Единый реестр российских программ, как туда попасть, зачем и причем тут НДС

Публикация № 1391550 25.02.21

Администрирование - Программное обеспечение (software)

реестр ндс регистрация заявка заявление

С 01 января 2021 в России взымается НДС с продажи программного обеспечения. Исключение сделано для программного обеспечения, внесенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Большинство предпринимателей и малых предприятий, продающих свои разработки на Инфостарте, не являются плательщиками НДС, но Инфостарт вынужден платить НДС и добавлять его к цене конечного пользователя. Чтобы избавить коллег из Инфостарта (и не только) от этого налогового бремени - зарегистрируйте своё ПО в реестре. Я это уже сделал и рассказываю, как.

Начнем с вопроса "зачем, и причем тут НДС".

Как многие, наверное, слышали, с 01 января 2021 года у нас в России для ИТ-бизнеса свершился т.н. "налоговый манёвр". В результате этого манёвра программное обеспечение облагается налогом на добавленную стоимость в размере 20%. Исключение как раз составляет программное обеспечение, внесенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

НДС собирается на всех этапах цепочки поставки отдельной неисключительной лицензии на право пользования программным обеспечением от исходного лицензиара к конечному лицензиату. С важной оговоркой: если участник этой цепочки является плательщиком НДС.

Большинство разработчиков программного обеспечения, читающих эту статью скорее всего, как и я, не являются плательщиками НСД в силу применения упрощенной или патентной системы налогообложения, а то и вовсе зарегистрировались как новомодные самозанятые граждане. Но есть один важный нюанс, касающийся нас с вами: наше ПО продается не напрямую конечному пользователю, а через маркетплейсы, например, Инфостарт. А маркетплейсы, будучи организациями немаленькими, применяют общую систему налогообложения и платят НДС. Вот в них он и появляется, они вынуждены или добавить к вашей цене 20%, что бы вы получали столько же, как и раньше, или вычесть 20% на уплату НДС, что бы конечный пользователь платил столько же, как и раньше до этих манёвров.

Наши пользователи в массе своей тоже не плательщики НДС. Получается весьма грустная история, НДС просто увеличивает стоимость ПО на 20% без возможности предъявить его к зачету. С вопросом "зачем" разобрались, перейдем к вопросу "как".

На самом деле это не сложно. Для начала проверьте себя, ответив на простые вопросы:

  1. Кто является правообладателем?
  2. Какая у правообладателя форма (частное лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо)?
  3. Для физика/ИП - какое гражданство? Нужно российское.
  4. Для российского юрлица сложнее. Нужно ответить на вопрос кто его бенефициары (учредители, акционеры) и что у них с гражданством. Нужно российское. У иностранного юридического лица не получится внести свое программное обеспечение в реестр.

С гражданством разобрались, теперь разберемся с программным обеспечением. Нужно подготовить следующее:

  1. Экземпляр программного обеспечения без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав. Это дистрибутив + пин-коды защиты, если она есть, демо-логины/пароли, если нужно куда-то логинится и т.п.
  2. Документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. Если у вас нет пользовательской документации, займитесь ей. Я всё делал на DokuWiki, не для реестра, а для реальных пользователей. Для подачи заявления в реестр мне достаточно было экспортировать в PDF, что бы прикрепить документ к заявлению. А корневая страница документации отлично подошла в графу заявления "Сайт правообладателя с описанием".
  3. Документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программного обеспечения, совершенствование программного обеспечения, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки. Вот это у меня вызвало некоторые затруднения. Прикрепил что получилось к этой статье. Если у вас такого нет, скачивайте, меняйте название правообладателя и продукта - пару раз уже прошло, должно пройти и у вас.
  4. Инструкция по установке с целью экспертной проверки. По регламенту перед голосованием экспертного совета пускать или не пускать вас в реестр нужно провести его экспертизу. Здесь нужно описать как эксперту установить ваше ПО и как ввести пин, логин, пароль и т.п. Понимаю, что у многих ПО ставится поверх платформы 1С. На всякий случай напишите в этой инструкции где взять бесплатную версию платформы для обучения и как её установить. Я не знаю, будут ли устанавливать ваше ПО или будут только смотреть документацию. У меня ПО было облачное и аккаунт, переданный на экспертизу один раз дёргался. Ничего не делали, зашли, посмотрели, вышли.
  5. Cведения об основаниях возникновения у правообладателя исключительного права на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Далее речь пойдет только о собственной разработке. Если вы регистрировали права на программу для ЭВМ в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, достаточно будет прикрепить свидетельство о государственной регистрации права, оно не обязательно, но это вообще самый оптимальный вариант. В моем случае такого свидетельства не было, делать его долго (я делал 6 месяцев на другое ПО, заявление подавал через Госуслуги), поэтому я прикрепил внутренние документы организации:
    - Приказ о начале проекта
    - Приказ о вводе в эксплуатацию НМА
    - Карточку НМА-1

Далее нам потребуется квалифицированная электронная подпись и верифицированная учетная запись на портале Госуслуг (а если у вас есть КЭП, то верифицировать аккаунт на Госуслугах не проблема). Идём сюда https://reestr.digital.gov.ru, нажимаем вверху "Личный кабинет", авторизуемся через портал Госуслуг, открываем вкладку "Мои заявления", жмём "Подать заявление" и начинаем заполнять

Название программного обеспечения и Предыдущие и (или) альтернативные названия программного обеспечения - вот тут важно перечислить все названия. Нужно подать название продукта как в маркетплейсе и как в актах между вами и маркетплейсом, они могут несколько отличатся, в реестре должны быть все названия с точностью до символа.

