«Кому он нужен, этот Васька?»
Существует управленческий учет, отличный от бухгалтерского. Вот мнения моих оппонентов:
«Управленческий учет - это часть бухгалтерского. С этой точки зрения УПП, как, впрочем, любая учетная система, в которой УУ противопоставлен БУ, способствует ухудшению финансового положения предприятия - хотя бы из-за накладных расходов на второй комплект бездельников и дармоедов, не говоря уже о путанице, вносимой введением дополнительной себестоимости. "Тут читать, тут не читать, тут я селедку заворачивал..."»
«Фиксация движения ценностей - это компетенция бухгалтера. Если фиксация происходит двумя способами - значит, ведется два бухучета. Отнюдь не БУ и УУ.»
«1С нужны бабки. УУ впаривается подороже - вот и все подоплека задумки.»
Читая эти строки, УУ представлялся мне бездомным и беспризорным котом, который должен прятаться от всех приличных людей и питаться только на помойках.
Но как же быть с такими ситуациями?
Пример первый: неотфактуровка
Неотфактуровка — застарелая болезнь социализма или широкой русской души. В нашей стране распространено явление отпуска товара только по ТТН (товаро-транспортной накладной). Но этот документ не является «денежным» и не может служить основанием для проводок по налоговому учету, особенно для целей учета НДС. С точки зрения бухгалтерского учета можно создать документ «Поступление товаров и услуг» и указать цену товара по договору, но можно попасть «пальцем в небо», тем более могут быть закупки без договора. Конечно, в таких случаях надо бы создать в базе «Приходный ордер», но он тоже не содержит денежных показателей. А если конец квартала? Накладную и счет-фактуру в бухгалтерии могут получить через месяц… Снабженцы зачастую считают свою миссию оконченной именно на этапе «получил и привез», за «бумажки» пусть бухгалтера волнуются. Бухгалтера получат в итоге накладную и счет-фактуру, но после сдачи отчетности за квартал и, может быть, с другой датой. Придется бухгалтерии идти на «маленькие хитрости».
Поэтому обычный документ «Поступление товаров и услуг» в КА и УПП имеет три флага проведения: УУ, БУ, НУ. Собственно поступление сырья по этому документу, например, прошло в июне, но документов (накладной и счета-фактуры) в июне не было. Тогда же, в июне, сырье было израсходовано на нужды производства. При отсутствии счета-фактуры поставщика зачет НДС произвести нельзя, нельзя учитывать в НУ затраты сырья без документов поставщика. Но для УУ и БУ отсутствие накладной и счета-фактуры не может служить препятствием для учета. Часто из-за этого управленцы вообще не выделяют НДС из состава затрат. Для них удобнее сразу в Настройке учетной политики УУ в разделе Запасы НЕ СТАВИТЬ флаг «не включать НДС в стоимость партий», как это и сделано в демобазе к релизу УПП 1.3.26.1 (скриншот Запасы УУ). Поэтому в УУ в стоимость сырья будет включен НДС входящий.
Пример второй: без неотфактуровок
В статье «БП, КА, УПП: три правды» я уже рассказывала, что способ формирования производственной себестоимости в КА практически не отличается от того, который используется в БП. Поэтому о полноценной производственной себестоимости продукции можно говорить только в УПП.
