Мы собрали распространенные мифы о найме в 1С и попросили своих сотрудников их прокомментировать. К дискуссии присоединился Николай Толстошеев, руководитель отдела разработки in-house и организатор белгородского сообщества программистов 1С.
Миф 1: Уважающий себя разработчик не станет проходить собеседование из 3-х этапов
Если работодатель ищет людей надолго и всерьез, а не для того чтобы срочно закрыть дыру в проекте, он будет подходить к подбору персонала очень тщательно. Многоэтапные собеседования из трех и более частей проводят организации вроде Гугла или Яндекса. Многим соискателям такие условия не нравятся, но серьезные компании осознанно идут на это: при работе с крупными заказчиками цена ошибки слишком велика.
У нас процесс найма удаленного разработчика занимает до четырех недель. Собеседование состоит из трех этапов. Первый — это HR-интервью, на котором эйчары отсеивают кандидатов, не подходящих по софт скилам. Затем — техническое собеседование. Оно делится на две части, каждая из которых длится в среднем два часа. Сначала соискателя опрашивают по теоретическим знаниям объектов платформы 1С, затем предлагают решить задачи из ключевых областей разработки. Для кого-то этот процесс может казаться слишком продолжительным, но он позволяет провести качественный подбор специалистов. А еще дает соискателю возможность понять, подходит ли ему самому работа, а не только — подходит ли он компании.
«Меня приятно удивило, что собеседование может пройти в удобное для меня время: в рабочее время это было бы проблематично, — вспоминает Ксения, консультант 1С. — Была максимально комфортная атмосфера, я не чувствовала себя, как на допросе. В целом, это однозначно лучшее собеседование, которое я когда-либо проходила».
Как показывает практика, даже кандидаты с опытом в 1С более 5 лет не всегда знают базовые вещи. Некоторые отлично ориентируются в теории, но на практике работают очень медленно. Другие могут решать практические задачи, опираясь только на свой опыт, при этом у них отсутствует теоретическая база.
«Если кандидат не дотягивает до нужного уровня, мы рассказываем ему, какие вопросы неплохо было бы подучить, даем ссылки и материалы по этим темам. — говорит руководитель дивизиона «Разработка и сопровождение 1С» Павел Карпов, — Таким образом, мы не просто ищем людей себе в штат, а проводим срез знаний и помогаем разработчикам прокачивать навыки».
С наиболее перспективными соискателями из тех, кто не прошел собеседование с первого раза, поддерживают связь с прицелом на дальнейшее сотрудничество. При желании через некоторое время кандидат может пройти собеседование снова. Если он прочитал рекомендованную литературу и прошел курсы, шансы на успех увеличиваются. Самый целеустремленный соискатель устроился к нам с четвертого раза.
«Помню, что тот день на моей предыдущей работе выдался крайне напряженный, — рассказывает разработчик 1С Даниил. — Поэтому, не долго думая, я установил скайп на телефон, взял собаку и пошел гулять в лес. Во время этой прогулки и состоялся второй этап собеседования. Если я чего-то не знал или, например, с какими-то вещами давно не работал, то прямо об этом говорил, не пытаясь что-либо придумать».
«Мы понимаем, что все знать невозможно, — объясняет Павел Карпов, — но хотим быть уверены, что разработчики, которых мы подключаем к проектам, с первых дней работы будут максимально погружены в бизнес-процессы клиента и не станут тратить время на изучение базовых вещей».
Некоторые работодатели устраивают кандидатам дополнительные испытания. Например, в компании Николая Толстошеева на заключительном этапе соискателя просят пройти проверку на детекторе лжи. «Это сложная и дорогостоящая процедура, — говорит Николай. — Мы не будем предлагать ее первому попавшемуся кандидату. Если соискатель получил направление на полиграф, это означает, что предыдущие этапы интервью он прошел успешно».
Миф 2: Зарплаты разработчиков 1С в Москве на порядок выше, чем в регионах
Одни верят, что в московских компаниях зарплата 1С-разработчика в 200 000 рублей — обычное дело. Другие, наоборот — что в столице таких вакансий мало, и они быстро закрываются через сарафанное радио.
«Я долгое время жила в Москве и переехала в Казань, — рассказывает аналитик 1C Валентина. — И моя зарплата здесь, безусловно, меньше московский. Но по факту я ничего не потеряла, так как расходов стало меньше. В основном за счет того, что не нужно снимать квартиру по цене особняка: аренда в Москве „съедает“ разницу с региональными зарплатами. А московские расстояния могут убить практически все свободное время. Теперь, например, я успеваю готовить сама, а это тоже заметно экономит бюджет».
