фрилансера задача на первом этапе работы – вовсе не набраться программистского опыта как такового. Вообще, опыт – не количество решенных задач, а количество качественно решенных задач. Можно 20 лет программировать, и все так же «колхозить» в коде. Опыт набирается, только если стремиться решать задачу качественно и эффективно. А для этого нужно пытаться понять, какую именно задачу решает для себя Заказчик, и пытаться искренне ему помочь. Кодированию же можно обучаться, если читать руководства, статьи, смотреть и разбирать качественный код от других разработчиков, сравнивать его со своим.
Можно набраться опыта коммуникаций с Заказчиками. И главной задачей как раз является выстроить хорошее общение с подходящими Заказчиками, которые в дальнейшем будут уже регулярно подкидывать задачки по 1С, сформируется какой-то первоначальный финансовый поток, с которым уже можно жить, и развиваться дальше как фрилансер.
Итак, мы перешли на работу по фрилансу. Зарплату нам больше не платят, и это может привести к дискомфорту и новым сложностям с непривычки. Если раньше вопрос финансов поднимался раз в полгода, когда мы просили премию или повышение оклада, то теперь управление финансами становится столь же важным, как и само программирование. Теперь нам платят клиенты, платят столько, на сколько мы с ними договоримся, и договариваться придется не один раз, а постоянно.
Как договариваться с Заказчиком об оплате. Во-первых, любая консультация должна оплачиваться. Как врач, как массажист, как адвокат, как проститутка (раз уж мы продаем свое время). Бесплатно можно консультировать новых клиентов, чтобы их завлечь в свою сеть, консультация должна быть в рамках «предварительного обследования», а не просто так. Действующим клиентам оказывать бесплатные услуги с целью улучшения отношений нельзя. Если хотите улучшить отношения – делайте свою работу классно, старайтесь принести максимальную пользу Заказчику. Ваши бесплатные работы и консультации никакой дополнительной пользы Заказчику не несут, это 100%.
Брать деньги проще всего за фактически отработанные часы. Оценки можно давать только по понятным задачам, которые уже делали. И все равно эти оценки надо сразу обозначать как предварительные. Факторы, которые могут изменить финальную стоимость задачи в большую сторону:
- Кривая база заказчика;
- Пожелания заказчика по повышению удобства использования того инструмента, который вы создадите;
- Неожиданности самой задачи, какие-то ситуации, которые необходимо учесть, ломающие исходный алгоритм, увеличивающие сложность в разы.
- Плохое настроение, неожиданный тупняк (не отменяющие необходимость выполнения задачи, хотя в этом случае в идеале переключиться на что-то другое).
Вообще, по-хорошему, Заказчику глубоко безразличны ваши так называемые «часы». Что важно Заказчику:
- Хорошее отношение (человеческое). Чтобы вы относились лояльно к его низким знаниям в области автоматизации, уважали его как умного человека, который на своем месте решает важные вопросы бизнеса. Чтобы не учили жизни, а иногда позволяли ошибиться, поиграть с системой. Хотя предупреждать об острых углах впереди все же необходимо, просто делать это мягко и ненавязчиво.
- Нужно уметь общаться на одном языке, пытаться и Заказчика понять, и ему что-то объяснить, чтобы реально разобрался и смог применить.
- Помочь устранить какой-то головняк, который мешает «нормальной» работе.
- Денег заработать с помощью вашей автоматизации. Это редко удается, или связь не всегда очевидна. Однако стремиться к этому необходимо.
Но оценить эти вещи в деньгах достаточно сложно, поэтому проще всего (для себя) оценивать именно в фактических часах. Т.е. берете примерно, сколько хотите зарабатывать в месяц в данный момент, берете грубо 4 часа в день эффективной работы, делите, и получаете вашу часовую ставку. Для учета задач и затраченного времени лучше использовать какую-нибудь программу, их очень много на выбор. Лично я использую самописную конфигурацию на 1С.