Для принятия решения о выпуске той или иной продукции, прежде всего, нужно понимание суммы маржинальной прибыли, которую она приносит. В статье «УПП: история одного внедрения», опубликованной ранее, я выложила внешний отчет «Бюджет и P&L» для партионного учета. К этой статье прилагается версия такого же отчета, но для РАУЗ. Оба эти отчета работают только на УПП, например, на демобазе. В классике учета необходимо определить точку безубыточности для каждой производимой продукции. Но когда продукции много, эта задача становится слишком сложной. В такой ситуации может помочь предлагаемый отчет. Конечно, у него есть свои «допуски». Во-первых: условно считается, что продаваемая в этом месяце продукция произведена в тот же период. Поэтому, если продукции за месяц произведено меньше, чем продано, прямая себестоимость будет рассчитана по той, которая сформировалась в этом месяце. Во-вторых, к радости сторонников бухучета прямая себестоимость в упомянутом отчете учитывается по регистру «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)». Такое решение пришлось принять по ряду причин, но оно не вполне корректно и вот почему:
Предположим, куплено сырье1 кг по 118 рублей, из них 18 рублей — НДС входящий. Из этого сырья произведена продукция, которая продана за 236 рублей, из них 36 рублей — НДС исходящий. 18 рублей мы должны заплатить государству, как налог на добавленную стоимость (36-18), но эта сумма пройдет по отчету «Движения денежных средств» (ДДС) в следующем месяце. Неотфактуровок нет. Маржа должна составлять 236-118=118 рублей. Рассмотрим те же действия, используя в отчете «Бюджет и P&L» регистр «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)» или регистр «Затраты на выпуск (управленческий учет)».
Вариант 1. Используем регистр «Затраты на выпуск (бухгалтерский и налоговый учет)»: выручка 236 рублей минус затраты 100 рублей, получим маржу 136 рублей. Маржа завышена на сумму входящего НДС.
Вариант 2. Используем регистр «Затраты на выпуск (управленческий учет)»: В Настройке учетной политике УУ в разделе Запасы не ставим флаг «не включать НДС в стоимость партий». Тогда выручка 236 рублей минус затраты 118 рублей, получим маржу 118 рублей.
Из-за того, что в отчете используется вариант 1, приходится пересчитывать затраты с НДС, умножая полученные величины на 1.18. Хорошо, если входящий НДС всегда 18 %, а если есть и 10%...
В условиях большого ассортимента продукции и материалоемкого производства, предлагаемый отчет помогает грубо, но быстро выявлять ту продукцию, которая не окупает даже прямые переменные материальные затраты. Остальные затраты, включая зарплату и уплаченный государству НДС, собираются отчетом ДДС за месяц (вариант Расходы по статьям) и в Excel присоединяются после вычисленной маржи. Так получается (грубо) операционная прибыль/убыток для целей принятия управленческих решений.
Пример третий: другая валюта управленческого учета
В демобазе используется учет в другой валюте для УУ (USD). Валюта УУ может измениться на EUR, но смысл работы с документами в УПП и КА от этого не изменится: один документ при проведении может и должен давать разные суммы для УУ, БУ и НУ.
Пример четвертый: учет прибыли для инвестора
При создании нового предприятия, рассчитывая требуемые вложения, инвесторы сразу закладывают в смету стоимость покупаемого оборудования и строящихся производственных площадей. Поэтому прибыль инвестор начнет учитывать только тогда, когда предприятие перекроет затраты на закупку оборудования и других основных средств. В то же время бухгалтер разделит затраты на закупке ОС на те сроки, которые ему предлагают соответствующие законы, и будет считать затраты вместе с амортизацией. Таким образом, прибыль с точки зрения инвестора и бухгалтера будет различная в разные периоды деятельности предприятия.
Для такого управленческого учета нужны отличные от бухгалтерских регистры учета затрат, как это и сделано в КА и УПП.
И вглубь, и вширь
В понятие «управленческий учет» часто закладывается учет с аналитикой более глубокой, чем это нужно для БУ. Потребности БУ определяются рекомендованным Планом счетов.