Основной класс программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение, Класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) соответствует программное обеспечение и Код (коды) продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности. Выбирайте по смыслу. Если есть сомнения, поройтесь в реестре, поищите похожие на ваш продукты.

Далее заполняйте сведения о правообладателе, там ничего сложного. Обратите внимание, что варианта "индивидуальный предприниматель" нет, если вы ИП, нужно выбрать "гражданин Российской Федерации".

Заполняйте сведения о бенефициарах. В случае с ООО - это учредители.

На последнем шаге прикрепите все подготовленные документы, заполните поля, скачайте заявление, откройте его в Acrobat Reader, поставьте свою ЭЦП и загрузите его обратно. Готово, можно отправлять.

Если по формальным признакам заполнили всё правильно, заявление будет долго висеть в статусе "Новое". Если что-то совсем не так, робот ответит быстро, буквально в течение суток. После робота его должен проверить человек-эксперт. У меня прошло больше месяца, пока заявление сменило статус на "Проверка заявления", потом ещё 3 дня ушло на статусы "Заявление зарегистрировано"  и "Заявление размещено на сайте". Потом еще 2 недели до "Назначен ответственный эксперт" (но там надо отметить, что были новогодние каникулы) и "Передано на экспертизу". На экспертизу ушел еще месяц, пару недель на устранение замечаний экспертизы и еще пару недель на "Подготовка голосования" и "Голосование".

И вот "Облачный ТСД", опубликованный тут на Инфостарте, вошел в реестр: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/235292/

Пишем радостное письмо менеджеру маркетплейса, указанному в вашем профиле и просим пометить, что разработка внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и начислять на её продажи 20% НДС более не нужно.

Пишите вопросы в комментариях, постараюсь на все ответить.

Скачать файлы

Наименование Файл Версия Размер
Документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программного обеспечения

.doc 32,50Kb
2
.doc 32,50Kb 2 Скачать

Специальные предложения

Комментарии
В избранное Подписаться на ответы Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. aspirator23 464 04.03.21 15:05 Сейчас в теме
Вроде бы инфостарт обещал в свой список включать все разработки с согласия авторов и регистрировать сразу пачками. Но в этом случае правообладатель - Инфостарт
2. kuld 438 04.03.21 15:10 Сейчас в теме
(1) А зачем передавать права? Это примерно как переписать квартиру в собственность арендатору - не очень оптимальный способ решения проблемы НДС.
3. aspirator23 464 04.03.21 15:16 Сейчас в теме
Все верно, права отходят инфостарту. Но не каждый решится пройти все эту бюрократическую машину по регистрации. Хорошо хотя бы эта статья появилась где описано как это все можно самому сделать. Ну и плюс инфстарт успокаивает что если что он всегда это права вернет автору.
4. kuld 438 04.03.21 15:20 Сейчас в теме
(3) Так я и описал как всё самому сделать. На самом деле не сложно. У меня затруднения вызвал только один документ, над которым пришлось попыхтеть пару дней, и я его к статье приложил.
А права эта такая штука, которую лучше всегда держать у себя и не отдавать никому ни под какими благими предлогами.
5. aspirator23 464 04.03.21 15:45 Сейчас в теме
Сохраню себе статью - полезно.
Оставьте свое сообщение

См. также

Облачный ТСД терминал сбора данных Промо

Терминал сбора данных Мобильная разработка Оптовая торговля Розничная торговля Учет ТМЦ Оптовая торговля Розничная торговля Учет ТМЦ v8 Розница УНФ ERP2 БП3.0 УТ11 КА2 УУ Платные (руб)

Облачный терминал сбора данных – простое и доступное решение для проведения инвентаризаций, заполнения документов поступления и расхода товаров по штрих-кодовой маркировке на Android смартфоне с фотокамерой. Так же отлично работает на специализированных ТСД на базе ОС Android. Решение не требует сложной установки и настройки, Вы будете готовы приступить к сбору данных через минуту после его приобретения.

2400 руб.

13.11.2017    48081    65    81    

MS Office Excel для пользователей. Подводные камни и полезные возможности

Загрузка и выгрузка в Excel Пользователю системы MS Office Абонемент ($m)

Приветствую, дорогие читатели! Этот материал рассчитан на пользователей, имеющих минимальный опыт работы в MS Ofice Excel. Предполагается, что пользователь уже умеет рисовать таблицы, раскрашивать шрифты, границы, фон ячеек и т.п. В материале будет показано как облегчить свою повседневную работу настроив удобно интерфейс, изучите самые часто используемые функции, возможности и всё это на понятном и доступном языке. Меня часто просили научить работать в Excel, что однажды пришлось сесть и написал небольшой самоучитель в стиле "просто и коротко о главном". Читайте, учитесь, а если вас просят "Научи" или "Подскажи", то можете смело дать ссылку на эту статью, тем самым сэкономив своё время. Хотите, чтобы ваши сотрудники стали эффективней, тогда тоже, порекомендуйте им эту статью. Приятного изучения!

1 стартмани

18.03.2018    18390    akor77    12    

Защита данных платформы 1С: Предприятие

Защита ПО v8 v8::УФ 1cv8.cf Абонемент ($m)

Платформа 1С: Предприятие предоставляет возможности защиты данных и контроля доступа. Является ли это самоуспокоением?

1 стартмани

15.02.2018    10066    Ликреонский    13