Еще можно продавать что-то готовое. Например, у вы сделали расширение, которое может пригодиться и другим клиентам. Во сколько оценивать такие разработки? Да во сколько хотите, главное не слишком дешево. Главное, не сколько Заказчик заплатит вам, а какую пользу он получит от вашей разработки, поэтому не нужно продавать дешево, исходя из того, что вам там дел по установке на 15 минут.
Всегда необходимо брать предоплату за работу. Исключение – если у вас значительный финансовый запас («подушка»), а Заказчик проверенный, регулярно платящий вам. Если не брать предоплату, то может возникнуть множество неприятных ситуаций:
- Проект слегка затянется, и Заказчик передумает реализовывать его (остынет к изначальной идее). Чаще всего это вызвано тем, что первоначальная идея, которая легла в основу вашего проекта по автоматизации почему-то не сработала. Например, вы писали интеграцию с AmoCRM, а ее так и не смогли внедрить, сотрудники продолжают писать все на листочках и в Excel. Или заказчик остыл к идее, и переключился на что-то другое. В итоге получается, что вы что-то сделали, а заказчику это уже не нужно. Соответственно, Заказчик начнет тянуть резину с оплатой, будут бесконечные придирки по реализации.
- Задача окажется гораздо сложней, чем планировалась изначально. В результате выполнение ее может быть нецелесообразным. Вы принимаете решение не «копать» дальше, и ваши трудозатраты пропадают зря, хотя по-хорошему такие риски должен нести Заказчик, ведь он заинтересован в проекте больше всех.
- Заказчик просто жадный, и хочет выжать из сотрудничества с вами максимум. Первоначальную задачу вы вроде как выполнили, но возникают дополнительные пожелания, консультации по ходу дела и т.д. Просто перестать оказывать доп. услуги вы не можете, ведь у вас висит выполненная задача без предоплаты. А так вы можете хотя бы взять предоплату и прекратить сотрудничество с данным Заказчиком, если договориться не удастся.
Окей, предоплату мы взяли, проект выполнили, но Заказчик не спешит закрыть остаток оплаты. Как быть? Если клиент хороший, у вас складываются долгосрочные отношения, и ваша работа его устраивает, он заплатит в любом случае, ведь он не захочет терять столь ценного специалиста. Если же ценности в вас не видят, то получить оплату будет сложнее. С точки зрения денег, рациональнее всего забить на этот проект, и забыть, и больше просто не работать с этим Заказчиком. Если же вы чувствуете себя комфортно в конфликтной ситуации, жесткие переговоры доставляют вам удовольствие, вы можете дожимать Заказчика на оплату выполненной работы. Времени и сил будет потрачено немало, но в большинстве случаев вы своего добьетесь, редко встречаются откровенные «кидалы».
Вообще, стратегическая задача при работе на фрилансе – это увеличение вашей ценности как специалиста, и соответственно рост стоимости часа работы. Ваша ценность как специалиста определяется несколькими факторами:
- Насколько необходимы Заказчику те решения, которые вы можете реализовать? Например, если клиент внедряет RetailCRM, то ему очень нужен хороший специалист по интеграции с 1С;
- Сколько специалистов можете решать подобные вопросы на приемлемом уровне? Малое количество специалистов может быть, если задача реально сложная, или задача весьма специфическая (тем не менее есть достаточный спрос);
- Насколько хорошо вы научились общаться с Заказчиком? Уверены ли вы в себя, готовы ли продавать свое время дороже, чем раньше?
Другая стратегическая цель состоит в том, что необходимо стремиться к увеличению, так сказать, «пассивного» дохода. Что сюда может относиться:
- Размещение разработок на Инфостарт (небольшой, но стабильный доход, плюс иногда новые клиенты);
- Облачные сервисы по размещению 1С (партнерские программы);
- Разные полезные сервисы для клиентов с партнерскими программами (CRM-системы, интернет-магазины, телефония, СМС, и другие).
Какой можно взять ориентир для заработка на фрилансе? Статистика реальных заработков мне не известна, но 100 тыс. руб. можно зарабатывать достаточно ненапряжно, для регионов это вполне нормальный заработок, которого хватает на жизнь, и остается много свободного времени для семьи, увлечений и саморазвития.