Вот мнения оппонентов:
«по сути, автор под управленческим учетом подразумевает производственный учет - и это правильно)»
«Бухгалтерский учет - основа, на котором держится учет на предприятии. Бух. учет, при правильном построении, может удовлетворить требования всех пользователей... Но, к сожалению, не все пользователи могут правильно понимать и анализировать бух. отчеты. Вот тут-то и внедряется «управленческий» учет как упрощенное представление результатов хоз. операций для менеджеров»
Программный продукт БП показывает движения в документах по проводкам (Дт/Кт). Соответственно, бухгалтерские отчеты оперируют тоже проводками и аналитикой по счетам. К примеру, документ «Отчет производства за смену» в демобазе делает следующие проводки (Скриншот Проводки в БП ОПЗС) и движения по двум регистрам (Скриншот Регистры в БП ОПЗС). Подавляющее большинство сотрудников других служб (технологов, продажников, производственников, снабженцев) просто начинают звереть при словах: «В дебет 20-го счета». Поэтому в БП придется «мастрячить» дополнительные отчеты. Но они редко удовлетворяют потребности перечисленных выше служб именно из-за отсутствия необходимой им дополнительной аналитики: заказов, планов, характеристик продукции и затрат, серии продукции и затрат, спецификаций, проектов и прочее. Куда уж до упрощенного предствления…
В программных продуктах КА и УПП появляются движения по большому количеству регистров (Скриншоты Регистры в КА Выпуск продукции и Регистры в УПП ОПЗС). И в каждом регистре аналитики в разы больше, чем в проводках. Соответственно, отчеты можно строить не только подробнее, но и удобнее с точки зрения «небухгалтера». Причем эти регистры уже существуют, и при отсутствии какого-нибудь специфического отчета по желанию клиента большинство потребностей можно удовлетворить, построив на основе Универсального отчета отчет по любому из 164 существующих в УПП регистров накопления. И для этого не надо быть программистом или бухгалтером.
А еще есть регистры сведений. Документ Поступление товаров и услуг в БП не может фиксировать цены поставщиков для последующего анализа менеджеров и принятия управленческих решений, в то время как в УПП существует подраздел учета Ценообразование.
В справочнике Статьи затрат в БП и КА невозможно разделить собственные и давальческие материальные затраты. И простое введение отдельных статей здесь не выход, так как при расчете себестоимости программа «не прочитает» слово «давальческий» и не будет исключать ее стоимость из затрат. А если не указывать в затратах на выпуск давальческое сырье, учитывая его только на забалансе, то и проверить нормы расхода и перерасхода будет на порядок сложнее. Вот тут и «выйдет боком» экономия на программном продукте: УПП с этими задачами справляется «на раз».
И этот список примеров можно продолжать и продолжать…
Заключение
Один из единомышленников дал совет:
«Внедрение - погружение инородного тела в какую либо среду."...
Цитата из книги "Управленческий учет для директора", чтиво весьма поучительное и забавное. Всем советую прочесть. Книгу "Управленческий учет для директора" можно взять тут: http://financepro.ru/business/3955-upravlencheskijj-uchet-dlja-direktora.html
Обязательно последую этому совету в ближайшее время.
Благодарю оппонентов, их мнения побудили меня написать эту статью.
Благодарю единомышленников, ибо «один в поле не воин».
P.S.
Для того, чтобы предлагаемый отчет «Бюджет и P&L для РАУЗ» дал вразумительные данные, необходимо слегка навести порядок в демобазе.
Во-первых, начиная с 2009 года в базе оформлен выпуск только столов кухонных БС-55 и МС-34. Они выпущены в июне, но для них спецификация установлена основной только с 01.09.2009 г. (не путать с датой утверждения спецификации). Нужно установить спецификации основными с 01.06.2009 г. Отчет выбирает только те спецификации, которые являются основными на начальную дату формирования отчета!
Во-вторых, при нажатии кнопки «Выполнить» в отчете у вас появятся служебные сообщения о том, что не установлены цены номенклатуры контрагентов для всех материалов, из которых изготавливаются столы. Поэтому производственную себестоимость Факт (эталон) отчет не посчитает. Чтобы исправить эту ситуацию в документах Поступление товаров и услуг от 25.05.2009 г. № ЮФО00000008 и от 01.06.2009 № ЮФО00000009 нужно установить тип цен контрагента, флаг «регистрировать цены поставщика» и перепровести документы.
Планов продаж в демобазе к релизу УПП 1.3 (1.3.26.1) на 2009 год нет. Поэтому некоторые графы в прилагаемом отчете пустые. Отчет масштабный, для наглядности в скриншоте «Бюджет и P&L для РАУЗ» показан в сокращенном виде/