Казалось бы, можно найти компанию-работодателя в Москве и зарабатывать как в столице, работая дистанционно — из небольшого города, где «жизнь дешевле». Однако удаленным сотрудникам московские работодатели привыкли платить меньше: исходя из средней зарплаты по региону.
«Зарплаты разработчиков 1С в Москве сейчас в 1,5-2 раза выше, чем в среднем по стране, — считает функциональный архитектор 1С Иван Князев. — Пока московские компании не готовы платить такие же деньги удаленным разработчикам из регионов: слишком высоки риски. К основным проектам привлекают только офисный персонал. Удаленных сотрудников берут на конкретные задачи: разовые или временные. И оплачивают их услуги сдельно — по ставке, которая ниже, чем зарплата штатника. Хотя ситуация может поменяться: пандемия внесла свои коррективы и полстраны работало дистанционно.
Из-за пандемии крупные компании стали нанимать удаленный персонал, чем очень сильно подняли уровень зарплат в провинции. Расценки на региональном рынке труда стали приближаться к московским. В результате искать специалиста по 1С из небольшого города на зарплату, сильно меньшую, чем в Москве, стало тяжело.
Николай Толстошеев считает, что определяющую роль играет не локация, а квалификация соискателя. «Зарплаты разработчиков 1С и в 200 000, и в 250 000, и в 300 000 рублей — это не миф, — говорит он. — Такие предложения есть, но кандидаты, которые их получают — это штучный товар. Чем выше зарплата, тем выше требования к будущему сотруднику у работодателя».
Миф 3: Если у компании постоянно 100500 открытых вакансий, там большая текучка. Или такие условия, что никто не хочет идти
Компании, которые непрерывно развиваются, нехватку качественных специалистов испытывают всегда. У нас, например, количество сотрудников растет в 1,5 раза в год. Так как регулярно запускаются новые проекты, на карьерном сайте вакансии открыты постоянно.
«У нас две основные вакансии: это разработчик 1С и консультант 1С, — говорит Павел Карпов. — Мы не берем стажеров и начинающих программистов, так как нам важно, чтобы новый сотрудник сразу начал эффективно взаимодействовать с заказчиками. Также нам важны развитые софт скиллы. У нас мало быть хорошим техническим специалистом: нужно уметь корректно общаться с коллегами и клиентами. Поэтому, к сожалению, далеко не все соискатели нам подходят».
Сейчас у нас работает больше 300 человек из 90 городов России. Несмотря на то, что с начала 2021 года в штат были приняты 70 сотрудников, поиск новых специалистов не прекращается.
Найти квалифицированных 1С-ников в регионах для работы в офисе еще сложнее. «В Белгороде по запросу „программист“ сайт HH выдает всего 68 резюме, — рассказывает Николай Толстошеев. — В этом списке — новички без опыта работы, вебмастера и прочие недопрограммисты. Когда мы их исключаем, остается в лучшем случае 10 реальных кандидатов. После разговора окажется, что 9 из них трудоустроены и не собираются менять работу, а просто мониторят ситуацию на рынке труда».
Миф 4: В аутсорсинговых компаниях быстро выгораешь
В проектных, сервисных организациях и в компаниях-интеграторах постоянно меняются задачи. И есть мнение, что опыт у специалистов там накапливается значительно быстрее, чем при работе на конечного клиента. Однако не все с этим согласны.
«Если конечный клиент постоянно развивается и совершенствуется вместе с рынком, сотрудникам тоже приходится развиваться вместе с ним. — говорит Николай Толстошеев. — Я работаю на такого клиента. И у нас люди прокачивают свои профессиональные навыки не менее активно, чем в аутсорсинговых компаниях. Тех, кто считает, что у конечных клиентов спокойный ритм работы, я могу пригласить на экскурсию к нам в офис».
К сожалению, у такой деятельности есть и обратная сторона — постоянные стрессы, которые могут привести к хронической усталости и выгоранию.
«Мой опыт работы в 1С более 15 лет, — рассказывает аналитик 1C Валентина.— Причем первые два года я работала у конечного клиента. Но в итоге свой выбор сделала в пользу интегратора: мне тем интереснее работать, чем больше приходится решать разноплановых задач. При этом могу сказать, что уровень стресса у конечного клиента может зашкаливать: особенно, когда ты единственный 1С-ник на всю компанию, где много пользователей и куча разных конфигураций».
