Начнем с вопроса "зачем, и причем тут НДС".
Как многие, наверное, слышали, с 01 января 2021 года у нас в России для ИТ-бизнеса свершился т.н. "налоговый манёвр". В результате этого манёвра программное обеспечение облагается налогом на добавленную стоимость в размере 20%. Исключение как раз составляет программное обеспечение, внесенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
НДС собирается на всех этапах цепочки поставки отдельной неисключительной лицензии на право пользования программным обеспечением от исходного лицензиара к конечному лицензиату. С важной оговоркой: если участник этой цепочки является плательщиком НДС.
Большинство разработчиков программного обеспечения, читающих эту статью скорее всего, как и я, не являются плательщиками НСД в силу применения упрощенной или патентной системы налогообложения, а то и вовсе зарегистрировались как новомодные самозанятые граждане. Но есть один важный нюанс, касающийся нас с вами: наше ПО продается не напрямую конечному пользователю, а через маркетплейсы, например, Инфостарт. А маркетплейсы, будучи организациями немаленькими, применяют общую систему налогообложения и платят НДС. Вот в них он и появляется, они вынуждены или добавить к вашей цене 20%, что бы вы получали столько же, как и раньше, или вычесть 20% на уплату НДС, что бы конечный пользователь платил столько же, как и раньше до этих манёвров.
Наши пользователи в массе своей тоже не плательщики НДС. Получается весьма грустная история, НДС просто увеличивает стоимость ПО на 20% без возможности предъявить его к зачету. С вопросом "зачем" разобрались, перейдем к вопросу "как".
На самом деле это не сложно. Для начала проверьте себя, ответив на простые вопросы:
- Кто является правообладателем?
- Какая у правообладателя форма (частное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо)?
- Для физика/ИП - какое гражданство? Нужно российское.
- Для российского юрлица сложнее. Нужно ответить на вопрос кто его бенефициары (учредители, акционеры) и что у них с гражданством. Нужно российское. У иностранного юридического лица не получится внести свое программное обеспечение в реестр.
С гражданством разобрались, теперь разберемся с программным обеспечением. Нужно подготовить следующее:
- Экземпляр программного обеспечения без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав. Это дистрибутив + пин-коды защиты, если она есть, демо-логины/пароли, если нужно куда-то логинится и т.п.
- Документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. Если у вас нет пользовательской документации, займитесь ей. Я всё делал на DokuWiki, не для реестра, а для реальных пользователей. Для подачи заявления в реестр мне достаточно было экспортировать в PDF, что бы прикрепить документ к заявлению. А корневая страница документации отлично подошла в графу заявления "Сайт правообладателя с описанием".
- Документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки. Вот это у меня вызвало некоторые затруднения. Прикрепил что получилось к этой статье. Если у вас такого нет, скачивайте, меняйте название правообладателя и продукта - пару раз уже прошло, должно пройти и у вас.
- Инструкция по установке с целью экспертной проверки. По регламенту перед голосованием экспертного совета пускать или не пускать вас в реестр нужно провести его экспертизу. Здесь нужно описать как эксперту установить ваше ПО и как ввести пин, логин, пароль и т.п. Понимаю, что у многих ПО ставится поверх платформы 1С. На всякий случай напишите в этой инструкции где взять бесплатную версию платформы для обучения и как её установить. Я не знаю, будут ли устанавливать ваше ПО или будут только смотреть документацию. У меня ПО было облачное и аккаунт, переданный на экспертизу один раз дёргался. Ничего не делали, зашли, посмотрели, вышли.
- Cведения об основаниях возникновения у правообладателя исключительного права на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Далее речь пойдет только о собственной разработке. Если вы регистрировали права на программу для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, достаточно будет прикрепить свидетельство о государственной регистрации права, оно не обязательно, но это вообще самый оптимальный вариант. В моем случае такого свидетельства не было, делать его долго (я делал 6 месяцев на другое ПО, заявление подавал через Госуслуги), поэтому я прикрепил внутренние документы организации:
- Приказ о начале проекта
- Приказ о вводе в эксплуатацию НМА
- Карточку НМА-1
Далее нам потребуется квалифицированная электронная подпись и верифицированная учетная запись на портале Госуслуг (а если у вас есть КЭП, то верифицировать аккаунт на Госуслугах не проблема). Идём сюда https://reestr.digital.gov.ru, нажимаем вверху "Личный кабинет", авторизуемся через портал Госуслуг, открываем вкладку "Мои заявления", жмём "Подать заявление" и начинаем заполнять
Название программного обеспечения и Предыдущие и (или) альтернативные названия программного обеспечения - вот тут важно перечислить все названия. Нужно подать название продукта как в маркетплейсе и как в актах между вами и маркетплейсом, они могут несколько отличатся, в реестре должны быть все названия с точностью до символа.
Основной класс программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение, Класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение и Код (коды) продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Выбирайте по смыслу. Если есть сомнения, поройтесь в реестре, поищите похожие на ваш продукты.
Далее заполняйте сведения о правообладателе, там ничего сложного. Обратите внимание, что варианта "индивидуальный предприниматель" нет, если вы ИП, нужно выбрать "гражданин Российской Федерации".
Заполняйте сведения о бенефициарах. В случае с ООО - это учредители.
На последнем шаге прикрепите все подготовленные документы, заполните поля, скачайте заявление, откройте его в Acrobat Reader, поставьте свою ЭЦП и загрузите его обратно. Готово, можно отправлять.
Если по формальным признакам заполнили всё правильно, заявление будет долго висеть в статусе "Новое". Если что-то совсем не так, робот ответит быстро, буквально в течение суток. После робота его должен проверить человек-эксперт. У меня прошло больше месяца, пока заявление сменило статус на "Проверка заявления", потом ещё 3 дня ушло на статусы "Заявление зарегистрировано" и "Заявление размещено на сайте". Потом еще 2 недели до "Назначен ответственный эксперт" (но там надо отметить, что были новогодние каникулы) и "Передано на экспертизу". На экспертизу ушел еще месяц, пару недель на устранение замечаний экспертизы и еще пару недель на "Подготовка голосования" и "Голосование".
Пишите вопросы в комментариях, постараюсь на все ответить.