Выгорание сотрудников — проблема, хорошо знакомая многим компаниям. Именно поэтому бизнес начинает понимать, как важно беречь людей — и это становится если не целью, то одной из главных задач.
«Мы отличаемся от фирм-франчайзи тем, что платим оклад и даем ограниченное количество проектов, — рассказывает Павел Карпов. — При этом собираем обратную связь не только от заказчиков, но и от наших специалистов: насколько им комфортно работать на текущем проекте. У сотрудника есть возможность сменить проект, если они с клиентом не сошлись характерами и у них не получается эффективного взаимодействия».
Миф 5: Зачем разработчику 1С идти в найм, если он может спокойно фрилансить на себя?
«Когда какой-нибудь крупный заказчик ищет себе разработчиков 1С, то на фрилансеров он смотрит в последнюю очередь, — рассказывает Эльдар, руководитель проектов. — Поэтому зачастую фрилансерам достаточно тяжело найти большие и интересные задачи».
При очевидных плюсах фриланса — гибкий график, возможность решать личные дела в рабочее время, регулировать нагрузку и многое другое — строить карьеру в найме в долгосрочной перспективе выгоднее. Как правило, на фрилансе круг технических задач у разработчика узкий, а нетехнических — с бумажками, актами, налогами — широкий.
Многим вещам сложно научиться самостоятельно. Поэтому новичкам лучше работать в команде с более опытными людьми — только так можно прокачаться. Кроме того, работая в штате, можно рассчитывать на упорядоченный образ жизни, стабильный доход, соцпакет, возможность карьерного роста. Фриланс не дает никаких гарантий. Еще из найма во фрилансеры можно уйти в любой момент. А вот из фрилансера переквалифицироваться в офисные работники намного сложнее.
«Я фрилансил больше 10 лет, — рассказывает Николай Толстошеев. — Работал 24/7 без выходных и праздников. Даже в отпуске нужно постоянно быть на связи с клиентами. Все это негативно отражалось на здоровье и плохо совмещалось с семейной жизнью. В итоге я решил, что с меня хватит. И когда мне поступило предложение перейти в штат одного из моих постоянных заказчиков, я его принял».
Однако, как показывает опыт наш и ряда других компаний, совместить плюсы офисной занятости с плюсами фриланса реально. Потому что можно оставаться наемным сотрудником, но работать удаленно.
Дистанционная работа отменяет транспортные издержки: это экономия денег, времени и нервов. Рабочее место — там, где захочется. Отлаженные онлайн-коммуникации делают внутренние процессы в компании комфортными и прозрачными. «Впервые я должна была понравится работодателю по телефону, — рассказывает о своем знакомстве консультант 1С Марина. — Первая мысль была, что это смелые ребята, раз они готовы взять на работу людей, которых не видели вживую и которым не смотрели в глаза».
Наши сотрудники работают, в коворкингах и совмещают работу с путешествиями. При этом получают фиксированную оплату труда, не зависящую от формата работы: дистанционно или в офисе.
«Компания гарантирует выплату заработной платы вне зависимости от того, загружен специалист работой или нет, — поясняет HRD Екатерина Есина. — Весной 2020 года, когда несколько крупных клиентов остановили проекты, и у разработчиков появились вынужденные простои, мы продолжали платить полные оклады без задержек. Жизнь в России встала на паузу, люди сидели без денег, бизнесы закрывались, а наши сотрудники продолжали гасить ипотеку опережающими темпами».
Нижняя планка дохода программиста 1С у нас — 100 тысяч рублей до вычета налогов. Кроме того, расширенный соцпакет включает компенсацию покупки техники и удобного кресла, любые курсы по 1С за счет компании, возможность сдвигать график, если сотрудник живет не в часовом поясе Москвы. Два дня в квартал можно болеть без больничного листа с сохранением зарплаты.
«Мы с мужем работаем уже 3,5 года, — рассказывает наш консультант 1С Светлана. — За это время мы стали чаще путешествовать. Очень удобно, что можно работать из любого города, из любой точки, где есть интернет. Скоро мы собираемся переехать в другой город, и у нас нет переживаний, что придется искать работу на новом месте: работа переедет вместе с нами».